Урок швейного дела (2 часа) в 5 классе.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Несмотря на кажущуюся простоту темы «Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями вплотную», урок требует тщательной и кропотливой подготовки – прежде всего – материального плана. Нужно большое количество разнообразных по форме и размеру, по цвету, материалу и назначению пуговиц, как с отверстиями, так и с ушком. Основное  наглядное пособие – панно «Виды пуговиц». Их можно разместить на планшете, обтянутом тканью, а пуговицы прикрепить на двухсторонний скотч. Ученики должны «найти» пуговицы на своей одежде и обуви, образцах изделий, просчитать их количество. Заинтересовать учеников может сказочный персонаж «Девчушка –пуговка», которая сама расскажет о своей истории. На таком уроке должно быть много игровых моментов: загадки об инструментах, игры «Путаница», «Улитка», кроссворд  по теме, смешные вопросы «Да-нет». Все это должно заинтересовать детей и тогда они с большим почтением будут относиться к  такой важной застежке на одежде, предназначенной для соединения её частей, как пуговица и самостоятельно пришивать её на одежду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_5klass_shveynoe_delo.zip539.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок швейного дела (2 часа) в 5 классе.

Учитель:  Кислицкая Элла Ростиславовна.

Основная тема: ремонт одежды.

Тема урока: пришивание пуговиц со сквозными отверстиями.

Задачи урока:

                                                     I.Образовательные:

-знакомство с формой, цветом, размером, материалом и назначением пуговиц;

-формировать ручные умения учащихся по пришиванию пуговиц;

-контролировать степень сформированности умений по выполнению ручных швейных работ ( работа иглой, ножницами, умение завязывать узелок на конце нитки)

II. Развивающие:

-развивать ориентировку в пространстве, зрительно-двигательную координацию, моторные навыки, глазомер;

-активизировать словарный запас, используя слова швейной терминологии.

                                               III. Воспитательные:

-формировать умение безопасно обращаться с рабочими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования;

-воспитывать элементы аккуратного и бережного отношения к одежде;

-воспитывать аккуратность и точность в работе

                                              IV. Коррекционные:

-активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством применения межпредметных  связей;

-развивать внимание и память

Цель урока : выполнить пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями на образце и на изделии вплотную.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование учителя: стенд  «Терминология ручных работ» (пришивание), модели одежды с застежками, сумочки с пуговицами, мужская сорочка без пуговиц, ножницы разного размера, вида и назначения; панно «Виды пришивания пуговиц» и «Виды тесьмы-молнии», тесьма «велькро» , большой рисунок пуговицы для рассказа об истории; задания для учащихся: кроссворд  «Путаница», «Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями» - на доске; игра «Да-нет» устно и индивидуально игра «Улитка» и «Расставь стрелки».

Оборудование учащихся:

Рабочая форма (фартук с косынкой), образец завязывания узелка,конверты с разными видами пуговиц и образцами тканей для пришивания пуговиц, учебник для 5 класса с 50-54 и технологические карты, дневники, тетради.

Инструменты и приспособления:

Органайзер с рабочими инструментами: иглами, ножницами, нитками, карандашами-мелками, ручками

Словарная работа: пуговицы с отверстиями, пуговицы с ушком, вплотную, тесьма-молния,  велькро (липучка).

Методы обучения:

-словесные-беседа; объяснение учителя и персонажа (пуговки);

-наглядные-демонстрации ( приемов работы иглой при пришивании пуговиц), видов пуговиц, молний, велькро и ножниц;

-здоровьесберегающие- гимнастика для глаз и зарядка для динамических пауз;

-игровые-задания на доске : «Способы пришивания пуговиц с отверстиями», игра «Да-нет» -воздушное исполнение; заполнение кроссворда в загадках, игра «Улитка» и «Путаница».

Ход урока:

I Организационный момент

  1. Подготовка рабочих мест, рабочей формы.

II Повторение. Актуализация  знаний, умений, навыков.

2.1 Беседа:

-Какую тему начали изучать на предыдущем уроке?

-Почему необходимо следить за одеждой, беречь её?

-Почему надо учится ремонтировать одежду?

2.2- А сейчас поиграть в игру «Буковки», я называю буквы, вы говорите слова на эти буквы: инструменты, приспособления, стежки, материал, изделия, Н(нитки),  К(крестообразные , косые стежки, карандаш, куртка).

2.3. Чтобы выполнить ремонт необходимо подготовить рабочие места и инструменты для работы.

- Я читаю загадку, вы отвечаете по плану: название; для чего применяется; правила бумажной работы.

Железная рыбка ныряет,

Хвост на волне оставляет.

