Методическая разработка занятия "Вывязывание бабочки"
методическая разработка по технологии на тему

Надежда Алексеевна Анашкина

Методическая  разработка  предлагается  педагогам  дополнительного  образования,  руководителям  творческих  объединений  прикладного творчества,  учителей  трудового  обучения.  В  разработке  раскрываются  методика  и  практика  процесса  обучения  детей  художественному  вязанию  крючком  первого  года  обучения  по  программе «Природа. Творчество». В  данной  разработке  представлен вариант занятия «Вывязывание  бабочки»  первого  уровня  сложности по  подтеме «Фантазийные  узоры»  раздела «Чудеса  рукотворные». Текст  сопровождается  схемой,  технологической  картой,  фотографиями,  обзорная  электронная  презентация  «Порхающие  цветы-бабочки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ  ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ  ЦЕНТР  ГОРОДА  РОСТОВА-НА- ДОНУ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ПОДТЕМЫ

«ФАНТАЗИЙНЫЕ  УЗОРЫ»

ПО  ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА.ТВОРЧЕСТВО»

(1-й  год  обучения,  1-й  уровень  сложности)

Для  педагогов  дополнительного  образования.

ВЫВЯЗЫВАНИЕ   БАБОЧКИ

Автор:  педагог  дополнительного образования

Анашкина Надежда Алексеевна

2013 год.

Методическая  разработка  предлагается  педагогам  дополнительного  образования,  руководителям  творческих  объединений  прикладного творчества,  учителей  трудового  обучения.  В  разработке  раскрываются  методика  и  практика  процесса  обучения  детей  художественному  вязанию  крючком  первого  года  обучения  по  программе «Природа. Творчество». В  данной  разработке  представлен вариант занятия «Вывязывание  бабочки»  первого  уровня  сложности по  подтеме «Фантазийные  узоры»  раздела «Чудеса  рукотворные». Текст  сопровождается  схемой,  технологической  картой,  фотографиями,  обзорная  электронная  презентация  «Порхающие  цветы-бабочки».

ТЕМА:

Вывязывание  бабочки крючком.

ЦЕЛИ:

Закрепить  полученные  навыки  вязания  столбиков  без  накида,  присоединительных  столбиков,  «жгутиков».

ЗАДАЧИ:

Демонстрация  форм  и  методов  организации  и  проведения  занятий  художественно-эстетической  направленности.

МАТЕРИАЛЫ:

  • крючок № 3-3,5;
  • нитки  шерсть.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ноутбук;
  • презентация;
  • выставка  творческих  работ  обучающихся;
  • схема  вязания  бабочки;
  • образцы  вязания.

ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный этап:
  • Приветствие, проверка  подготовленности  детей  к  занятию;
  • Обозначение  темы,  постановка  целей  и  задач.
  1. Подготовительный этап:
  • Рассказ педагога;
  • Демонстрация презентации;
  • Викторина.

3.  Основной этап:

  • Обзор  и обсуждение выставочных работ.
  • Техника безопасности при работе с крючком и ножницами.
  • Поэтапная демонстрация вязания бабочки  с пояснением  трудных

     моментов.

  • Индивидуальная творческая работа.

4.   Заключительный этап.

  • Подведение итогов:
  • Выставка работ.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

Подготовительный этап.

 Педагог:  Сегодня  мы  с  вами  будем  вязать  бабочку.

        Бабочки,  пожалуй,  одни  из  самых  красивых  живых  существ  на  Земле.

Они  похожи  на  ожившие  цветы,  причудливость  и  яркость  окраски  их  крыльев  поистине  сказочная.  Множество  волшебных  сказок  и  легенд  сложено  о  бабочках,  которых  учёные  называют  скучновато:  чешуекрылые.

Зато  имена  у  них  красивые,  это  часто  имена  греческих  богов  и  героев  легенд:  Аполлон,  Психея,  Гектор,  Икар.  Так  люди  выразили  своё  восхищение  яркой  красотой  бабочек.  А  чешуйки -  это  и  есть  самое  главное  в  их  наряде -  та  самая  пыльца,  которая  так  легко  стирается  от  неосторожных  прикосновений  безжалостных  пальцев  некоторых  «любителей»  бабочек.

           В  то  же  время  в  коллекциях,  собранных  более  ста  лет  назад,  бабочки  сверкают  прежней  свежестью  красок.  Крылья  их  стеклянно- прозрачные,  покрыты  густым  слоем  чешуек,  расположенных  ровными  рядами  и  сложенных  друг  на  друга  как  черепица  или  серебристые  деревянные  «лемеха»  старинных  русских  церквушек.

