Проблемное обучение
статья по технологии по теме

Гречишников Андрей Евгеньевич

Методика проблемного обучения на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования

Администрации Пуровского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Cредняя общеобразовательная школа № 1»

_______________________________________________________

629860, ЯНАО, Пуровский район, п. Уренгой, мкр.4, д.39,

телефон (34934) 9-31-75

Проблемное  обучение на уроках технологии  

 как  один  из видов   социальной  адаптации

 учащихся.

                             Гречишников  А.Е. – учитель  технологии

2012 год

   Как  построить  систему  обучения  в  общеобразовательной  школе, чтобы  выпускники  школы  могли  достаточно  безболезненно  социально  адаптироваться  во  взрослой, самостоятельной  жизни?

   Школа  в  целом  представляет  собой  систему  принудительного  образования. Любому  государству  с  определённого  этапа (конкретно  с  начала  промышленной  революции) требуется  дать  образование  большинству  своих  граждан. В  идеале – абсолютно  всем. И  учиться  обязан  каждый – независимо  от  того, хочет  он  этого  или  нет, есть  у  него  способности  к  учёбе  или  отсутствуют. Издержки  при  принудительной  системе  образования  неизбежны, поэтому часто  наиболее  талантливые  дети  теряются  в  общей  массе, но  выбора  нет – обучать  нужно  всех.

   Для  уровня  развития  науки, техники, технологий начала  и  середины  20 века  эти  издержки  системы  образования  не  были  столь  значительными, какими  они  стали  в  конце  20  начале  21 века. Общество  всё  меньше  нуждается  в  человеке – «исполнителе», а  всё  больше  в  человеке – «творце».

   Для  того, чтобы  это  утверждение  не  было  голословным, приведу  несколько  фактов  и  цифр:

   Быстрая  смена  технологий  привела  к  тому, что  полученные  человеком  знания  и  навыки  быстро  устаревают. Например, специалисты  по  биомедицине  признаются, что  знания  об  этой  науке  обновились  наполовину  всего-то  за  три  года! Или  ещё  пример:  буквально  на  наших  глазах – за  последние  40 лет – сменилось  5 (пять)  поколений  ЭВМ!

  В  связи  с  такой  ситуацией, развитые  страны  вкладывают  в  образование  огромные  средства – от 15  до  19  процентов  национального  бюджета, а  наиболее  мощные  фирмы  расходуют  до  25 процентов  прибыли  на  переподготовку  персонала.

   Но  личность, подготовленная  системой  классического (принудительного)  образования, всячески  сопротивляется  переходу  в  незнакомую  среду!  Анализ  конфликта  показал, что  в  основе  его  лежит  отсутствие  потребности  интеллектуальной  активности. Ещё  знаменитый  промышленник  прошлого  Генри  Форд  отмечал, что  «…для  большинства  людей  необходимость  мыслить  является  наказанием.»  Поэтому  можно  смело  утверждать, что  в  современном  мире  возникла  острая  необходимость  в  специалистах  другого  типа, а  именно  в  таких, которые  могут  видеть  или  предвидеть  возникающие  проблемы  и  могут  достаточно  эффективно  их  решать. Или  другими  словами, нужны  люди  творческого  плана, а  не  исполнительского.

   Каким  должен  быть  человек  творческий? Приведу  одну  цитату: «Основная  особенность  творческого  стиля  мышления – умение  выявлять  и  анализировать  проблемы, устанавливать  системные  связи, выявлять  противоречия, находить  для  них  решения  на  уровне  лучших  или  даже  идеальных, прогнозировать  возможные  варианты  развития  таких  решений»

   Развить  заложенные  в  человеке  природные  задатки  и  сформировать  навыки  творческого  мышления  может  только  образование. Причём,   классическая  система  образования, основанная  на  запоминании, накоплении  информации  и  других  нетворческих  формах  деятельности, на  это  не  способна.

  Сами  педагоги  часто  отмечают, что  творческое  развитие  детей  хотя  и  провозглашается, но  представляет собой  по  сути  побочный  эффект.

