Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Старунова Светлана Генриховна

Рабочая программа включаетв себя: пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание программы, развернутое календарно-тематическое планирование с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass.docx86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Родничок  Балашовского района  Саратовской области»

 

                                                                                   РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по технологии(обслуживающий труд)

 (наименование учебного курса, предмета)

        5 класс

       (класс)

 

                                                                                                                                           Разработана  Старуновой С.Г.,

                                                                                                                                  учителем  технологии

                                                                                        II квалификационной

                                                                  категории

2014 -  2015 учебный год

Пояснительная записка

Направление «Технология ведения дома».

  Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон об образовании.
  2. ФГОС  ООО ( приказ  М ОРФ № 1897 от 17.12.2010 года).
  3. Примерная  программа  по учебному предмету «Технология»  для основного общего образования.
  4. Авторская программа Синица Н.В., Тищенко А.Т., -М: Вентана-Граф 2012 год.
  5.  Основная образовательная программа МОУ СОШ с.Родничок на 2014-2015 учебный год
  6. Федеральный перечень учебников рекомендованных  МО и науки РФ к использованию в образовательном учреждении.
  7. Санитарно-эпидимиологические требования к условиям организации обучения в образовательном учреждении № 2.4.2  2821-10.
  8. Требования к оснащению образовательного процесса ( приказ МОН  РФ  № 986 от 04.10.2012 года)

   Данная рабочая программа является составной частью учебного плана и образовательной программы МОУ СОШ с.Родничок на 2014 -2015 учебный год. Она позволяет осуществить технологическое образование учащихся 5-х классов по ФГОС.

  Основной целью технологической подготовки школьников в системе общего образования является формирование представлений о современном производстве и распространенных в нем технологиях, освоения необходимых в повседневной жизни базовых приемов ручного и механизированного труда с использованием различных инструментов и машин, применение в повседневной жизни этих знаний.

Практическими задачами  изучения учебного предмета «Технология» в 5 классе являются:

- овладение необходимыми  в повседневной жизни приемами  ручного и механизированного труда с использованием различных инструментов, механизмов , машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, -

интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- формирование представлений о культуре труда. производства;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за

 результаты  своей деятельности, уважительного отношения  к людям различных  профессий и результатам  их труда;

- воспитание гражданских и патриотических качеств личности.

В 5 классе базовыми разделами программы по направлению «Технология ведения дома» являются:

№ п\п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Растениеводство

8

2.

Животноводство

2

     3.

Технология домашнего хозяйства

2

4.

Электротехника

1

5.

Кулинария

14

6.

Создание изделий из текстильных материалов

18

7.

Художественные ремесла

8

8.

Технология опытнической и исследовательской деятельности

15

Резерв

2

Итого

70

Раздел « Растениеводств» знакомит учащихся с основами аграрной технологии (осенние работы и весенние работы,

основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального  труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры  региона,  их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных и рассадных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.  

При изучение раздела « Животноводство» учащиеся познакомятся с процессом выращивание кроликов, структурой технологического цикла получения животноводческой продукции; биологическими и хозяйственными особенностями основных видов сельскохозяйственных  животных своего региона и нескольких ведущих пород для каждого вида; общими требованиями к условиям содержания животных; наиболее распространенные и наиболее опасные болезни сельскохозяйственных животных и меры их профилактики.

 Раздел «Технология домашнего хозяйства» дает представление об интерьере, знакомит с эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру. Дается информация об устройстве и оборудовании современной кухни с помощью компьютера.

Раздел предусматривает практическую работу «Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой». Предусмотрено выполнение проекта «Планирование кухни-столовой».

Раздел «Электротехника» знакомит учащихся  с общими сведениями о видах,  принципе действия  и правилах

эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи,

 посудомоечной  машины.

Раздел предусматривает лабораторно-практические и практические работы: «Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами», « Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника».

В разделе «Кулинария» изучаются санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу,

к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной

работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособления ми. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Изучаются питательные вещества в продуктах питания и их значение. Знакомятся с технологией  приготовления

бутербродов, горячих напитков, салатов из овощей, блюд из яиц, макаронных изделий. Знакомятся с понятием о сервировке стола,  с особенностями  сервировки стола к завтраку, правилами поведения за столом.

Раздел предусматривает лабораторно-практические и практические работы: «Составление  индивидуального режима

пита ния и дневного рациона на основе пищевой пирамиды», «Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление

горячих напитков», «Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий», «Приготовление и

оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.»,  «Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.», «Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака».

 В данном разделе предусмотрено выполнение проекта «Воскресный завтрак в кругу семьи».

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»  знакомит  с классификацией текстильных волокон, способами  получения и свойствами  натуральных волокон растительного происхождения,  изготовлением нитей и тканей в условиях

прядильного, ткацкого и отделочного современного производства. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Снятие мерок. Организация рабочего места для выполнения

ручных и машинных работ. Классификация машинных и ручных  швов. Последовательность изготовления швейных

изде лий. Правила безопасной работы на швейной машине и  при влажно- тепловой обработке.