( Демонстрация приемов с иглой, втягивание нитки в иглу и завязывание узелка.)

Инструмент бывалый,

И большой, и малый,

У него полно забот:

Он и режет и стрижет.

(Демонстрация  ножниц  разного назначения: садовые, маникюрные, раскройные, бытовые, овечьи (2 вида))

Первые ножницы были «овечьи». Более трех тысяч лет назад кто-то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком, их стали использовать для стрижки овец. А более тысячи лет назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком - и сейчас мы говорим  «Два конца, два кольца – посредине гвоздик». Ножницы  рычажной  инструмент, когда ты прикладываешь к его ручкам небольшую силу, на рабочей части  возникает значительная сила. Рабочая поза  при разрезании стоя: ножницы упираются в стол. Показ приёмов  работы учителем.

2.4. Подготовка к усвоению нового материала.

-Тема сегодняшнего урока тесно связана с темой «Ремонт одежды» Посмотрите на доску. Все буквы рассыпались, а вы должны двигаясь от буквы красного цвета по веревочкам прочитать основные слова сегодняшнего урока (слово «пуговица» - задание «Путаница»).

III.  Объяснение  нового материала:

3.1. Сегодня в гости к нам девчушка- пуговка. Она сама расскажет свою историю.

- Я пуговица. Без меня вам будет холодно, вы будете неряшливы и неаккуратны.  Мой возраст – 400 лет. Вроде много, но ведь ножницам 3400 лет, на сколько же лет ножницы старше меня? Когда я еще не появилась на земле в качестве застегивания люди скрепляли одежду шнурками, веревочками, палочками – это было неудобно и только в 16 веке один человек придумал мой современный вид. Пуговиц на планете великое множество. Они изготавливаются из разного материала, имеют разные размеры и формы, окрашены в многочисленные цвета, ими застегивают платья, куртки, шубы и пальто, рубашки и брюки. Чуть больше ста лет назад появился у меня соперник «тесьма-молния» , т.е. быстрая застежка ( демонстрация  молний на панно). Но и у него появился конкурент – застежка велькро или липучка, такая застежка проще молний. Но несмотря ни на что,  мы пуговицы были и остаемся важными и нужными. Посмотрите на свою одежду есть ли у вас застежки с пуговицами, молниями, велькро.

3.2

а) Ученики рассматривают свою одежду, находят застежки , определяют их вид и рассказывают где на изделии находятся пуговицы, сколько их, называют форму пуговки.

б) Учитель также показывает свою одежду, сумочки и рассказывает где расположены пуговицы.

в) Подобная  работа проводится и у стенда « Одежда с застежками».

3.3. Пуговка :- Все ли вам понятно ребята? Берегите свою одежду. Следите чтобы мои сестрички пуговки всегда были в порядке. До свидания.

3.4. Учитель – Что узнали нового из рассказа пуговки. Словарная работа ( тесьма, молния, велькро).  Объяснение учителя.

Пуговицы в одежде служат для застегивания, отделки и украшения. Пуговицы обычно подбирают в цвет ткани изделия. Все пуговицы делятся на два вида : со сквозными отверстиями ( дырочками) и с ушком (на ножке). Их демонстрация. Словарная работа : с отверстиями и с ушком. Пуговицы бывают разные. Они отличаются: по размеру, по цвету,  по форме (круглые, овальные, квадратные);  по материалу (деревянные, стеклянные, металлические); по назначению (детские, взрослые). Объяснение сопровождается показом пуговиц на панно «Виды пуговиц». Одновременно каждая из учениц находит в своем  конверте подобную пуговицу и показывают её ( самую большую и маленькую, из металла и стекла, детскую и взрослую).

3.5. Проведение динамической паузы.

3.6.  Главные слова урока.

-Для чего нужна пуговица?

(Чтобы пришить)

- Что значит пришивание?

(Прикрепление пуговиц стежками постоянного назначения). Чтение текста со стенда «Терминология ручных работ».

3.7. Подробный показ учителем пришивания пуговицы вплотную на рубашке. Проведение словарной работы: вплотную. Игра- способы пришивания пуговиц с 4-мя отверстиями- на доске.

IV. Вводный инструктаж.

4.1. Пуговицу с отверстиями (2 или4) пришивают вплотную  3-5 стежками двойной ниткой в цвет пуговицы. Показ трудовых приемов по пришиванию пуговиц с отверстиями очень подробный.

4.2. Работа с учебникос.с.54 и технологическими картами.

4.3. Повторение правил техники безопасности  при работе с иглой и ножницами.

4.4. Выполнение тренировочных упражнений в воздухе.

