рабочая программа 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс) по теме

         Программа по курсу «Технология» 6 класс выполняет следующие функции:
• информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает
детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
•организационно-плановое построение содержания.
Определяется последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;
• общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по технологии

для учащихся 6 классов

Образовательная область: технология

Разработал: Суворов А.А.

учитель технологии,

первой квалификационной категории

г. Братск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
       Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
        Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:
• информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает
детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
•организационно-плановое построение содержания.
Определяется последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;
• общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
       
 Учебная программа включает разделы:
• пояснительную записку;
• основное содержание, состоящее из разделов и тем;
• тематическое планирование (последовательность изучения разделов и тем) с распределением учебных часов;
• рекомендации по оснащению учебного процесса.

        Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования

        Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
        Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
        Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
        Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
         В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Качественное обучение предмету «Технология» в школе имеет особую важность и значение не только для культурного развития каждого человека, но и для успехов в развитии всего общества, которое в немалой степени определяется уровнем образованности и культуры его граждан, их готовности и способности к эффективному межкультурному сотрудничеству на благо своей страны.

           Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Данная рабочая программа «технология» для учащихся  6 классов разработана  в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом  образовательного  учреждения. Примерные программы по учебным предметам «Технология» 5-9 классы издательство Москва «Просвещение» 2010г. Под редакцией А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М. Кондакова.                                                                                              Рабочая программа рассчитана на  66 часов в год, 2 часа в неделю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

        Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках двух направлений: «Индустриальные технологии» - технология обработки древесины, технология обработки металла, «Технологии ведения дома» - ремонтно-строительные работы.

.       Программа содержит 4 основных раздела: «технология обработки древесины – 22 часа», «технология обработки металлов – 16 часов», «культура дома – 10 часов», «творческие проекты – 18 часов»  

        Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается ведение комбинированных уроков, т.е. на первой половине урока изучается теоретический материал, устный опрос учащихся, вторая половина урока отводится на выполнение практических работ по заданию учителя. Поэтому основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
      Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства;
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;


овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой  деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.


     Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома).
      При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный учебный материал должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

     Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
       В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану даётся в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности, учащиеся должны акцентировать своё внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
    Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
     Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
     Для практических работ, в соответствии с имеющимися возможностями, выбирается объект, процесс или тему проекта для учащихся, которые могут обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
     Темы раздела «Культура дома» включают в себя освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений.                                                                                                         Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.

Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане

     Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
     Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом. 

Результаты изучения предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов; уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела получает возможность познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ
• выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять контроль измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕРЕВООБРАБОТКИ:

Основные теоретические сведения: лесная и деревообрабатывающая промышленность, заготовка древесины, пороки древесины, производство и применение пиломатериалов, охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Профессии, связанные с обработкой древесины. Сборочный чертёж изделия из древесины, конструирование и моделирование изделий из древесины, изготовление деталей цилиндрической формы ручным инструментом. Машина и её основные части, механизмы передач движения, устройство токарного станка, управление токарным станком. Технология точения древесины на токарном станке. Отделка изделий. Художественная обработка изделий из древесины. Правила безопасности при работе ручным инструментом и на сверлильном станке. Правила безопасности при работе на токарном станке.

Практические работы: определение видов пиломатериалов; выбор пиломатериалов и заготовок с учётом природных и технологических пороков древесины. Чтение чертежей, определение материала, размеров детали и сборка изделий по технологической карте, определение последовательности. Соединение деталей «вполдерева». Защитная отделка изделий из древесины. Организация рабочего места токаря. Изготовление деталей цилиндрической формы, определение припусков на обработку, черновое точение, чистовое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов, контроль качества. Соблюдение правил безопасности. Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ:

основные теоретические сведения: основные свойства металлов, чёрные и цветные металлы, сортовой прокат. Процесс обработки металлов, основные слесарные специальности, графическое изображение изделий из сортового проката. Разметка заготовок из сортового проката, измерение размеров деталей штангенциркулем, резание металла слесарной ножовкой. Рубка металла, приёмы рубки металла. Опиливание металла, инструменты, приёмы опиливания. Отделка изделий из металла. Правила безопасности при работе с ручным инструментом.

