Система работы по развитию эстетического вкуса обучающихся с нарушением зрения
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации и призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению»

Система работы по развитию эстетического вкуса обучающихся с нарушением зрения

Выполнила Желтова Г.Н.,

учитель трудового обучения

Грязовец

2015


Содержание

Теоретическое сообщение        3

Актуальность опыта.        

Методологическое и теоретическое обоснование.        4

Анализ опыта работы по развитию эстетического вкуса обучающихся.        8

Список использованных источников и литературы        13


«Дети должны жить в мире игры, сказки, музыки, рисунка, творчества»

В.А. Сухомлинский

Теоретическое сообщение

Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Вкус – категория относительная, то есть человек не может остановиться в развитии вкуса, поэтому формирование эстетического вкуса рассматриваем в образовательном процессе начальной школы, а затем в основной. Таким образом, мы задаем возможность преемствования и стимул к развитию эстетического вкуса. А сам эстетический вкус вначале - чувственное суждение (мне нравится), затем - рациональное (объясняет, что и почему именно нравится), а вершина - это целостность, способность получать наслаждение, пищу для интеллекта.

Эстетический вкус нельзя представить себе как что-то мертвое, неизменное, раз навсегда данное, значит, эстетический вкус - это процесс, который протекает в длительном промежутке времени. Если эстетический вкус - необходимая основа для выработки хорошего художественного вкуса, то в свою очередь сам процесс такого формирования эстетического вкуса, который длится всю жизнь человека, оказывает обратное влияние на эстетическое сознание человека, обогащает его. Такова дидактическая связь между категориями эстетического сознания и эстетическим вкусом.
И тогда под эстетическим вкусом надо подразумевать процесс длительного, систематического, целенаправленного процесса развития всех категорий эстетического сознания, который будет способствовать формированию развития личности в образовательном процессе.

Занимаясь с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась с трудностью – дети выполняли практическую работу только по образцу, схеме и поэтапно, при помощи педагога; затруднялись в оформлении изделий, могли только копировать работу педагога или выполняли ее по заданию.

Актуальность опыта. 

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования, где в качестве средств развития эстетической культуры используются природа и искусство, включающее в себя художественную литературу, музыку, изобразительное искусство, так как это позволяет развить у ребенка наблюдательность, воображение, фантазию, чувство гармонии. Пропорции, формы, линии, краски, звуки помогают претворить в жизнь творческий замысел. Эстетическая культура – инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений. Занимаясь в учебных объединениях, дети принимают участие в конкурсах, это способствует мобилизации творческого потенциала детей, расширению творческих границ видения окружающей действительности. Объект труда требует от обучающегося выражения абстрактной идеи в конкретную чувственную форму, что способствует его творческому росту.

Методологическое и теоретическое обоснование. 

Проблемой развития эстетического вкуса в отечественной педагогике занимались И.С. Якиманская, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. И.С. Якиманская явилась автором-разработчиком личносто-ориентированной системы.

В настоящее время имеет место подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обучения, в основе которого «лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым СУБЪЕКТНЫМ опытом»[1].

Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает:

  • признание ученика основным субъектом процесса обучения;
  • определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика;
  • определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Работы Е.Н. Шиянова посвящены формированию эстетической культуры учащихся. Средствами развития эстетического воспитания, по его мнению, являются природа и искусство, включающее в себя художественную литературу, музыку, изобразительное искусство, кино и театр.

Я согласна с тем, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации и призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

В связи с этим, как педагог, ставлю перед собой следующие цели и задачи.

Цели:

развитие творческого потенциала детей, расширение возможностей для самореализации личности ребенка, получение базовых навыков занятий декоративно-прикладным искусством на основе изготовления изделий.

Задачи:

  • познакомить с основами декоративно-прикладного искусства, показать его красоту и значимость в современной жизни;
  • сформировать у детей интерес к изделию;
  • сформировать у детей устойчивую положительную мотивацию к творческой деятельности;
  • развивать эстетический вкус
  • научить   выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
  • способствовать умению  разрабатывать творческий проект, изготовлять изделие или с использованием освоенных технологий;
  • сплотить ребят в коллектив единомышленников, дать им возможность проявить свою индивидуальность;
  • воспитывать трудолюбие и настойчивость в достижении цели.

Программа включает в себя два направления в обучении:

  • образовательное, закладывающее основы знаний, умений и практических навыков декоративно-прикладного рукоделия;
  • развивающее, направленное на развитие творческого воображения и мышления, социальных навыков.

