Резьба по дереву
творческая работа учащихся по технологии (8 класс) по теме

Намдыков Бато Цыденжапович

Доклад на тему "Резьба по дереву" выполнил ученик 8 класса Дамбаев Евгений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezba_po_derevu.docx40.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ацагатская средняя общеобразовательная школа- интернат

им. Агвана Доржиева

 Резьба по дереву

 Выполнил: Дамбаев Женя,  8 кл.

    Руководитель: Намдыков Б.Ц.

                                                                                                учитель  технологии

Ацагат

2013

Оглавление

Введение

  1. Основная часть.
  1. Виды резьбы по дереву.
  2. Инструменты для резьбы.
  3. Отделка изделий.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд.

Ещё в прошлые века в крестьянском быту дерево было самым распространённым материалом в строительстве, в изготовлении посуды, мебели и всевозможных орудий труда. Но крестьяне (простые люди) заботились не только об удобстве и практичности, но и думали об их красоте. В бесконечные осенние и зимние вечера крестьянин принимался за художества – вырезание из дерева.

Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявлять его неброскую красоту, придать своим вещам удобные художественно завершенные формы. Причём декор крестьянских изделий был органично слит с их практическим бытовым назначением. Простые обиходные вещи, сработанные из липовой или еловой древесины, вряд ли смогли бы надолго привлечь наше внимание, если бы не искусные руки мастера не обрядили их изящной резьбой, способной соперничать с тончайшими кружевами. С прикосновением резца к древесине происходило чудесное преображение вещи. Солоницы, чаши, ковши, прялки, валки, скамьи, сани, дуги, архитектурные элементы избы становились высоко художественными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение праздничности, нарядности в крестьянской избе.

I.Основная часть.

Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. Стилизованные облики домашних и диких животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью, изощрённой фантазией, острой передачей характерных движений. Созданные скульптурные произведения  и предметы быта в V – XIIвв.прошли через многие века резного искусства и остались традиционными в народных промыслах.

В изделиях средневековья нередко встречаются плетёные гирлянды из цветов, трав, листьев. Растительные орнаменты покрывали резные иконы XIV в., алтарные двери, царские врата.

XV век известен роскошными резными иконостасами. Они представляют собой высокое, в несколько ярусов орнаментальное плетение, напоминающее перевитые стебли растений. В Кремлевской Оружейной палате, имевшей среди прочих мастерских, мастерскую резных и столярных дел было создано одно из замечательных произведений русского декоративно-прикладного искусства – царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментами и сюжетными композициями.

Характер резьбы по дереву в XVIв. изменился. Рельеф резьбы XVIвека более высокий, объемный, сочный и живописный по сравнению с некоторой графичностью прошлого, водин план рельефа XIVиXVвв.

Особое место в искусстве резьбы занимают доски-штампы для пряников. Они представляют собой углубленную резную форму. В XVIII веке  на одной доске вырезали несколько замысловатых форм и выпекали сразу целую партию нарядных пряников. В XIX веке на пряничных досках изображают птиц, рыб и животных, а порой и фигуры людей. По своей художественной выразительности эти доски являются подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Дерево остаётся одним из популярных поделочных материалов и в наши дни. Под хохломскую роспись точат посуду изготовляют резные полированные вазы, солонки, сахарницы, режут ложки и знаменитых матрёшек. Действует промысел, где создают всемирно известные изделия из берёзового корня (коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы ит.д.).

Одним из старейших центров резьбы по дереву является подмосковное село Богородское. Традиционный узор тамошних резчиков – образы животных и птиц, сценки из жизни села, персонажи народных сказок и басен.

Работе с деревом посвящает своё творчество многие известные скульпторы.

Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов. В Белоруссии и на Украине художники создают скульптурные композиции и покрывают плоскорельефной геометрической резьбой бытовые предметы. Широко известны работы гуцульских мастеров резьбы и инкрустации по дереву.

Широко развито искусство резьбы по дереву в Прибалтике. Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Они орнаментируют народные музыкальные инструменты, мебель, мелкие бытовые предметы и традиционные сосуды для пива и вина.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный  рисунок сохранился в Капителях Севаннского монастыря IX в. Старинные деревянные талисманы – амулеты (дагданы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшает трёхгранно-выемчатая резьба.

