Программа дополнительного образования "Сибирские мотивы"
материал по технологии на тему

Светоносова Светлана Павловна

Программа дополнительного образования по прикладному творчеству "Сибирские мотивя", для учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop_obraz_sibirskie_motivy_.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» с. Молчанова

                                                                                   

                                                                                                    Утверждаю

                                                                   Приказ № 80 от 27.09.12 г.  

                                                                                                     Директор ДДТ      

                                                                                                     ________Н.П. Лысых

Модифицированная образовательная программа

дополнительного образования детей

«Сибирские мотивы»

Рассчитана на детей  7 – 9 лет.

Срок реализации: 2 года.

    Автор: Светоносова Светлана Павловна,

педагог дополнительного образования

636330, Томская область,

 с. Молчаново, ул. Валикова, 17 а

тел.: (838256) 22-0-51

 

 2012 г.

Пояснительная записка.

Воспитание патриота

невозможно без опоры

на историческое прошлое,

памяти, которая передается

из поколения в поколение.

               Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу», а Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».  Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Все эти понятия прекрасно формируются на занятиях по краеведению. А краеведение в сочетании с занятиями ДПИ, построенные на практическом изучении истории народов Сибири, их традиций и обычаев – мощный инструмент в воспитании подрастающего поколения настоящих патриотов.

 Мышление ребёнка младшего школьного возраста наглядно – образное, основной вид деятельности - игра. Поэтому так необходимо насытить окружающую действительность ребёнка предметами и играми, позволяющими более полно раскрыть красоту родной природы, дать возможность окунуться  в созидательный мир декоративно-прикладного творчества. Патриотические качества личности формируются всем укладом жизни и деятельности, как в учебное, так и во внеурочное время.

Воспитание любви к родному дому, краю,  Родине через краеведение средствами ДПИ представляет собой процесс, основанный на активной творческой созидательной деятельности обучающихся, и определяет сущность ОП «Сибирские мотивы», реализация которой осуществляется разнообразными методами и формами.

Актуальность воспитания патриотов в современных условиях развития гражданского общества России подтверждается и целым рядом директивных документов. Существенные возможности для осмысления этой проблемы представляет Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» от 05 октября 2010 г. Эта программа намечает пути совместного развития воспитательной работы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Всеобъемлющий характер патриотического воспитания через занятия краеведением и целостное воздействие ДПИ на личность является приобщение обучающихся к истории, традициям, культурным ценностям родного края, которые в свою очередь, приобретают двойную ценность и призваны занять важное место в «арсенале» педагогических средств педагога.

Средства патриотического воспитания:

  • устное народное творчество;
  • декоративно – прикладное искусство;
  • музыка;
  • художественная литература;
  • игра;
  • самостоятельная детская деятельность.

Условия эффективного решения задач патриотического воспитания:

  • комплексный подход;
  • история и культура родного края;
  • правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
  • тематическое планирование;
  • совместная работа дополнительного образования, школы и семьи.

Данные условия выделяются с учетом цели, задач и особенностей патриотического воспитания, обучающихся в дополнительном образовании средствами ДПИ и включают реализацию:

  • интегративно-деятельностного подхода;
  • взаимосвязи и взаимодополняемости традиционных и нетрадиционных форм организации воспитательной работы;
  • комплексной программы патриотического воспитания учащихся средствами ДПИ в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Программа расширяет представления воспитанников об истоках традиций и местной народной культуры. В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времён», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах приобщению младших школьников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, способность к общению, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины.    

Отличительная особенность данной программы заключается в интеграции краеведения и прикладного творчества. Ребята знакомятся с историей народов Сибири, используя материалы школьного краеведческого музея, больше узнают о животном и растительном мире родного края.

Данная программа является результатом многолетнего опыта работы с детьми в системе дополнительного образования. За основу программы взяты программы «Технология народных ремёсел», В.А. Мураева, «Студия декоративно – прикладного творчества», автор Л.В. Горнова.

        Основная идея программы – освоение технологии народных ремесел в рамках  изучения материальных и духовных  традиций народов Сибири, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями, обычаями, народными праздниками.