Раздел предусматривает лабораторно-практические и практические работы: «Определение направления долевой нити в

 ткани», «Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани», « Изучение свойств тканей из хлопка и льна», «Снятие

мерок и изготовление выкройки проектного изделия», «Моделирование швейного изделия», «Изготовление проектного

изделия ».

Предусмотрено выполнение проекта «Укрась свою кухню», «Одежда для дома».

Раздел «Художественные ремесла» знакомит с понятием «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и

современные виды декоративно-прикладного искусства. Профессия художник декоративно-прикладного искусства

и народных промыслов.

Понятие композиции и орнамента. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов ком по зи ции.

Данный раздел также знакомит с краткими сведениями  из истории создания изделий из лоскутов. Материалы для

лоскутного шитья, подготовка их к работе , технология изготовления изделия из лоскутов.

Лабораторно-практические и практические работы: «Создание графической композиции, орнамента на ПК или

на листе бумаги в клетку»,   «Изготовление образцов лоскутных узоров», «Изготовление проектного изделия в технике

лоскутного шитья» Предусмотрено выполнение проекта : «Изделие в технике лоскутного шитья  ( прихватка, салфетка, подушка)».

На уроках технологии  у  обучающихся реализуются следующие УУД:

Регулятивные УУД: принятие учебной цели, выбор способов деятельности, планирование организации контроля труда, организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда.

Познавательные УУД: сравнение, анализ, систематизация, практическая работа, усвоение иеформации с помощью ПК, работа со справочной и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы,  рассуждать, описывать явления, действия, умение выделять главное, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы на понимание и обобщение, умение взаимодействовать в группе.

Личностные УУД:  самопознание, самооценка, личная ответственность, адекватное реагирование на трудности.

Необходимо отметить, что в содержании рабочей программы для 6 класса, сквозной линией проходят вопросы экологического, эстетического, здоровьесберегающего  воспитания обучающихся, а также знакомство с различными профессиями.

Все уроки, где предусмотрено выполнение лабораторно-практических и практических работ, проходят с предварительным инструктажем по технике безопасности.

При реализации рабочей программы будут использоваться такие методы обучения, как поисковый, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, и ИКТ технологии.

Для реализации данной программы используются методы воспитания качеств личности:

  • формирование (воспитания качеств личности), сознание через убеждение ( диспут, эстетические, эвристические беседы, разъяснение, инструктаж);
  • методы организации деятельности ( поручение, общественное мнение, упражнение, педагогические требования);
  • методы стимулирования ( похвала, поощрение, соревнование, показ лучших работ, личный пример).

Типы уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок совершенствования ЗУН, урок обобщения и систематизации ЗУН, урок контроля, знаний и навыков.

Виды уроков: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-игра, урок-защита проекта.

Форма проведения урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Для контроля эффективности педагогического процесса и его корректировки, возможность получать объективную оценкуо своей деятельности, как педагога, так и обучающихся, будут применяться  следующие виды контроля:

  • предварительный контроль, для определения уровня подготовленности обучающихся;
  • текущий контроль, для определения мер эффективности педагогического процесса;
  • оперативный контроль, для определения промежуточных целей;
  • итоговый контроль, для выявления результатов уровня достижений при завершении изучения тем, разделов, четверти, учебного года.

Формы контроля:  фронтальный (предметные ЗУН), групповой (предметные ЗУН, коммуникативные навыки), индивидуальный ( метапредметные, регулятивные, личностные, предметные ЗУН).

Для реализации видов и форм контроля используются следующие методы: опрос, педагогическое наблюдение, практическое выполнение технологических операций, демонстрация ( показ приемов работы. защита проекта, демонстрация своей деятельности ), тестирование, взаимоконтроль, самоконтроль.

Для контроля метапредметных  результатов: входная и итоговая диагностика, анкетирование, наблюдение, групповое интервью.

Изучение технологий ведения дома обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

  Личностные результаты. 

 - проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности;

 - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

 - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

 - готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

 - осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

 - ознакомление с установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

 Метапредметные результаты.

 - самостоятельная организация и выполнение работы по созданию изделия;

- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

 - выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

 - выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

 - согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

  - соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

 Предметные результаты.

  В познавательной сфере:

 - оценка технологических свойств тканей, материалов и областей их применения;

 -ознакомление с методами решения организационных и технико-технологических задач;

 - распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  В трудовой сфере:

 - планирование технологического процесса и процесса труда;

 - подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологий;

 - проведение необходимых опытов и исследований при подборе тканей, материалов и проектировании объекта труда;

 - соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  - обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

 - выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

 В мотивационной сфере:

 - оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

 - стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

 В эстетической сфере:

 - разработка вариантов рекламы выполнения объекта труда;

 - эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

 - выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

 В коммуникативной сфере:

 - формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  - публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;

  В физиолого-психологической сфере:

 - развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

 - достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.

