Главные вкладки

    Методическая разработка урока по теме: «Обработка кармана». 5 класс.
    методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

    Логак Ирина Михайловна

     

        

     

    Урок по теме: «Обработка кармана». 5 класс.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по теме: «Обработка кармана».

    Технологическая карта урока: по технологии

    ФИО: Логак Ирина Михайловна

    Место работы: МБОУ СОШ№8

    Должность:  учитель технологии

    Предмет: технология

    Класс: 5        

    Тема урока:  «Обработка кармана»

     Учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Н.В./Синицина,В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф, 2015.

    Цели  урока:  

    Предметные

    • знакомить детей с историей возникновения кармана, познакомить с видами карманов;
    • создание условий для овладения обучающимися  знаниями о  правильном выполнении накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;
    •  научиться  выполнять ручные работы;
    • подбор инструментов;
    •  соблюдение правил БТ.

    Метапредметные

    • умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
    • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
    • самостоятельная  организация и выполнение работы по созданию изделия;
    •  оценивание своей деятельности по требованиям;
    • соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.

    Личностные:

    • воспитание аккуратности, внимательности при выполнении работ и бережное отношение к инструментам;
    • осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
    • развитие речи, мышления, памяти,  коммуникативных навыков, взаимного сотрудничества;
    • формирование сознательного подхода к выбору профессии.

    Тип урока: Урок открытия нового знания.

    Формы работы учащихся: Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

    Методы обучения:

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов,  обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

    Средства обучения:

    • Презентация: «Обработка кармана».
    • Раздаточный материал:

    - печатные тексты: «Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления кармана»;

    - инструкционные карты.

    Инструменты и материалы (для учащихся): рабочая тетрадь, учебник, набор ручных инструментов, линейка, карандаш, детали кроя,  портновские булавки, иголка, нитки.

    Необходимое техническое оборудование:  ПК, (подключенный к сети Интернет), мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере   специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.

    Используемое оборудование: 

     Эл. утюг, гладильная доска.  ножницы, линейка, карандаш, образцы карманов, швейная машина   

                                                                                                                               

    Этап урока

                                                                  Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Организационно-мотивационный

    - Организует начало учебной деятельности;

    - Проверяет готовность обучающихся  к уроку;

    - Создает эмоциональный настрой на совместную работу;

    - Приветствуют учителя;

    - Готовятся к уроку;

    - Погружаются в благоприятную атмосферу;

    Личностные:

    - эмоциональный настрой на урок;

    - самоорганизация;

    Регулятивные:

    - осуществлять самоконтроль, прогнозировать свои действия на уроке;

    2. Актуализация знаний

    - Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока;

    Вопросы к учащимся: 
    - Какое изделие мы с вами шьём? (ответы детей) 
    - Какого его назначение?               (ответы детей) 

    Сегодня мы с вами  остановимся на одной из деталей фартука. А какая это деталь вам подскажет загадка.

    Потайная кладовая и чего в ней только нет,

     Здесь и ручки и конфетки, и «копейка» на обед,

     Ключ, мобильник, ластик, пульки,

     В  общем -  всякие бирюльки.

    Что же это такое? – правильно – карман.     

    Тема нашего урока: «Обработка кармана».

      Запишите в тетрадь. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с историей появления и видами карманов, с технологией обработки накладного кармана и самостоятельно обработаем карман.

    - Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока;

    Личностные:

    - активизация имеющихся ранее знаний;

    - активное погружение в тему;

    - умение осознавать значимость поставленных учебных задач;

    Регулятивные:

    - умение поставить учебную цель;

    - осуществлять самоконтроль

    Познавательные:

    - выполнять классификацию;

    - обосновывать основание для классификации;

    - ориентироваться в своей системе знаний;

    - находить ответы на вопросы. Используя информацию схем, плакатов.

    Коммуникативные:

    - умение выражать свои мысли в устной форме;

    Предметные:

    - закрепление знаний  по предыдущим темам;

    3. Введение новых знаний

    - Сообщает новые знания;

    Ребята, посмотрите на свою одежду. Какая  часть вашей одежды очень полезна и удобна для вас. Куда вы можете что-то положить?