Совместная деятельность учителя и ученика строиться на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Цель программы: создание условий для развития личности младших  школьников через изучение  исторического прошлого родного края и занятия декоративно-прикладным творчеством.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить воспитанников с историей, технологиями различных видов рукоделия;
  • научить владеть различными инструментами и материалами, помочь овладеть основами культуры труда;
  • формировать представление младших школьников о России как о родной стране.

воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
  • воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности, чувство  любви и привязанности к родному краю;
  • воспитывать уважение к культурному прошлому народов Сибири средствами ДПИ;
  • создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с воспитанниками, а так же с их родителями.

развивающие:

  • создавать условия для развития личности каждого воспитанники, раскрытия его способностей к творчеству
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  • развивать моторику рук, глазомер;
  • развивать положительные эмоции и волевые качества.

Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми младшего школьного возраста.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1-й год обучения – 68 часов, 2 раза в неделю по 1 часу.

2-й год обучения – 68 часов, 1 раза в неделю по 2 часа.

I уровень – ознакомительный

В 1 год обучения воспитанники получают первоначальные знания о родном крае, технологические знания и навыки, знакомятся с материалами и инструментами, используемыми для работы, изготовление простых изделий, учатся конструировать и моделировать из различных материалов. На этом этапе значительное внимание уделяется развитию наглядно-образного, пространственного мышления, а также творческих способностей, воображения, самостоятельности, развитию мелкой моторики рук.

II уровень – развивающий

2 год обучения – углубленное получение знаний о родном крае,  народных традициях, переход к изготовлению более трудоёмких работ. Воспитанники фантазируют, экспериментируют, более свободно владеют техникой и различными материалами при изготовлении изделий, совершенствуют ранее полученные знания, что позволяет им самовыражаться.

Образовательный процесс осуществляется при помощи различных методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • эвристический (проблема формулируется детьми ими же, и предлагаются способы решения).

При проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы.

Обучение проводится в двух направлениях:

  1. усвоение теоретических знаний;
  2. формирование практических навыков.

Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятий. Проходит в форме бесед, лекций, рассказа с привлечением иллюстративного материала информационных технологий.

Практическая часть включает  в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и композиций.

Разнообразные формы проведения занятий:  вводное, практическое, занятие – ознакомление с новым материалом, повторение, обобщение и контроль полученных знаний, комбинированные – соединяют в себе различные методы и виды деятельности, например: познавательная, игровая, конструктивно-практическая, исследовательско-поисковая и другие.

Форма деятельности – творческая мастерская.

Стимулирует интерес к обучению проведение нетрадиционных форм учебных занятий:

- занятие-экскурсия;

- занятия-соревнования: конкурсы,  викторины;

- занятия-фантазии: сказка, путешествие, приключение;

- занятия, основанные на методах общественной практики: аукцион,  презентация и др.

        В программе уделяется внимание экскурсиям в школьный краеведческий музей, а также на природу, где воспитанники познают окружающий мир, красоту природы родного края, наблюдают и изучают природные формы (деревьев, цветов, трав, животных, камней).

С целью проверки усвоения знаний и в качестве психологической разгрузки проводятся игры. Предлагаются специально составленные кроссворды, мини-викторины, сканворды, используются словесные игры и различные жанры устного народного творчества. Положительная оценка работы ребенка, является хорошим стимулом, но необходимо отмечать и недостатки,  похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Прогнозируемые результаты обучения.

Воспитанники первого года обучения должны знать:

  • историю возникновения разных видов рукоделия народов Сибири;
  • флору и фауну родного края;
  • происхождение, предания славян, кто такой домовой, леший.
  • обычаи народов Сибири;
  • правила по ТБ на рабочем месте при работе с материалами и инструментами;
  • технологию работы с соленым тестом, бисером, текстилем, природным материалом.

Должны уметь:

  • различать породы деревьев;
  • изготавливать гербарии;
  • заготавливать и обрабатывать природный материал;
  • составлять эскизы для росписи на камнях;
  • технологию плетения из пяти ниток;
  • технологию работы с бисером;
  • изготавливать из ниток фенечки, закладки, куклы оберег;
  • технологию изготовления  плоских сувениров из соленого теста;
  • работать с инструментами и приспособлениями.