 

Содержание учебного предмета «Технология»

Раздел1. Растениеводство(8час.)

- Основы аграрной технологии (осенние работы)

   - Основы  аграрной  технологии (весенние работы)

Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального  труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры  региона,  их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных и рассадных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.  

Раздел2 . Животноводство(2час.)

   - Выращивание кроликов

структуру технологического цикла получения животноводческой продукции; биологические и хозяйственные особенности основных видов сельскохозяйственных  животных своего региона и нескольких ведущих пород для каждого вида; общие требования к условиям содержания животных; наиболее распространенные и наиболее опасные болезни сельскохозяйственных животных и меры их профилактики.

Раздел3. Технологии творческой и опытнической деятельности  (15 часов на все разделы)

Тема 1. Творческая проектная деятельность.

Виды, этапы проекта. Цели, задачи проекта. Правила оформления портфолио в 5 классе.

          Раздел 4.Технология домашнего хозяйства (2ч+ 1час мини-проект)

Тема 1. Интерьер и планировка кухни, столовой

Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Современные стили в интерьере.

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на    зону для    приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере.

Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.

Примерная тема лабораторно-практической работы

Мини-проект «Выполнение эскиза интерьера кухни».

       Раздел5.Электротехника (2ч)

        Тема 1.Бытовые электроприборы  на кухне.

        Принципы действия и правила  эксплуатации бытовых электроприборов  на кухне.  Правила электробезопасности  бытовых  приборов.

                            Раздел 6. Кулинария (14ч+ 1 час мини-проект)

Тема 1. Санитария и гигиена

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.

Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.

Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии.

Тема 2. Физиология питания

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении; общие сведения о питательных веществах.

Обмен веществ; пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.

Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов,  их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

          Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания.

Тема 3.Бутерброды, горячие напитки

Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для       бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки.

Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания.

Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао.

Требования к качеству готовых напитков.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Тема 4. Блюда из яиц. 

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Приготовление блюда из яиц.

Тема 5. Блюда из овощей

Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овошах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние ее на качество и сохранность продуктов.

Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Определение количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях.

Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения.

Особенности механической кулинарной обработки листовых, луковых, пряных, тыквенных, томатных и капустных овощей.

Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску, и листьями зелени.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Определение доброкачественности овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов.

Приготовление салата из сырых овощей.

Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.

Тема 5. Тепловая обработка овощей.

Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Преимущества и недостатки различных способов варки овощей.

Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

 Приготовление блюда из вареных овощей.

.

Тема 6 Сервировка стола. Этикет

Особенности сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, празднику. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами.

Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта.

Эстетическое оформление стола. Освещение и музыкальное оформление. Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения в гостях. Время и продолжительность визита.

Приглашения и поздравительные открытки.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Составление меню.

Мини-проект «Оформление стола к завтраку»

Раздел 7. Создание изделий из текстильных материалов (18ч+4 часов на проект из I раздела)

Тема 1. Свойства текстильных материалов

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных  волокон.

Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях. Ткацкие переплетения.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Изучение свойств нитей основы и утка.

Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани.

Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна.

Тема 2. Ручные работы. Терминология ручных работ.

Ручные стежки и строчки. Технология выполнения ручных стежков и строчек, область их применения.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов.

Тема 3. Элементы машиноведения

Классификация машин швейного производства по назначению. Характеристики и области применения современных швейных, краеобметочных и вышивальных машин с программным управлением.

Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Намотка нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней нитей.

Выполнение машинных строчек и швов, закрепление строчки обратным ходом машины.

Тема 4. Конструирование швейных изделий

Классово-социальное положение человека и его отражение в костюме. Краткие сведения из истории одежды. Требования к рабочей одежде.

Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Системы конструирования одежды. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования. Основные точки и линии измерения фигуры человека.

Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежа фартука.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Эскизная разработка модели фартука.

Снятие мерок и запись результатов измерений.

Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

Тема 5. Моделирование швейных изделий

Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейных изделий.

Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия.  Определение количества ткани на изделие.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Моделирование изделия.

Расчет количества ткани на изделие.

Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою.

Тема 6. Технология изготовления швейных изделий

Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.

Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани, правила раскроя. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.

Правила выполнения следующих технологических операций:

  • обработка деталей кроя;;
  • обметывание швов ручным и машинным способами;
  • обработка верхнего края  и низа швейного изделия ручным и машинным способами.

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.

Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки.  Контроль качества        готового изделия.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Отработка техники выполнения настрочных, краевых и отделочных швов.

Выполнение раскладки выкроек ткани.

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

Обработка деталей кроя.

Проведение примерки, исправление дефектов.

Влажно-тепловая обработка изделия.

Определение качества готового изделия.