   Насущной  необходимостью  стала  разработка  новой  педагогической  системы, которая  предполагала  бы  своей  целью  не  достижение  учащимися  определённой  суммы  знаний, умений  и  навыков (причём  часто  тех, которые  устаревают  прежде, чем  запоминаются, усваиваются  и  приносят  жизненные  дивиденды), а  формирование  в  личности  потребности  и  умения  творить. То  есть  учащийся  должен  «научиться  учиться.»

   Такая  система  уже  достаточно  давно  применяется  во  многих  странах. Это  система  так  называемого  «проблемного  обучения». В  основу  проблемного  обучения  заложен  постулат, что  формирование  культуры  мышления  непосредственно  в  учебном  процессе  будет  происходить  тогда, когда  учебный  материал  вводится  не  как  описательный, а  как  содержащий  некую  проблему. Эта  система  практически  не  используется, более  того, на  её  основе  сегодня  почти  невозможно  полностью  построить  обучение  в  рамках общеобразовательной  школы. Дело  не  в  концепции – она  привлекательна  и  достаточно  эффективна. Внедрение  проблемного  обучения  в  учебный  процесс  тормозится  по  двум  причинам:

  1. Отсутствие  «банка  проблемных  ситуаций»  по  каждому  предмету  или  разделу  предмета  обучения.
  2. Неподготовленность  и  как  следствие  неготовность  педагогов  применить  эту  систему  на  практике.

Существует  и  ещё  одна  опасность. Ни  слишком  лёгкое, ни  слишком  трудное (сложное)  учебное  задание  проблемной  ситуации  не  вызывает. Более  того, если  слишком  лёгкое  задание  попросту  неэффективно, то  слишком  сложное  действует  на    ученика со слабой подготовкой  чаще  всего  даже  отрицательно  и  попросту  отбивает  желание  проблемы  решать  вообще. Поэтому  при  сегодняшней  ситуации, когда  в  классах  собраны  учащиеся  с  разными  способностями, разным  уровнем  подготовленности (особенно  это  актуально  для  малых  населённых  пунктов, из  которых  в  основном  состоит  наше  государство), эта  система  трудна для применения.

   Значит  ли, что  всё  вышеперечисленное  говорит  о  том, что  нужно  дождаться  «лучших  времён», когда  возникнут  условия  для  того, чтобы  проблемное  обучение  вводить. Конечно же  нет! Там, где  такая  возможность  существует,  к  проблемному  обучению  следует  «повернуться  лицом».

   Дело  в  том, что  навыки  творческой  деятельности, приобретённые  в  какой-либо  сфере  деятельности (учёбы), элементарно  могут  быть  применены  в  других  областях  человеческой  деятельности. Об  этом  утверждают  исследования  американских  психологов, которые  ещё  в  1959 году  выявили, что  «…креативность (способность  к  творческой  деятельности)  имеет  общую  основу  независимо  от  сферы  деятельности  и  наработанная  на  одном  материале, может  быть  перенесена  на  другой  материал.

   Предмет  «технология» - также  в  числе  тех  сфер  образования, где  «проблемное  обучение»  достаточно  легко  можно  внедрить.

   Большое  сожаление  вызывает  тот  факт, что  предмет  «технология»  в  старших  классах, как  предмет  обязательный  для  изучения  должен  будет  упразднён. Вместо  этого  предлагается  внедрение  в  программу  обучения, так  называемые  элективные  курсы, которые  должны  учитывать  сиюминутную  выгоду, а  не  работу  на  перспективу, а  это  не  совсем  разумно, так  как  общеобразовательная  школа  всё-таки  должна  работать  на  далёкую  перспективу. Сегодняшние  старшеклассники, которым  сейчас  по  15 лет, должны  реально  быть  готовыми  к  самостоятельной  жизни  через  10 – 15 лет. Так  теперь  подумаем  и  сделаем  выводы. Что  важнее: подготовить  молодого  человека  как  специалиста  по  специальности, которая  востребована  сейчас  и  неизвестно, будет  ли  эта  специальность  востребована  через  некоторое  количество  времени  или  создать  в  молодом  человеке  и  отладить,  условно  говоря, «механизм  по  обнаружению  и  правильному  реагированию  на  проблемы, которые  не  только  существуют  в  его  окружении, но  и  могут  реально  возникнуть?»  Конечно  же,   второй  вариант  более  предпочтителен.

