Рабочая программа по технологии ФГОСООО 5-8 класс
рабочая программа по технологии по теме

Шумейко Юлия Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_dlya_nedelimykh_5-8_dlya_uchebnikov_po_d_r._simonenko.doc91.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Гимназия № 7» (полного дня)

Рассмотрена                                                                Программа утверждена

На заседании ШМО                                                   Методическим советом

Протокол №__                                                            МОАУ «Гимназия № 7»

«____»_______2013 г.                                                (полного дня)

                                                                                      Протокол №___

                                                                                      «____»_________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Технология»

на 2013– 2014 учебный год (срок реализации: 1 год)

(для неделимых классов)

 

 Класс: 5-9

Составители: 

Прокопенко Любовь Викторовна, высшая квалификационная категория

Шумейко Юлия Сергеевна, первая квалификационная категория

Оренбург, 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили программа общеобразовательных учреждений «Технология и трудовое обучение 5-11 классы» (под ред.В.Д. Симоненко), Просвещение, М., 2008 г., программа основного общего образования «Технология», 5-8 классы рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г. Авторы программы: А.Т. Тищенко, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.

Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 5-9 неделимых классов гимназии и рассчитана на один учебный год.

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

В гимназии «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие  и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе. Учитывая цель  и задачи образовательной программы гимназии:

* создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;

* формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;

*формирование у всех участников УВП интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самореализации;

изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.

Данная программа по желанию социума (детей и родителей), а также, учитывая оснащение кабинета технологии,  уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.

Задачи учебного курса

Образовательные:

  • приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
  • знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;
  • знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.

Воспитательные:

  • формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
  • формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
  • формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
  • формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.

В результате изучения технологии учащиеся должны:

знать/понимать:

  • основные технологические понятия;
  • назначения и технологические свойства материалов;
  • назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;
  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;
  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
  • находить и устранять допущенные дефекты;
  • проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  • планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;
  • для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  • для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
  • для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;
  • для обеспечения безопасности труда;
  • для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает в  5-7 классах — 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю, в 8-9 классах -35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Самая важная проблема на сегодня в школах это создание необходимых условий для технологической подготовки школьников. Технология в 5-9 классах традиционно представлена такими направлениями, как технический, обслуживающий труд.

Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 5-9 классов для МОАУ «Гимназия №7» (полного дня).  Материально-техническая база «Гимназии №7», не позволяет в полной мере осуществлять обучение по программе (отсутствие оборудованных мастерских для мальчиков, для девочек: станков, швейных машин и т.д.). В связи с этим внесены изменения в календарно-тематическое планирование уроков для 5-9 классов, которые позволяют учащимся овладеть духовным и творческим потенциалом народного и профессионального декоративного искусства, формировать у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, а так же подготовить учащихся  осознанному профессиональному самоопределению.

Данные изменения осуществляют положение концепции школы, воспитание творчески мыслящих молодых людей, приобщение к мировой культуре, развитие способностей самовыражения в процессе креативной деятельности.

Рабочая программа по учебному курсу «Технология» включает разделы:

Раздел 1. Кулинария.

Раздел 2..Электротехника.

Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов.

Раздел 4. Технология домашнего хозяйства.

Раздел 5 Технология обработки конструкционных материалов.

Раздел 6 Современное производство и профессиональное самоопределение.

Раздел 7 Семейная экономика.

                                       

Содержание программы

                                      5 класс

Тема. Вводное занятие. Знакомство с предметом. Инструктаж по охране труда. Экологические проблемы природы, человека, общества.

Раздел «Кулинария»

Тема. Физиология питания

     Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.

Составление таблицы «Значение витаминов для жизнедеятельности человека».

Тема. Блюда из овощей и фруктов

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов.

Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.

Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

Оценка качества.

Тема. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

     Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Оценка качества.

Тема. Блюда из яиц

 Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

 Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема. Бутерброды и горячие напитки

Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Приготовление и оформление бутербродов.

Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема. Сервировка стола к завтраку

Меню завтрака. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.

Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

Тема. Проектная работа  «Любимое блюдо моей семьи»

Понятие о творческом проекте. Этапы выполнения проекта. Оформление проекта, его презентация.

Выполнение творческого проекта.

Тема. Санитария и гигиена на кухне

     Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

     Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

       Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Тема. Обобщающий урок по  теме «Кулинария» Повторение материала четверти.

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Тема. Интерьер кухни

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни.

Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.

Тема. Бытовые электроприборы

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.

Тема. Швейные ручные работы

Общие сведения о видах ручных швейных операций. Виды швов (соединительные и декоративные). Требования к качеству строчки.

Выполнение основных видов соединительных и декоративных швов. Вышивание метки стебельчатым швом.