     Дети: карманы.

     Учитель: молодцы! Правильно. 

    Рассказ. А сейчас я приглашаю вас отправиться в страну «Карманию», в историческое прошлое карманов.  
    Много лет в научных кругах не утихали споры относительно появления в культуре современного человечества такого изобретения как карман. Историки, археологи, дизайнеры одежды, все имели свое мнение. 
    Однако обратясь к истории, можно утверждать, что до настоящего времени существовало два основных лагеря исследователей. Одна группа утверждала, карманы изобрели еще предки современного человека — карманьонцы, в незапамятные времена. Идея карманов надолго была позабыта, однако жила в виде тайного знания долгие века. Вторая многочисленная группа изобретения карманов относилась к итальянским повстанцам — карманариям, якобы прозванных так за огромные карманы которые нашивались на одежду для переноски боеприпасов.
    Конечно, существовало еще множество разных представлений о происхождении кармана, например многие приписывали его изобретение Леонардо да Винчи. 
    Сенсационное заявление израильских ученых произвело эффект бомбы. «Карманы, в том виде к которому мы привыкли, изобрел еврейский портной Беня Карман, проживавший в городе Кирьят-Шмона» — утверждают ученые. 
    Были обнаружены чертежи первых моделей карманов, сделанных рукой гениального портного Беня Карманом. 
    Итак, как же появился карман?  
    Оказывается, тайный заказ на разработку кармана, портной получил от израильского правительства. В до-карманную эпоху наличные деньги переносились в кошельках, подвешенных к поясу или в поясных сумках. Это способствовало росту количества преступлений, создавало нездоровую и нервозную атмосферу на рынках, так как украсть такой кошель в толпе, не представляло особого труда. 
    Карманы существенно отличались от современного тем, что он нашивался на одежду поверх кошелька.  
    Это конечно доставляло некоторые неудобства. Тогда взяв пустой кошелек, портной пришил его с изнанки одежды, проделав в ней небольшое отверстие для руки. Таким образом, сунув руку в кошелек, человек мог быть уверен, что его достояние в целости и сохранности. 
    Но карман как таковой появился только в последней трети XVII века. Впервые карманы были сделаны на известном камзоле эпохи Людовика XIV.  
    Позднее карманы стали пришивать к жилетам, а затем и к брюкам.  
    До этого счастливого времени монеты носили в мешочках. У мужчин они висели на поясе, а у женщин - под юбкой. В восемнадцатом веке в жен-ской и мужской одежде появились карманы только к концу века , изготов-ленные вместе с одеждой .В девятнадцатом веке карманы широко применя-ются в мужской одежде, а в женской только к концу века в деловом костюме работающих дам появились карманы, как деталь кроя. 
    Двадцатый век. Век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде. 
    Ну вот, историю кармана мы узнали. А теперь познакомимся с видами карманов. Карманы бывают прорезными и накладными.

    Прорезные карманы могут быть различные по форме – прямые  и фигурные, с клапаном – прямым или фигурным, с прямыми или фигурными разрезами и др. В зависимости от выбранного фасона прорезные карманы иногда оформляют в рельефах, складках или швах. На спортивной одежде карманы чаще всего делают с застежкой «молния».

    Накладные карманы.

    По месту расположения различают верхние и внутренние, нагрудные, боковые, карманы в карманах.

    Накладные карманы могут быть различной формы: простой карман, прямой с листочкой, с фигурной листочкой, с клапаном, с разрезом и клапаном, с разрезом, отделанным обтачкой, со встречной складкой, с фигурной верхней линией и рельефным швом и др. клапаны у накладных карманов делают с петлями и без петель, прямоугольные и фигурные. Отделывают накладные карманы складочками, защипами, рельефными швами, а также вышивкой, аппликацией.

    При раскрое накладных карманов следует обратить внимание на рисунок ткани и выкраивать их так, чтобы подогнать рисунок. Для этого долевая нить ткани на кармане должна соответствовать долевой нити ткани изделия.

