рабочая программа 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

       Программа по предмету «Технология» 5 класс составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
        Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТИП УРОКА

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ВИД КОНТРОЛЯ

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

ДАТА ПЛАНИРУЕМАЯ

ДАТА ФАКТИЧЕСКАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

1

Вводное занятие. Правила пожарной безопасности. Общие правила Т.Б.

2

Лекция

Назначение столярных мастерских. Технологическое оборудование. Пожарная безопасность. Правила Т.Б.

Знать правила пожарной безопасности. Правила Т.Б. в мастерских. Технологическое оборудование.

Технологическое оборудование. Инструкции по Т.Б.

Технологическое оборудование. Инструкции по Т.Б.

2

Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Пиломатериалы и древесные материалы.

2

Комбинированный

Столярный верстак. Правила подбора верстака по росту. Породы древесины, виды пиломатериалов и древесных материалов.

Знать оборудование столярной мастерской.

Устройство столярного верстака. Правила поведения в мастерской, правила безопасности при ручной обработке древесины. Знать виды пиломатериалов и древесины.

Устный опрос

Компьютерная презентация

Оборудование столярной мастерской

3

Графическая документация. Этапы создания изделий из древесины

2

комбинированный

Графическая документация.

Этапы создания изделий из древесины

Знать графическую документацию, этапы создания изделий из древесины, знать типы линий чертежа, определение масштаба

Устный опрос

Компьютерная презентация

Чертежи изделий

4

Разметка заготовок из древесины.

Пиление столярной ножовкой.

2

комбинированный

Правила разметки заготовок из древесины. разметочный инструмент. Правила безопасности при пилении столярной ножовкой.

Знать разметку заготовок из древесины, технику безопасности при пилении, приёмы пиления.

Устный опрос.

Практическая работа

Компьютерная презентация, ножовки для пиления древесины

Заготовки для пиления, оборудование столярной мастерской, приспособления для пиления.

5

Строгание древесины

2

комбинированный

Устройство рубанков, шерхебеля, фуганка. Правила безопасности при строгании древесины. Приёмы строгания древесины

Знать устройство рубанков, их назначение, правила безопасности при ручной острожке древесины, приёмы строгания.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, рубанки для острожки древесины

Столярный верстак. Приспособления для ручной острожки древесины

6

Сверление отверстий в изделиях из древесины

2

комбинированный

Виды свёрл. Инструменты для ручного сверления. Глухие и сквозные отверстия. Правила безопасности при сверлении отверстий. Разметка для сверления отверстий.

Знать элементы сверла. Виды свёрл, их назначение. Правильно размечать центры отверстий. Правила безопасности при сверлении. Приёмы сверления. Знать инструменты для сверления и их  назначение.

Устный опрос, практическая работа

Компьютерная презентация, свёрла и инструменты для сверления

Столярный верстак, приспособления и инструменты для сверления.

7

Соединение деталей гвоздями.

Соединение деталей шурупами

2

комбинированный

Виды и назначение гвоздей и шурупов Правила разметки и соединение деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасности при соединении деталей.

Знать виды и назначение гвоздей и шурупов. Правила разметки и соединения деталей шурупами и гвоздями. Знать правила безопасной работы с гвоздями и шурупами.

Устный опрос. Практическая работа.

Компьютерная презентация, виды гвоздей и шурупов.

Столярный верстак, инструменты для забивания и вытаскивания гвоздей, завинчивания шурупов.

8

Склеивание изделий из древесины

2

комбинированный

Виды клеёв. Способы приготовления клеевых составов. Способы и правила склеивания изделий из древесины. Правила безопасности.

Знать виды клеевых составов. Способы приготовления клеевых составов. Способы склеивания изделий из древесины. Правила безопасности при работе с клеевыми составами.

Устный опрос, практическая работа

Компьютерная презентация.

Столярный верстак, заготовки для склеивания, инструменты и приспособления для склеивания.

9

Зачистка поверхностей деталей

2

комбинированный

Инструменты и приспособления для зачистки деталей. Способы и правила зачистки деталей. Правила безопасности.