 Кроме этих задач ,у детей с нарушением зрения решаются задачи, обеспечивающие преодоление, коррекцию и компенсацию отклонений в их развитии. К таким задачам относятся:

  • развитие и коррекция зрительного восприятия и сохранных анализаторов, овладение рациональными приемами использования зрения, слуха, осязания, кинестезии при выполнении различных трудовых действий;
  • конкретизация представлений о видах, объектах и орудиях труда, развитие наглядно-практического мышления;
  • формирование навыков ориентировки и выполнения практических действий при рациональном использовании всех сохранных анализаторов.

При обучении детей с нарушением зрения учитываются заболевание, степень нарушения зрительных функций, возрастные особенности, характер вторичных отклонений в развитии. Важное коррекционное значение имеет развитие у учащихся зрительного восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, овладение приемами пространственной ориентировки и др.

Для реализации поставленной цели важно учитывать возрастные особенности обучающихся. Возрастными особенностями младших школьников являются быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче, ориентация на «ближнюю» перспективу, несформированность произвольного внимания. Поэтому, выбирая изделия для практической деятельности, предпочтение отдается таким, которые могли бы быть выполнены за одно учебное занятие.

У младших школьников некоторое время сохраняется образность восприятия действительности. Живость детского воображения не координируется знаниям закономерностей окружающей жизни. Исходя из этого,  важно развивать воображение, делать его более содержательным.

Постепенно дети учатся представлять себе предмет в виде развертки и выкройки, имеющих первоначально плоскую форму, но затем складывающуюся в объемную форму.

Восприимчивость детей этого возраста к ярким образам объясняет то, что для поделок выбираются красочные, насыщенные материалы.

Психологи определяют возраст 5-15 лет как период наиболее эффективный для развития воображения. Для развития воображения и образного мышления активно используется работа с рисунком. Рисунок является своеобразным средством постижения и освоения мира, выражения на бумаге замыслов и переживаний. Практическая работа над изделием начинается с рисунка. Рисуя, ребенок учится смотреть и видеть, отражать окружающий мир. Дети овладевают понятиями: колорит, перспектива, композиция, что способствует их развитию.

Большие перспективы развертываются в подростковом возрасте в прикладной деятельности, причем не столько по линии изготовления предметов, сколько в связи с воспитанием культуры художественно-конструкторского решения.

Для формирования эстетической культуры обучающихся необходимо правильно построить процесс обучения. Он должен основываться на следующих принципах:

  • системность, последовательность и доступность обучения. Весь процесс обучения организован от простого к сложному. Изучение последующих тем построено на изучении предыдущих. Занятия построены не как отдельные, разовые, не связанные друг с другом формы работы с детьми, а составлена система обучения, которая позволяет достичь результатов, реализовать и развить творческий, познавательный потенциал каждого ребенка; методов обучения. На занятиях используются следующие формы обучения:
  • беседы, расширяющие кругозор, дающие новые знания о природе, материалах, народном и современном искусстве;
  • обсуждения, диалоги;
  • просмотры научно-популярных фильмов;
  • использование  и создание презентаций;
  • выставки;
  • экскурсии, составляющие органическую связь теории с практикой.
  • социальная ориентация обучения.

При обучении слепых и слабовидящих учащихся используются следующие технологии:

  • обучение в сотрудничестве (обучение в парах и группах);
  • здоровьесберегающие технологии (индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени, смена видов работы: самостоятельная работа, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником, практическая работа, творческие задания);
  • информационно-коммуникационные технологии (использование Интернет-ресурсов, подготовка презентаций, просмотр фильмов);
  • коммуникативные технологии (активное взаимодействие всех участников учебного процесса).

Анализ опыта работы по развитию эстетического вкуса обучающихся.

Комплекс системы сложившийся в опыте.

Эстетический вкус

Схема 1. - Источники эстетического вкуса.


В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Так, в преддверии каждого праздника (Новый год, Восьмое марта, День защитника Отечества, День учителя, Выпускной, День осени) мы оформляем кабинет. Например, готовя класс к Новому году, мы взяли за основу сказку «Двенадцать месяцев»: используя приемы оригами, бумагопластики, аппликации, настенного рисунка мы создали праздничную атмосферу. Для этого мы использовали цветную бумагу, картон, фольгу, мишуру, гофрированную бумагу, краски, различные по фактуре ткани, самоклейку и многое другое. Этот вид деятельности дает ребенку основы знаний по конструированию и моделированию, помогает развивать образное и пространственное мышление. Осваивая различные виды соединений разных техник и понимая их особенности, у ребенка закрепляется правильное представление о красоте, что способствует гармоничному развитию личности. Кроме того, данный вид работы помогает ребенку разбираться в схемах и чертежах, воспитывает внимательность и аккуратность при выполнении работы.

В качестве средств эстетического воспитания выступают природа и искусство.

Природа – ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?"[2] - писал К.Д. Ушинский. Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении[3].