    При обработке накладных карманов можно использовать кант, кружево, тесьму, и др.  Для  обработки верхнего среза применяют разнообразные способы – шов в подгибку с открытым срезом или закрытым срезом (в зависимости от структуры ткани) и обтачной отделочной тесьмой, руликом и т.п.

     А чтобы правильно  обработать накладной карман нужно вспомнить знания, полученные 
    на предыдущих занятиях. 
    Вопросы к учащимся: 
    *  Какое же назначение имеет накладной карман? 
    *  Какие по форме карманы вы знаете? 
    *  Где могут располагаться карманы? 
    Мы разобрались с вами, что накладных карманов существует много: они могут быть разной формы, размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделия. 
    Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми. 

    - Работают с информационными источниками;

    - Озвучивают полученные результаты;

    - Фиксируют в тетради основные мысли;

    Личностные:

    - проявление интереса к новому содержанию;

    - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

    Регулятивные:

    - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

    Познавательные:

    - умение работать с различными источниками информации;

    - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;

    - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

    Коммуникативные:

    - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

    - умение выражать свои мысли в устной форме;

    Предметные:

    - умение давать определения новым понятиям темы;

    - характеризовать особенности изготовления кармана;

    4.Физкультминутка

    - Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся;

    «Лебеди летят, крыльями машут, 
    Присели над водою, качают головою. 
    Гордо и важно умеют держаться, 
    Тихо, бесшумно на воду садятся». 

    - Выполняют физические упражнения:

    И.п.:  руки в стороны;

    1-2 - руки вверх;

    3-4 - руки вниз;

     5-6 - присесть, обнять колени;

     7 -8 - посмотреть направо, налево;

    9-10- встать, руки за спину, поднять голову;

     11-12 -тихо сесть за парту.

    Личностные:

    - формирование ценности здорового образа жизни;

    5. Первичное закрепление нового материала

    - Актуализирует полученные на уроке новые знания;

    - Предлагает продолжить фразы:

    «Я не знал, что……»

    «Я понял, что……»

    «Теперь я смогу……»

    Вопросы: 
    1. Что поможет раскроить карман?  
    2. Каким швом обрабатывается верхний срез кармана?  
    3. Что нужно прибавить при раскрое кармана?  
    4. При подготовке кармана , что нужно сделать с боковыми и нижним срезами?
    5. Кружева к краям кармана нужно, что сделать?  
    6. Инструмент бывалый – не большой, не малый. У него полно забот - он и режет и стрижёт .

    - Слушают учителя;

    - Обобщают новые знания;

    Познавательные:

    - умение анализировать, структурировать знания;

    - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений;

    Коммуникативные:

    - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи;

    6. Применение знаний на практике

    - Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:

    • Сообщает учащимся название практической работы;
    • Разъясняет задачи практической работы;
    • Объяснение правил работы с технологической картой;
    • Объяснение последовательности обработки накладного кармана (c демонстрацией пооперационных образцов);
    • Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы;

    Прежде чем пришить карман на место, его необходимо обработать.  Теперь посмотрим   обработку накладного кармана.  

     Показ презентации.

    При обработке кармана сначала обрабатывают верхний срез кармана выбранным способом. Затем заметывают боковые и нижний срезы – их подгибают на изнаночную сторону на 1-1,5см., заметывают и проутюживают.

    Особое внимание обращается на приемы обработки углов: уголки кармана следует подогнуть на изнаночную сторону по диагонали, а затем подогнуть  боковые и нижний срезы и заметать их.

    Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми. А сейчас нам предстоит  более подробно познакомиться с  обработкой  накладного кармана. И в этом нам поможет  инструкционная карта в учебнике на  стр. 57.

    - Контролирует выполнение учащимися практической работы;

    - Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

    - Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени;

    - Проводит заключительный инструктаж:

    • Анализирует выполнение самостоятельной работы;
    • Организует разбор типичных ошибок учащихся;
    • Направляет учащихся на формулирование способов устранения ошибок

    - Организуют рабочее место;

    - Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы;

    - Выполняют практическую работу:

    Последовательность выполнения работы: 
    1.Перегни припуск на обработку верхнего края кармана по намеченной  линии на лицевую  сторону  и приутюжь.