Практические работы: определение видов сортового проката. Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте, разметка заготовки с использованием штангенциркуля, резание заготовки слесарной ножовкой. Рубка металлов, опиливание металлов. Определение последовательности изготовления деталей и сборка изделий по чертежу и технологической карте. Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасности при работе с ручным слесарным инструментом.

  1. КУЛЬТУРА ДОМА (РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ)

Основные теоретические сведения: закрепление настенных предметов, устройство и установка форточных, оконных и дверных петель. Устройство и установка дверных замков, простейший ремонт сантехнического оборудования. Основы технологии штукатурных работ.

Практические работы: инструменты для пробивания отверстий в стене, закрепление настенных предметов, технологический процессы. Изучение устройства оконных и дверных петель. Разметка мест установки петель, технология крепления петель. Изучение устройства дверного замка, технология установки замка, определение вида замка. Изучение сантехнического оборудования, устройство водопроводного крана, разборка и сборка водопроводного крана, устранение мелких неисправностей. Соблюдение правил безопасности. Изучение материалов для штукатурных работ, изучение инструмента для штукатурных работ, составление плана ремонта штукатурных работ, ремонт повреждённого участка стены.

  1. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ:

основные теоретические сведения: выбор тем проектов, методы поиска информации об изделиях и материалах; экономическая оценка стоимости выполнения проекта; виды проектной документации.

Практические работы: обоснование идеи изделия, анализ возможностей изготовления, выбор видов изделий, разработка конструкции, подготовка чертежей и технологической карты на изделие, сборка и отделка изделия. Экономический расчёт


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование средств, видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных проспектов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

.

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТИП УРОКОВ

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1

Вводное занятие. Пожарная безопасность. Правила Т.Б. в мастерских.

2

Лекция

Инструкции по пожарной безопасности. Инструкции по Т.Б. в мастерских.

Должны знать правила пожарной безопасности. Правила Т.Б. в мастерских.

2

Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации.

20

комбинированный

Лесная и деревообрабатывающая промышленность, сборочный чертёж, соединение брусков, конструирование и моделирование, изготовление цилиндрических деталей, устройство токарного станка, управление токарным станком. Художественная обработка изделий. Правила безопасности.

Должны уметь распознавать породы древесины по характерным признакам, определять виды пиломатериалов, читать чертежи, составлять последовательность изготовления детали, формы и размеры детали. Составлять технологические карты на изделие, организовать рабочее место. Знать и соблюдать правила безопасности. Знать устройство токарного станка.

3

Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации.

16

комбинированный

Основные свойства металлов и сплавов. Процесс обработки металлов, сортовой прокат. Чтение чертежа. Разметка заготовки, измерение штангенциркулем. Резание металла слесарной ножовкой, рубка металла, опиливание металла, отделка изделий из металла. Правила безопасности.

Должны знать металлы, их основные свойства, область применения, чёрные и цветные металлы; понятие об изделиях и деталях из сортового проката. графическую документацию. Должны знать устройство и назначение слесарного верстака, ручного инструмента. Владеть приёмами работ с ручным инструментом: резание металла слесарной ножовкой, рубка металла, опиливание металла, знать правила безопасной работы.

4

Культура дома (Ремонтно-строительные работы)

10

Комбинированный.

Закрепление настенных предметов, установка оконных и дверных петель, устройство и установка дверных замков. Простейший ремонт сантехнического оборудования. Технология штукатурных работ.

Должны знать и владеть технологией закрепления настенных предметов, уметь различать левые и правые оконные и дверные петли. Знать технологию установки петель. Знать устройство дверных замков, типы замков. Производить мелкий ремонт водопроводного крана. Уметь вести штукатурные работы.