Раздел 8. Художественные ремесла (8 часов +2 часа на проект из I раздела)

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах.

Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.

Экскурсия в музей.

Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиции.

Понятие о ритмической или пластической композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства.

Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.

Выполнение эскизов орнаментов для платка, резьбы по дереву и др.

Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.

Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.

Тема 3. Лоскутное шитье

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.

Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник).

Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья. ( Творческий проект «Изделие в технике лоскутного шитья»)

Раздел 9. Технологии творческой и опытнической деятельности ( 6 часов из 15 часов)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация. Оформление пояснительной записки.  Работа над презентацией.

Тема 2. Защита проекта.

Примерные темы творческих проектов

Воскресный завтрак в кругу семьи.

Одежда для дома.

Изготовление сувенира ( подарка) к празднику.

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.

Проекты социальной направленности.

Учебно– тематическое планирование

по технологии (обслуживающий труд)

   

Класс: 5

Количество часов

Всего:70

 в неделю ___2_ час.

Плановых контрольных уроков __2_,

зачетов ___,

тестов __6_

п/п

Разделы и темы

Количество

часов

Кол-во

 часов

Растениеводство

Правила безопасного и рационального  труда в растениеводстве

Основные направления растениеводства

Направления растениеводства в регионе

Понятие об урожае и урожайности

Овощные и цветочно-декоративные культуры  

Технологии выращивания луковичных растений

Технологии выращивания рассадных растений.

8

1

1

1

1

1

1

1

1

 Животноводство 

Выращивание кроликов

1

1

I.

Технология опытнической и исследовательской деятельности

Творческая проектная деятельность. Виды, этапы проекта. Цели, задачи проекта.

15

(во всех разделах)

1

II.

Технология домашнего хозяйства.

Интерьер и планировка кухни столовой. Мини-проект.(1ч)

2

2

III.

Электротехника

Бытовые электроприборы на кухне

1

1

IV.

Кулинария

Санитария и гигиена. Физиология питания.

Бутерброды и горячие напитки.

Блюда из яиц.

Блюда из овощей.

Блюда из круп и макаронных изделий.

Сервировка стола. Этикет. Мини-проект. (1 ч)

Контрольное тестирование «Кулинария».

14

2

2

2

3

2

2

1

V.

Создание изделий из текстильных материалов.

Производство и свойства текстильных материалов.

Лабораторно-практические работы «Определение направления долевой нити в ткани», «Определение лицевой и изнаночных сторон в ткани», «Анализ прочности окраски тканей».

Ручные стежки и строчки.

Терминология ручных работ.

Элементы машиноведения.

Машинные швы

Конструирование швейных изделий (юбка на резинке, сарафан, фартук).

Изготовление выкройки.

Моделирование швейных изделий.

Технология изготовления швейного изделия.

Творческий проект «Одежда для дома» 4 ч)

        18

1

1

2

2

1

3

2

2

2

2

VI.

Художественные ремесла.

1.Декоративно-прикладное искусство.

2.Основы композиции и законы восприятия цвета.

3.Лоскутное шитье.

Творческий проект «Изделие в технике лоскутного шитья  » (2 ч)

8

2

2

4

VII.

Технология творческой и опытнической деятельности.

Определение и формулировка проблемы.

 Поиск необходимой информации.

Разработка вариантов решения проблемы.

 Выбор лучшего варианта.

Оформление пояснительной записки. Работа над презентацией.

Защита проекта.

6 (остаток от общих 15ч)

2

2

2

Резерв

2

Итого

70

                                                                                    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся 5класса должны изучать следующие основные подразделы программы:

        - кулинария;

- создание изделий из текстильных и поделочных материалов;

- декоративно-прикладное творчество;

- технология ведения дома;

- черчение и графика;

- творческие проектные работы.

Учащиеся должны знать:

-способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации;

- общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

- виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;

- правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

- способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки; технология приготовления блюд из сырых и вареных овощей, изменение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;

- способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;

- виды бутербродов и горячих напитков, технология их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;

- экономное ведение хозяйства: роль запасов, способы заготовки продуктов, условия и сроки хранения свежих овощей и фруктов, сушка, быстрое замораживание,;

- история интерьера, требование к интерьеру кухни, столовой, правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине;

- изготовление пряжи, нитей, тканей, классификация текстильных волокон, структура полотняного переплетения, свойства нитей, основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

- технические характеристики, назначение основных узлов швейной машины, виды приводов, правила подготовки швейной машины к работе;

- виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество народных умельцев своего края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

- возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;

- правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила подсадки и постановки рук во время работы, эксплутационные, гигиенические эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, правила снятия мерок, их условные обозначения;

- способы приготовления солёного теста, лепка, панно, раскрашивание, оформление рамки;

- виды отделок швейных изделий, способы моделирования фартука, правила выкройки к раскрою;