Тема. Технологии ремонта деталей интерьера, ремонта одежды и обуви и уход за ними

Способы ухода за различными видами лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели. Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью.

Выполнение мелкого ремонта одежды, чистка обуви. Удаление пятен с обивки и обуви.

Тема. Проектная работа «Интерьер кухни»

Требования к творческому проекту. Постановка целей, задач, определение последовательности работы. Оформление проекта, его презентация.

Выполнение творческого проекта.

Тема. Обобщающий урок по  теме «Технологии домашнего хозяйства». Повторение материала четверти.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов. Художественные ремёсла»

Тема. Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей. Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Определение направления долевой нити в ткани.

Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.

Сравнительный анализ прочности окраски тканей.

Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

Тема. Традиционные и современные виды ДПИ России

Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Тема. Знакомство с творчеством народных умельцев Оренбуржья

Особенности промысла пуховязания в Оренбургском крае.

Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Тема. Лоскутное шитьё

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье.

Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Зарисовка лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Тема. Проектная работа «изготовление прихватки в технике пэчворк»

    Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусстваПонятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

 Изготовление эскиза, шаблонов, раскрой швейного изделия. Соединение деталей между собой. Влажно-тепловая обработка ткани.

Тема. Проектная работа «Создание »декоративной композиции по мотивам промысла «Оренбургский пуховый платок»

Сведения о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.

Выполнение эскизов традиционных узоров мастериц. Создание эскиза модели одежды по мотивам оренбургских пуховых платков.

Тема. Обобщающий урок по  теме «Создание изделий из текстильных материалов. Художественные ремесла» Повторение материала четверти.

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»

Тема. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

     Древесина. Пиломатериалы. Графическое изображение деталей и изделий.

Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.

Технологические операции по ручной обработке древесины (разметка, пиление, строгание, сверление, отделка изделий).

Неподвижные соединения. Художественная обработка древесины (выжигание, выпиливание лобзиком).

Определение видов пиломатериалов. Выполнение эскизов для выжигания, выпиливания лобзиком.

Тема. Проектная работа «Художественная обработка древесины» Выполнение имитации гравюры, прорезной аппликации.

Тема. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.

Рабочее место для ручной обработки металлов. Технологические операции (разметка, резание, гибка, правка).

Определение видов тонколистового металла.

Тема.  Проектная работа «Художественная обработка металлов, пластмасс»

Выполнение бабочки из пластиковой бутылки, декоративного панно из проволоки.

Тема. Понятие о машинах и механизмах. 

 Устройство сверлильного станка. Основные узлы швейной машины.

Тема. Обобщающий урок по  теме «Технологии обработки конструкционных материалов» Повторение материала четверти.

              6класс

Тема. Вводное занятие .

Инструктаж по ТБ. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

Раздел «Кулинария»

Тема. Физиология питания .

Знакомство с физиологии питания человека. Общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма, значение солей, кальция, натрия, железа, йода, суточная потребность в солях

Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях.

Составление рациона здорового питания с применением компьютерных программ.

Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.

Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания.

Расчет суточной потребности человека в минеральных солях и микроэлементов.

     Варианты объектов труд:. Плакаты, таблицы.

Тема. Блюда из молока и кисломолочных продуктов.

Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока.

Способы определения качества молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой кулинарной обработки.

Технология приготовления молочных супов и каш. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.

Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.

Тема. Блины, оладьи, блинчики. 

Виды теста. Просеивание муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Блины с приправами. Подача блинов к столу. Технология приготовления пресного слоеного теста. Влияние количества яиц, соли, масла на консистенцию теста и качество готовых изделий.

Выпечка блинов и оладий. 

Тема. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш.

Кулинарные приемы приготовления блюд из бобовых, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы В.

Способы варки макаронных изделий.

Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров.

Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий.

Приготовление рассыпчатой, вязкой или жидкой каши. Приготовление гарнира из макаронных изделий.

Тема. Блюда из рыбы и и нерыбных продуктов _моря.

Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение содержания этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки.

Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества рыбы и рыбных консервов. Маркировка рыбных консервов и пресервов.

Санитарные условия механической кулинарной обработки рыбы и рыбных продуктов. Правила оттаивания мороженой рыбы. Вымачивание соленой рыбы. Способы разделки в зависимости от породы рыбы, ее размеров и кулинарного использования.

Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов.

Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.

Тема. Сладкие блюда_(компоты и кисели).

Роль сахара в питании человека. Кулинарные свойства крахмала. Технология приготовления компота,  киселей разной консистенции. Условия хранения витаминов при первичной и тепловой обработке фруктов и ягод.

Тема. Сервировка стола к ужину. Элементы этикета.