5

Творческие проекты

18

Комбинированный.

Тема проекта, обоснование проекта, этапы изготовления.

Должны уметь обосновать выбор проекта, вести поиск необходимой информации, определять этапы изготовления. Решать технические и технологические задачи.

        ИТОГО                        66 часов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На базе школы для проведения занятий по курсу «Технология» существует 2 кабинета мастерских: столярная и слесарная.

Оснащенность учебного кабинета (столярная мастерская)                                     Площадь кабинета – 69,8 м ². Число посадочных мест - 20

Наименование имущества

Количество

Демонстрационный верстак

1

Верстаки ученические двуместные

10

Стулья ученические

20

Шкаф инструментальный металлический

1

Шкаф для заготовок 2-хсекционный

1

Шкаф для материалов

2

Шкаф для спецодежды

1

Доска классная

1

Шкаф для дидактических материалов

1

Стенд наглядный

1

Стенд для творческих работ

2

Экран

1

Ноутбук

1

 Электросушитель для рук

1

 Мойка стальная

1

17.

 Ножовки с широким полотном

9

18.

Ножовки с узким полотном

9

19.

Ножовки обушковые

8

20.

Молотки

15

21.

Рубанки

9

22.

Стамески

20

23.

Киянки резиновые

9

24.

Линейка металлическая

20

25.

Угольник металлический

15

26.

Лобзики

11

27.

Электровыжигатель «Узор»

10

28.

Стусло

5

29

Мультимедийный проектор и экран

1комплект

Оснащённость учебного кабинета (слесарная мастерская)                                    Площадь кабинета – 51м ². Число посадочных мест - 16

Наименование имущества

Количество

 1

Демонстрационный верстак

1

2

Учительский стул

1

3

Верстаки ученические двуместные слесарные

8

4

Стулья ученические

16

5

Шкаф инструментальный

1

6

Шкаф для заготовок

1

7

Шкаф для материалов

1

8

Вешалка для спецодежды

1

9

Доска классная

1

10

Стенд наглядный

1

11

Шкаф для творческих работ

2

12

 Электросушитель для рук

1

13

 Мойка стальная

1

14

 Ножовка слесарная

20

15

Ножницы слесарные прямые

20

16

Зубило слесарное

20

17

Молотки

10

18

Киянки деревянные

18

19

Штангенциркули  

2

20

Метчики  

1 комплект

21

Плашки

1 комплект

22

Чертилки

20

23.

Резцы для токарно-винторезного станка

8

24

Очки защитные

10

25

Приспособления для заклёпочных работ

2 комплекта

26

Напильники

20

Техника безопасности и охрана труда в кабинете

Наименование

Наличие

  1

Противопожарный инвентарь

Огнетушитель, песок, кошма

  2

Аптечка

Имеется

  3

Инструкция по технике безопасности

Имеется

  4

Журнал вводного инструктажа

Имеется

  5

Наглядные плакаты по правилам безопасной работы

Имеются

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерные программы по учебным предметам «Технология» 5-9 классы. Издательство «Просвещение» Москва 2010г.
  2. К.Л. Дерендяев «Поурочные разработки по технологии» 6 класс  «ВАКО» Москва 2009г.
  3. В. Д. Симоненко «Технология», учебник для учащихся 6 класса. Издательство «Вентана-Граф» Москва 2010г.
  4. И. А. Карабанов «справочник по трудовому обучению». Издательство «Просвещение» Москва 1992г.
  5. http://standart.edu.ru
  6. http// www.mon.gov.ru/.

Книгопечатная продукция

Название

Автор

Издательство

Год издания

Количество экземпляров

1.