   Приведу  пример, как  решая  окружающие  нас  проблемы, учащиеся  приобретают  необходимые  для  этого  знания, умения  и  навыки  преобразовательской  деятельности. Учащиеся  5 классов  должны    приобрести  знания, умения  и  навыки  по  обработке  конструкционных  материалов. После  первых  занятий, где  учащимся  даётся  информация  о  мастерской, об  основных  правилах  поведения  в  ней  при  проведении  занятий, и  проводится  инструктаж  по  правилам  техники  безопасности, учитель  обращает  внимание  детей  на  окружающие  всех  нас  проблемы, которые  можно  решить  самостоятельно  или  с  помощью  учителя  на  уроках  технологии. Проблема, которую  предлагается  для  решения  учащимся, озвучивает  учитель. Она  будет  обозначена  так: «Мелкие  неудобства  при  работе  за  письменным  столом». Одним  из  неудобств  является  то, что  с  поверхности  письменного  стола  достаточно  часто  падают  на  пол  карандаши  и  ручки, что  причиняет  неудобства  не  только  ученику, но  и  отвлекает  других  учащихся, если  речь  идёт  о  работе  на  уроке.

   Далее  выясняем  совместно  причины  этого  явления  и  предлагаем  способы  решения  этой  проблемы (в  том  числе  решения  и  шуточные  и  фантастические). Кстати  работаем  мы  уже  по  звеньям (состав  звена  2-3 человека, в  более  старших  классах  количество  человек  в  звене  можно  увеличить  до  3-4). Учитель  ненавязчиво  подводит  ребят  к  мысли, что  проблему  можно  решить, разработав  и  изготовив  подставку  для  карандашей  и  ручек.

  Следующим  этапом  решения  проблемы  является  выбор  материала  и  разработка  формы  и  размеров  будущего  изделия. Учитель  предлагает  в  качестве  материала  выбрать  древесину, аргументируя  это  тем, что  она  достаточно  легко  обрабатывается. Здесь  учащиеся  вынуждены  усваивать  информацию  о  древесине, как  материале,   дизайне, эстетике, эргономике, о  правилах  выполнения  чертежа, эскиза, технического  рисунка. Поскольку  эта  информация  необходима  для  решения  касающейся  нас  проблемы, она  усваивается  на  достаточно  хорошем  уровне.

  Очередной  этап  решения  проблемы – разработка  технологии  изготовления  изделия. Учащиеся  опять  вынуждены  усвоить  достаточно  большое  количество  информации  о  способах  обработки  древесины, об  устройстве  инструментов  для  обработки, практически  приобрести  умения  и  навыки  владения  этими  инструментами. То  есть  фактически  учащиеся  составляют  простейшую  технологическую  карту  на  изготовление  изделия.

   Прежде, чем  приступить  к  изготовлению  изделия, учитель  совместно  с  учащимися  выясняет, какие  затраты  придётся  произвести  при  изготовлении  изделия, то  есть  происходит  знакомство  с  термином  «себестоимость  изделия»  и  правилами  расчёта  её.

  Далее  идёт  процесс  изготовления  изделия. Учащиеся  постоянно  руководствуются  документацией (чертежи, эскизы, технические  рисунки, технологическая  карта). Для  придания  законченности  изделию, приходится  знакомиться  и  осваивать  технологии  отделки  древесных  материалов.

   После  подведения  итогов  решения  обозначенной  учителем  проблемы, учащимся  предлагается  попытаться  самостоятельно  обнаружить  и  решить  проблему, используя  те  знания  умения  и  навыки, которые  они  приобрели  в  ходе  работы  над  изделиями. Для  тех, кто  затрудняется  с  нахождением  проблемы, предлагается  так  называемый  «банк  проблем  и  проблемных  ситуаций», который  сформирован  за  несколько  лет  и  постоянно  увеличивается.

   Ещё  от  одной  опасности  хочется  предостеречь. Несмотря  на  необычайную  эффективность  таких  методов  обучения  учащихся, я  не  думаю, что  другие  методы  и  приёмы  не  имеют  право  на  жизнь. Любая  крайность  конечно  же  опасна. Учитель, выбирая  метод  обучения, должен  помнить  о  том, что  по  большому  счёту  от  него  зависит  то, как  состоится  в  жизни   его  ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Проблемное обучение. Проблемный урок....