Составление меню на ужин из двух-трех блюд. Расчет количества продуктов, времени приготовления. Особенности сервировки стола к ужину. Набор  столовых приборов и посуды к ужину. Правила подачи десерта. Правила приема гостей.

Тема. Заготовка продуктов

Процессы, происходящие при солении и квашении. Роль молочной кислоты. Сохранность витаминов в соленых и квашеных овощах.

Квашение капусты. Первичная обработка капусты. Укладка, шинковка. Пропорции соли и сахара.

Засолка огурцов и томатов. Первичная обработка овощей. (мойка, сортировка). Пряности и травы. Приготовление рассола. Хранение огурцов и томатов.

Мочение яблок.  Сорта яблок пригодных для мочения. Первичная обработка яблок. Правила укладки. Условия хранения.

Крепкий посол зелени. Подготовка тары, Первична обработка зелени. Кулинарное использование соленой зелени. Условия и сроки хранения.

Засолка грибов. Виды грибов. Первичная обработка грибов. Технология горячей и холодной засолки. Прянности, употребляемые для засолки.  

Раздел: Технология домашнего хозяйства.

Общие сведения о волосах, уход за волосами, элементы прически. Средства и инструменты для ухода за волосами. Требования к прическе школьницы. Подбор прически с учетом типа лица и структуры волос.

Выполнить эскиз прически с учетом типа лица.

Тема. Интерьер жилого дома.

        Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны.

Зонирование комнаты подростка.

Тема: Понятие о композиции в интерьере.

Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон. Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников.

Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон.

Выполнение эскиза интерьера детской комнаты. Оформление интерьера эстампами с элементами флористики.

Оформление интерьера предметами ДПИ. Декупаж.

Тема. Санитарно – гигиенические  требования, предъявляемые к уборке жилых и производственных помещений.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к уборке жилых и производственных помещений. Повседневная и генеральная уборка помещений. Влажная и сухая уборка. Применение бытовой техники (пылесос, полотер и др.) в уборке помещений. Мойка окон, раковин, умывальников и т.п. моющие и чистящие препараты, инструменты и приспособления.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов».

Тема. Подготовка одежды к традиционным праздникам, приготовление сувениров к праздникам.

Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий выщивкой, тесьмой. Изготовление сувениров к праздникам.

Тема. Средства композиции в ДПИ. Ритм, раппорт, орнамент.

Понятие о композиции. Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Определение места и размера узора на изделии, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете.

Выполнение эскиза орнамента в круге.

Тема. Цвет как средство композиции в ДПИ.

         Значение цвета в ДПИ. Цветоведение. Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость и насыщенность цвета. Хроматические и ахроматические цвета.

Выполнение эскиза симметричного узора.

Тема. Симметрия как средство композиции ДПИ. Технология выполнения счетных швов.

Понятия о симметрии. Знакомство с техникой счетных швов. Ознакомление с  инструментами и приспособлениями при выполнении счетной вышивки. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Симметричное построение узора в художественной отделке вышивкой.

Изготовление сувениров к праздникам. Вышитые и плетенные пояса, сумки, кошельки, салфетки.

Тема. Элементы материаловедения.

Классификация натуральных волокон животного происхождения. Шерсть, шелк, пух. Процесс получения нитей из этих волокон. Свойства натурального волокна животного происхождения. Применение шерстяных, шелковых тканей в быту. 

Саржевое и атласное переплетение в тканях. Понятие о раппорте, характеристика дефектов ткани.

 «Распознавание волокон животного происхождения». Заполнения в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон».

«Определение видов тканей (шерстяные, шелковые) по их свойствам».

Тема. Уход за одеждой, обувью. Ремонт одежды.

Уход за одеждой из шерстяной и шелковой тканей  Основные правила влажно-тепловой обработки изделий из шерстяных и шелковых тканей. Правила хранения чистки, сушки обуви из натуральной кожи. Условия обозначения на ярлыках.  Последовательность выполнения ремонта одежды отделочными заплатками.

Панно из пуговиц

Пришивание пуговиц, крючков.

Тема. Создание изделий из поделочных материалов. 

Ассортимент вторичного сырья, дополнительные материалы экологические и санитарно-гигиенические требования. Виды пластмасс и их назначение. Способы переработки вторичного сырья. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении работ.

Изготовление изделия из вторичного сырья. Зарисовка эскиза изделия. Составление технологической карты. Изготовление пластмассовых цветов.

Раздел «Технология домашнего хозяйства».

Тема. Элементы машиноведения.

          Понятие о машине и механизме. Виды технологических машин, их составные части. Графическое изображение механизмов передач.

Зарисовка простых механизмов передач.

Тема. Технология обработки древесины.

Работа на токарном станке по дереву. Процесс резания, виды резцов. Приемы точения. Контроль качества деталей.