Технология 6

В.Д.Симоненко

«Просвещение» Москва

2010

1

2

Примерные программы по учебным предметам «Технология» 5-9 классы

А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков

«Просвещение» Москва

2010

1

3

Поурочные разработки по технологии 5 класс

К.Л. Дерендяев

«ВАКО» Москва

2009

1

4

Поурочные планы по разделу «технология обработки древесины»      5-7 классы

Ю.А. Жадаев под редакцией В.Д. Симоненко

«Учитель» Волгоград

2007

1

5

Справочники

3

6

Методические пособия

10

7

Журналы

20

8

Дидактические материалы

15

9

Карточки

8

10

Презентации по разделам

5

Цифровые образовательные ресурсы

Класс

Тема

Обучающие программы

1

Образовательные программы и стандарты «Тематическое планирование Технология 5-11кл» издательство «Учитель» 2011 www.ucitel-izd.ru

2

Технология Технический труд Практико-ориентированные проекты 5-8кл.

Изд. «Учитель» 2010   www.ucitel-izd.ru

3

Технология  технический и обслуживающий труд (мальчики 5-9кл)  Москва издательство «Сентябрь» 2009   http://cd.direktor.ru

Презентации

1

6 класс

Ручная обработка древесины

Ручная обработка металлов

 Культура дома (ремонтно-строительные работы)

Примеры творческих проектов

 



Предварительный просмотр:

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТИП УРОКА

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ВИД КОНТРОЛЯ

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

ДАТА ПЛАНИРУЕМАЯ

ДАТА ФАКТИЧЕСКАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕРЕВООБРАБОТКИ

1

Вводное занятие. Пожарная безопасность. Правила безопасности в мастерских.

2

Лекция

 Пожарная безопасность. Правила Т.Б.

Знать правила пожарной безопасности. Правила Т.Б. в мастерских.

Инструкции по Т.Б. Правила пожарной безопасности.

Инструкции по Т.Б.

2

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Пороки древесины

2

Лекция

Профессии лесной и деревообрабатывающей промышленности. Заготовка древесины, пороки древесины. Производство и применение пиломатериалов. Охрана природы.

Должны знать рабочие профессии в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Порядок заготовки древесины, пороки древесины. Применение пиломатериалов

Устный опрос

Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь, папка с файлами, электронный носитель.

3

Сборочный чертёж изделия из древесины

2

Комбинированный

Сборочный чертёж изделия из древесины. Чтение сборочного чертежа.

Должны знать графическую документацию, масштаб, эскиз, технический рисунок. Последовательность чтения чертежа

Устный опрос, практическая работа

Компьютерная презентация.

Рабочая тетрадь, чертёжные инструменты.

4

Соединение брусков

2

комбинированный

Виды соединений, разметка брусков, способы сборки.

Должны знать свойства древесины, виды соединений, владеть способами и приёмами соединения брусков.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация

Верстак, киянки, пилы, стамески, разметочный инструмент, струбцины и приспособления, заготовки.

5

Конструирование и моделирование изделий из древесины.

2

комбинированный

Конструирование, вариативность, технологичность. Моделирование изделий.

Должны знать и уметь конструировать изделия, творчески работать, уметь изготавливать технологичные изделия.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Чертёжный инструмент, верстак, столярный инструмент, приспособления.

6

Изготовление цилиндрических и конических деталей из древесины ручным способом.

2

комбинированный

Способы изготовления цилиндрических деталей. Кронциркуль, последовательность операций по обработке.

Должны знать и владеть приёмами изготовления цилиндрических и конических деталей из древесины

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Верстак, рубанки, кронциркуль, приспособления для изготовления цилиндрических и конических деталей из древесины

7

Устройство токарного станка для точения древесины

2

комбинированный

Машина и её основные части. Механизмы передач движения. Устройство токарного станка для точения древесины.

Должны знать машины и составные части, механизмы передач движения, устройство токарного станка для точения древесины.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, наглядные пособия.

Механизмы передач движения, токарный станок.

8

Управление токарным станком для точения древесины.

2

комбинированный

Технология точения древесины на токарном станке. Правила безопасности при работе на токарном станке.

Должны знать режущий инструмент для точения на токарном станке, владеть приёмами точения, знать правила безопасной работы на станке.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, наглядные пособия.