- назначение, конструкция, графическое обозначение и технология выполнения машинных швов: взаутюжку,  вразутюжку, стачного, способы накладки выкройки на ткани, раскрой оборудование рабочего места, приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;

- способы  ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаление пятен с одежды, правила хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли;

- последовательность выполнения проекта;

- содержание и характер труда специалистов по обработке тканей и продуктов питания;

Учащиеся 5 класса должны уметь:

- собирать информацию в области кулинарии и обработки ткани;

- работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями;

- определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовность блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

- закладывать на хранение свежие ягоды, фрукты, овощи, сушить ягоды и фрукты, овощи, замораживать овощи и фрукты в морозилке;

- разрабатывать интерьер кухни и столовой, оформить интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, поддерживать санитарное состояние кухни и столовой;

- определять в ткани основу и уток, лицевую и изнаночную сторону;

- выполнять полотняное переплетение;

- выключать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывание нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, выполнять машинные строчки, регулировать длину стежка;

- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку без узла, подготовить мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;

- подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой и с подкладкой

- читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать  выкройку к раскрою;

- выполнять на швейной машине следующие швы: сточной, в заутюжку,  в подгибку с открытым и зарытым срезом, распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполн6ять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии на 2-ю сторону деталей кроя, обрабатывать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество изделия;

- ремонтировать одежду заплатами, хранить шерстяные и меховые изделия, изготавливать чехлы для хранения одежды.

                                                                           

Учебно-методическое обеспечение

1.        Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы:проект. —М: Просвещение, 2010.- 96 с.-(Стандарты второго поколения).

  1. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/ Сост. Л1.П.Барылкина, СЕ. Соколова. - М.: 5 за знания, 2006.- 208с.
  1. Ганичкина О. Моим Цветоводам. - М.: Эксимо, 2010. -256с.

  1. Технология .5-11 классы (вариант для девочек): развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко / авт. -сост. Е.А. Киселёва и дф. -Волгоград: Учитель, 2009. -111с.
  2. Маркуцкая С.Э. Технология Юбслуживающий труд. Тесты. 5-7 классьы / Маркуцкая С.Э. - 2-е изд.. перераб. И испр.* М., «Экзамен» 2ОО9.-126с.
  1. Межуева Ю.В. Технология. 5 класс. Вариант для девочек: в 2 ч. - Саратов: Лицей, 2008. 4.1 .-64с.
  2. Межуева Ю.В. Технология. 5 класс. Вариант для девочек: в 2 ч. - Саратов: Лицей, 2008. 4.2 .-64с.

8.Технология 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В. Крупской, Ш.И. Лебедевой, Л.В. Литиковой, В.д. Симоненко (обработка ткани, продуктов шитания, рукоделие) авт.-сост. Г.П. Попова. -Волгоград: Учитель, 2007. -Зё19с.

9.        Симоненко В.Д. Технология 5 класс. М., «Вентана-Граф» 2007.

10.        Хоменко В.А. Солёное тесто. Шаг за шагом. - Харьков: Книжный кл}уб «КлубСемейного Досуга», 2007. - 64с: ил.

      Электронные учебно- методические комплекты применимые к разделам по программе ОО «Технология»

Авторские презентации по темам:

  1. «Виды вышивки» (5-6 кл.);
  2. «Работа на швейной машине» (5,6,7 кл);
  3. «Введение в проектную деятельность» (5-6 кл.);
  4. Моделирование фартука» (5 кл.);

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата по пла

ну

Дата по фак

ту

Тема урока

Тип урока

Краткое содержание урока

Планируемые  результаты

Повторение. Подготовка к итоговой аттестации

Предметные

Личностные

Метапредметные УУД

1

Введение 

Новый материал (объясне-ние)

Правила техники безопасности в кабинете. Правила санитарии, безопасной работы с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами.

Знать правила ТБ.

Уметь использовать их на практике

Готовность к рациональному ведению работ в саду и огороде.

.  

К.Способствовать с помощью вопросов добывать недостающую информацию, сравнивать разные точки мнения, умение аргументировать свои ответы.

П. Осуществлять поиск необходимой информации; сравнивать данную информацию со знаниями, полученными из собственных наблюдений и из прочитанных книг.

Р. Проявлять познавательную инициативу

Раздел I  РАСТЕНИЕВОДСТО 4 часа

2

Правила безопасного и рационального  труда в растениеводстве

Комбинированный

Правила безопасного и рационального  труда в растениеводстве

Знать правила безопасного и рационального  труда в растениеводстве

Готовность к рациональному ведению работ в саду и огороде.

Планирование профессиональной карьеры.

П. Осуществлять поиск необходимой информации; сравнивать данную информацию со знаниями, полученными из собственных наблюдений и из прочитанных книг.

К.Способствовать с помощью вопросов добывать недостающую информацию, сравнивать разные точки мнения, умение аргументировать свои ответы. Р. Проявлять познавательную инициативу

 

3

Основные направления растениеводства:

Комбинированный

 Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство.