Художественное оформление изделий из дерева.

Резьба. Практическая работа.

Выполнение эскиза композиции плоскорельефной резьбы.

Тема. Технология обработки металла.

Основные свойства металлов. Черные и цветные металлы, их основные свойства.

Рубка и резание металла ножовкой.

Опиливание металла.

Виды художественной обработки металлов.

Гравюра, ее виды. Оборудование для травления.

Проект. Выполнение имитации гравюры. Тестовые задания.

                           

7 класс

Тема. Вводное занятие .

Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Загрязнение окружающей среды промышленными отходами.

Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

Раздел «Кулинария»

Тема. Физиология питания.

Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Определение срок годности на консервных банках.

Тема. Блюда из вареного и жареного мяса.

Требования к точности соблюдения технологического процесса. Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительного режима и длительности тепловой обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.

Товароведение мясных продуктов. Значение и место мясных блюд в питании. Виды мясного сырья, его краткая характеристика. Понятие о пищевой ценности мяса (говядины, свинины, баранины, телятины). Схемы разделки туши крупного рогатого скота. Кулинарное использование ее частей. Способы определения качества мяса (по цвету, по запаху, с помощью лакмусовой бумажки и др.) сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов.

Первичная обработка мяса. Санитарные условия первичной обработки мяса и мясных продуктов. Правила оттаивания мороженого мяса. Процессы, происходящие в свежем мяса. Способы разделки мяса в зависимости от его сорта и кулинарного использования.

Краткая характеристика оборудования и инвентаря, применяемых при первичной обработке мяса и приготовлении мясных полуфабрикатов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов из массы и котлетной массы.

Тема. Кисломолочные продукты и блюда из них.

Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Профессия мастер производства молочной продукции.

Определение качества молока и молочных продуктов.

Тема. Приготовление обеда в походных условиях.

Расчет количества и состав продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены в походных условиях. Кухонный и столовый инвентарь, посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживание воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности. Экологические мероприятия. Индикаторы загрязнения окружающей среды.

Определение обеззараженной воды.

Тема. Изделия из пресного теста.

Состав пресного теста. Раскатывания пресного теста. Инструменты для раскатки теста. Технология приготовления блюд из пресного теста (лапша, пельмени, вареники, галушки, клецки и др.). Способы защипки краев пельменей, вареников, чебуреков и т.п. основные условия плотной защипки теста.

Правила варки пельменей, вареников и других изделий из пресного теста. Способы определения готовности. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Профессия повар.

Тема. Сервировка стола. «Сибирские пельмени».

Выбор рецепта приготовления пельменей. Приготовление и оформление блюд. Сервировка стола. Способы подачи пельменей к столу. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения в гостях.

Разработка меню.

Тема. Блюда из фрукт и ягод.

Понятие о пищевой ценности фруктов и ягод. Виды фруктов и ягод, используемых в кулинарии. Классификация фруктов и ягод: семечковые, косточковые, субтропические.

Свежие, сушеные и свежемороженые фрукты и ягоды. Условия и сроки их хранения и способы кулинарного использования.

Первичная обработка фруктов и ягод. Посуда, инструменты и приспособления для первичной обработки фруктов и ягод. Приготовление фруктовых супов. Приготовление пюре и сиропов из ягод и фруктов. Подача фруктовых супов к столу.

Тема. Сладкие блюда (муссы и желе).

Продукты, необходимые для приготовления муссов и желе (свежие ягоды и фрукты, фруктово-ягодные соки, фруктовые пюре, сиропы, варенье.). Желирующие вещества. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Профессия кондитер сахаристых изделий.

Тема. Заготовка продуктов.

Варенье, джем, повидло, мармелад, цукаты. Приготовление различных продуктов: варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов – в зависимости от предварительной подготовки плодов и способа варки.

Характерные свойства готового варенья (целые, кусочками или дольками плоды, прозрачный сироп). Соблюдение рекомендуемых режимов и приемов варки варенья.

Правила и сроки сбора, перевозки и хранения плодов и ягод для варенья. Предварительная сортировка, нарезка и бланшировка плодов перед варкой. Подготовка тары.

Технология, приготовления джема, повидла, желе, цукатов. Плоды и ягоды, рекомендуемые для их приготовления. Условия и сроки их хранения.

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Тема. Интерьер жилого дома.

Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приёмы размещения комнатных растений в интерьере: одиночные растения.

Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные, декоративноцветущие комнатные, декоративноцветущие горшечные, кактусы и суккуленты. Комнатные плодовые вечнозеленые растения (лимон, апельсин, мандарин, гранат).

Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Профессия садовник.

Тема.  Уход за одеждой. Ремонт одежды.