Весьма разнообразна дагестанская резьба. В кубачинских деревянных ступах, мерках для муки, деревянных блюдах, солонках, ложках, преобладает растительный орнамент. В других селениях господствует орнамент из геометрических звёзд, розеток, всевозможных треугольников. Наряду с резьбой применяют выжженный орнамент. Здесь используют местную и привозную древесину: липу, грушу, абрикос, кизил. В наши дни мастера нередко делают посуду, стилизуя её форму под старинную.

В лесистых ущельях Карачаево-Черкесии из поколения в поколение передаётся искусство изготовления деревянной посуды. Посуда имеет чисто утилитарное назначение. Искусство мастера состоит в том, чтобы выразить всю деревянную композицию без единого клеевого шва – целиком из куска дерева. Любая клейка исключается. Эти сосуды режут в основном из ольхи и наплывов – капов, часто встречающихся на корявых стволах горных деревьев. Она не орнаментируется. Единственным украшением на праздничных чашах остаются деревянные неразъёмные цепочки. Монолитный, пластичный корпус ковшей и черпаков контрастирует с дробным ритмом прорезных звеньев цепочки, создавая неожиданный эффект.

Резьба народов Средней Азии издавна вызывала удивление точностью и симметрией рисунка. Из истории восточной культуры известно, что резьба здесь всегда сопровождало зодчество. Подтверждение тому – великолепные архитектурные ансамбли с ажурными дверьми и колоннадами в Хиве, Коканде, Ташкенте и Бухаре.

Декоративной свежестью отличается якутская деревянная посуда, ложки, черпаки и чашки из берёзового капа. Поверхность чашек покрыта контурными или трёхгранно-выемчатым узором.

 Известны нашей стране бурятский ювелир и резчик М. Эрдынеев, мастер-художник Лубсан Доржиев[1]. В своём творчестве мастера опираются на богатейшие традиции старобурятского искусства, олицетворяют собой возрождающийся дух народа и его жизнеспособность. Искусство Доржиева традиционно по форме, стилю, мотивам и технике исполнения. Его изделия с резным орнаментом стол, комод и сундук с оригинальной росписью. Эти предметы по своим пропорциям, тонкости исполнения конструкции, росписи сделаны в лучших традициях оронгойской школы резьбы и росписи по дереву.

Бурятский народ имеет давние традиции орнаментального искусства. Простота и четкость и одновременно нарядность орнаментальных мотивов, их органическая связь с формой украшаемой вещи – отличительные черты произведений народного творчества.

Устойчивость орнаментальных мотивов объясняется тем, что старые мастера передавали своё искусство молодым, и так из поколения в поколение. Новые узоры создавались путём комбинирования традиционных.

Под влиянием буддийской искусства прежние самобытные черты старинной бурятской культуры изменяются. Но это не простое взаимствование, а рождение нового.

В бурятском быту многие предметы постоянного пользования сделаны из доступного и хорошего материала, легко поддающегося обработке.

Поколениями резчиков и мастеров росписи создан своеобразный стиль художественной обработки деревянных предметов и изделий, который носит национальный характер.

Для поделки столовой посуды используется главным образом берёза, обладающая крепкой, хорошей древесиной. Природный цвет древесины имеет различные оттенки, от белого до темно-коричневого. А текстура её  - ценные декоративные качества. Деревянная посуда обычно обходится без особого  украшения, а если оно есть, то выражается лишь в одном – двух неглубоких поясках, вырезающихся в верхней части вдоль открытого края венца сосуда. Скромность декоративного убранства посуды полностью окупается её профилированной изящной формой и естественным узорным рисунком древесины.

Особенно красивой является текстура древесины березового корня и нароста, а также корня красного персика. При тщательной полировке поверхности посуды, изготовляемой из такого материала, обнажается замечательный природный узор, созданный фантастическим сплетением волокон дерева.

Бурятские мастера-резчики по дереву тонко понимают характер поделочного материала и потому высоко ценят ту древесину, которая отличается не только пряностью, но также прекрасным цветом и рисунком узора.