V.  Самостоятельная работа.

5.1. Пришивание пуговиц :

а) на образце- 1 группа -2 штуки, 4 группа- 1 штука.

б) на мужскую сорочку-  1 группа -2 штуки, 4 группа- 1 штука.

5.2. Текущий инструктаж.

- проверка организации рабочих мест и соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами;

- проверка правильности выполнения трудовых приемов;

- проверка проведения учащимися самоконтроля и взаимоконтроля.

5.3. Проведение гимнастики для глаз (приложение № 1 таблица 4 пункта)

Во время проведения  практической работы можно сообщить учащимся некоторые индексные из истории пуговиц…… Для богатых людей на Руси изготавливали пуговицы из жемчуга, золота, хрусталя. О знатности достатке людей судили также и по количеству пуговиц. На старинных одеждах пуговиц намного больше чем петель. Король Франции велел пришить на свой камзол 13600 пуговиц. В польском городе Иновроцлаве

 расположен музей пуговиц. В качестве пуговицы можно даже увидеть крохотные часики…..

VI. Закрепление нового материала.

6.1. Что научились выполнять ручками?

6.2. Заполнение кроссворда «Пуговица» с помощью учителя.

6.3. Игра «Да-нет» в воздухе (Приложение №2 ).

6.4. Для учащихся  4-ой группы задание на карточке «Способы пришивания пуговиц с отверстиями».

6.5. Для учащихся  1-ой группы задание улитка «Как пришить пуговицу с отверстиями».

VII. Подведение итогов урока.

7.1 Анализ характерных ошибок и их причин при выполнении практической работы.

7.2 Демонстрация лучших работ

     «Золотые руки-руки не из золота.

       Золотые руки не боятся холода.

       В ссадинах, мозолях  руки эти-

       Самые нужные руки на свете,

       Самые хорошие, самые простые

       У кого такие?

-Сегодня такие руки у (имя ребенка). Сюрпризный момент.

VIII. Уборка рабочих мест и кабинета.

Используемая литература.

-«Чудеса из ткани своими руками» , Ярославль, Академия развития, 1997г. с53-64

-С.А.Львова  «Практический материал к урокам  социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной)общеобразовательной школе VIII вида, 5-9 классы, М., Владос, 2009г. с 51

  Приложение №1

Упражнения для глаз.

1.Открыть-закрыть глаза 20-25 р.

2.Вверх        - вниз - 30р.

3.Вправо        - влево -30р

4.Конвергенция        ( приближение и удаление пальца к переносице) -20- 25 раз.

5.Переводить        взгляд с близкой точки на дальнее расстояние 20 -25 раз

6.Массаж         глаз («сухое» умывание)

7.Постукивание        по лбу, и по переносице подушечками пальцем.

                                                                   

Приложение № 2

Да –нет

1.Пуговицей играют в футбол.

2.Пуговица служит для застегивания одежды.

3.Нитки для пришивания пуговиц подбирают по цвету пуговицы.

4.Пуговицу черного цвета надо пришивать нитками белого цвета.

5.Пуговицы пришивают ниткой сложенной вдвое.

6.Нитки можно откусывать зубами.

7.Пришивают пуговицы иглой и нитками.

8.Отрезают нитки ножницами.

9.Игла должна быть тонкой и острой.

10.Игла в нерабочем состоянии находится в подушечке или в отделении органайзера.

КРОССВОРД

По теме «Пришивание пуговиц»

        

1

2

3

4

  1. Отгадай загадку: у него полно забот – он и режет и стрижет
  2. Отгадай загадку: я веселая девчушка стремлюсь к застежкам я всегда и нитку длинную из ушка тяну к застежке я тогда.
  3.  Отверстие для нитки у швейной ручной иглы.
  4. Острый рабочий инструмент- у быструшки- хвостик в ушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок швейного дела в 5 классе

Данный материал познакомит учащихся с ограниченными возможностями здоровья с производством и свойствами хлопчатобумажных тканей....

Открытый урок швейного дела (2часа) в 5 классе

Несмотря на кажущуюся простоту темы «Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями вплотную», урок требует тщательной и кропотливой подготовки – прежде всего – материального плана. Нужно большое количес...

Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Отделка швейных изделий" с презентацией

Разработка урока швейного дела, тип урока - комбинированный, (7 класс) по теме "Отделка швейных изделий" содержит вопросы  для повторения пройденного материала по конструированию, видам одежды, ...

Презентация к уроку швейного дела "Наложение заплаты" 5 класс

Презентация к уроку швейного дела "Наложение заплаты" 5 класс...

Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"

Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий" (12.03.23)

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий"...