Воспитанники  второго года обучения должны знать:

  • мифологию славян;
  • народные традиции в области данных ДПИ;
  • материалы, приспособление, оборудование;
  • правила ТБ;
  • виды кукол-оберегов славян;
  • технология изготовления полуобъёмных композиций из разных материалов.

Должны уметь:

  • заготавливать и обрабатывать природный материал;
  • технологию изготовления поделок из природного материала;
  • технологию работы с бисером;
  • технологию изготовления  кукол оберегов;
  • технологию изготовления из соленого теста полуобъёмных аппликации, сувениров, подарков;
  • пользоваться материалами, приспособлениями, оборудованием, использовать в работе нетрадиционные материалы (кольца, бусины)

Структура программы.

Весь курс представляет собой единую систему тем, материал расположен в порядке его прохождения.

Программа состоит из 4 блоков:

1 блок «В гостях у Лесовичка» - изготовления поделок из природного материала, роспись камней.

2 блок «В гостях у Лепёшкина» - изготовление поделок из соленого теста работа с солёным тестом.

3 блок «В гостях у Ниточкина» - изготовления поделок из текстиля, работа с нитками.

4 блок «В гостях у сеньора Стеклянная Бусинка» - изготовления поделок из бисера.

Учебно - тематический план

1 год обучения

п/п

Название раздела программы.

Тема занятия.

Кол-во часов

Общее

теория

практика

1

2

3

4

5

I

«В гостях у Лесовичка»

20

8

12

1

В гостях у Лесовичка, Лепёшкина, Ниточкина и Стеклянной Бусинки

2

1

1

2

Путешествие в осенний лес

2

1

1

3

Осенний гербарий

2

1

1

4

Осенние цветы

2

1

1

5

Природное богатство Сибири

2

1

1

6

Ожившие шишки

2

1

1

7

Мир лесных духов

2

1

1

8

Каменных дел мастера

2

2

9

Звери, застывшие в камне

2

1

1

10

В гостях у Лесовичка. Итоговое занятие

2

2

II

«В гостях у Лепёшкина»

12

5

7

11

Изделия из муки и соли.

2

1

1

12

Экскурсия в школьный краеведческий музей

1

1

13

У самовара

1

1

14

Цветы в вазе

2

1

1

15

Венок с цветами и фруктами

2

1

1

16

Новогодняя ель

2

1

1

17

 В гостях у Лепёшкина. Итоговое занятие.

2

2

III

«В гостях у Ниточкина»

20

7

13

18

Экскурсия в школьный краеведческий музей

1

1

19

Традиционный русский костюм

1

1

20

От пояса, до фенечки

2

1

1

21

Декоративная повязка на лоб

2

2

22

Куклы-обереги

2

1

1

23

Кукла «Бессонница»

2

1

1

24

Кукла  «Пеленашка»

2

1

1

25

Кукла «Закрутка»

2

1

1

26

Символ России  - матрёшка

2

2

27

Масленица широкая

2

1

1

28

 «Куклы на все времена». Итоговое занятие.

2

2

IV

«В гостях у сеньора Стеклянная Бусинка»

16

3

13

29

Родословная стеклянной бусинки

2

1

1

30

Бусы из бисера

4

1

3

31

Бисерная сказка

6

1

5

32

В гостях у сеньора Стеклянная Бусинка. Итоговое занятие.

2

2

33

Игра «Что? Где? Когда?». Подведение итогов за год.

2

2

Итого:

68

24

44

Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

Название раздела программы.

Тема занятия.

Кол-во часов

Общее

теория

практика

1

2

3

4

5

I

«В гостях у Лесовичка»

20

6

14

1

Встреча с друзьями

2

1

1

2

Путешествие на берег реки Оби

2

2

3

Богатый животный мир Сибири

2

1

1

4

Чудо камни

2

1

1

5

Каменные шедевры

2

2

6

Каменных дел мастера

2

1

1

7

Мир лесных духов

2

1

1

8

Символ России - берёза

2

1

1

9

Цветок из бересты

4

4

II

«В гостях у Лепёшкина»

12

5

7

10

Изделия из муки и соли

2

1

1

11

Экскурсия в школьный краеведческий музей

1

1

12

Русская изба

1

1

13

Наличники и окна

2

1

1

14

Палисадник - украшение дома

2

1

1

15

Снеговики в гостях у Деда Мороза

2

2

16

Экскурсия в школьный краеведческий музей

1

1

17

Новогодняя ёлка без иголки.

