Урок по технологии в 5 классе Лоскутное шитьё. Разработка эскиза и изготовление шаблона.
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Кочешкова Наталия Евгеньевна

Методическая разработка к уроку "Лоскутное шитьё. Разработка эскиза и изготовление шаблона" для 5 класса. Материал содержит конспект урока, компьютерную презентацию, карточки взаимоконтроля и рефлексии. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_loskut.odt834 КБ
Файл kartochki.odt13.81 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_loskut.odp849.62 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок по технологии в 5 классе

Разработала Кочешкова Наталия Евгеньевна, учитель технологии МОУ СОШ № 58

 с углублённым изучением предметов естественно-математического цикла г. Ярославля

           

    Тема урока: Лоскутное шитьё. Разработка эскиза и изготовление шаблона

Оборудование и материалы:  компьютер  с проектором, компьютерная презентация, образцы работ, стенд по теме урока, подборка книг и журналов, инструменты и материалы для изготовления лоскутных изделий, карточки с заданиями, коллекция образцов ткани, образцы геометрических фигур из цветного картона, эскизы лоскутных изделий в бумажном варианте, шаблоны.

  • Организационный момент. Взаимное приветствие. Настрой на работу на уроке.
  •  Учащиеся сидят группами за 3 столами, на которых в корзинах находятся различные лоскутки ткани.

-  Как вы думаете, что это — мусор и его только выбросить или мы можем эти лоскутки каким-либо образом

использовать?

                   

          Мнения девочек, обсуждение.

  • Что бы вы предложили сделать из них, как использовать?

         

 А вот какие изделия выполняют мастерицы.(слайды  № 2 – 10 презентации).

         Вы уже догадались, что я не зря принесла эти лоскутки.

         -    Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (варианты предлагаются девочками)

            Изготовление изделий в лоскутной технике.

     

     Что же такое «лоскутное шитьё»?   - это искусство соединения небольших разноцветных лоскутков ткани в единое целое, путём сшивания. (слайды № 11-13 с определениями)

  • Хотите ли вы научиться выполнять такие изделия?
  • С чего же стоит начать осваивать лоскутную технику?

 

              -  Начать необходимо с небольших вещей.

          - В этом году мы с вами познакомились с интерьером кухни, научились готовить некоторые блюда, сшили фартук. То есть вся наша работа была связана с кухонной тематикой.

             

                  - Какие изделия из лоскутков мы можем сшить для использования на кухне?

                   Обсуждение, прикрепление вариантов на доску.

  ( Показ слайдов № 14,15,16)

Постановка целей и задач

           _ Как вы думаете, что мы с вами должны узнать и чему научиться, для того чтобы сшить лоскутное изделие?

                    Обсуждение.,девочки предлагают свои варианты ответов

  • Познакомиться с историей и традициями этой техники, с современными тенденциями.
  • Научиться подбирать материалы и инструменты для работы.
  •  Ознакомиться с технологией шитья из лоскута.
  • Научиться разрабатывать эскиз изделий.
  • Научиться изготавливать шаблоны.
  • Разработать план пошива.

   

Каждая группа получает вопросы и в течении 5 минут находит на них ответы в предложенных материалах и расскажет нам самое важное по этим вопросам.

           ( высветить вопросы на слайдах, раздать подборки печатных материалов, книги и журналы по теме).

Учащиеся внутри группы делят вопросы и находят на них ответы в предложенных материалах(книги, журналы, распечатки из различных источников по предложенной теме по иере того, как девочки рассказывают учитель обобщает материал и параллельно идёт работа с презентацией)

1группа    

  •                                
  •  Рассказать о причинах возникновения лоскутного шитья.
  • Где зародилось?
  • Развитие в России?
  • Лоскутное шитьё в наше время?

 

         показ слайдов № 19 - 27 + Олимпиада Сочи 2014 (символика)

 2 группа

  • Основные техники лоскутного шитья.
  • «Спираль»
  • «Изба»
  • Подбор цветового решения

        Показ слайдов № 28 и 29

( Образцы геометрических фигур из цветного картона

  квадрат, треугольник и полосы прикрепить на доску.)

 Разобрать основные отличия техник «Спираль» и «Изба».

             

3 группа

  • Подбор ткани.
  • Подготовка ткани к работе.
  • Организация рабочего места.
  • Инструменты и материалы.

       

           Показ слайда № 30

Демонстрация инструментов и материалов для лоскутного шитья.

2 часть урока

Мы с вами выяснили, что  Эскизом называется чертёж, выполненный от руки без применения чертёжных инструментов и без точного соблюдения масштаба.

