Статья "Профессиональная ориентация воспитанников с девиантным поведением"
статья по технологии на тему

Якимчук Юрий Николаевич

В статье речь идет о проблемах и путях их решения, связанных с проблемами профессионального самоопределения "трудных" подростков. Также рассказывается о формах работы по профессиональной ориентации воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья профориентация в школе24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная ориентация воспитанников с девиантным поведением.

Ю.Н.Якимчук, инструктор по труду

специальной общеобразовательной

школы закрытого типа

Профессиональное самоопределение - это главная проблема в воспитании подростков с девиантным поведением.  У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора.  Это связано  с тем, что подросток, прежде  всего  не опирается на опыт профессионального становления родителей, т.к. большинство родителей либо ведут асоциальный образ жизни, либо сами не имеют профессионального образования.  В связи с этим ребенок  слабо  ориентируется  в мире профессий. А если профессиональное самоопределение воспитанников происходит стихийно (или не происходит вовсе),  это  выливается в неустроенность судьбы.  У многих воспитанников школы проявляются:

-  низкие познавательные способности;

- неумение приспособиться к новой социальной среде;

-  нежелание учиться в профессиональном училище;

-  незаинтересованность в получении профессии;

-  незнание современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм работника.

Поэтому важным направлением работы педагогов школы  мы считаем  деятельность по профессиональной ориентации воспитанников. Эта работа направлена на поиск подростком своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Не секрет, что выпускники школы  склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому  так  важно готовить их к реальной борьбе за свое место в жизни через будущую профессиональную деятельность, где они будет чувствовать себя значимым и востребованным. 
         Важнейшим средством профессионального самоопределения подростка является профессиональная ориентация.  Роль педагогов школы  в организации этой деятельности огромна.  Именно педагоги, знающие воспитанника в течение длительного времени, должны организовать систему мероприятий, направленных на его  подготовку  к сознательному выбору профессии. 

В рамках профориентационной работы мы  выделяем три направления деятельности: 
      1. Диагностика индивидуальных особенностей воспитанников, связанных с выбором профессии, а также система коррекционной работы по реабилитации подростков. 
      2. Профессиональное просвещение.

      3. Проведение профессиональных проб через учебный труд, специально организованные кружки, работу в мастерских, в теплице. 

К проведению  этих мероприятий  подключены педагоги, психологи, инструкторы по труду, педагоги дополнительного образования. Главная задача всех специалистов школы -  изучить и развить у воспитанников способность к профессиональному самоопределению, подготовить к самостоятельной жизни в условиях социальной действительности». 

Деятельность педагогов школы (воспитателей, классных руководителей, учителей)  осуществляется в следующих направлениях:

  1. ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей;
  2. привлечения подростков к реальным жизненным отношениям в различного вида общественно полезной деятельности.

Наиболее широко применяемой формой профориентационной работы в специальной общеобразовательной школе закрытого типа  является беседа. Ее цель - более полно и глубоко рассказать об изучаемой профессии или проблеме, о профессиональных требованиях, о людях данной профессии, о возможностях рынка труда, профессиональных перспективах. Беседа позволяет педагогу при изложении материала опираться на жизненный опыт воспитанников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. В ходе бесед педагоги применяют  средства наглядности: схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кино и видеофильмов, компьютерные средства. Очень важно в ходе беседы ставить проблемные вопросы, при решении их воспитанники самостоятельно приходят к выводу, переносят имеющиеся знания в новые ситуации. Беседа дает возможность выяснить знания воспитанников, проанализировать примеры из жизненных наблюдений и литературных источников, дать новые знания о предмете труда.
      Для активного познавательного поиска широкие возможности открывает
диспут. В ходе диспута обсуждается проблемный вопрос, здесь можно поспорить, отстоять свою точку зрения, включить в деятельность большое количество детей, рекомендуется пригласить выпускников, представителей производства, специалистов различных отраслей деятельности.   В ходе подготовки педагог вместе с ведущими дискуссии продумывает детали, вопросы, выносимые на обсуждение, ситуацию и средства ее презентации, оформление зала.

      Важной формой наглядного ознакомления школьников с производством, миром труда и профессионального образования являются экскурсии. Проведение их планируется заранее, разрабатывается система конкретных заданий подросткам в виде вопросов, на которых они должны сосредоточить свое внимание в ходе экскурсии. Эффективность экскурсии тем выше, чем лучше разработан ее план и продумано содержание, заблаговременно и тщательно проведена необходимая организация и методическая подготовка. Организуя экскурсию, педагоги  предварительно сами знакомятся с производством, выбирают перечень наиболее поучительных объектов для наблюдения, составляют маршрут экскурсии, продумывают содержание отдельных наблюдений и составляют краткие к ним пояснения. Для получения результата продумываются творческие задания, в которых ребята продемонстрировали бы те знания, которые получат в ходе наблюдения.

      Большое значение в организации профориентационной работы приобрела такая форма, как практикум. Они дают возможность воспитанникам объективно оценить свои возможности и профессиональные требования, через практические и игровые задания решать трудные задачи самоопределения, развивают умение работать с информацией.  Практикум представляет собой комплекс упражнений, включающих самодиагностику личностного профессионального развития и решение ситуаций профессионального выбора. Практикум по профессиональному самоопределению проводятся совместно с психологом. Дополнительным звеном практикума является использование тестов с последующей обработкой результатов с подростками, когда итог теста и интерпретация показателей сообщаются педагогом или психологом всем участникам практикума, а подростки соотносят данные итога теста с полученными результатами самотестирования. Практикум проектируется и готовится совместно с детьми.