Уход за бельем, ремонт белья. Стирка и влажно-тепловая обработка изделий из натуральных и химических волокон.

Применение универсальной швейной машины для починки и штопки швейных изделий.

Тема. Гигиена жилища.

Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная), генеральная. Их особенности и правила проведения. Современные натуральные и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения.

Подбор моющих средств для уборки помещения.

Тема.  Уход за ребенком.

Значение правильного ухода для воспитания здорового ребенка. Общение с детьми, младшими по возрасту. Умение занять малыша.

Оборудование детского уголка. Санитарно-гигиенические требования к детской комнате.

Тема.  Материаловедение.

Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей из искусственных волокон (прочность в сухом и влажном состоянии, сминаемость, воздухопроницаемость). Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Краткие сведения об ассортименте тканей из искусственных волокон.

Тема. Элементы машиноведения.

Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин, их условные обозначения на кинематических схемах. Допуски и посадки. Влияние допусков на качество и долговечность механизмов и машин.

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов. Художественная обработка материалов»

Тема. Столярная подготовка поверхности древесины к отделке.

Обработка поверхностей деталей ручными инструментами.

Механизированная подготовка поверхностей. Приспособления для механизированной шлифовки древесины (шлифовальный диск, шлифовальный барабан, шлифовальная головка), шлифовальный станок, ручное и механическое выпиливание.

Тема. Отделка древесины лакокрасочными материалами.

Воскование (отделка под воск). Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила безопасности труда). Полирование. Отделка изделий красящими веществами (нитроэмалевыми, водоэмульсионными красками).

Тема. Выжигание.

Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесение рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию. Выжигание орнаментальных композиций с помощью нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей). Профессия мастер-выжигальщик.

Тема. Орнамент и узор.

Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. виды узоров. Основы построения узоров (в круге, квадрате и т.д.).

Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей художественной отделки. Художественная отделка поверхностей изделий (выжигание, геометрическая резьба, мозаика по дереву и т.д.).

Тема. Резьба по дереву.

Понятие о видах резьбы. Материалы инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Профессия резчика по дереву.

Тема. Инкрустация.

        Сущность инкрустации. Инструменты и приспособления, используемые при инкрустации. Нанесение рисунка. Техника выполнения инкрустации. Подготовка рисунка для мозаичного набора.

Тема. Металлопластика.

Металлопластика как начальный этап в обучении чеканке  и как самостоятельный вид художественной обработки металла. Применяемые материалы и инструменты. Технология изготовления рельефов на тонком листовом металле. Простейшие способы выявления рельефа при помощи тонирования битумным лаком и графитом. Высветление отдельных участков рельефа. Возможные характерные ошибки при работе. Способы установки металлопластики на декорируемое изделие. Достоинства и недостатки декоративных рельефов, выполненных на тонком листовом металле.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Тема. Кружевоплетение.

Значение кружевоплетения в старинном народном промысле. Ассортимент изделий, выполняемых в технике плетения коклюшами. Материала и инструменты, приспособления, используемые при кружевоплетении. Техника выполнения кружевоплетения. Подготовка рисунка для плетения кружева.

Тема. Вязание крючком.

Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания крючком. Инструменты и приспособления, используемые при вязании крючком. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора крючков из стали, пластмассы в зависимости от толщины нити. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком.

Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком.

Вязание изделия крючком.

Тема. Макраме.

Краткие сведения из истории макраме. Знакомство с возможностями данной техники. Материалы для плетения (хорошо крученая пеньковая веревка, шелковый, льняной или синтетический шнур, шпагат, сутаж, кожа и др.).

Приспособления для плетения (полумягкая подушка, дощечка, струбцины, крючки, швейные булавки с головками, ножницы, сантиметровая лента и др.).

Декоративные элементы, вплетаемые в изделия: дерево, керамика и др.

Плетение в технике макраме.

 

             

  8класс

Тема. Вводное занятие.

Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. 

 Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

Тема. Технология домашнего хозяйства.

   Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища. Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды. Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники

Раздел «Электротехнические работы»

Тема. Бытовые электроприборы.

        Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.

Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Отопительные электроприборы. Назначение, устройство, правила эксплуатации рефлектора, воздухонагревателя, масляного обогревателя (радиатора). Экономия электроэнергии при пользовании отопительными приборами. Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос.

Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств.

Электронные приборы: телевизоры, DVD-плееры, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение их срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков напряжения.

Тема. Электромонтажные и сборочные технологии.

          Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах.

Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий.

Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.

Тема. Электротехнические работы. 

    Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приёмников электрической энергии.

Работа счётчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учётом их мощности. Пути экономии электрической энергии.

Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Тема: Семейная  экономика.

       Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.

Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.

Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.

Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.

Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.

Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.

Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.

Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника.

Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.

Раздел «Современное производство и профессиональное образование»

Тема : Сфера современного производства и их составляющие.

Основные структурные подразделения производственного предприятия (предприятия сервиса). Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в конкретной отрасли (на примере регионального предприятия). Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

  Тема: Пути получения профессионального образования.

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.


Распределение часов рабочей  программы по годам обучения

5-9 классы

Разделы и темы

Количество часов

5 кл.

6кл.

7 кл.

8 кл

1

2

3

4

5

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1

2

2

Кулинария

15

15

14

-

Создание изделий из текстильных материалов. Художественные ремесла

20

20

18

-

Технология домашнего хозяйства

16

16

16

4

Электротехнические работы

-

-

10

Современное производство и профессиональное образование

-

-

-

9

Технологии обработки конструкционных материалов

18

18

20

-

Семейная экономика

-

-

-

10

Итого:

70

70

70

35

Требование к уровню по образовательной области

«Технология»

Выпускники должны знать (письменно или устно охарактеризовать, объяснять на примерах):

  • роль техники и технологии в развитии цивилизации, социальные и экологические последствия становления промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
  • принципы работы, назначение и устройство использованных технологических и транспортных машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электробытовых приборов;
  • свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных материалов (физические, технические и технологические);
  • традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;
  • значение питания для здоровья человека, состав пищевых продуктов (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы);
  • способы передачи, использования и экономии электрической энергии;
  • возможности и области применения ПЭВМ в современном производстве, сфере обслуживания;
  • роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
  • основные понятия , термины графики, правила выполнения чертежей в системе ЕСКД, методы проецирования, виды проекций;

Дополнительно для выпускников сельских школ:

  • основные биологические и продуктивные характеристики изученных сельскохозяйственных растений и животных, технологии их выращивания с учетом экологических подходов;
  • способы сбора урожая, предварительной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Выпускники должны уметь:

  • рационально организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
  • выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требования дизайна;
  • читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
  • составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико- технических  требований и существующих условий;
  • выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
  • собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
  • изготавливать простые швейные изделия ручным и машинным  способами;
  • определять доброкачественность пищевых продуктов,  их правильный подбор и готовить блюда для дневного рациона;
  • находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;
  • выполнять не менее одного вида художественной обработки материала с учетом региональных условий и традиций;
  • управлять простыми электротехническими установками, диогнастировать их исправность;
  • выполнять простые строительно- отделочные и санитарно- технические работы;
  • осуществлять анализ экономической деятельности (производственной и семейной), проявлять предпринимательскую инициативу.

  1.  Календарно-тематическое планирование  5 класс (Приложение 1.)
  2.  календарно-тематическое планирование 6 класс (Приложение 2.)
  3.  календарно-тематическое планирование 7 класс (Приложение 3.)
  4. календарно-тематическое планирование 8 класс (Приложение 4.)
  5. календарно-тематическое планирование 9класс (Приложение 5.)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Технология. 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синицина. , В.Н. Правдюк ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  2. Технология. 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синицина. , В.Н. Правдюк ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  3. Технология. 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синицина. , В.Н. Правдюк ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  4. Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Б. А. Гончаров [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  5. Технология. Обслуживающий труд : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. В. Крупская [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  6. Симоненко, В. Д. Технология. Технический труд : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский ; под ред. В. Д. Симоненко. -М. : Вентана-Граф, 2010.
  7. Технология. Обслуживающий труд : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. В. Крупская [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  8. Самородский, П. С. Технология. Технический труд : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П. С. Самородский, А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  9. Технология. Обслуживающий труд : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  10. Самородский, П. С Технология. Технический труд : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П. С. Самородский, А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  11. Основы кулинарии : учебник для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Ермакова. -М. : Просвещение, 2000.
  12. Твоя профессиональная карьера : учебник для 8-9 классов общеобразоват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. - М. : Просвещение, 2006.