              В  настоящее  время  более  ста  видов  бабочек  в  нашей  стране  занесены  в  Красную  книгу.  Немало  им  повредили  весёлые  ребятишки,  гоняющиеся  за  бабочками  с  марлевыми  сачками  в  руках.  Тот,  кто  серьёзно  увлекается  бабочками,  может,  конечно,  собрать  и  правильно  оформить  коллекцию-  нужное  и  полезное  учебное  пособие.  Но  нам  с  вами  лучше  просто  любоваться  бабочками  ранней  весной  и  летом  и  черпать  в  них  вдохновение  для   нашего  творчества.  Пусть  летают!

            А  сейчас  предлагаем  вашему  вниманию  презентацию «Порхающие  цветы»,   которую  приготовили  девочки. ( Приложение № 1).

Демонстрация  презентации.

Педагог:  Спасибо,  девочки,  порадовали  нас  своей  творческой  работой.

Какая  бабочка  вам  понравилась  больше  всего? Ответы  детей.

Кто  помнит,  как  долго  живёт  бабочка  Лимонница 7 (10 месяцев).

В  названии  какой  бабочки  используется  чин морского офицера? (Адмирал).

Какую бабочку больше всего не любят садоводы? (Капустница).

Какая бабочка может служить живым компасом? (Траурница).

Гусеницы какой бабочки дружат с муравьями? (Голубянка).

Какая бабочка обкрадывает пчёл? (Бражник мертвая голова).

Молодцы ребята вы внимательно смотрели и слушали нашу презентацию.

Основной этап.

 Педагог: А  сейчас  мы  с  вами  начнём вязать  бабочек,  которые  будут  радовать  нас  своей  красотой  не  один  сезон,  а  многие  годы.

Обратите внимание на представленные готовые работы обучающихся. Эти бабочки выполнены в разных техниках вязания: круговое, прямыми и обратными рядами, филе, брюггские кружева, фриволите. Разнообразие цветового решения исполнения бабочки даёт нам возможность создать яркий красивый образ бабочки, который можно использовать для декорирования одежды, урашения интерьера, создания объёмных композиций и панно.

Обзор выставочных работ.

Педагог: Нашу красавицу мы будем выполнять в технике прямыми и обратными рядами. Сегодня  мы  закрепим  полученные  на  предыдущих  занятиях  навыки  вывязывания  столбиков  без  накида,  столбиков  с  накидом,  «жгутиков».  На примере вывязывания этой бабочки мы научимся применять   соединительные  столбики    при  соединении  начала  и  конца  ряда  в  круговом  вязании и  при  переходе  с  одного  ряда  на  другой,  при  выполнении  мелких  элементов  или  определённых  участков  вязаного  полотна.

Педагог: Посмотрите внимательно на схему вязания бабочки. Давайте вспомним, какие обозначения использованы в этой схеме. Таблица 1. (Условные обозначения к схеме).

Ответы детей

0

воздушная  петля

-

соединительный  полустолбик

+

столбик  без  накида

столбик  с  одним  накидом

   столбик  с  2  накидами

«жгутик» (3  недовязанных столбика с двумя накидами с общей    вершиной)

 

Таблица 1.

Педагог: Какие правила необходимо соблюдать при вязании крючком?

Ответы детей

  • Во  время  работы  локти  не  должны  стоять  на  столе,  чтобы  не поранить  крючком  глаза.
  • Не  размахивать  крючком,  чтобы  не  травмировать  себя  и  товарищей.
  • Если  нужно  наклониться  за  упавшим  клубком,  работу  с  крючком надо  сначала  положить  на  стол.
  • Не  держать  ножницы  лезвием  вверх.
  • Не  оставлять  ножницы  в  открытом  виде.
  • Передавать  ножницы  только  закрытыми  и  кольцами  вперёд.

Порядок работы:

 