Знать инструменты и приспособления для зачистки деталей, способы зачистки деталей. Правила безопасности при зачистке деталей.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация

Столярный верстак, инструменты и приспособления для зачистки деталей.

10

Выжигание по древесине

2

комбинированный

Инструменты и приспособления для переноса рисунка на поверхность изделия. Прибор для выжигания. Правила безопасной работы при выжигании.

Знать правила и способы копирования рисунка, уметь пользоваться прибором для выжигания. Знать правила безопасной работы с прибором для выжигания.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Столярный верстак, инструменты и приспособления для копирования рисунка, прибор для выжигания.

11

Выпиливание лобзиком

2

комбинированный

Инструменты и приспособления для фигурного выпиливания. Лобзик, пилки для лобзика. Инструменты и приспособления для нанесения рисунка. Правила безопасной работы с лобзиком.

Знать правила работы с лобзиком, правильно подготовить к работе лобзик. Знать правила работы с выпиловочным столиком. Правила безопасной работы при фигурном выпиливании.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, инструменты и приспособления для фигурного выпиливания.

Столярный верстак, инструменты и приспособления для фигурного выпиливания заготовки

12

Отделка изделий из древесины

2

комбинированный

Инструменты и приспособления для отделки изделий, виды окрасочных материалов, способы отделки изделий. Правила безопасности.

Знать способы отделки изделий из древесины, виды окрасочных материалов. Правила безопасной работы.

Устный опрос, практическая работа. Составить реферат на понравившийся вид ручной обработки древесины

Компьютерная презентация.

Столярный верстак, приспособления и инструменты для отделки изделий, окрасочный материал.

13

Понятие о механизме и машине.

2

комбинированный

Виды механизмов и машин. Виды передач.

Знать виды механизмов и машин, способы передачи движения и вращения,

Условные обозначения механизмов передач на схеме, подвижные и неподвижные соединения мех-ов.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, механизмы передач

Технологическое оборудование столярной мастерской и механизмы передач.

Итого   26 часов

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ

14

Рабочее место для ручной обработки металлов. Тонколистовой металл и проволока.

2

комбинированный

Устройство слесарного верстака, назначение элементов верстака. Правила поведения в слесарной мастерской, правила безопасности. Тонколистовой металл и проволока.

Знать устройство слесарного верстака, назначение элементов верстака, правила пользования верстаком, подбор верстака по росту, правила безопасности. Виды тонколистового металла и проволоки.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, образцы тонколистового металла и проволоки

Слесарный верстак, образцы тонколистового металла и проволоки.

15

Изображение деталей из металла

2

комбинированный

Условные обозначения на чертежах для изделий из металла. Развёртки, линии сгиба, правила составления чертежей

Знать правила составления чертежей для изделий из металла. Условные обозначения, линии сгиба на чертежах, определение длин заготовок из проволоки.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация

Чертёжный инструмент, бумага для черчения формата А4

16

Технологические процессы изготовления изделий из металла

2

комбинированный

Правила составления технологических процессов. Изучение чертежей изделий из металла

Знать и уметь читать чертежи изделий из металла, правильно составлять технологические процессы на изделия из металла.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь по технологии

17

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки

2

комбинированный

Правила и способы правки заготовок из тонколистового металла и проволоки. Правила безопасности при правке заготовок из металла.

Знать правила безопасной работы при правке заготовок из металла. Уметь и владеть способами правки заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Устный опрос, практическая работа

Компьютерная презентация, наглядный показ правки заготовок из металла

Слесарный верстак, инструменты и приспособления для правки заготовок из металла.

18

Разметка тонколистового металла и проволоки

2

комбинированный

Инструменты для разметки тонколистового металла и проволоки. Правила и способы разметки. Правила безопасности.

Знать правила разметки тонколистового металла и проволоки. Знать инструмент для разметки. Владеть способами и приёмами разметки. Знать правила безопасной работы

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, инструмент для разметки заготовок

Слесарный верстак, инструменты для разметки, заготовки из тонколистового металла и проволоки

19

Основные приёмы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки

2

комбинированный

Инструменты для резания тонколистового металла и проволоки по разметке. Правила безопасной работы при резании металла и зачистке изделий.

