Методическая разработка занятия "Вывязывание бабочки"
методическая разработка по технологии на тему
Методическая разработка предлагается педагогам дополнительного образования, руководителям творческих объединений прикладного творчества, учителей трудового обучения. В разработке раскрываются методика и практика процесса обучения детей художественному вязанию крючком первого года обучения по программе «Природа. Творчество». В данной разработке представлен вариант занятия «Вывязывание бабочки» первого уровня сложности по подтеме «Фантазийные узоры» раздела «Чудеса рукотворные». Текст сопровождается схемой, технологической картой, фотографиями, обзорная электронная презентация «Порхающие цветы-бабочки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_vyvyazyvanie_babochki_anashkina_n.a.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА РОСТОВА-НА- ДОНУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОДТЕМЫ
«ФАНТАЗИЙНЫЕ УЗОРЫ»
ПО ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА.ТВОРЧЕСТВО»
(1-й год обучения, 1-й уровень сложности)
Для педагогов дополнительного образования.
ВЫВЯЗЫВАНИЕ БАБОЧКИ
Автор: педагог дополнительного образования
Анашкина Надежда Алексеевна
2013 год.
Методическая разработка предлагается педагогам дополнительного образования, руководителям творческих объединений прикладного творчества, учителей трудового обучения. В разработке раскрываются методика и практика процесса обучения детей художественному вязанию крючком первого года обучения по программе «Природа. Творчество». В данной разработке представлен вариант занятия «Вывязывание бабочки» первого уровня сложности по подтеме «Фантазийные узоры» раздела «Чудеса рукотворные». Текст сопровождается схемой, технологической картой, фотографиями, обзорная электронная презентация «Порхающие цветы-бабочки».
ТЕМА:
Вывязывание бабочки крючком.
ЦЕЛИ:
Закрепить полученные навыки вязания столбиков без накида, присоединительных столбиков, «жгутиков».
ЗАДАЧИ:
Демонстрация форм и методов организации и проведения занятий художественно-эстетической направленности.
МАТЕРИАЛЫ:
- крючок № 3-3,5;
- нитки шерсть.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- ноутбук;
- презентация;
- выставка творческих работ обучающихся;
- схема вязания бабочки;
- образцы вязания.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.
- Организационный этап:
- Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию;
- Обозначение темы, постановка целей и задач.
- Подготовительный этап:
- Рассказ педагога;
- Демонстрация презентации;
- Викторина.
3. Основной этап:
- Обзор и обсуждение выставочных работ.
- Техника безопасности при работе с крючком и ножницами.
- Поэтапная демонстрация вязания бабочки с пояснением трудных
моментов.
- Индивидуальная творческая работа.
4. Заключительный этап.
- Подведение итогов:
- Выставка работ.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Подготовительный этап.
Педагог: Сегодня мы с вами будем вязать бабочку.
Бабочки, пожалуй, одни из самых красивых живых существ на Земле.
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых учёные называют скучновато: чешуекрылые.
Зато имена у них красивые, это часто имена греческих богов и героев легенд: Аполлон, Психея, Гектор, Икар. Так люди выразили своё восхищение яркой красотой бабочек. А чешуйки - это и есть самое главное в их наряде - та самая пыльца, которая так легко стирается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» бабочек.
В то же время в коллекциях, собранных более ста лет назад, бабочки сверкают прежней свежестью красок. Крылья их стеклянно- прозрачные, покрыты густым слоем чешуек, расположенных ровными рядами и сложенных друг на друга как черепица или серебристые деревянные «лемеха» старинных русских церквушек.
В настоящее время более ста видов бабочек в нашей стране занесены в Красную книгу. Немало им повредили весёлые ребятишки, гоняющиеся за бабочками с марлевыми сачками в руках. Тот, кто серьёзно увлекается бабочками, может, конечно, собрать и правильно оформить коллекцию- нужное и полезное учебное пособие. Но нам с вами лучше просто любоваться бабочками ранней весной и летом и черпать в них вдохновение для нашего творчества. Пусть летают!
А сейчас предлагаем вашему вниманию презентацию «Порхающие цветы», которую приготовили девочки. ( Приложение № 1).
Демонстрация презентации.
Педагог: Спасибо, девочки, порадовали нас своей творческой работой.
Какая бабочка вам понравилась больше всего? Ответы детей.
Кто помнит, как долго живёт бабочка Лимонница 7 (10 месяцев).
В названии какой бабочки используется чин морского офицера? (Адмирал).
Какую бабочку больше всего не любят садоводы? (Капустница).
Какая бабочка может служить живым компасом? (Траурница).
Гусеницы какой бабочки дружат с муравьями? (Голубянка).
Какая бабочка обкрадывает пчёл? (Бражник мертвая голова).
Молодцы ребята вы внимательно смотрели и слушали нашу презентацию.
Основной этап.
Педагог: А сейчас мы с вами начнём вязать бабочек, которые будут радовать нас своей красотой не один сезон, а многие годы.
Обратите внимание на представленные готовые работы обучающихся. Эти бабочки выполнены в разных техниках вязания: круговое, прямыми и обратными рядами, филе, брюггские кружева, фриволите. Разнообразие цветового решения исполнения бабочки даёт нам возможность создать яркий красивый образ бабочки, который можно использовать для декорирования одежды, урашения интерьера, создания объёмных композиций и панно.
Обзор выставочных работ.
Педагог: Нашу красавицу мы будем выполнять в технике прямыми и обратными рядами. Сегодня мы закрепим полученные на предыдущих занятиях навыки вывязывания столбиков без накида, столбиков с накидом, «жгутиков». На примере вывязывания этой бабочки мы научимся применять соединительные столбики при соединении начала и конца ряда в круговом вязании и при переходе с одного ряда на другой, при выполнении мелких элементов или определённых участков вязаного полотна.