    2.Подверни припуск верхнего среза на 20 мм  и  заутюжь.

    3.Сметай и обтачай углы кармана на величину припуска по боковым срезам кармана по проложенным ручным строчкам.

    4.Удали нитки сметочной строчки, выверни обработанный припуск верхнего среза кармана на изнаночную сторону, выправь уголки кармана колышком.

    5.Заметай и застрочи подогнутый срез кармана на расстоянии 2 мм от края.

    6.Удали нитки заметочной строчки, приутюжь верхний край кармана.

    7.Обработай уголки по предложенной схеме.

    8.Заметай нижний  и боковые срезы кармана по намеченным линиям.

    9.Приутюжь карман с изнаночной стороны.


    - Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения;

    Личностные:

    - осознание своих возможностей;

    - мотивация на творческую деятельность;

    - осознание ответственности за качество своей деятельности;

    - проявление самостоятельности;

    Регулятивные:

    - умение планировать свою деятельность;

    - умение осуществлять контроль по результату;

    Познавательные:

    - умение решать практические задачи на творческом уровне;

    - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;

    - умение соблюдать трудовую дисциплину;

    - умение применять методы художественного оформления изделий;

    - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;

    - умение обосновывать критерии качества конечного результата;

    Коммуникативные:

    - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Предметные:

    - закрепление знаний по изготовлению кармана;

    - применение знаний на практике  по изготовлению кармана;

    7. Рефлексия

    - Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;

    - Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

    Вы, девочки,  молодцы! Работу выполнили все хорошо, но есть самые красивые работы (выделить лучшие работы) 
    -  Выставить оценки за практическую работу;
    - Прокомментировать каждую работу.

    - Проводят самооценку;

    - Оценивают работу одноклассников;

    -  Проверяют размер и форму карманов, наложив  один на другой, аккуратность обработки срезов, ширину шва и ровность строчек, качество приутюживания.  Повторение правил техники безопасности

    Личностные:

    - умение провести самооценку и организовать взаимооценку;

    Регулятивные:

    - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;

    Коммуникативные:

    - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников;

    8. Домашнее задание

    - Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:

    • Повторить терминологию швейных работ;
    • Принести рабочую шкатулку и детали кроя фартука. 

    - Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;

    - Записывают домашнее задание в дневник;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме Симметрия 8 класс

    Разработка урока сделана к учебнику Атанасяна "Геометрия 7-9".Это первый урок по теме Симметрия для учащихся 8  классов...

    методическая разработка урока по теме:"Лексика", 5 класс

    Мастер-класс по теме: «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»Цель мастер-класса – продемонстрировать с...

    Методическая разработка урока по теме: "Уравнение", 5 класс

    Методическая разработка урока по теме: "Уравнение", 5 класс содержит в себе подробное описание каждого этапа урока-закрепления изученного материала по теме: "Уравнение" и презентацию-сопровождение к н...

    Методическая разработка урока по теме «Статика» 10 класс

    План -конспект урока по теме "Статика"  ПрограммаАвторы: С.А. Тихомирова, Б. М. Яворский. Физика 10-11 классы....

    Методическая разработка урока по теме "Ледники" 6 класс

    Цели урока: Сформировать понятия «Ледник», «снеговая линия», «айсберг»; изучить особенности формирования ледников, их виды, значение. Расширить знания о ледниках. Продолжать формировать представления ...

    Методическая разработка урока по теме: «Обработка верхнего среза фартука притачным поясом». 5 класс.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"10248341","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 300px; height: 205px;"}}]] Методическая разработка урока по теме: «Обр...


     

    Комментарии

    Бараева Галина Юрьевна

    Уважаемая Ирина Михайловна! Ваш урок очень понравился. Отвечает всем современным требованиям ФГОС. Желаю дальнейших успехов в работе.