Знать правила безопасной работы при резании тонколистового металла и проволоки.

Знать способы резания, инструменты для резания, владеть приёмами резания и зачистке изделий из металла.

Устный опрос, практическая работа

Компьютерная презентация, инструменты для резания металла

Слесарный верстак, инструменты для резания металла, заготовки из металла.

Инструменты для зачистки металла.

20

Гибка тонколистового металла и проволоки.

2

комбинированный

Правила и способы гибки тонколистового металла и проволоки. Приспособления и инструменты для гибки металла. Правила безопасной работы

Знать правила безопасной работы при гибке металла. Знать способы гибки металла, инструменты и приспособления для гибки металла. Владеть приёмами гибки металла.

Устный опрос, практическая работа

Компьютерная презентация, инструменты и приспособления для гибки.

Слесарный верстак, тиски, приспособления для гибки. Инструменты и заготовки

21

Пробивание и сверление отверстий

2

комбинированный

Правила и способы пробивания и сверления отверстий. Инструменты и приспособления для пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы

Знать правила безопасной работы. Инструменты для пробивания и сверления отверстий. Способы пробивания и сверления отверстий. Владеть приёмами пробивания и сверления отверстий.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация. инструменты для пробивания и сверления отверстий

Слесарный верстак, тиски, инструменты для пробивания и сверления отверстий, заготовки

22

Устройство сверлильного станка. Приёмы работ на сверлильном станке

2

комбинированный

Правила безопасной работы на сверлильном станке. Устройство сверлильного станка. Приёмы работ на сверлильном станке.

Знать правила безопасной работы на сверлильном станке.

Знать устройство сверлильного станка, правильно устанавливать сверло в патроне станка, владеть приёмами работ на станке.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, сверлильный станок.

Сверлильный станок, свёрла, заготовки, приспособления.

23

Соединение деталей из тонколистового металла

2

комбинированный

Виды соединений, правила безопасной работы, приёмы и способы соединения деталей

Знать правила безопасной работы, виды соединений, способы соединения, владеть приёмами соединения деталей из тонколистового металла.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Слесарный верстак, тиски, инструменты и приспособления для соединения деталей.

24

Отделка изделий из металла

2

комбинированный

Правила безопасной работы, виды и способы отделки изделий из металла

Знать правила безопасной работы, виды и способы отделки. Владеть приёмами отделки изделий из металла.

Устный опрос, реферат, практическая работа.

Компьютерная презентация

Слесарный верстак, изделия из металла, окрасочный материал.

        ИТОГО              22 часа

КУЛЬТУРА ДОМА

25

Интерьер дома

2

Комбинированный.

Интерьер, передняя, гостиная, детская комната, спальня, кухня, балкон и лоджия.

Должны знать значение слову «интерьер», санитарно-гигиенические требования к жилым помещениям, эстетичность интерьера.

Устный опрос, практическая работа.

Слайды. Компьютерная презентация.

Рабочая тетрадь, чертёжный инструмент.

26

Уборка жилого помещения. Уход за одеждой и хранение книг

2

Комбинированный.

Уборка помещения, правила ухода за одеждой, хранение книг.

Должны знать для чего нужен пылесос, как его применяют. Должны знать правила ухода за одеждой, обувью, хранение книг.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Примеры технологических карт, рабочая тетрадь.

        ИТОГО                  4 часа

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

27

Графический редактор

2

комбинированный

Программа Paint, создание рисунка.

Должны знать описание программы Paint, должны уметь пользоваться набором инструментов, создавать рисунки.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Рабочая тетрадь, компьютер.

28

Текстовый редактор

2

Комбинированный.

Программа Word, текстовый документ.

Должны знать описание программы Word, должны уметь  создавать текстовый документ.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Рабочая тетрадь, компьютер.

         ИТОГО                 4 часа.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

29

Этапы творческого проекта

2

Лекция.

Подготовительный этап, технологический этап, заключительный этап.

Должны знать основные этапы творческого проекта, должны уметь создавать творческие проекты.

Устный опрос.

Компьютерная презентация.

Рабочая тетрадь.