Из числа профилированной посуды выделяются ступки, имеющие оригинальную резьбу на боковой поверхности. Выступающие рельефные детали боковой поверхности несут на себе резной узор в виде «ёлочки» и непрерывной зубчатой полосы. На некоторых ступках встречаются растительный мотив лепестка лотоса, ритмический ряд которого дает сплошной широкий пояс, охватывающий верхнюю часть ступки; на других же узор усложняется сочетанием нескольких мотивов, также образующих ритмический ряд, проходящий вокруг тулова ступки.

Большие ложки для разливания супа – «шанага» – резчиками решаются в общем художественно, особенно ручки, имеющие фигурный вид.

Старинные курительные трубки украшались вертикальными нарезами, кроме того, сами трубки по форме являются фигурными.

Деревянные игрушки представляют большой интерес как особая область материальной и духовной культуры бурят. Часто игрушки изображают человека и домашних животных, редко птиц. Мастеру, как известно, хорошо знакомы нрав и поведение животных и потому он с большой любовью изображал их.

Несомненный интерес представляет шахматные фигурки, выполненные бурятскими мастерами. Вырезка, отделка шахматных фигур требуют от мастера большого таланта, любви и фантазии. Так, например, пешка («хубуун») имеет различное решение. Начиная от  одиночной фигуры воина и кончая групповой композицией, изображающей двух борцов.

Как отмечает известный этнограф А.В.Тумахин: «…встречаются две фигуры верблюд и человек, садящийся верхом на него; верблюд и человек, заставляющий его лечь; верблюд и детеныш и т.п. Фигура коня также отличается обилием вариантов: кобылица и женщина, доящая её; конь, несущийся во весь опор с всадником; матка и жеребенок; просто одна лошадь и т.д. Ладья, получившая название телеги, иногда изображается в виде экипажа, запряженного лошадью, ведомый за узду всадником, едущим впереди неё, или в виде телеги-арбы. Ферзь представляет фигуру женщины; в этом случае она называется «хатан»(царица). Король изображается в виде сидящего в кресле вельможи, рядом с которым стоит его слуга, либо в виде военачальника.».2

Монументальные формы резьбы издавна были знакомы бурятам. Они нашли своё воплощение в многочисленных вариантах коновязей (сэргэ).

Как известно, коновязь является не только столбом, к которому привязывают лошадей, но и знаком гостеприимства и радушия хозяев дома. Верхний конец коновязи в большинстве случаев конический, ниже его в несколько рядов на различном расстоянии друг от друга вырезаны глубокие кольцевые пояски в виде желобков, а под ними сделан сквозной проём для поводов узды.

Строительство дацанов в Забайкалье было связано с проникновением буддизма из Тибета и Монголии. Архитектура дацанов была украшена резьбой и красочной росписью. Своеобразная архитектура дацанов возникла в результате добавления тибетских и китайских элементов к зданию, основная конструкция которого определялась традициями русского

2 Тумахини А.В. 1958,140

церковного зодчества. Это означает, что соединение русского и восточного стилей в архитектуре бурятских дацанов оказало достаточное влияние на строительство того времени. Но тем не менее, глубокое своеобразие бурятской культовой архитектуры заключалось в творческой переработке местных русских (городских и крестьянских), тибетских и китайских традиций.

Следовательно, художественная обработка дерева имеет глубокую, давнюю традицию. Декоративный стиль художественной обработки изделий из дерева у бурят сложился в результате сложного процесса взаимодействий культур Запада и Востока.

1.1. Виды резьбы по дереву.

Резьба по дереву имеет много различных видов: контурная резьба, геометрическая резьба, прорезная резьба, плоскорельефная резьба, глухая рельефная резьба, скульптурная резьба и корнепластика.

Контурная резьба.

Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломанных линий в виде двугранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, чётко очерчивающий контур изображения, выглядит резким и жестковатым. Эта техника широко применяется в русской народной резьбе : различные орнаменты дома , при изготовления панно , мебели , посуды , сувениров . Контуром режут всевозможные прожилки , сетки , делали крупных элементов композиции . Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает её художественной выразительности . разные по глубине и ширине линии , выборка фона вокруг линейных , орнаментальных или фигурных композиции ,а также сочетание с другими видами резьбы находят очень широкое применение.

Контурная резьба, несмотря на простоту рисунка требует навыков свободного владение резчицким инструментом , аккуратности и внимания .