Ежегодно обучающиеся принимают участие в областном конкурсе «Строим мир без риска» в номинациях «экология» и «пожарная безопасность». Прежде чем приступить непосредственно к выполнению поделки дети должны ознакомиться с проблемой: просмотр соответствующей литературы, беседы. При составлении заданий творческого характера специальное внимание уделяю анализу словесной формулировки, целесообразности применения к данному объекту труда. После этого они выбирают тему и разрабатывают эскиз, который рождается под действием впечатления от сложившейся экологической ситуации (неожиданные факты, статистика). Казаков Антон (объединение «Мягкая игрушка») получил диплом 1 степени и денежную премию, Петрунина Альбина (объединение «Вязание крючком») была награждена дипломом 2 степени, Кочурина Наталия, Жабова Арина  в районном конкурсе в рамках экологической акции «Елочка» среди учащихся образовательных школ заняли 2 место. Участие в конкурсе способствует мобилизации творческого потенциала детей, с помощью педагога творческий процесс корректируется, что способствует формированию оптимальных условий для развития эстетического вкуса.

В 2013 году была проведена неделя творчества «Природа – это колыбель человечества» с целью повышения развития познавательной и творческой активности учащихся. Данный год в РФ – «Год охраны окружающей среды» объявлен в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду. Детьми были оформлены красочные газеты «Учись быть здоровым», «Грамота безопасности» с полезной информацией, занимательным материалом: кроссвордами, ребусами, головоломками.

Для младших школьников был проведен день птиц «Здравствуйте, птицы!», целью которого было познакомить обучающихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей среды. День птиц принято в России считать праздник Благовещения, который отмечается особенно торжественно. Оформление праздника дети подготовили в технике «оригами», сконструировали различных птиц, поделки прикладного творчества с изображением птиц, выполненные в разных техниках. Заключительным этапом недели творчества стал праздник, на котором были продемонстрированы модели одежды из бросового и нетрадиционного материала, подведены итоги выставки «Очумелые ручки».

Кроме того, с детьми младшего возраста практикую прогулки в природу. Во время экскурсий у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на такие темы, как «Здравствуй, осень!», «Природа и фантазия», «Зимняя сказка», «Осенний букет» и др. Во время экскурсий ученики выполняют различные задания: собирают материалы для аппликаций (листья, цветы, мох), находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, затем используют их для поделок. Прогулка в природу вместе с педагогом позволяет детям лучше понять природные явления, познакомиться с конкретными растениями, оценить красоту окружающего мира.

Наблюдение в природе следует закрепить, предложив детям выполнить аппликации, использовать найденные природные объекты для создания поделок.

Во время занятия обращаюсь к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы.

Таким образом, эстетическое познание природы сопровождается развитием таких особых черт, формированием таких особых качеств личности, как художественный вкус, эстетическое переживание, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически ее оценивать.

Развитие художественного вкуса поощряет обучающихся к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством дети претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Так, одна из учениц, прочитав  стихотворение  С.Есенина «Белая береза», связала картину, которая воссоздала ее собственные мысли, чувства. На картине она изобразила березу, крона  - в виде снежинок. Также были выполнены работы по сказкам А.С. Пушкина и произведениям вологодского писателя Н. Рубцова.

2014 год  был объявлен Годом культуры в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурного наследия и роли российской культуры во всем мире. В связи с этим была проведена декада творчества.

Декоративно прикладное искусство многообразно. У каждого народа сложились свои виды художественных ремесел. Поэтому на внеклассном занятии организован просмотр и обсуждение научно-популярного фильма «Вологодское кружево», снятое по заказу телеканала Russian Travel Guide, которое позволило познакомить девочек с древним промыслом кружевницы Вологодской земли и практически освоить базовые элементы кружева.

Каждая ученица оценила, что кружево пережило века и продолжает существовать в современных изделиях. Данное занятие позволило определить тему газеты «Вологодское кружево». По ярким цветным фотографиям можно узнать историю кружевоплетения, информацию о конкурсе «Серебряная коклюшка», о Музее кружева, познакомиться с инструментами кружевницы, картиной В.А. Тропинина «Кружевница», текстом песни.

Внеклассное занятие «Павло-посадский платок» позволило познакомиться  с производством платка 20 века и современного, с творчеством ведущих модельеров. Вторая часть занятия – мастер класс по завязыванию платком, палантинов, шарфов. Девушки делились способом завязывания платка найденного в интернете.

Закончилась декада творчества выставкой «Художественные ремесла».

Дети узнали об истории, о связях с жизнью, особенностях художественных ремесел: «Лоскутное шитье», «Вышивка», «Вязание крючком и спицами», «Ткачество», «Резьба по дереву», «Роспись по дереву».

Просмотрели увлекательные, познавательные фильмы «Глиняная игрушка», «Золотая хохлома».