Дополнительная литература для учителя

  1. Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек / И. П. Арефьев. - М. : Школьная пресса, 2005.
  2. Афанасьев, А. Ф. Резьба по дереву / А. Ф. Афанасьев. - М. : Культура и традиции, 2002.
  3. Баландина, Л. Н. Астры из пластмассовых упаковок / Л. Н. Баландина // Школа и производство. - 2006. - № 4. - С. 50.
  4. Баранникова, Л. А. Комнатные растения в интерьере школы / Л. А. Баранникова // Школа и производство. - 1991. -№ 12.-С. 25.
  5. Баранникова, Л. А. Приготовление сладких блюд и напитков из плодов дикорастущих растений / Л. А. Баранникова // Школа и производство. - 1998. - № 4. - С. 65.
  6. Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы : метод, пособие /
  1. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. - М. : Дрофа, 2007.
  1. Блинова, О. С. Прорезной металл с элементами рельефной металлопластики / О. С. Блинова // Школа и производство. - 2008. - № 4. - С. 28.
  2. Василъченко, Е. В. Кулинарные работы и методика их проведения / Е. В. Васильченко // Школа и производство. - 1991. -№ 4. - С. 45.
  3. Веркина, Н. К. Блюда из теста / Н. К. Веркина // Школа и производство. - 1993. - № 6. -С.41.
  4. Гуревич, Р. С. Кроссворды по трудовому обучению / Р. С. Гуревич // Школа и производство. - 1989. - № 9. - С. 75.
  5. Еременко, Р. А. Вторая жизнь нестандартных бутылок / Р. А. Еременко // Школа и производство. - 2005. - № 7. - С. 51.
  6. Загороднюк, В. П. Вторичное использование пластиковых емкостей / В. П. Загороднюк,
  7. Я. Хацкевич // Школа и производство. - 1998. - № 3. - С. 84.
  8. Зуева, Т. К. Оформление холодных блюд / Т. К. Зуева // Школа и производство. - 1996. -№ 4. - С. 70.
  9. Исламов, Р. А. Конструирование из пластиковых бутылок / Р. А. Исламов // Школа и производство. - 2007. - № 8. - С. 60.
  10. Корчагина, Г. А. Дидактический материал по кулинарии. V класс / Г. А. Корчагина, Е. В. Старикова // Школа и производство. - 1992. - № 9-10. - С. 21.
  11. Корчагина, Г. А. Дидактический материал по обработке ткани. V класс / Г. А. Корчагина, Е. В. Старикова // Школа и производство. - 1992. - № 9-10. - С. 23.
  12. Кузьмин, В. Н. Сувениры из пластика / В. Н. Кузьмин // Школа и производство. - 2003. -№3.-С. 28.
  13. Лазарева, Т. Ф. Комнатные растения в интерьере жилого дома / Т. Ф. Лазарева, С. И. Ки-перман // Школа и производство. - 1997. - № 1. - С. 75.
  14. Лиманская, Н. А. Подбор и выращивание комнатных декоративных растений-суккулентов / Н. А. Лиманская // Школа и производство. - 2010. - № 3. - С. 21.
  15. Максимов, Н, А. Освещение в быту / Н. А. Максимов // Школа и производство. - 1989. -№3.-С. 31.
  16. Максимова, Н. Г. Анималистика в объемной металлопластике / Н. Г. Максимова // Школа и производство. - 2008. - № 5. - С. 29.
  17. Матвеева, Т. А. Мозаика и резьба по дереву / Т. А. Матвеева. - М. : Высшая школа, 2001.
  18. Махмутова, X. И. Декорирование изделий аппликацией из ткани / X. И, Махмутова // Школа и производство. - 2006. - № 6. - С. 42.
  19. Махмутова, X. И. Оформление изделий в технике декупаж / X. И. Махмутова // Школа и производство. - 2008. - № 8. - С. 36.
  20. Махмутова, X. И. Холодный батик / X. И. Махмутова // Школа и производство. - 1999. -№2.-С. 59.
  21. Миронова, Г. П. Изготовление варенья из ягод и плодов / Г. П. Миронова // Школа и производство. - 1990. - № 11. - С. 29.
  22. Мокрушина, Г. Г. Обед в походных условиях / Г. Г. Мокрушина // Школа и производство. - 2002. - № 7. - С. 49.
  23. Молева, Г. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда) : [Опыт учителя сред. шк. № 16 г. Владимира] / Г. А. Молева, И. А. Богданова // Школа и производство. - 2000. - № 3. - С. 33-35.
  24. Мунщын, Л. И. Карточки с условными обозначениями элементов электрических цепей / Л. И. Муницын // Школа и производство. - 2001. - № 6. - С. 60.
  25. Муравьев, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии / Е. М. Муравьев, В. Д. Симоненко. - Брянск : НМЦ «Технология», 2000.
  26. Носкова, С. Ю. Цветочные композиции /СЮ. Носкова // Школа и производство. -2002. -№3.- С. 46.
  27. Панфилова, Т. П. Салфетки для праздничного стола / Т. П. Панфилова // Школа и производство. - 2003. - № 5. - С. 50.
  28. Панфилова, Т. Ф. Пластмасса - конструкционный материал / Т. Ф. Панфилова // Школа и производство. - 2003. - № 1. - С. 44.