30

Пример выполнения творческого проекта

2

Комбинированный.

Обоснование темы проекта, выбор и анализ, разработка.

Должны уметь обосновать проект, анализировать выбранные конструкции, составлять эскизы деталей.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Рабочая тетрадь, чертёжный инструмент.

31-34

Технологический процесс изготовления изделия.

Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия

8

Комбинированный.

Технологический процесс, расчёт стоимости .

Должны уметь разработать технологический процесс, составить расчёт стоимости материалов.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Верстак, инструмент, приспособления, заготовки, технологическая карта.

        ИТОГО              12 часов

       ВСЕГО                68 часов



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по технологии

для учащихся 5 классов

Образовательная область: технология

Разработал: Суворов А.А.

учитель технологии,

первой квалификационной категории

г. Братск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
       Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
        Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:
• информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает
детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
•организационно-плановое построение содержания.
Определяется последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;
• общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
       
 Программа включает разделы:
• пояснительную записку;
• основное содержание, состоящее из разделов и тем;
• тематическое планирование (последовательность изучения разделов и тем) с распределением учебных часов;
• материально-техническое оснащение учебного процесса.

        Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования

        Основной целью изучения учебного предмета «Технология» является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
        Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
        Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
        Технология, как учебный предмет, способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
         В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

          Качественное обучение предмету «Технология» в школе имеет особую важность и значение не только для культурного развития каждого человека, но и для успехов в развитии всего общества, которое в немалой степени определяется уровнем образованности и культуры его граждан, их готовности и способности к эффективному межкультурному сотрудничеству на благо своей страны.

        Согласно утвержденному «Стандарту» предмет «Технология» вводится как обязательный учебный предмет с пятого класса во всех типах общеобразовательных школ при условии наличия соответствующего кадрового и методического обеспечения занятий по технологии.

Данная рабочая программа «технология» для учащихся  5 классов разработана в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом  образовательного  учреждения. Примерные программы по учебным предметам «Технология» 5-9 классы издательство Москва «Просвещение» 2010г. Под редакцией А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М. Кондакова.                                                                                                                      Рабочая программа рассчитана на  68 часов в год, 2 часа в неделю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

        Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках двух направлений: «Индустриальные технологии» - ручная обработка древесины, ручная обработка металлов. Машины и механизмы. «Технологии ведения дома». «Информационные технологии».
      Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся познакомятся:
• с предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства;
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой  деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.


     Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома).
      При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный учебный материал должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

     Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
       В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану даётся в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
    Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
     Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в данной программе направлены на освоение различных технологий.
     Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбирается такой объект, процесс или тема которого для учащихся обеспечивает охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане

     Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
     Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом. 

Результаты изучения предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ»

      В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
     В результате изучения технологии ученик получает возможность познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:    Основные теоретические сведения: древесина и её применение; лиственные и хвойные породы древесины; характерные признаки и свойства древесины; пороки древесины; виды пиломатериалов, древесных материалов; профессии, связанные с производством древесных материалов; графическая и технологическая документация; основные технологические операции; устройство верстака; ручные инструменты и приспособления для обработки древесины; правила поведения в мастерской; правила безопасной работы.                                                  Практические работы: распознавание лиственных и хвойных пород; выявление пороков древесины; определение видов древесных материалов и пиломатериалов; чтение чертежей; определение материала для изготовления, формы, размеров детали; определение последовательности изготовления детали; организация рабочего места; изучение приёмов работ с ручным инструментом; изготовление деталей по чертежам и технологическим картам. Соблюдение правил безопасности при работе с ручным инструментом.
  2. СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:                                                                  Основные теоретические сведения: металлы, их основные свойства и область применения; чёрные и цветные металлы; листовой металл; проволока; профессии, связанные с добычей и производством металла; понятие об изделии и детали; графическое изображение; технологические карты; слесарный верстак и его назначение; основные технологические операции по обработке тонколистового металла и проволоки; ручные инструменты и приспособления для обработки металла; правила поведения в мастерской; правила безопасной работы с ручным инструментом и при изготовлении изделий из тонколистового металла и проволоки.                                                                                                      Практические работы: определение видов металлов; подбор заготовок; чтение чертежей; определение последовательности изготовления детали по технологической карте; организация рабочего места; рациональные приёмы работ с ручным инструментом; соблюдение правил безопасности.