Пр.р. «»

Знать основные направления растениеводства

4

Направления растениеводства в регионе

Комбинированный

Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке.

Пр.р. «»

Знать основные направления растениеводства в регионе

5

Понятие об урожае и урожайности

Комбинированный

 Понятие об урожае и урожайности

Пр.р. «»

Знать понятие об урожае и урожайности

К. Обеспечивать  умения  работы в группе; разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать  и вырабатывать уважительное  отношение к сверстникам

Р. Постановка учебной задачи и его контроль.

Раздел II ЖИВОТНОВОДСТВО 1 час

6

Выращивание кроликов

Новый материал (объясне-ние)

Выращивание кроликов:

технологический цикл; биологические и хозяйственные особенности; ведущие породы; условия содержания;  болезни и меры их профилактики.

Знать правила ухаживания кроликов

Экологическое осознание, осознание ценности здоровья своего и других людей

К. Умение слушать и слышать друг друга, аргументировать свою точку зрения.

П. Использование разных источников информаций для сбора фактов. Смысловое чтение и его анализ.

Р. Постановка учебной задачи и его контроль.

Раздел  III  ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТНИЧЕСКОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        15 часов  (на все разделы)

7

Творческая проектная деятельность. Виды, этапы проекта. Цели, задачи проекта.

Комбинированный

Знать примеры творческих проектов пятиклассников, виды проектов, этапы выполнения проекта.

1.Познавательные:

практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности.

2.Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия,

адекватно воспринимать оценку учителя; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации;

3.Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно,   и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Раздел IV  ТЕХНОЛОГИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА  2 часа+1 час мини-проект из I раздела

8-10

Интерьер и планировка кухни столовой. Отделка интерьера тканями, декоративными украшениями. Эскизы интерьера, прихваток, полотенец.

Мини-проект.

Комбинированный

История и национальные традиции в архитектуре. Современные стили в интерьере. Требования к кухне и столовой. Кухонное оборудование, его размещение и уход за ним. Деление кухни на зоны

Находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира..Знакомиться с функциональными, эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру   Выполнять эскизы интерьера кухни, столовой, кухни-столовой.              

    Выполнять эскизы декоративного оформления столовой.

Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

1.Познавательные:

Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру.

2.Регулятивные:

Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК.

Целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

3.Коммуникативные: 

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Уметь взаимодействовать с учителем и коллективом.

Раздел V  ЭЛЕКТРОТЕХНИКА  1 часа

11

Бытовые электроприборы  на кухне

Комбинированный

Виды бытовых электроприборов  на кухне

Знать правила

электробезопасности и

эксплуатации бытовых

приборов.

Познавательные Изучать потребность в бытовых

электроприборах на кухне и принципы действия и правила их эксплуатации

Раздел VI   КУЛИНАРИЯ    14 часов-1час мини-проект из I раздела

12-13

Введение. Санитарно-гигиенические правила.  Инструктаж по технике безопасности № 1,2

Физиология питания.

Общие сведения о питании и приготовлении пищи.

Комбинированный

Понятие о процессе пищева-

рения. Общие сведения о пи-

щевых веществах и Витами-

нах. Содержание витаминов

в пищевых продуктах, су-

точная потребность в них.

Овладение навыками личной гигиены. Знать правила сани-

тарии и гигиены,

ТБ на кухне и ока-

зание первой помо-

щи.

Иметь представле-

ние о процессах пи-

щеварения, Вита-

минах и их влия-

нии на здоровье че-

ловека.

Иметь представле-

ние о разновиднос-

тях бутербродов,

способах нарезки

продуктов, инстру-

ментах и приспо-

соблениях о разновид-

ностях горячих на-

питков.. Уметь

защищать мини-

проект.

Знать технологию

Приготовления блюд из яиц. Уметь определять

свежесть яиц.

Знать технологию

приготовления и условия хранения и обработки овощей. Соблюдать правила приготовления блюд.

Соблюдать технологию подготовки и приготовления блюд из круп, время варки, определение консистенции. Соблюдать правила

за столом.

Уметь накрывать стол.

Экологическое осознание, осознание ценности здоровья своего и других людей

Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Планирование профессиональной карьеры.

1.Познавательные: Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой;

овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.

2.Регулятивные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

адекватно воспринимать оценку учителя

3.Коммуникативные: Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

формирование представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями;

установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, осознание ответственности за качество результатов труда;

14-15

 Бутерброды. Горячие

напитки. Приготов-

ление. Оформление.

мини- проект.

Комбинированный

Продукты, используемые

для бутербродов. Виды бутербродов, способы их

оформления, условия и сро-

ки хранения. Виды горячих напитков и

способы их приготовления.

Понятие о ми-

ни- проекте. Защита.

16-17

Блюда из яиц. Приготовление блюда «Яйцо-сюрприз»

Комбинированный

Строение яйца. Способы

определения свежести яиц.