  1. По  схеме   вяжем  первую  половину  бабочки:
  1.   Набираем  13в.п  и  в  шестую  петлю  от  крючка  вяжем  «жгутик» из  трёх недовязанных  ст 2/н;  2 в.п  и  1ст 1/н  в  третью  в.п  от «жгутика»;  4в.п  и  смыкаем  ряд.
  2.   В  каждую  в.п  до  «жгутика»  вяжем  по  1ст б/н;  в  поворотные  5в.п вяжем:  1ст б/н,  2ст б/н,  1ст б/н,  2ст б/н, 1ст б/н;  далее  до  конца ряда  в  каждую  петлю  вяжем  по  1ст б/н;  работу  повернуть.
  3.   Вяжем  4в.п  и  1ст 1/н  на  четвёртом  ст б/н  предыдущего  ряда; 2в.п  и  1ст 2/н  через  один  ст б/н  предыдущего  ряда;  2в.п  и  на «жгутике»  предыдущего  ряда  вяжем  «жгутик»  из  трёх недовязанных  ст 2/н;  4в.п  и  соединительный  столбик  в  седьмой поворотный  ст б/н  предыдущего  ряда;  работу  повернуть.
  4.   На  поворотных  четырёх  в.п  вяжем:  1ст б/н,  2ст б/н,  2ст б/н,  1ст б/н;  далее   до  конца  ряда  на  каждой  петле  вяжем  по  1ст б/н; работу  повернуть.
  5.   Вяжем  3в.п  и  1ст 1/н  на  третьем  ст б/н  предыдущего  ряда;  2в.п и  1ст 2/н  через  один  ст б/н  предыдущего  ряда;  2в.п  и  1ст 2/н через  два  ст б/н  предыдущего  ряда;  2в.п  и  «жгутик»  из  трёх  недовязанных  ст 2/н  через  два  ст б/н  предыдущего  ряда;  5в.п  и  соединительный  столбик  в  шестой  поворотный  ст б/н  предыдущего  ряда;  работу  повернуть.
  6.   На  поворотных  пяти  в.п  вяжем:  1ст б/н,  1ст б/н,  2ст б/н,  1ст б/н, 1ст б/н;  далее  до  конца  ряда  на  каждой  петле  вяжем  по  1ст б/н; работу  повернуть.
  7.   Для  усика  связать  11в.п;  во  вторую  петлю  от  крючка  связать  1ст б/н,  а  далее  в  каждую  в.п-  по  одному  соединительному  столбику.

Педагог:  Для уставших пальчиков давайте сделаем разминку:

Разминка

                 -  Дружат вместе  с нами девочки и мальчики (руки в замок),

                 -  Мы с тобой подружимся — маленькие пальчики (соединяем

                    поочерёдно каждый палец от мизинца к большому),

                 -  Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы вязать (соединяем  

                    поочерёдно каждый палец от  большого к мизинцу).

2. По  схеме   вяжем  вторую половину  бабочки:

2.1 Для  вывязывания  второй  половины  бабочки  выполняем присоединительные  столбики  по  внутреннему  краю  первой  половины бабочки  и  выходим  к  её  хвостику.  Аналогично  вывязываем  по  схеме вторую  половину  бабочки  и  второй  усик.  Нить  отрезаем,  закрепляем, кончики  нитей  заправляем.

Заключительный этап.

Педагог: Давайте посмотрим и обсудим результаты нашей сегодняшней работы

Фото 1, 2. Творческие работы детей.

Педагог: Связанная  сегодня  бабочка -  это  только  начало изучения раздела «Фантазийные узоры».  Когда  вы  освоите  более  сложные  приёмы  вязания,  мы  будем  создавать  этих  красавиц  в  технике  брюггские  кружева (имитация  коклюшечных  кружев),  филе,  фриволите  и    продолжим  знакомство  с  бабочками (фото 3, 4, 5, 6). Зканчивая наше занятие хочу пожелать вам новых творческих успехов!

Фото 3. Филейное вязание и брюггские кружева.

Фото 4. Прямые  и обратные ряды.

Фото 5. Вязание  прямыми  и  обратными  рядами    по  кругу.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Журнал «Вязание  крючком» № 468

УСЛОВНЫЕ  ОБОЗНАЧЕНИЯ  К СОКРАЩЕНИЯМ В ТЕКСТЕ.

в.п.-                   воздушная  петля;

соед.ст-             соединителный  столбик;

ст б/н-               столбик  без  накида;

ст 1/н-               столбик  с  1  накидом;

ст 2/н-               столбик  с  2  накидами;

«жгутик»-        3 недовязанных  столбика  с  2 накидами  с  общей                

                        вершиной.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы

Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным....

Методическая разработка воспитательского часа по теме "Разноцветные бабочки" "

Данная методическая разработка направлена на формирование творческой личности через изобразительную деятельность ребенка. Одним из способов художественного выражения является техника рисования пластил...

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования « Бабочки, жуки, мушки»

Пояснительная запискаДанная методическая разработка предлагается в помощь педагогу дополнительного образования, обучающему детей младшего школьного возраста объёмному моделированию, например,  по...

Методическая разработка по проведению мастер-класса по теме «Выполнение росписи по ткани элемента “Бабочка” (в технике холодный батик)»

Формирование общих представлений о технике холодного батика в процессе выполнения элемента “Бабочка” на ткани....

Методическая разработка: аппликация "Бабочка".

Разработка к занятия на тему "Бабочка"из раздела работа с листьями,  для обучающихся обьединения Природа и творчества, первый год обучения(7-8лет). ...

Методическая разработка занятия по изо деятельности "Цветы для бабочки".

Конспект занятия по знакомству с нетрадиционным видам изобразительной деятельности - "принтование" ....