 

  1.  КУЛЬТУРА ДОМА:                                                                                                                   Основные теоретические сведения: интерьер квартиры или дома; уход за вещами, хранение книг.                                                                                                          Практические работы: выполнение мелкого ремонта одежды, обуви, изготовление мелких бытовых предметов (вешалки, подставки для книг и т.п.)
  2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:                                                                     Основные теоретические сведения: графический редактор, программа Paint; текстовый редактор, программа Word.                                                                                              Практические работы: создание рисунка, рисование геометрических фигур с помощью графического редактора Paint; создание текстовой страницы, форматирование текстового документа с помощью программы Word.
  3. ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:                                                     Основные теоретические сведения: выбор темы проектов, обоснование темы проекта и определение этапов её изготовления, технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки изделий).                                                                  Практические работы: обоснование выбора проекта, поиск необходимой информации; выполнение эскиза изделия, изготовление деталей; сборка и отделка изделия.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение методами чтения и способами графического представления технологической и конструкторской документации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление конструкторской и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов;
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятий

Количество часов

Тип уроков

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Вводное занятие. Пожарная безопасность в мастерских. Общие правила Т.Б. в мастерских.

2

Лекция

Оснащение мастерских. Технологическое оборудование. Техника безопасности в мастерских.

Должны знать технологическое оборудование мастерских. Назначение мастерских. Правила Т.Б. и пожарную безопасность.

2

Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации.

24

комбинированный

Древесина и её применение, породы древесины, свойства древесины, пороки древесины, виды пиломатериалов, графическая документация, технологическая карта, ручной инструмент, технологические операции, правила безопасности при работе с ручным инструментом.

Должны уметь распознавать породы древесины по характерным признакам, определять виды пиломатериалов, читать чертежи, составлять последовательность изготовления детали, формы и размеры детали. Составлять технологические карты на изделие, организовать рабочее место. Знать и соблюдать правила безопасности.

3

Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации.

22

комбинированный

Металлы. Их основные свойства; чёрные и цветные металлы, способы получения тонколистового металла и проволоки, рабочее место, ручной инструмент для обработки металла, графическая и технологическая документация, правила безопасной работы с ручным инструментом, приёмы работ.

Должны знать металлы, их основные свойства, область применения, чёрные и цветные металлы; виды и способы получения тонколистового металла и проволоки, понятие об изделиях и деталях, графическую документацию. Должны знать устройство и назначение слесарного верстака, ручного инструмента. Владеть приёмами работ с ручным инструментом, знать правила безопасной работы.

4

Культура дома

4

Комбинированный.

Интерьер квартиры и дома, уход за вещами и обувью, хранение книг, уборка квартиры.

Должны уметь производить мелкий ремонт одежды и обуви, знать правила хранения книг, уметь производить уборку помещения, изготавливать мелкие бытовые предметы.

5

Информационные технологии

4

Комбинированный.

Графический редактор, текстовый редактор.

Должны уметь составлять геометрические рисунки в графическом редакторе, уметь пользоваться панелью инструментов. Должны уметь составлять текстовый документ, пользоваться панелью управления.

6

Творческие проекты

12

Комбинированный.

Тема проекта, обоснование проекта, этапы изготовления.

Должны уметь обосновать выбор проекта, вести поиск необходимой информации, определять этапы изготовления. Решать технические и технологические задачи.

        ИТОГО                        68 часов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На базе школы для проведения занятий по курсу «Технология» существует 2 кабинета мастерских: столярная и слесарная.

Оснащенность учебного кабинета (столярная мастерская)                                            Площадь кабинета – 69,8 м ². Число посадочных мест - 20

Наименование имущества

Количество

Демонстрационный верстак

1

Верстаки ученические двуместные

10

Стулья ученические

20

Шкаф инструментальный металлический

1

Шкаф для заготовок 2-хсекционный

1

Шкаф для материалов

2

Шкаф для спецодежды

1

Доска классная

1

Шкаф для дидактических материалов

1

Стенд наглядный

1

Стенд для творческих работ

2

Экран

1

Ноутбук

1

 Электросушитель для рук

1

 Мойка стальная

1

17.