Технология приготовления

блюд из яиц. Приспособле-

ния и оборудование для это-

го.

18-20

Овощи в питании человека. Первичная обработка овощей.

Блюда из свежих овощей

Комбинированный

Виды овощей и содержание в них полезных веществ. Определение качества овощей. Правила обработки. Технология приготовления блюд из сырых овощей.

21-22

Блюда из круп и макаронных изделий. Макароны отварные.

Комбинированный

Виды круп и макаронных изделий. Способы приготовления блюд.

23-25

Сервировка стола. Эскизы салфеток. Культура поведения за столом. Мини- проект.

Комбинированный

Составления меню на завт-рак. Правила подачи горячихнапитков. Столовые приборы и правила пользо-ванияими. Эстетическое оформление стола и правила поведения за столом.

26

Контрольное тестирование «Кулинария»

                 Раздел VII   СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ -  18 (+4 часов из I раздела )

27-28

Элементы материаловедения. Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Комбинированный

Натуральные растительные волокна Основная и уточная нить. Свойства тканей из растительных волокон и их ассортимент.

Иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них.

Иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них.

Знать свойства тканей из хлопка и льна, профессиях оператора прядильного производства, ткачей.

Уметь оформлять результаты исследования.

Знать область применения прямых стежков. Уметь выполнять прямые стежки.

Знать терминологию ручных работ.

Уметь выполнять влажно-тепловую обработку.

Иметь представ-ление о технических характерис-тиках швейной машины и назначении основных узлов. Уметь организовать рабочее место и знать правила ТБ. Знать правила снятия мерок.  Уметь их использовать. Иметь пред-тавление о правилах пользования инст-рументами и принадлежностями, типах линий, масштабе и чертеже. Уметь строить чертеж по описанию.

Иметь преставление о подготовке ткани и выкройки Уметь находить лицевую сторону ткани.

Уметь выполнять шов стачной и вподгибку с закрытым срезом. Уметь обрабатывать срезы кармана. Знать последовательность выполнения настрочного шва, применять этот шов на практике. Уметь выполнять шов вподгибку с закрытым срезом

Позитивно относиться к труду. Иметь представление о причинах успеха  и неуспеха в предметно практической деятельности и организовывать своё рабочее место.

Творческий подход  к выполнению изделия.

1.Познавательные: Распознавание видов, назначения материалов из волокон раст. происх.,  инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

виртуальное и натуральное моделирование технических объектов;

алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

2.Регулятивные: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;

осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;  

3.Коммуникативные: Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической  дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.

29

Получение тканей. Практическая работа. Полотняное  переплетение

Лабора- торная работа.

Процесс изготовления тканей .Виды переплетений.

30

Ручные работы. Организация рабочего места для выполнения ручных работ

Комбинированный

Организация рабочего места для ручных работ.

31-32

Технология выполнения ручных стежков и строчек. Терминология. Влажно-тепловая обработка

Практическая работа

Прямые стежки и строчки, выполняемые ими: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная. Понятия: шов, строчка, стежок, длина стежка.

33-34

Элементы машиноведения. История создания швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Инструктаж по технике безопасности .

Комбинированный

Виды машин, применяемые в швейной промышленности. Технические характеристики и устройство швейной машины. Виды передач движения приводов машин. Безопасные приемы работы.

35-36

37-38

39-40

41-42

43

Виды машинных швов. Выпол-нение машинных швов.

Влажно-тепловые работы. Инструктаж по технике безопасности №5 Тестиро-вание «Машиноведение и материаловедение»

Практическая работа

Подготовка швейной машины к работе. Заправка нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Конструирование и моделирование одежды.( юбка, сарафан, фартук)

Снятие мерок. Конструирование чертежа выкройки в М 1:4.

Комбинированный

Особенности строения фигуры человека. Правила снятия мерок и их условные обозначения.

Построение чертежа выкройки в натуральную величину.

Моделирование швейных изделий.  Выполнение эскиза швейного изделия

Практическая работа

Правила пользования чертежными инструментами. Типы линий в системе ЕСКД. Понятие о масштабе, че6ртеже и эскизе.

Подготовка к раскрою. Раскрой изделия.

Подготовка деталей кроя к обработке.

Практическая работа

Последовательность построения чертежа выкройки Построение чертежа выкройки в натуральную величину

Соединение деталей кроя. Проведение примерки. Устранение недочетов.

Практическая работа

Способы переноса контрольных и контурных линий и точек на ткани

44

Стачивание деталей, обработка срезов зигзагообразной строчкой.

Практическая работа

Способы обработки

45-46

Обработка верхнего и нижнего срезов  изделия.

Практическая работа

Способы обработки нижней  и верхней части, их зависимость от ткани и фасона

47-48

Вдевание резиновой тесьмы. Окончательная обработка изделия.

Практическая работа

Последовательность сборки.