 Эскиз изделия можно выполнить карандашом на клетчатой бумаге, а можно с помощью графического редактора на компьютере.  Эскизы на компьютере вы выполнили  на уроке информатики.

         Показать эскизы в бумажном варианте,

и  которые сделали на уроке информатики.

Практическое задание № 1

             Попробуйте собрать макет прихватки из предложенных фигур .( Раздать фигуры из картона (каждой группе разные).

             Вывесить полученные варианты на доску, обсудить из каких фигур состоят.

Практическое задание № 2

Зарисовать эскиз на бумаге (раздать заготовки с контуром прихватки).

         

       

                             

   Шаблон необходим для раскроя деталей изделия. Если  узор состоит из деталей одинаковой формы, то и шаблон необходим одного вида . А если  узор изделия более сложный, состоящий из геометрических фигур разной формы, то нужно изготовить шаблоны для каждого вида фигур. Шаблон  изготавливается с учётом припусков на швы и  представляет собой заготовку, по которой детали кроя выкраиваются из ткани.  

    Показ шаблонов, приёмы работы показать на доске.

     Раздать картон и ножницы. Напомнить о правилах безопасной работы с  ножницами.

                     Изготовление шаблонов. Взаимоконтроль.

(раздать карточки)

Лист контроля__________________________________________

            Критерии  оценки работы по изготовлению шаблона:

     Баллы

  • Припуск со всех сторон 1см.

  • Шаблон вырезан аккуратно.

  • Экономное расходование картона.

  • Соблюдение правил безопасной работы ножницами.

  • Количество деталей подписано.

                                                       

Всего:

__________________________________________________________________________

                   Этапы изготовления лоскутного изделия.

                   Работа с карточками № 1 и № 2

            Последовательность сшивания изделия.

            Подбор цветового решения на карточках.

 Рефлексия.

Раздать карточки.

 Продолжи предложение:

   Сегодня на уроке я узнала ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

    и научилась____________________________________________________________.

 _________________________________________________________________________

 

 

          Рассказать притчу о лоскутном шитье.

Домашнее задание: подобрать ткань для изготовления  лоскутного изделия .

Разработать эскиз прихватки, которую вы будете шить, в графическом редакторе.

                            Вопросы на закрепление

  •  Почему лоскутное шитье можно назвать своего рода искусством?                                        
  •    Какие изделия можно выполнять в этой технике?
  •   Почему для начинающих заниматься этим видом ремесла лучше начинать с хлопчатобумажных тканей?

 Подвести итоги  работы на уроках , поставить оценки, поблагодарить за работу на уроке.



Предварительный просмотр:

Рефлексия.

 Продолжи предложение:

   Сегодня на уроке я узнала ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

    и научилась____________________________________________________________.

 _________________________________________________________________________

Лист контроля__________________________________________

            Критерии  оценки работы по изготовлению шаблона:

     Баллы

  • Припуск со всех сторон 1см.

  • Шаблон вырезан аккуратно.

  • Экономное расходование картона.

  • Соблюдение правил безопасной работы ножницами.

  • Количество деталей подписано.

                                                       

Всего:

__________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии для 5 класса "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии для 5 класса "Лоскутное шитьё"...

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе на тему "Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войны"

Тема урока : Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войныМесто урока в программе: 4 четверть, 30 урок ( по программе В.С.Кузина)...

Методическая разработка урока ИЗО в 7 классе. Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"

Тема урока :  Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"Место урока в программе: 7 класс 1 четверть, 11 урок ( по ...

Методическая разработка урока технологии 5 класса "Лоскутное шитье".

Технологическая карта урока технологии 5 класс. "Лоскутное шитье".Технологическая карта , представленная в виде таблицы, содержит основные этапы урока: актуализация знаний и постановка цели ...

Методическая разработка урока по технологии. Раздел: "Рукоделие. Лоскутная пластика" (5 класс)

Цель раздела: ознакомить учащихся с техническими условиями и приёмами выполнения лоскутного шитья....

Методическая разработка системы уроков по технологии Раздел: «Рукоделие. Лоскутная пластика» 5 класс

Разработка призвана оказать методическую помощь учителям технологии при подготовке к урокам, посвящена методике дифференцированного обучения на уроках технологии в разделе «Рукоделие. Лоскутная ...

Методическая разработка урока по технологии. 6 класс. Тема: «Изготовление текстильно-расписной броши Кораблик»

Мы живем в удивительном городе - Санкт-Петербурге. Данный урок поможет ученикам приобщиться к культуре нашего города и создать сувенир....