1

1

III

«В гостях у Ниточкина»

20

6

14

18

Обереги в жизни человека

2

1

1

19

Кукла «Коляда»

2

1

1

20

Кукла «Коза»

2

2

21

Кукла «Мартиничка»

2

1

1

22

Свадебная кукла «Неразлучники»

4

1

3

23

Кукла - Купавка

3

1

2

24

Солнечные кони из соломы

3

1

2

25

Кукла на все времена. Итоговое занятие.

2

2

IV

«В гостях у сеньора Стеклянная Бусинка»

16

2

14

26

Бусы – украшения наших бабушек

2

1

1

27

Бусы из бисера с подвеской

2

1

1

28

Бисерная сказка

4

4

29

Цветы из бисера

4

4

30

«В гостях у сеньора Стеклянная Бусинка». Итоговое занятие

2

2

31

Игра «Поле чудес». Подведение итогов за год

2

2

Итого:

68

19

49

Содержание программы

  1. Блок «В гостях у Лесовичка».

Предполагает  работу по росписи камней различной формы, где воспитанники могут проявить свою фантазию и творчество. Ребята знакомятся с цветовой гаммой и используют в создании различных моделей сочетаемые цветовые композиции. Работа с природным материалом: засушенными листьями, шишками, берестой.

  1. Блок «В гостях у Лепёшкина».

Предусматривает изучение технологии работы с  солёным тестом. Работа с солёным тестом помогает ребятам представить себя в роли старинных гончаров, ремесленников и знакомит учащихся с гончарным промыслом. Ребята лепят не только сувениры, но и выполняют объёмные аппликации на различные темы.

  1. Блок «В гостях у Ниточкина».

В этом блоке ребята выполняют поделки из ниток, ткани.  Ребята учатся делать различные куклы, как игровые, так и обрядовые, к народным праздникам.

4. Блок «В гостях у сеньора Стеклянная Бусинка».

Занятия  способствуют воссозданию традиционных старых промыслов на Руси, формируют художественный вкус, самостоятельность, творчество. Ребята выполняют небольшие изделия и игрушки из бисера.

Содержание первого  года обучения

п/п

Название раздела программы.

Тема занятия.

Теория

Практика

1

2

3

4

I

«В гостях у Лесовичка»

Технология изготовления поделок из природного материала

1

В гостях у Лесовичка, Лепёшкина, Ниточкина и Стеклянной Бусинки

Знакомство с блоками программы. Игры на знакомство.

Рисунок «Портрет, понравившегося героя»

2

Путешествие в осенний лес.

Знакомство различными видами деревьев Сибири. Использование различных пород деревьев. Легенды народов Сибири о деревьях.

Правила засушивание осенних листьев для гербария.

Сбор листьев различных пород деревьев, шишек, веточек, коры.

Игра «Тропа испытаний»

3

Осенний гербарий

Правила выполнения гербария.

Создание кроссворда о деревьях Сибири.

Выполнение гербария

4

Осенние цветы

Цветники родного села.

Выполнение гербария из осенних цветов.

5

Природное богатство Сибири

Виды пород находящиеся на территории Сибири. Знакомство с природным материалом  - галька.

Места расположения данного природного материала в селе. Выбор подходящих для работы камней.

6

Ожившие шишки

Знакомство с видами шишек хвойных деревьев Сибири. Особенности выполнения работ из шишек.

Творческая работа «Наш зоопарк». Выполнение различных животных из шишек: мышек, ёжиков, волков, лисичек и др.

7

Мир лесных духов

Знакомство с миром славянской мифологией, с духами леса, воды, духами, обитающими в крестьянском жилище. Презентация «Славянская мифология»

Выполнение лесовика-духа леса из природного материала

8

Каменных дел мастера

Знакомство с техникой  роспись на камне

Нанесение чертежа на камень, рисование по разметке, подводка.

9

Звери, застывшие в камне

Знакомство с животными, проживающими на территории Сибири. Знакомство со сказками коренных народов Сибири о животных.

Выполнение поэтапного нанесения рисунка на камень различных животных.

10

В гостях у Лесовичка. Итоговое занятие.