Педагог: Посмотрите внимательно на схему вязания бабочки. Давайте вспомним, какие обозначения использованы в этой схеме. Таблица 1. (Условные обозначения к схеме).
Ответы детей
0 | воздушная петля |
- | соединительный полустолбик |
+ | столбик без накида |
столбик с одним накидом | |
столбик с 2 накидами | |
«жгутик» (3 недовязанных столбика с двумя накидами с общей вершиной) |
Таблица 1.
Педагог: Какие правила необходимо соблюдать при вязании крючком?
Ответы детей
- Во время работы локти не должны стоять на столе, чтобы не поранить крючком глаза.
- Не размахивать крючком, чтобы не травмировать себя и товарищей.
- Если нужно наклониться за упавшим клубком, работу с крючком надо сначала положить на стол.
- Не держать ножницы лезвием вверх.
- Не оставлять ножницы в открытом виде.
- Передавать ножницы только закрытыми и кольцами вперёд.
Порядок работы:
- По схеме вяжем первую половину бабочки:
- Набираем 13в.п и в шестую петлю от крючка вяжем «жгутик» из трёх недовязанных ст 2/н; 2 в.п и 1ст 1/н в третью в.п от «жгутика»; 4в.п и смыкаем ряд.
- В каждую в.п до «жгутика» вяжем по 1ст б/н; в поворотные 5в.п вяжем: 1ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н; далее до конца ряда в каждую петлю вяжем по 1ст б/н; работу повернуть.
- Вяжем 4в.п и 1ст 1/н на четвёртом ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и 1ст 2/н через один ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и на «жгутике» предыдущего ряда вяжем «жгутик» из трёх недовязанных ст 2/н; 4в.п и соединительный столбик в седьмой поворотный ст б/н предыдущего ряда; работу повернуть.
- На поворотных четырёх в.п вяжем: 1ст б/н, 2ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н; далее до конца ряда на каждой петле вяжем по 1ст б/н; работу повернуть.
- Вяжем 3в.п и 1ст 1/н на третьем ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и 1ст 2/н через один ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и 1ст 2/н через два ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и «жгутик» из трёх недовязанных ст 2/н через два ст б/н предыдущего ряда; 5в.п и соединительный столбик в шестой поворотный ст б/н предыдущего ряда; работу повернуть.
- На поворотных пяти в.п вяжем: 1ст б/н, 1ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н, 1ст б/н; далее до конца ряда на каждой петле вяжем по 1ст б/н; работу повернуть.
- Для усика связать 11в.п; во вторую петлю от крючка связать 1ст б/н, а далее в каждую в.п- по одному соединительному столбику.
Педагог: Для уставших пальчиков давайте сделаем разминку:
Разминка
- Дружат вместе с нами девочки и мальчики (руки в замок),
- Мы с тобой подружимся — маленькие пальчики (соединяем
поочерёдно каждый палец от мизинца к большому),
- Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы вязать (соединяем
поочерёдно каждый палец от большого к мизинцу).
2. По схеме вяжем вторую половину бабочки:
2.1 Для вывязывания второй половины бабочки выполняем присоединительные столбики по внутреннему краю первой половины бабочки и выходим к её хвостику. Аналогично вывязываем по схеме вторую половину бабочки и второй усик. Нить отрезаем, закрепляем, кончики нитей заправляем.
Заключительный этап.
Педагог: Давайте посмотрим и обсудим результаты нашей сегодняшней работы
Фото 1, 2. Творческие работы детей.
Педагог: Связанная сегодня бабочка - это только начало изучения раздела «Фантазийные узоры». Когда вы освоите более сложные приёмы вязания, мы будем создавать этих красавиц в технике брюггские кружева (имитация коклюшечных кружев), филе, фриволите и продолжим знакомство с бабочками (фото 3, 4, 5, 6). Зканчивая наше занятие хочу пожелать вам новых творческих успехов!
Фото 3. Филейное вязание и брюггские кружева.
Фото 4. Прямые и обратные ряды.
Фото 5. Вязание прямыми и обратными рядами по кругу.
ЛИТЕРАТУРА:
- Журнал «Вязание крючком» № 468
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ К СОКРАЩЕНИЯМ В ТЕКСТЕ.
в.п.- воздушная петля; |
соед.ст- соединителный столбик; |
ст б/н- столбик без накида; |
ст 1/н- столбик с 1 накидом; |
ст 2/н- столбик с 2 накидами; |
«жгутик»- 3 недовязанных столбика с 2 накидами с общей вершиной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы
Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным....
Методическая разработка воспитательского часа по теме "Разноцветные бабочки" "
Данная методическая разработка направлена на формирование творческой личности через изобразительную деятельность ребенка. Одним из способов художественного выражения является техника рисования пластил...
Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования « Бабочки, жуки, мушки»
Пояснительная запискаДанная методическая разработка предлагается в помощь педагогу дополнительного образования, обучающему детей младшего школьного возраста объёмному моделированию, например, по...
Методическая разработка по проведению мастер-класса по теме «Выполнение росписи по ткани элемента “Бабочка” (в технике холодный батик)»
Формирование общих представлений о технике холодного батика в процессе выполнения элемента “Бабочка” на ткани....
Методическая разработка: аппликация "Бабочка".
Разработка к занятия на тему "Бабочка"из раздела работа с листьями, для обучающихся обьединения Природа и творчества, первый год обучения(7-8лет). ...
Методическая разработка занятия по изо деятельности "Цветы для бабочки".
Конспект занятия по знакомству с нетрадиционным видам изобразительной деятельности - "принтование" ....