Геометрическая резьба .

Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции , составленные из несложных фигур в разнообразных комбинациях. Простые  и предельно чёткие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при определённо освещении хорошо украшают изделия ,различные по своему назначению ,и дают возможность фантазировать и создавать оригинальные изделия .

Основные элементы геометрической резьбы – это двухгранные клинорезные выемки разной конфигурации ,глубины и ширины , трёхгранные выемки различной ширины и глубины , четырехгранные ,а также криволинейные выемки в виде скобок.

Различные узоры получают путем повторения прямых и криволинейных выемок , заключенных в какую –либо геометрическую фигуру(круг , многоугольников и т.д.).  

Наиболее распространены в геометрической резьбе   трехгранные выемки (треугольники), отличающиеся формой и размером. Поэтому часто такую резьбу называют клинорезной, или трехгранно-выемчатой. Комбинациями из треугольников можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для  художественного оформления поверхностей – выемки, змейки, ромбы, цепочки, различного вида сияния.

В геометрической резьбе иногда применяют четырехгранные выемки разной формы (квадратной, прямоугольной и др.). Обычно их режут крупно и глубоко, но они требуют при работе больших навыков и мастерства.

К разновидностям геометрической относится и скобчатая резьба, выполняемая полукруглой стамеской. След такой поверхности древесины похож на скобу или ноготь, поэтому скобчатую резьбу иногда называют ногтевидной. Простейший элемент скобчатой резьбы – скобка делается в два приёма, что получается намного быстрее, чем трёхгранно-выемчатой резьбе.

Скобчатая резьба отличается плавными округлыми линиями и мягким переходом светотеней в желобчатых выемках. Скобчатой резьбой выполняют как отдельные самостоятельные орнаментальные полосы, так и элементы других видов резьбы  - скульптурной и рельефной.

Прорезная резьба.

Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При  этом способе удаляют фон. В сочетании с рельефной геометрической резьбой создаётся впечатление воздушности изделия.

Приёмы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов.

Более трудоёмкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими и рельефными формами. Такая резьба называется

сквозной ажурной.

Широкое распространение прорезной резьбы объясняется тем, что по сравнению с другими видами плоскорельефной резьбы она менее трудоёмка. Наиболее простыми и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов.

Плоскорельефная резьба.

Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе. Получаемое изображение находится в одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путем выбирания или углубления фона вокруг какого либо элемента резьбы или орнамента.

Такой вид резьбы дает возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц и человека. Однако техника работы довольно трудоемкая, требует определенного мастерства и опыта, наличие разнообразного резчицкого инструмента.

Плоскорельефная имеет несколько разновидностей по технике выполнения: с заоваленными контурами, с подобранным (выбранным) фоном, подушечным фоном.

Резьба с заоваленными контурами является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. По технике выполнения она напоминает контурную резьбу, т.к. контур рисунка состоит из двухгранных выемок.

Резьба с подобранным (выбранным) фоном выполняется также, как и резьба с заоваленными контурами. Фон выбирается на определенную глубину и ширину в зависимости от характера рисунка и необходимости придать особую выразительность. Фон внутри можно заполнить также профильными порезками или зачеканить. Это делает резное изображение ещё более оригинальным и создаст определенный зрительный эффект.

Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливает со стороны контура и более отлого со стороны фона, который по форме напоминает подушечки.

В технике плоскорельефной резьбы подушечный фон делает изображение насыщенным, живописным.

Глухая рельефная резьба.

Глухая рельефная резьба – это резьба с непрорезанным (глухим)фоном, высоким рельефным узором, почти не имеет плоской поверхности. Этот вид подразделяется на барельефную резьбу – с низким рельефом, горильефную – с более высоким. Рельефная резьба отличается от других видов большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени, свободной композицией. Рельефной резьба покрывают фризы домов ,лобовые доски, наличники , элементы ворот и многое другое. Рельефная резьба считается трудоёмкой , поскольку требует мастерства и опыта резчика по дереву , большого набора инструментов.

Скульптурная резьба.

Скульптурная резьба представляет собой объёмную станковую или декоративную скульптуру из дерева и естественно вида цилиндрической формы или его раскола. Готовое резное изделие или скульптура просматривается со всех сторон , может иметь очень высокий или совсем низкий рельеф. В этой технике выполняют и маленькую детскую деревянную игрушку и крупную, выше человеческого роста, станковую или декоративную скульптуру.