Рисуночный тест.

Подготовка и оформление выставки «Каменная мозаика» в фойе школы

II

«В гостях у Лепёшкина»

Технология изготовления поделок из соленого теста

11

Изделия из муки и соли

Правила ТБ при работе с соленым тестом. Техника изготовления соленого теста, правила хранения. Правила высушивания готовых изделий.

Приготовления соленого теста Выполнение приемов работы с тестом для получения различных фигур.

12

Экскурсия в школьный краеведческий музей

Знакомство с предметами, вышедшими из обихода.

13

У самовара

Хлебосольство русского народа. О чайной церемонии в Сибири.

История самовара.

Выполнение из соленого теста самовара и хлебобулочных изделий (булочек, сушек, пряников, баранок, батонов).

14

Цветы в вазе

Знакомство с полевыми цветами Сибири. Разновидности садовых и полевых цветов.

Викторина «Цветы Сибири».

Выполнение цветов из соленого теста (незабудки, ромашки, василек).

15

Венок с цветами и фруктами

Использование венков в народных праздниках. Изготовление и их назначение.

Выполнение венка из соленого теста. Украшение изделия цветами и фруктами. Высушивание изделия. Разукрашивание венка.

16

Новогодняя ель

Знакомство с новогодними традициями и обычаями славян.  Презентация «Зимние праздники на Руси».

Изготовление новогодних игрушек на елку.

17

В гостях у Лепёшкина. Итоговое занятие.

Творческая работа «Подарок»

III

«В гостях у Ниточкина»

Технология изготовления поделок из текстиля

18

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Традиционный русский костюм. Особенности мужского и женского костюма.

19

Традиционный русский костюм.

Цветовое оформление эскизов русских костюмов.

20

От пояса, до фенечки

Значение пояса как оберегового символа славян.

Технология плетения фенечек из трёх ниток.

21

Декоративная повязка на лоб.

Использование и значение декоративной повязки на лоб у славян.

Технология плетения повязки или  феничек из пяти ниток разного цвета.

22

Куклы-обереги.

Виды, назначение оберегов славян. Значение кукол как оберегового символа. Презентация «Куклы на все времена »

Технология изготовления куклы-оберега из ниток.

23

Кукла «Бессонница»

Знакомство с историей возникновения куклы, её предназначением.

Технология изготовления куклы  «Бессонницы»

24

Кукла «Пеленашка»

Знакомство с историей возникновения куклы, её предназначением, с правилами изготовления куклы.

Технология изготовления куклы «Пеленашки».

25

Кукла «Закрутка»

Знакомство с историей возникновения куклы, её предназначением, с правилами изготовления куклы.

Технология изготовления куклы «Закрутки».

26

Символ России  - матрёшка

История возникновения матрёшки.

Выполнение матрёшки из пластилина, яичной скорлупы.

27

Масленица широкая.

Празднование Масленицы на Руси. Презентация.

Изготовление масленичной куклы.

28

Куклы на все времена. Итоговое занятие.

Тестирование

IV

«В гостях у сеньоры Стеклянная Бусинка»

Технология изготовления поделок из бисера

29

Родословная стеклянной бусинки.

Знакомство с традиционными изделиями выполненные из бисера. Разновидности бисера и стекляруса. Материалы и инструменты. Подготовка к работе. Хранение бисера.

Выполнение техники низания бус и цепочек в один ряд.  

30

Бусы из бисера.

Работа по простым схемам

Параллельное низание.

31

Бисерная сказка.

Выполнение операций и приёмов бисероплетения

Выполнение сказочных персонажей из бисера (сказка «Дюймовочка», «Муха-цокотуха»).

32

В гостях у сеньоры Стеклянная Бусинка. Итоговое занятие

Игра - импровизация сказки с использование моделей из бисера

33

Игра «Что? Где? Когда?»

Закрепление изученного материала за год.

Содержание второго года обучения

п/п

Название раздела программы.

Тема занятия.

Теория

Практика

1

2

3

4

I

«В гостях у Лесовичка»

Технология изготовления поделок из природного материала

1

Встреча с друзьями

Рисунок «Любимый герой»

2

Путешествие на берег реки Оби.

Закрепление работы по маршрутным листам

Краеведческая игра «В гостях у матушки Оби».

