Тестовые технологии
методическая разработка по технологии по теме

Зверкова  Марина Николаевна

Использование технологии тестового контроля на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tekhnologii_testovogo_kontrolya.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии тестового контроля на уроках математики   и  при подготовке учащихся к итоговой аттестации  на дополнительных занятиях.

Учитель математики  Кондакова М.Н.

МАОУ «Земская гимназия» г. Балашиха

Среди известных методов педагогической диагностики: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование - наиболее ценным для обучения математики является именно метод тестирования.

Этот метод позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности (равенство условий проведения работы и оценки результатов для учащихся), и надёжности (устойчивости результатов, постоянства показателей при повторном тестировании).

Тесты, как система диагностики школьной успеваемости имеют ряд положительных характеристик, позволяющих:

1) учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;

2) проверять качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;

3) оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;

4) сэкономить учебное время, затрачиваемое на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку выполненной учащимися работ;

5)обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Основные признаки отличия тестов школьной успеваемости, например, от контрольной работы состоят в том, что с их помощью можно:

А) проверять большой объём изученного материала малыми порциями;

Б) быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

Умение решать математические тесты наиболее ярко характеризует состояние математических знаний учащихся и уровень их математического развития.

Чтобы правильно составить тест для контроля уровня усвоения математического содержания, нужно знать основные требования, предъявляемые к предметным тестам:

1) функциональная валидность - соответствие проверяемому уровню усвоения;

2) содержательная валидность - соответствие содержанию проверяемого материала;

3) простота - включение в тест задач одного уровня, проверяющих усвоение одного факта или одного действия,

4) определенность - обеспечение общепонятности формулировок задач для всех учащихся;

5) однозначность - создание эталона, соответствующего полному и правильному решению задач.

Основное назначение составленных тестов - представить учащимся материал нестандартного характера, который можно использовать дополнительно с заданиями из учебных пособий.

Предварительно учащимся озвучивается только тема, по которой будет проведен промежуточный контроль и учащиеся в ходе решения должны провести поиск решения, установить, какой теоретический материал дает ключ тому или иному решению.

Тесты, как правило, нестандартные и помогают установить тот факт, ту необходимость в изучении материала, где при выполнении теста произошел сбой в усвоении теоретического материала, для выработки необходимых навыков в целях контроля и самоконтроля, для возбуждения и развития интереса к математике, для развития у школьников математического мышления.

Цели, которые преследовались при проведении этого вида контроля:

Образовательные. Повторить программный материал за курс 7-9 классов, выявить пробелы в знаниях.

Развивающие. Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы. Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли. Развивать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций эмоциональных переживаний.

Воспитательные. Воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации. Воспитывать уважение к предмету.

Здесь тоже кроется небольшая хитрость, в экзаменационной работе, чтобы получить три, необходимо выполнить не менее 50% первой части, вот они и должны быть готовы к выполнению, как минимум, половины работы, что и присутствовало в работах слабых учеников.

 Тестовая технология может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.

В сочетании с другими видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Успешное и эффективное применение методов компьютерного тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых — это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться полученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных классах. Или же использовать тестовые программы, в которых имеется возможность перемешивать ответы произвольным образом.

 Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся по предмету с использованием тестовых заданий имеет свои положительные и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной техники. Кроме этого, могут возникать трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Следует помнить и о проблеме информационной безопасности, связанной с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных. Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы.

 Многолетний опыт использования программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний по предметам в 10-х и 11-х классах позволил выделить следующие положительные моменты:

  1. Устранена возможность подсказок и списывания.
  2. Повысилась объективность оценки знания.
  3. Преподаватель полностью освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.

Оптимальным можно считать только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения.

  Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

Чаще всего используют тесты со свободно конструируемыми ответами, и тесты с выборочными ответами. Последние дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Кроме того, большинство технических средств контроля рассчитано на применение именно тестовых заданий с выборочными ответами.

Применение метода с выборочными ответами позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые технологии

Введение Частое использование тестов с целью контроля на уроках увеличивает долю самостоятельной деятельности учащихся и значительно снижает распределение рабочего времени урока на такие формы учени...

Тестовая технология как способ аутентичного оценивания учащихся.

Стать о преимуществах тестого контроля ЗУН обучающихся....

тестовые технологии

в данной разработке собраны различные разноуровниевые задания, цель которых проверить и проанализировать уровень знаний по английскому языку учеников 2-го года обучения...

РАЗВИТИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В последние годы в Российском образовании большое внимание уделяется вопросам разработки и внедрения тестовых технологий в различных отраслях знаний. Такое внимание к проблемам тестирования не случайн...

Использование тестовых технологий на уроках русского языка

Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля. Очень важно использовать тесты и на уроках русского языка, хотя тестирование имеет как ряд преимущест, так и ряд недостатков, но...