Контроль качества готового изделия.

Тестирование «Пошив швейных изделий

         Раздел VIII   РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА  

8 часов (+2 часа из  I раздела)

 

49

Декоративно-прикладное искусство.

Комбинированный

Виды декоративно-прикладного искусства. Материалы и инструменты.

Знать:

-виды декоративно-прикладного искусства;

-материалы и инструменты для вышивальщицы;

-свойства цвета и элементы построения вышивки.

Знать способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань.

Уметь:

-выполнять наброски, эскизы на листе бумаги или с помощью ПК.

Иметь представление о технике пэчворка, орнаменте, симметрии и композиции. Уметь выпонять эскизы, подбирать материалы и инструменты

Знать:

- о необходимости припусков для об-работки, их вели-чине и правилах раскроя деталей;

- правила сборки полотна;

Знать правила соединения подкладки с основой.

Уметь выполнять эти правила.

Творческий подход  к выполнению изделия.

1.Познавательные: Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности; оценивание правильности собственных возможностей, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.

2.Регулятивные: Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное  планирование работ

3.Коммуникативные: обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии.; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности. Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы

50

Основы композиции и законы восприятия цвета.

Комбинированный

Цвет и его свойства. Элементы построения узора вышивки (композиция, ритм, орнамент, раппорт)

51-52

Лоскутная пластика

 История лоскутного шитья. Материалы, инструменты. Выполнение эскиза изделия и шаблонов

Комбинированный

История создания изделий из лоскута. Понятия об орнаменте и асимметрии в композиции. Пэчворк и мода. Инструменты и материалы. Подготовка к работе.

53-54

Раскрой деталей прихватки. Соединение деталей.

Практическая работа

Правила раскроя деталей с учетом направления долевой и рисунка.

55-56

Технология выполнения изделия в лоскутной технике.

Практическая работа

Способы сборки полотна в лоскутном шитье. Сборка полотна изделия. Особенности соединения лоскутной основы с подкладкой.

57-58

Защита мини-проекта «Прихватка в лоскутной технике»

Комбинированный

Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия

                                          Раздел IX ТЕХНОЛОГИЯ  ОПЫТНИЧЕСКОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     ( остаток 6 часов от 15 часов)

59-60

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации.

Разработка вариантов решения проблемы

Комбинированный

Знать примеры творческих проектов пятиклассников. Уметь определять цели и задачи проектной деятельности.

Знать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по одному из разделов программы по своему желанию. Уметь оформлять пояснительную записку.

Знать правила оформления презентации.

Уметь выполнять её в программе Power Point.

Знать правила и варианты защиты проекта.

Уметь составлять сценарий защиты, защищать проект лаконично, убедительно.

Творческий подход  к выполнению изделия. Осознавать пользу труда, бережно относиться к материалам, понимать значимость проектной деятельности, соблюдать этические нормы при изготовлении проекта.

1.Познавательные:

практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

2.Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

адекватно воспринимать оценку учителя; 3.Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно,   и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта.

61-62

 Обоснованный выбор лучшего варианта.

Оформление пояснительной записки.

63

Работа над презентацией.

Комбинированный

64

Защита проектов.

Комбинированный

Защита проектов Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия

РазделI РАСТЕНЕВОДСТО 4 часа

65

Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры  региона,  их биологические и хозяйственные особенности.

Практическая работа

Практическая работа

Правила и основные приёмы ухода за растениями.

Приёмы планировки посева семян. Правила и основные приёмы ухода за растениями.

Уметь

рассказывать о правилах подбора растений;

выполнять правила посадки мелких семян;

Выполнять правильную посадку растений.

Готовность к рациональному ведению работ в саду и огороде.

К.Способствовать с помощью вопросов добывать недостающую информацию, сравнивать разные точки мнения, умение аргументировать свои ответы.

П. Осуществлять поиск необходимой информации; сравнивать данную информацию со знаниями, полученными из собственных наблюдений и из прочитанных книг.

Р. Проявлять познавательную инициативу.  

Технологии выращивания луковичных растений.

Пр.р.

66

Технологии выращивания рассадных растений.

Пр.р.

Практическая работа

Правила и основные приёмы ухода за растениями.

 Знать технологии выращивания рассадных растений

67

Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.  

Комбинированный

Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.  

Знать профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.  

68

Выращивание кроликов

Новый материал (объясне-ние)

Выращивание кроликов:

технологический цикл; биологические и хозяйственные особенности; ведущие породы; условия содержания;  болезни и меры их профилактики.

Знать правила ухаживания кроликов

Экологическое осознание, осознание ценности здоровья своего и других людей

К. Умение слушать и слышать друг друга, аргументировать свою точку зрения.

П. Использование разных источников информаций для сбора фактов. Смысловое чтение и его анализ.

Р. Постановка учебной задачи и его контроль.

69

Итоговый контроль знаний

Контрольная работа

Проверка полученных знаний

70

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...