3

Богатый животный мир Сибири

Виды животных обитающих  на территории Сибири.

Составление кроссвордов, загадок о животных Сибири.

Создание коллажа о животных.

4

Чудо камни

Природный материал  - галька. Подготовка рабочего места. Правила выполнения рисунков на камне.

Творческая работа «Животные в камне».

Нанесение чертежа на камень, рисование по разметке, подводка

5

Каменные шедевры

Соотношение размеров камня и эскиза рисунка.

Выполнение росписи на камне в зависимости от формы и размера. (букет, сундучок, змея, черепаха)

6

Каменных дел мастера

Создание сюжетных рисунков на камнях.

Выполнение простых композиций

7

Мир лесных духов

Углубление знаний о  славянской мифологии. Презентация «Славянская мифология»

Выполнение поделок из природного материала.

8

Символ России - береза

Полезные свойства березы.

Подготовка бересты к работе: разметка, резка. Выполнение простых поделок из бересты. Бусы из бересты.

9

Цветок из бересты

Береста – природная кладовая творчества. Презентация «Чудо береста»

Вырезание из бересты элементов цветка. Сбор деталей цветка.

II

«В гостях у Лепёшкина»

Технология изготовления поделок из соленого теста

10

Изделия из муки и соли

Правила ТБ при работе с соленым тестом.  Закрепление  техники изготовления соленого теста. Правила высушивания готовых изделий из соленого теста.

Приготовления соленого теста, приемы работы с тестом.

11

Экскурсия в школьный краеведческий музей

Презентация «Предметы быта сибирской деревни». Знакомство с культовым амбарчиком, найденным в Колпашевском районе

12

Русская изба

Особенности строительства дома на Руси.

Выполнение из соленого теста крестьянского дома.

13

Наличники и окна

Знакомство с деревянным зодчеством Томска: прошлое и настоящее. Презентация «Сибирские Афины».

Выполнение резных наличников и окон из солёного теста.

14

Палисадник - украшение дома

Разновидности и значение палисадников. Палисадники родного села по материалам школьного краеведческого музея.

Творческая работа по созданию эскизов палисадников.

15

Снеговики в гостях у Деда Мороза

Знакомство с новогодними традициями и обычаями народов мира.

Новогодняя композиция из солёного теста.

16

Экскурсия в школьный краеведческий музей

История новогодних игрушек. Презентация «Новогодняя сказка»

17

Новогодняя ёлка без иголки

Выполнение ёлки из ёлочной мишуры на картонном конусе.

III

«В гостях у Ниточкина»

Технология изготовления поделок из текстиля

18

Обереги в жизни человека

Обереги для дочерей и сыновей  приготовленными матерями.

Выполнение оберега из ниток. Украшение поделок элементами бросового материала.

19

Кукла «Коляда»

Рождество Христово

Технология изготовления куклы

20

Кукла «Коза»

Символ жизненной силы, богатства, благополучия

Технология изготовления куклы

21

Кукла «Мартиничка»

Обряд заклинания весны – цикл весенних праздников в русской деревне.

Технология изготовления куклы

22

Свадебная кукла «Неразлучники»

Свадьбы на Руси. Знакомство с историей возникновения куклы, её предназначением, с правилами изготовления куклы.

Технология изготовления свадебной куклы «Неразлучники».

23

Кукла «Купавка»

История возникновения куклы. Принадлежность её к празднику Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Выполнение куклы-Купавки из ткани. Каркас. 

24

Солнечные кони соломы.

Значение древних символов.  Традиции, связанные с почитанием лошади.

Технология изготовления куклы оберега из соломы.

25

«Кукла на все времена». Итоговое занятие

Тестирование

IV

«В гостях у сеньоры Стеклянная Бусинка»

Технология изготовления поделок из бисера

26

Бусы – украшения наших бабушек

Украшения на Руси.

Разновидности бисера и стекляруса. Подготовка к работе.

Выполнение техники низания бус и цепочек в один ряд.  

27

Бусы из бисера с подвеской

Подготовка рабочего места. Технология изготовления. Цветовое решение проектируемых изделий. Расход материала

Параллельное низание.

28

Бисерная сказка

Подготовка рабочего места. Работа по схемам. Цветовое решение изделий.