Корнепластика .

Корнепластика  - это скульптура , созданная фантазией природы , выраженная в переплетении корней , сучьев, веков, в различных наростах. Такая скульптура , подмеченная внимательным глазом художника, будет необычайно интересно для мастера. Недосказанность лесной скульптуры позволяет каждому человеку по – своему любоваться красотой необычайных форм дерева, а кроме того, это прекрасный исходный материал для любых поделок. Всё, что человек сумеет подметить в лесной скульптуре, обработать и отделать своими руками, украсить его жилище.

1.2.Инструменты

Для выполнения резьбы по дереву из разметочных инструментов необходимы : линейка , метр , угольник, малка, циркуль, рейсмус.

К специальным инструментам относятся ножи – косячки, ножи-резаки,

Стамеска – косяк, стамеска – уголок, полукруглые стамески, отлогая стамеска, клююкорза полукругла.

Набор стамесок бывает различных сечений и радиусов (узкие, широкие).

Для выполнениях прорезной резьбы используют свёрла, узкая (выкружная)пила, также лобзик и электролобзик.

Заточку инструментов выполняют сначала на электронаждаке , затем вручную на мелкозернистых брусках и оселках.

Окончательную доводку инструмента рекомендуется производить на вращающемся войлочном кругу, натёртом полировочной пастой ГОИ.

Острое, зеркально-гладкое лезвие красиво и чисто режет древесину без шершавых обрывов волокон.

1.3. Отделка резных изделий.

Готовые резные изделия, различные малые архитектурные формы и декоративные скульптуры для лучшего вида и длительного их сохранения от воздействия внешней среды необходимо отделать и покрыть защитными материалами.

К отделочным операциям относится шлифование резной поверхности, тонирование различными красителями, нанесение прозрачного покрытия, пескоструйная обработка, обжиг паяльной лампой и т. д. Поверхности вращения шлифуют наждачными шкурками в зажимах токарного станка с подвижным столом, мелкие – вручную, шкуркой – навернутой на брусок.

Удалив с помощью жесткой щётки древесную и абразивную пыль, образовавшуюся во время шлифовки, можно приступить ввыбранному виду обработки.

Для защиты от воздействия внешней среды на сухое, отделанное резное изделие кистью наносят горячую олифу. Подогретая олифа становится очень жидкой и при нанесении на поверхность глубоко проникает в древесину. Кроме того, олифа является отличной грунтовкой под масляные покрытия. После высыхания олифы – второй слой.

Резные изделия, находящиеся внутри помещения (различные поделки, сувениры, панно и.д.) также следует покрывать защитным слоем. Так, мебель декоративные перегородки, кашпо и многое другое покрывают масляными нитроцеллюлозными или полиэфирными лаками, поскольку эти изделия приходится часто протирать, увлажнять и т.д.

Лаки придают изделиям блеск или матовый оттенок. Лаки различны по своему составу и качеству.

Резные панно, декоративные скульптуры, маски и множество других сувениров не требует блеска лакового покрытия. Натуральная текстура естественного цвета таких изделий выявляют с помощью специальных паст-мастик.

Для защиты декоративных скульптур и других резных изделий от вредителей применяют насыщенный раствор поваренной соли.

Для защиты от гниения столбов, элементов малых архитектурных форм, декоративных скульптур и других изделий, которые вкапывают в землю, их предварительно покрывают антисептиками. Существуют водорастворимые и маслянистые антисептики.

Заключение.

Богато и разнообразно декоративно-прикладное искусство. Из года в год усиливается интерес к этому массовому, поистине всеобщему творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты своё непосредственное окружение. Дома и костюмы, утварь и орудия труда – бесконечные тому примеры. Эти зачастую безымянные произведения воплотили в осязаемых вещественных формах стремление самых широких масс народа к красоте.

Лучшие произведения народного искусства поражает простотой и лаконичностью, служат великолепными образцами использования обычных, повсеместно распространенных материалов.