  29. Панфилова, Т. Ф. Поделки из фольги / Т. Ф. Панфилова // Школа и производство. -2002.-№6. -С. 45.
  30. Петрукович, О. А. Проект «Озеленение пришкольной территории» / О. А. Петрукович // Школа и производство. - 2002. - № 8. - С. 35.
  31. Плуэллин, М. Энциклопедия этикета. Всё о правилах хорошего тона / Миллер Плуэл-лин. - М.: Центрополиграф, 2005.
  32. Профориентация старшеклассников : сб. учеб.-метод. материалов / авт.-сост. Т. В. Черникова. - Волгоград : Учитель, 2006.
  33. Рубис, А. И. Раздаточный материал по безопасности труда / А. И. Рубис // Школа и производство. - 1989. - № 3. - С. 28.
  34. Сальникова, Т. Н. Рамки для фотографий в технике рельефной пластики / Т. Н. Сальникова // Школа и производство. - 2005. - № 8. - С. 31.
  35. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области «Технология». - Волгоград : Учитель, 2006.
  36. Семина, Н. Н. Кроссворд по теме «Шерстяные ткани» / Н. Н. Семина // Школа и производство. - 2003.-№ 2. - С. 74.
  37. Славская, Г. Е. Оформление усадьбы цветами / Г. Е. Славская // Школа и производство. -1996. - № 5. - С. 52 ; № 6. - С. 76.
  38. Это интересно: Соль // Школа и производство. - 1992. - № 2. - С. 57.
  39. Сорокина, Н. В. Профилактические средства защиты растений / Н. В. Сорокина // Школа и производство. - 2000. - № 5. - С. 67.
  40. Степанова, Т. Н. Декупаж на уроках технологии / Т. Н. Степанова // Школа и производство. - 2010. - № 2. - С. 48.
  41. Степанский, В. И. Анкетные опросники для профориентационной беседы / В. И. Сте-панский // Школа и производство. - 1989. - № 5. - С. 18.
  42. Технология : поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В. Д. Симоненко. 5-7 классы / авт.-сост. Ю. А. Жадаев, А. В. Жадаева. - Волгоград : Учитель, 2007.
  43. Технология. 6 кл. (девочки) : поурочные планы по учеб. В. Д. Симоненко / авт.-сост. О. В. Павлова, Г. П. Попова. - Волгоград : Учитель, 2004.
  44. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А. С. Хворостов. - М. : Просвещение, 1981.
  45. Хотунцев, Ю. Л. Экологическое обоснование и воспитание школьников на уроках технического труда в 5-7 классах / Ю. Л. Хотунцев, Н. И. Нагибин // Школа и производство. - 2010. -№1.-С. 13.
  46. Чистяков, Л. С. В помощь начинающему столяру / Л. С. Чистяков. - М. : Московский рабочий,1984,
  47. Шидлаускене, В, В. Органолептический анализ пищевых продуктов и блюд из них /
  48. В. Шидлаускене // Школа и производство. - 1989. - № 3. - С. 48.
  49. Шиленко, Е. Г. Рыбные блюда / Е. Г. Шиленко // Школа и производство. - 1993. - № 4. -
  50. Шинкарева, Г. А. Изготовление брелока, кулона, пряжки в технике выколотки / Г. А. Шинкарева // Школа и производство. - 2010. - № 3. - С. 25.
  51. Шумилкин, Н. Н. Декоративная игольница из жести / Н. Ы. Шумилкин // Школа и производство, - 2003. - № 2, - С. 33.
  52. Щербакова, Л. П. О названиях тканей / Л. П. Щербакова // Школа и производство. -1992.-№2.-С. 53.
  53. Яркова, И. В. Изделия из теста и их украшение / И. В. Яркова // Школа и производство. -2000,-№6.-С. 39.
  54. Яркова, И. В. Учебные игры в изучении технологии / И. В. Яркова // Школа и производство. - 2001. - № 5. - С, 50.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии в 5-8 класса (неделимых классах)

Рабочая программа по технологии в 5-8 класса (неделимых классах)...

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по технологии для 5-8 классов и КТП для 6 класса

Поместить на сайт рабочую программу для 5-8 классов по технологии (девочки) и КТП для 6 класса на 2014-2015 год...

рабочая программа по технологии для профильного 10 класса агроэко технологии

Рабочая программа 10 класса включает в себя следующие разделы: «Технология переработки фруктов и овощей в продукты здорового питания», «Потребительские свойства продукции и показатели безопасности», «...

рабочая программа по технологии для профильного 10 класса агроэко технологии

Рабочая программа 10 класса включает в себя следующие разделы: «Технология переработки фруктов и овощей в продукты здорового питания», «Потребительские свойства продукции и показатели безопасности», «...

Рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса (для неделимых классов)

Рабочая программа разработана с учётом  примерной образовательной программы основного общего образования по технологии 5-8 классы, авторской программы основного общего образования «Технолог...