Расход материала.

Выполнение сказочных персонажей из бисера (сказка «Доктор Айболит»)

29

Цветы из бисера.

Технология изготовления лепестков цветка. Сбор деталей.

30

В гостях у сеньора Стеклянная Бусинка. Итоговое занятие

Выполнение практической работы по схеме

31

Игра «Поле чудес». Подведение итогов.

Закрепление изученного материала за год.

Методическое обеспечение

Методические советы:

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание младшего школьника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям  способы действий и показывать приемы работы с различными материалами.

Каждая из техник - это маленькая игра. Их использование позволяет младшему школьнику чувствовать себя раскованным, непосредственным, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В работе по программе используются  педагогические принципы:

Принцип доступности. Раннее полученные знания должны обеспечить выполнение требований нового уровня. Изучение материала ведётся от простого к сложному.

Принцип систематичности, последовательности. Учебный материал изучается в системе, педагог вместе с детьми идёт от простых знаний к более сложным.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей. Благодаря индивидуальному подходу педагог стимулирует развитие каждого ребёнка, что необходимо для совершенствования индивидуальных способностей и талантов.

Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным, чтобы каждое знание опиралось на живое восприятие и представление.

Принцип занимательности.

Успех обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Поэтому в работе используются следующие методы обучения:

 по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

  • беседа;
  • рассказ;
  • инструктаж;
  • демонстрация;
  • упражнения.

по источнику получения знаний:

  • словесные;
  • наглядные:
  • демонстрация моделей;
  • использование технических средств обучения;
  • практические:
  • практические задания.

Стили педагогического общения:

Общение  на основе дружеского, заинтересованного расположения к детям;

Общение  на основе совместной творческой деятельности.

Дидактические требования к занятию:

  • четкое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
  • определение содержания занятия с учетом уровня подготовленности обучающихся;
  • оптимальное сочетание наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, учитывая возрастные особенности;
  • педагогическое общение строиться на основе дружеского расположения, совместного творчества;
  • занятие должно быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях.

Для стимулирования учебной активности воспитанников применяются следующие методы воспитания:

Метод поощрения. Похвала, одобрение,  награждение лучших.  Методы поощрения направлены на закрепления положительного поведения детей, создания ситуации успеха.

Метод оценки. Положительная оценка словом, взглядом, жестом стимулирует  ребёнка учиться, трудиться, играть, творить. Чтобы проверить и оценить результаты, после выполнения задания необходимо показать лучшие работы, отмечая те, где наиболее удачно выполнена задача. Обратить внимание детей на положительные стороны тех или иных работ. Не захваливать, но и стараться не обойти вниманием каждого ребенка. Такой способ оценки результатов детских работ даёт стимул к совершенствованию и желание достичь большего. Важно также, чтобы оценивался труд, а не личность, особенно если оценка педагогом даётся отрицательная.

Контроль результатов обучения

Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения:

1. Текущий. Осуществляется на каждом занятии педагогом, предполагает совместный просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма  позволяет оценивать не только чужие работы, но и свои. Анализ педагогом выполняемой творческой работы.

Все детские работы независимо от их качества используются как выставочный материал внутри класса.

2. Промежуточный и Итоговый

Более глубокий анализ результатов, преподаватель проводит  после каждой темы самостоятельно по следующим критериям: успешность выполнения учебной задачи,  качество,  содержательность, выразительность, самостоятельность, фантазия.

В конце каждого блока обучения и в конце учебного года проводиться проверка уровня знаний по трём уровням освоения программы:

«В» - высокий, освоение программы более 80%;

«С» - средний, освоение программы более 50%;

«Н» - низкий, освоение программы менее 50%.

        

Формы подведение итогов по каждому блоку программы:

  1. Тестирование.
  2. Творческая работа.
  3. Игры «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес».
  4. Наблюдение, опрос, участие в выставках, конкурсах разного уровня.
  5. Ведение фотоальбома-летописи объединения.

Хорошим показателем эффективной реализации программы является достойный уровень общего развития ребенка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности. Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, сертификатов.

Результаты фиксируются в таблице «Мониторинг образовательного уровня воспитанников».