Инструмент для работы на станке, заготовки, токарный станок для точения древесины.

9

Отделка изделий из древесины масляными красками.

2

комбинированный

Масляная краска, виды краски, технология подготовки и окраски изделий.

Должны знать виды масляной краски, владеть подготовкой изделий к окраске и окраской изделий.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Инструменты для подготовки изделия к окраске. Инструменты для окраски изделия и приспособления.

10

Художественная обработка изделий из древесины.

2

комбинированный

Виды резьбы, рабочее место, инструменты для резьбы.

Должны знать историю древнего ремесла, виды резьбы, инструменты для резьбы, владеть приёмами резьбы.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Верстак, разметочный инструмент, инструмент для резьбы.

11

Стоимость изделий из древесины

2

комбинированный

Бережное и экономное отношение к технике, оборудованию, инструментам и материалам. Стоимость изделия.

Должны знать расчёты стоимости изделий из древесины, владеть способами экономного расходования материалов.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Рабочая тетрадь, калькулятор.

ИТОГО                          22 часа

ТЕХНОЛОГИЯ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ

12

Свойства чёрных и цветных металлов. Сортовой прокат.

2

комбинированный

Чёрные и цветные металлы и сплавы. Механические и технологические свойства металлов. Сортовой прокат.

Должны знать чёрные и цветные металлы. Уметь различать металлы и сплавы, знать свойства металлов. Знать виды сортового проката.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, наглядные пособия.

Рабочая тетрадь, слесарный верстак, инструменты для опиливания металла.

13

Процесс обработки металлов. Изготовление изделий из сортового проката. Чтение чертежей.

2

комбинированный

Понятие о процессе обработки металлов. Слесарные специальности. Процесс изготовления изделий из сортового проката. Графическое изображение изделий из сортового проката.

Должны знать технологический процесс обработки металлов, основные слесарные специальности, процесс изготовления изделий. Должны уметь читать чертежи.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, наглядные пособия.

Рабочая тетрадь, чертёжный инструмент, чертежи изделий из металла.

14

Разметка заготовки, измерение деталей штангенциркулем.

2

комбинированный

Разметка заготовок из сортового проката. Измерение размеров деталей.

Должны знать и владеть разметкой изделий из сортового проката. Устройство   штангенциркуля.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Рабочая тетрадь, штангенциркуль, измеряемые детали.

15

Резание металла слесарной ножовкой.

2

комбинированный

Слесарная ножовка, подготовка ножовки к резанию. Приёмы резания. Правила безопасной работы.

Должны знать правила безопасной работы. Знать устройство и назначение слесарной ножовки. Владеть приёмами резания.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация. Наглядные пособия.

Рабочая тетрадь, слесарный верстак, тиски, слесарная ножовка, заготовка.

16

Рубка металла

2

комбинированный

Процесс рубки металлов, инструменты для рубки металлов, приёмы рубки металлов. Правила безопасной работы.

Должны знать рубку металла как процесс, инструменты для рубки металлов. Владеть приёмами рубки металлов. Знать правила безопасной работы.

Устный опрос, практическая работа

Компьютерная презентация, наглядные пособия и наглядный показ.

Рабочая тетрадь, разметочный инструмент, слесарный верстак, тиски, инструмент для рубки металла.

17

Опиливание металла

2

комбинированный

Процесс опиливания заготовок, инструменты для опиливания, приёмы опиливания, правила безопасной работы.

Должны знать инструменты для опиливания, технологию опиливания металлов, владеть приёмами опиливания металлов. Знать правила безопасной работы.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, наглядный показ опиливания металлов.

Слесарный верстак, тиски, правильная плита, инструмент для опиливания.

18

Отделка изделий из металла.

2

комбинированный

Сущность отделки  изделия из сортового проката. Обработка поверхностей металлических изделий. Технология нанесения покрытия.