 Ножовки с широким полотном

9

18.

Ножовки с узким полотном

9

19.

Ножовки обушковые

8

20.

Молотки

15

21.

Рубанки

9

22.

Стамески

20

23.

Киянки резиновые

9

24.

Линейка металлическая

20

25.

Угольник металлический

15

26.

Лобзики

11

27.

Электровыжигатель «Узор»

10

28.

Стусло

5

29

Мультимедийный проектор и экран

1 комплект

                                                                                                                                                                                      Оснащённость учебного кабинета (слесарная мастерская)                                                          Площадь кабинета – 51м ². Число посадочных мест - 16

Наименование имущества

Количество

 1

Демонстрационный верстак

1

2

Учительский стул

1

3

Верстаки ученические двуместные слесарные

8

4

Стулья ученические

16

5

Шкаф инструментальный

1

6

Шкаф для заготовок

1

7

Шкаф для материалов

1

8

Вешалка для спецодежды

1

9

Доска классная

1

10

Стенд наглядный

1

11

Шкаф для творческих работ

2

12

 Электросушитель для рук

1

13

 Мойка стальная

1

14

 Ножовка слесарная

20

15

Ножницы слесарные прямые

20

16

Зубило слесарное

20

17

Молотки

10

18

Киянки деревянные

18

19

Штангенциркули  

2

20

Метчики  

1 комплект

21

Плашки

1 комплект

22

Чертилки

20

23.

Резцы для токарно-винторезного станка

8

24

Очки защитные

10

25

Приспособления для заклёпочных работ

2 комплекта

26

Напильники

20

Техника безопасности и охрана труда в кабинете

Наименование

Наличие

  1

Противопожарный инвентарь

Огнетушитель, песок, кошма

  2

Аптечка

Имеется

  3

Инструкция по технике безопасности

Имеется

  4

Журнал вводного инструктажа

Имеется

  5

Наглядные плакаты по правилам безопасной работы

Имеются

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерные программы по учебным предметам «Технология» 5-9 классы. Издательство «Просвещение» Москва 2010г.
  2. В. Д. Симоненко «Технология», учебник для учащихся 5 класса. Издательство «просвещение» Москва 2010г.
  3. И. А. Карабанов «справочник по трудовому обучению». Издательство «Просвещение» Москва 1992г.
  4. К.Л. Дерендяев «Поурочные разработки по технологии» 5 класс Москва «ВАКО» 2009г.
  5. http://standart.edu.ru
  6. http// www.mon.gov.ru/.

Книгопечатная продукция

Название

Автор

Издательство

Год издания

Количество экземпляров

1.

Технология 5

В.Д.Симоненко

«Просвещение» Москва

2010

1

2.

Сборник нормативных документов «Технология» федеральный компонент государственного стандарта

Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев

«Дрофа» Москва

2007

1

3

Примерные программы по учебным предметам «Технология» 5-9 классы

А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков

«Просвещение» Москва

2010

1

4

Поурочные разработки по технологии 5 класс

К.Л. Дерендяев

«ВАКО» Москва

2009

1

5

Справочники

3

6

Методические пособия

10

7

Журналы

20

8

Дидактические материалы

15

9

Карточки

8

10

Презентации по разделам

5

Цифровые образовательные ресурсы

Класс

Тема

Обучающие программы

1

Образовательные программы и стандарты «Тематическое планирование Технология 5-11кл» издательство «Учитель» 2011 www.ucitel-izd.ru

2

Технология Технический труд Практико-ориентированные проекты 5-8кл.

Изд. «Учитель» 2010   www.ucitel-izd.ru

3

Технология  технический и обслуживающий труд (мальчики 5-9кл)  Москва издательство «Сентябрь» 2009   http://cd.direktor.ru


Презентации

1

5 класс

Ручная обработка древесины

Ручная обработка металлов

 Культура дома

Информационные технологии    

Примеры творческих проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...