Мониторинг образовательного уровня воспитанников

№ п/п

 ФИО ребёнка

1 блок

2 блок

З блок

4 блок

Уровень знаний

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Низкий уровень

        Ребёнок проявляет интерес и желание смастерить поделку, но не соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может владеть определёнными навыками и умениями, но пользуется ими ещё не достаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.

Средний уровень

Ребёнок проявляет интерес и потребность в изготовлении различных видов поделок. Видит характерные признаки подобия и отличия, различает виды художественного труда – аппликация, конструирование, ручной труд и т.д. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности умения и навыки при работе с различными инструментами, для создания выразительного образа.

Высокий уровень

        Ребёнок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с педагогом, испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения, навыки, применять для изготовления той или иной работы. Знает назначения различных инструментов и правила Техники Безопасности при работе с ними. Владеет ими. Проявляет инициативу и творчество в решении определённых задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности.

Мониторинг образовательной деятельности

Результат диагностики

Направления деятельности

Возрастные характеристики

Параметры диагностики

Методы диагностики

Обучение

1. Теоретические и практические ЗУН

7 – 8 лет

8 – 9 лет

Прогнозируемые результаты освоения каждой предметной программы в зависимости от возраста учащихся и уровня обученности.

Опрос, тесты достижений,  индивидуальная творческая работа

2. Практическая творческая деятельность

Учащиеся всех возрастов

Личностные достижения учащихся в процессе усвоения программы

Анализ продуктов творческой деятельности: презентация работ, участие в районных выставках, конкурсах.

Развитие

1.Особенности личной сферы

7-8 лет

8 – 9 лет

1.Самооценка

2.Творческие способности

1.Самоотношение личности

2.Творческие способности

Тестирование

Метод наблюдения

2.Особенности личности в системе социальных отношений

7 - 8 лет

8 – 9 лет

Удовлетворенность отношениями в группе, положение личности в коллективе  и его сплоченность

Коммуникативные навыки

Социометрические методы, наблюдение

Метод наблюдения, анкетирование, тестирование

Воспитание

1. Самоорганизация свободного времени

8 - 9 лет

Потребность в продуктивном проведении досуга

Анкетирование

Средства обучения:

  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения: ПК, проектор, музыкальный центр, фотоаппарат.
  • организационно-педагогические средства: учебные планы, карточки-задания, шаблоны, модели работ.

 Инструменты и материалы:

 Гуашь 12 цветов - 7 наборов, акварельные краски - 7 наборов,  кисточки №1-5 - 5 наборов, цветная бумага, цветной картон, пластилин, зубочистки, ножницы - 15 шт., линейка - 15 шт., простые и цветные карандаши, клея ПВА, пряжа, ткань,  природный материал: камни, сосновые и еловые шишки, засушенные листья деревьев, еловые веточки, наборы бусин, бисер, иглы, леска

Литература для педагогов

  1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 1999.
  2. Божко Л.А. Бисер. – М., 2000.
  3. Булич  О.Н. и др. Соавтор – природа. Флористика. Лесная скульптура. Мозаика по дереву. – М., 1996.
  4. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Голдовский Б.П. Куклы. Энциклопедия, М.: «Время», 2004.
  6. Горнова Л.В. Студия декоративно – прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Котова А.С., Маркова М.В. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 3. – 1999 г.
  8. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная пресса, 2008.
  9. Лопуга Е.В, Пойда Е.В. Психопрофилактика и психокоррекция средствами традиционной народной культуры: Методические рекомендации / – 2-е изд., доп. – Барнаул: Концент, 2010.
  10.  Лындина Ю. С. Бисер. Техника «кирпичного стежка». – М., 2001.
  11.  Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  12.  Народное творчество.-  2000. - №4.; 2001 - №2, 2002 - № 2,6; 2003 - №3,5.
  13.  Никулина Т.В., Традиционные славянские символы-обереги. Альбом схем вышивок. Барнаул, 2008.
  14.  Перевертень Г. И. Аппликации из соломки.  – М.: 1996.

15. Шарыпова Е., Удалова Ю. С красками на физкультуру // Школьный психолог. 2011. №14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Программа турслета по мотивам книги Марии Семёновой «ВОЛКОДАВ»

Программа может быть использована в полном объеме или частично для проведения тематического выезда учащихся...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...