Должны знать способы отделки изделий из металла. Владеть приёмами отделки изделий из металла. Знать правила безопасной работы.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Инструменты и приспособления для зачистки металла, инструменты для покрытия изделий краской.

19

Урок «деловая игра»

2

комбинированный

Технология рубки металла, опиливание металла, резание слесарной ножовкой.

Должны знать рубку, резание и опиливание металла, свойства металлов и сплавов.

Вопросы-тесты, практическая работа.

Дидактический материал.

Слесарный верстак, тиски, заготовки, инструменты для обработки металла.

       ИТОГО                   16 часов

КУЛЬТУРА ДОМА (Ремонтно-строительные работы)

20

Закрепление настенных предметов

2

комбинированный

Технология крепления настенных предметов

Должны знать способы крепления на стенных предметов. Владеть приёмами крепления предметов.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация. Наглядный показ.

Инструменты для пробивания и сверления отверстий в стенах, дюбели.

21

Установка форточных, оконных и дверных петель.

2

комбинированный

Левые и правые петли, технология установки петель

Должны знать и владеть технологией установки петель, уметь различать левые и правые петли.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация. Наглядный показ.

Правые и левые петли, инструмент для установки петель, шкафы на выбор.

22

Устройство и установка дверных замков.

2

комбинированный

Накладные и врезные замки, технология установки замков.

Должны знать устройство дверных замков, особенности врезных и накладных замков.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, наглядный показ.

Врезные и накладные замки, рабочая тетрадь, инструмент для установки замков.

23

Простейший ремонт сантехнического оборудования.

2

комбинированный

Водопроводный кран, смесители, неисправности смесителей, технология ремонта. Правила безопасности.

Должны знать устройство кранов и смесителей, иметь представление о неисправностях смесителей и уметь устранять их. Знать правила безопасности.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация, наглядные пособия.

Водопроводные краны, смесители, инструмент для ремонта.

24

Основы технологии штукатурных работ

2

комбинированный

Штукатурка, вяжущие материалы, цемент, заполнители, инструмент для штукатурных работ.

Должны знать строительные материалы для штукатурных работ, технологию штукатурных работ, инструмент для штукатурных работ.

Устный опрос, практическая работа.

Компьютерная презентация.

Штукатурный раствор, участки стен школьного помещения, инструмент для штукатурных работ.

       ИТОГО                  10 часов

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

25

Техническая эстетика изделий. Основные требования к проектированию изделий.

2

лекция

«золотое сечение»

техническая эстетика. Технологичность, экономичность, эргономика, безопасность, экологичность

Должны знать правила построения на основе «золотого сечения», основные требования к проектированию изделий.

Устный опрос.

Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь.

26

Элементы конструирования, экономические расчёты, затраты на электроэнергию

2

лекция

«метод фокальных объектов», экономические расчёты, затраты на электроэнергию.

Должны знать и владеть «методом фокальных объектов» как методом конструирования. Уметь рассчитать затраты на электроэнергию.

Беседа, устный опрос.

Компьютерная презентация

Расчёт затрат на электроэнергию.

27

Творческий проект «садовый рыхлитель»

2

лекция

Выбор и обоснование проекта, варианты, технологическая карта, экономические расчёты, оценка изделия.

Должны знать обоснование и выбор проекта, выбирать лучшие варианты, уметь составлять технологическую карту, делать экономические расчёты и оценку изделия

Устный опрос

Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь

28-33

Разработка и изготовление творческих проектов по банку творческих проектов

12

Практическая работа

Выбор вариантов, обоснование, графическая и техническая документация. Правила безопасности.

Должны выбрать и обосновать свой проект. Изложить свой проект на чертежах, составить технологическую карту, знать экономические расчёты и оценку своего проекта.

Практическая работа

Компьютерная презентация, банк творческих проектов

Оборудование мастерских, инструменты и приспособления, разметочный и измерительный инструмент.

       ИТОГО                  18 часов

       ВСЕГО                  66 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...