      Встречи со специалистами - неотъемлемая часть профориентационной деятельности. Их цель - возбудить у воспитанников уважение к людям различных профессий, интерес к профессиональной деятельности.  Встречи со специалистами очень важны для воспитанников школы, у которых ограничен круг общения с взрослыми людьми. Беседа с профессионалом качественным образом заменит любой рассказ воспитателя, потому что только человек, занимающийся этим делом, может интересно и достаточно глубоко рассказать о нем.
     
Профориентационная игра — одно из наиболее интересных занятий для воспитанников.  Игра формирует у подростков  умение ориентироваться в мире профессий. С помощью игр дети вводятся в контекст реальной сложной профессиональной деятельности, где создаются условия внутренней активности личности, ее профессиональных способностей и умений, творческих задатков и потенциала. Каждый из участников в процессе игры и подготовки к ней получает возможность на практике испробовать свои силы, сравнить свои результаты с теми, которые получили товарищи. Это пробуждает стремление совершенствоваться в соответствующей деятельности, развивать свои способности. Игра обладает богатыми диагностическими возможностями (определение знаний и умений, сплоченности группы, определение лидеров и т.д.), кроме того, она позволяет определить некоторую готовность к социальной активности.
      Одним из основных методов профориентационной  работы психологов с воспитанниками  является
диагностика. Диагностические методы представлены опросниками, анкетами, тестами. Психолог  проводит подбор диагностических методик, изучает интересы, выявляет личностные интересы воспитанников. Диагностика позволяет получить «портрет» воспитанника, который складывается из диагностических данных интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационно-потребностной сфер общения и саморегуляции. На основе диагностических материалов, полученных в ходе совместной работы воспитателя и психолога, составляется Карта профессиональных интересов и склонностей. Результаты диагностики обсуждаются психологом, воспитателем совместно с ребенком. Изучается та сфера деятельности, которую он избрал. Намечаются пути и направления коррекции тех свойств и качеств, которые мешают адаптации в выбранной профессиональной сфере или, наоборот, определяются средства развития тех качеств, которые ей способствуют.            

Практика показывает, что важным звеном профориентации является такая форма работы, как профконсультация. Ее задача - дать научно обоснованный совет о выборе профессии каждому ребенку, рекомендовать ему профессию, соответствующую склонностям и здоровью. В профессиональной консультации  работа проводится по трем направлениям: справочная работа, медицинские и психологические вопросы выбора профессии. Задача справочной консультации - ответить на вопросы относительно требований учебных заведений к поступающим, условия учебы и работы, трудового законодательства. Врачебная консультация дает заключения по медицинским вопросам профессиональной пригодности с целью прогнозирования успешной трудовой деятельности и ее влияния на здоровье воспитанника. Психологическая консультация - распознание склонностей, способностей и других психологических качеств личности, определяющих успешность труда в той или иной сфере деятельности, и рекомендация на этой основе места работы или учебы. Профконсультации проводят психолог и врач. Воспитатели и учителя организуют со своей стороны справочную консультацию.

Организация профессиональных проб - важнейшая задача профориентации. Профессиональные пробы  осуществляются  в реальной, а не в игровой деятельности. Профессиональные пробы в школе имеют следующие формы реализации: кружковые  занятия, общественно-производительный труд,  работа в учебных  мастерских. Важная задача профессиональных проб - включить воспитанников в реальные трудовые отношения, сформировать готовность к самостоятельному и обоснованному выбору профессии. По итогам профессиональных проб воспитанники должны знать: 
      - содержание, характер труда в той сфере деятельности, где они пробуют профессиональные способности; 
      - требования, предъявляемые к профессиональным качествам; 
      - общие теоретические сведения, связанные с характером воспитательной работы; 
      - технологию выполнения профессиональной пробы; 
      - правила безопасности труда; 
      - инструменты, материалы, оборудование и правила их использования. 
      Должны уметь: 
      - выполнять простейшие операции; 
      - пользоваться инструментом, материалом и документацией; 
      - выполнять правила безопасности труда; 
      - выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции; 
      - соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями. 
  Для организации профессиональных проб в специальной общеобразовательной школе закрытого типа функционируют следующие кружки: «Юный кинолог», «Поваренок», «Резьба по дереву», «Мир фантазии», театральная студия «Маска»,  студия «Муравейник».  

Профессиональная подготовка воспитанников   построена таким образом, чтобы они не  затруднялся при выборе своей профессиональной дороги.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением

статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

Программа по профилактике и преодолению девиантного поведения воспитанников

Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения, нравственных устоев. Рас...

Формы воспитательной и профилактической работы с обучающимися,воспитанниками девиантного поведения

В планировании и организации воспитательной работы педагог обязан учитывать социальное происхождение ребенка, род занятий и уровень образования его родителей, особенности его социально-экономической с...

Программа «Коррекция девиантного поведения дезадаптированных воспитанников»

     Трудный, критический, кризисный, переломный.… Какие только эпитеты не употребляют, когда речь заходит о подростковом возрасте.  В нашей группе пр...

Помощь классного руководителя в профессиональной ориентации воспитанников с девиантным поведением.

Профессиональное самоопределение - это одна из главных проблем в воспитании подростков с девиантным поведением. У них чаще, чем у других ребят, возникают проблемы профессионального выбора. В школе, пу...