Поистине увлекателен приносящий большое удовлетворение процесс освоения отдельных приемов художественного ремесла, «тайн мастерства» и, конечно, приносит большое удовлетворение дальнейшая творческая работа, фундаментом которой становится традиционное национальное искусство.

Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства играют большую роль в воспитании подрастающего поколения, сочетая эстетическое и трудовое начало. Они способны заинтересовать, по настоящему увлечь школьников, оказать благотворное влияние на их внутренний мир, на формирование эстетических взглядов и развитие художественного вкуса, трудовых умений и навыков.


Список использованной литературы:

  1. Балдано И.С.. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. У-У., «Нютаг», 1992.
  2. Бардулина В.А. и Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М. «Просвещение»,1978.
  3. Буриков В.Г., Власов В.Н.. Домовая резьба. М., «Нива России», 1994.
  4. Газарян С. Народные художественные ремесла. М.,»Детская литература»,1979.
  5. Мызников В.Н. Столярное дело.
  6. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М., «Просвещение»,1976.
  7. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву М., «просвещение»,1977.

Приложение

Материалы.

Все древесные породы условно разделяются по твёрдости на три группы: очень твёрдые, твёрдые и мягкие.

Лучше начинать работу с мягкими породами древесины: липой, ольхой, осиной. Твёрдые породы – дуб, берёзу, грушу, орех, бук, клён – могут освоить лишь старшие школьники. Очень твёрдые – тис, граб, самшит следует применять в исключительных случаях.

Наиболее подходит для первых занятий липа. У неё мягкая, однородного строения, достаточно вязкая древесина. Она одинаково легко режется вдоль и поперек волокон. Менее известным материалом в резном деле является осина. Её древесина обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы. Если учесть, что осина чрезвычайно широко распространена натерриторий нашей страны, её следует считать одной из основных пород для занятий с учащимися.

Очень хорошим резным материалом считается белая твёрдая и упругая берёза. Она режется значительно труднее, но превосходит ольху, липу, осину по другим качествам. Наиболее ответственные работы, требующие прочности и долговечности, выполняют из берёзы.

Дуб считается классической резной породой. Несмотря на крупнотекстурное полосатое строение, он обладает однородной плотностью на тёмных и светлых участках годичных слоёв, вязкостью и необычайной прочностью, позволяет выполнять как монументальное, так и камерные композиции.

Не следует ограничивать учащихся лишь названными лиственными породами. Можно рекомендовать  и хвойные породы с ярко выраженной полосатой текстурой: ель, сосну, пихту, кедр и прочную лиственницу.

Правда, такие породы, как сосна, лиственница, дуб, ясень, карагач, которые применяются в резном деле, не вполне пригодны для мелких элементов или узоров из-за ярко выраженной текстуры. Их применяют для композиций достаточно крупными и обобщенными элементами. Другие породы – липа, ольха, осина, грецкий орех – позволяют вырезать как крупные, так и мелкие элементы, вплоть до ювелирных.

Практически любая порода может быть применена в резьбе, лишь бы задуманные композиции отвечали механическим и декоративным свойствам соответствующих пород.

Для резных работ подходит лишь хорошо высушенный  материал.


[1]Балдано И.С. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. У-У., «Нютаг», 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие . Отделение "Художественная резьба по дереву"

Подготовка и участие в нем позволили учащимся обобщить и закрепить не только теоретические , но и практические знания и умения по деревообработке, расширить свои познания в этой области...

творческий урок-проект по резьбе по дереву

Основная цель целепологания в обучении заключается в овладении одаренными учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности....

Технология декоративной резьбы по дереву «Галка» Пособие для тех, кто знаком с геометрической резьбой

Данная работа содержит теоретические разъяснения технологических особенностей декоративной резьбы по дереву «Галка», художественно – графические изображения рисунков – чертежей и работ, выполненных по...

Занятие по резьбе по дереву. Тема занятия « Виды резьбы».

Цель:Познакомить учащихся с различными видами резьбыЗадачи:Учить составлять узорыОзнакомить с правилами техники безопасности               Учить резать уз...

План урока по технологии на тему: «Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву. Выполнение резьбы на кухонной лопатке»

Большое значение имеет информация о декоративно-прикладных промыслах, которые распространены в данном регионе проживания.  При этом особо выделяем технологию геометрической резьбы, так как её изу...

Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....