Художественная литература несет две важные функции: социализация ребенка и обогащение знаний об окружающем мире. Она имеет большой потенциал в области саморазвития личности ребенка, формирования его эмоционально-волевой сферы. Обращение к теме сказок и проблемным ситуациям развивает творческое воображение и логическое мышление, познавательную сферу личности.

На территории Вологодской области реализуется проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». С 2004 года мы являемся его активными участниками. В областном конкурсе сувенирной продукции новогодней и рождественской тематики среди образовательных учреждений.  В конкурсе областной выставки «Букет зимы суровой» в номинации «Новогоднее панно» за высокий художественный уровень дипломами участника конкурса были отмечены работы обучающихся  Малаховой Марии и Якоревой Ольги.

Благодарственные письма духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» за участие в  областном конкурсе «Рождество Христово – вечной жизни свет!» получили Ачкасова Татьяна, Маничева Любовь, Бочкова Маргарита.

Кошилова Надежда заняла первое место в номинации «Новогодняя игрушка» в конкурсе «Подарки Дуду Морозу», проводимом Грязовецким краеведческим музеем.

17 октября в Русском Доме прошел Фестиваль традиционной народной культуры «Покровские встречи: 25 лет вместе!». Фестиваль -  итоговое  событие  Областного форума «Дети. Традиции. Будущее». 

Участниками праздника стали педагогические работники организаций дополнительного образования, специалисты сферы традиционной народной культуры из 15 районов области. Также стала участницей  фестиваля ученица 11 класса Бастрикова Елена. На мастер-классе она представили свой опыт в создании вязаного изделия. 

Работа преподавателей и учеников получила высокую оценку организаторов фестиваля и его гостей.

В преддверии Международного Дня защиты детей 22 мая 2015 года по инициативе благотворительного фонда «Во имя добра» и областного совета женщин впервые в выставочном комплексе «Русский дом» (г. Вологда) состоялся областной «День добра».

            Главными участниками праздника стали образовательные организации и детские дома области. Тронули сердца и души всех присутствующих уникальные  изделия ручной работы детей  и подростков. Все средства, вырученные от продажи изделий, были направлены  на приобретение лекарственных средств и лечебного оборудования для подопечных благотворительного фонда «Во имя добра» и детей, нуждающихся в срочном дорогостоящем лечении.

Существование конкурсов, выставок, основой которых выступает литературное наследие, позволяет детям расширить творческие границы видения окружающей действительности. Каждый ребенок – автор собственного проекта, главной функцией которого является раскрытие себя как эстетической личности. Объект труда требует от обучающегося выражения абстрактной идеи в конкретную чувственную форму, что способствует его творческому росту.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является изобразительное искусство. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет, объем, форма и пропорция, композиция.

За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда

Большое распространение получила такая форма эстетического воспитания как музыкальная фонотека: голоса птиц, шумы природы, сказки, песни, музыкальные композиции.

Прослушивание музыкальных записей побуждает детей воссоздать обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций. Также музыка служит художественным оформлением при демонстрации изделий.

Таким образом творческая активность, выраженная в создании всевозможных предметов искусства, мобилизует воображение, восприимчивость ребенка к окружающему миру, заставляет его более внимательно и, возможно, по-иному взглянуть на привычные объекты. В период становления личности формируется и ее эстетический вкус, на складывание которого влияет частота и качество «встреч» с эстетическими предметами и явлениями. Занятия в учебных объединениях дополнительного образования способствуют гармоничному эстетическому воспитанию ребенка.

Список использованных источников и литературы

  1. Коников И.А. О дефиците культуры // http://www.philosophy.ru/iphras/library/wikoni.html (дата обращения 18.11.08)
  2. Самохвалова В.И. Эстетическая культура // http://mirslovarei.com/content_fil/JESTETICHESKAJA-KULTURA-16013.html (дата обращения 16.11.08)
  3. Шиянов Е.Н. Формирование эстетической культуры учащихся // http://www.pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-391.shtml (дата обращения 24.10.08)
  4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1952. - Т. 2. С. 52-53.
  5. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Игрушка. М.,ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 512 с.
  6. Эстетика: Словарь/ Под. общ. Редакцией А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447с.
  7. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.


[1] И.С. Якиманская Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.С. 9.

[2] К.Д. Ушинский Собрание сочинений. М., 1952. - Т. 2. С. 52-53.

[3] Е.Н. Шиянов Формирование эстетической культуры учащихся // http://www.pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-391.shtml (дата обращения 24.10.08)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

Методическая разработка на тему «Формирование нравственно-эстетического вкуса обучающихся посредством работы с природным материалом»

Разработка была удостоена звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направле...

Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».

Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание ...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...

Система работы над правилами орфоэпии с обучающимися с нарушением слуха

Методические рекомендации для студентов, педагогов...