Конспект урока "Блюда из яиц"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Кривоносова Людмила Викторовна

Урок технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока. «Блюда из яиц»

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока.

Дать представление о пищевой ценности яиц, их значении в питании человека и научить готовить блюда из яиц.

Задачи урока.

Образовательные.

Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце и яичных продуктах. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и научить технологии приготовления, оформлению и подачи блюд из яиц.

Развивающие.

Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Расширять кругозор, развивать эстетический вкус, внимание, память, творческие способности.

Создать условия для выполнения самостоятельной  деятельности.

Воспитательные.

Воспитывать аккуратность, опрятность в работе, навыки культурного поведения, взаимодействие в коллективе.

Необходимое оборудование и материалы.

  • Оборудование кухни – лаборатории, инструменты, приспособления, посуда.
  • Куриные яйца для лабораторной и практической работы.
  • Набор продуктов для практической работы.
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Слайдовая презентация.
  • Технологические карты «Яйца «Сюрприз»»
  • Таблицы: «Рецепты простых блюд из яиц»

Для учащихся:

  • тетрадь творческих работ,
  • учебники «Технология» 5 класс под редакцией Симоненко В.Д. (стр. 146-149),
  • Таблица «ЗУХ» (приложение №1)
  • письменные принадлежности.

Подробный конспект урока (45 минут).

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

 Определение  цели и постановка задач на урок.

Учитель: Прочитайте на слайде (Слайд№1) тему урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?  Определите задачи, которые будем решать на уроке.

Учащиеся: узнаем…, научимся…

Учитель: Сегодня мы будем работать в Таблица «ЗУХ», они приготовлены для каждого на рабочем месте.

Таблица «ЗУХ»

Знаю

Узнала

Хочу узнать

3. Повторение пройденного материала. ( Слайд №2)

Учитель: Чтобы справиться с поставленными задачами необходимо вспомнить, что знаем и что умеем.(вставьте правильно слова)

1.Сначала овощи ...................

2. Морковь, картофель ...................

3. В картофеле  ................... глазки

4. При обработке капусты  .................... верхние грязные листья

5. А затем овощи ..................

Ответы: вырезают  нарезают  

       очищают    удаляют         моют

  1. Немного истории.  (Слайд №3)

- В старину древние народы, считали, что яйцо – это символ вселенной и символ рождения.

  1. Объяснение нового материала: (Слайд №4)

Учитель:

 - Посмотрите на картинку – яйца бывают разные: утиные, гусиные, перепелиные и т.д. и все они очень полезные, но чаще всего мы употребляем в пищу куриные яйца.

                                                              (Слайд №5)

— Посмотрите на слайд  «Питательная ценность яиц», назовите, - какие питательные вещества содержатся в яйце (учащиеся называют).

- Современная наука определила, что в состав яиц входят жизненно необходимые человеку вещества: белки, жиры, минеральные соли, витамины: А, D, Е и В.

Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке. Давайте это запишем в таблицу ЗУХ.

- Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени).

                                                         (Слайд №6)

- Давайте посмотрим на строение яйца. Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера – пуга. В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках «подвешен» желток. Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40%.

                                                     

(Слайд №7)

Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц.

—На яйцах, купленных в магазине, стоит штамп. Какую информацию он содержит? Учащиеся высказывают своё мнение

Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими. 

По истечении 7 суток они становятся столовыми.

Куриное яйцо

 - Крупные яйца массой 45г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории.

- Яйца массой 40г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.

К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.

Срок хранения  яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток.

5. Лабораторная работа.

Очень важно, чтобы яйца были свежими.  

Как определить свежесть яйца? (ребята высказывают своё мнение)

Для определения их доброкачественности можно использовать несколько способов.

  1. Просвечивание (с помощью овоскопа).  (Слайд №8)
  2. По внешнему виду и запаху. (Слайд №9)

3. Погружение в воду. (Слайд №10)

Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде. 

Ход работы.

1. В стакане с водой разведём столовую ложку соли.

2. Опустим в стакан яйцо и определим его качество в соответствии с рисунком  на слайде.

3. Оформите результаты опыта в тетради творческих работ задание 30 (1)

Качество яйца

Положение яйца

Яйцо свежее

Опустилось на дно стакана

Недостаточно свежее

Плавает чуть выше дна

Недоброкачественное

Находится на поверхности жидкости

Яйца могут быть источником инфекционного заболевания, в процессе приготовления пищи из них необходимо соблюдать правила.

Сообщение ученицы по правилам приготовления блюд из яиц.

  • Использовать только свежие, хорошо вымытые яйца  (это снизит возможность попадания вредных микробов со скорлупы в пищу)
  • Соблюдать режим тепловой обработки яиц.

        (Слайд №11)

Сообщение ученицы по способам хранения яиц.

  • Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.
  • При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.

        (Слайд №12)

Посмотрите какие существуют приспособления для приготовления блюд из яиц (для варки и жарки,  для нарезки, для употребления)

                                       (Слайд №13)

-Также существуют приспособления для взбивания яиц

         Физкультминутка

 (Слайды с 14 по 25)

- Какие вкусные блюда можно приготовить из яиц?

                                        (Слайд №26)

- Яйца используются в кулинарии очень широко (для приготовления десертов, изделий из теста, в начинках, при украшении, в салатах и в сыром, жареном и вареном виде)

В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.

                                        (Слайд №27)

Как же правильно варить яйца?

Рассмотрим способы варки яиц

Способ приготовления

Время приготовления, мин

Готовность

Всмятку

2

Белок свернулся наполовину, желток не свернулся

«В мешочек»

4 - 5

Белок свернулся, желток не свернулся

Вкрутую

7 - 10

Желток и белок свернулся

В таблице ЗУХ запишем эту информацию

Сообщение ученицы. (Слайд №28)

  • Никогда не варите яйца сразу из холодильника, потому что очень холодные яйца, которые кладут в горячую воду, скорее всего, лопнут.
  • Никогда не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину).
  • Обработка яиц.
  • Всегда используйте маленькую кастрюлю - когда слишком много места, яйца могут стукнуться друг о друга и потрескаться.
  • Помните, что у яиц есть подушечка на тупом конце, где собирается воздух. Во время варки там может собраться давление и скорлупа потрескается. Чтобы этого избежать, проколите яйцо с тупого конца иголкой, чтобы выходил пар.
  • Яйцо в кастрюле должно быть покрыто водой.
  • Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.
  • Сваренные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче очистились.

5. Подготовка к практической работе.

- Давайте вспомним самые распространенные блюда из яиц: яичницы и омлеты (они тоже бывают разные) (Слайд № 29) и (Слайд №30)

-Яичница «Болтунья» - из взбитых яиц, а «Глазунья» - целые, в яичницу можно добавить разные продукты.

-омлет может быть «Натуральным» - только яйца и молоко и с гарниром – другими продуктами.

                                                (Слайд №31)

- сегодня мы с вами приготовим яйца «Сюрприз» и «Грибные полянки», но перед тем как начнем работать, давайте вспомним технику безопасности во время кулинарных работ:          

                                                    (Слайд №32)

Инструктаж по охране труда при выполнении практической работы        

- при пользовании электронагревательными приборами;

- при работе с горячей жидкостью.

6. Практическая работа. Приготовление блюда из яиц.

Учащиеся выполняют практическую работу, повторяя все действия за учителем.

- Существуют некоторые тонкости яичного этикета.

Послушаем, как культурно съесть яйцо.

Сообщение готовится ученицей.

  • Если вам подали яйца вкрутую, ни в коем случае не разбивайте их о краешек стола или тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару-тройку резких ударов по скорлупе. Затем очищаете ее и убираете на край тарелки.
  • Когда яйцо «освобождено», держите его для устойчивости левой рукой и разрезаете вдоль на две половинки – это можно делать ножом или вилкой.

7. Подведение итогов практической работы.

  1. Оценка сервировки стола.
  2. Определение качества приготовленного блюда согласно требованиям (самоконтроль и взаимоконтроль).
  3. Анализ допущенных отклонений при приготовлении и оформлении блюда.

Уборка стола, рабочего места и мытье посуды (согласно графику).

8. Подведение итогов занятия.

Итак, что вы УЗНАЛИ нового на уроке?

- Что еще хотели бы узнать по теме?

Обобщение знаний учащихся. Объявление оценок.

9. Домашнее задание: повторить изученный материал (стр.200-209,  вопросы для самопроверки стр.210).

Приготовить омлет или яичницу.

                                                    (Слайд №33)

10Дополнительный материал.

- Давайте посмотрим. Какие профессии есть связанными с яйцами: птичница, оператор птицефабрики, повар, кондитер)  

Интересная информация :

Всемирный день яйца

— неофициальный праздник всех любителей кулинарных блюд, одним из основных ингредиентов которых является яйцо (омлеты, запеканки, глазуньи, сырники и т. д.). Отмечается во вторую пятницу октября.

                                               (Слайд №34)

11. Проверка знаний учащихся.

- ответьте на вопросы: 1. Какая наиболее ценная часть яйца? (желток)

2. как называются яйца, поступившие в продажу не позднее 7 сток? (диетические)

3. Как определить качество яйца? (на свет, в соленой воде, по запаху)

4. Какое яйцо варится 10 минут? ( в крутую)

5. Как правильно хранить яйца в холодильнике? (тупым концом к верху)

Урок окончен(Слайд №35)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...