Конспект урока" Машинные швы"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Баклыкова Наталья Дмитриевна

"Машинные швы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_-_mashinnye_shvy.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Машинные швы. Выполнение соединительных и краевых швов»

Цели:

  ознакомить учащихся с видами машинных швов, дать характеристику каждому шву;

  сформировать навыки по выполнению машинных швов, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности;

  прививать навыки культуры труда;

  воспитывать аккуратность и внимательность во время работы, развивать координацию движений рук, эстетический вкус.

Задачи урока:

  Обучающая: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении видов машинных швов.

  Развивающие: развитие у учащихся способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; развитие логического мышления и творческих способностей.

  Воспитательная: воспитание трудолюбия, внимательности, чувства ответственности; формирование эстетического вкуса, уважительного отношения к труду, навыков трудовой культуры, аккуратности.

Используемые на уроке методы, педагогические приёмы: моделирование, проблемный метод, фронтальная работа.

Тип урокакомбинированный – объяснение нового материала и закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Вид урока: сдвоенный, продолжительность 1 час 20 минут.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, швейная машина, плакаты, образцы выполненных швов, кусочки хлопчатобумажной ткани, набор ручных инструментов, линейка, хлопчатобумажные нитки.

 


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

-Дежурные, готов ли класс к работе?

-Кто сегодня отсутствует?

- Посмотрите на меня, улыбнитесь мне, а теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пусть наш урок пройдёт в атмосфере дружелюбия. У нас всё получится.

    Чтобы урок был интересен, а новый материал был хорошо усвоен, мы проведём его в форме устного журнала под названием «Машинные швы».

Вывешиваю на доске 1 лист. Каждая из вас, из имеющихся на ваших столах материалов, сможет составить свой технологический журнал по машинным швам.  

 1. Мы открываем первую  страницу.

Девочки! Тема сегодняшнего урока для Вас  не нова, с ней мы знакомились в 5 и 6 классах и накопили определенный опыт. В этом году мы  научимся выполнять новый шов: окантовочный. Практическую работу будем выполнять по технологическим картам. Контроль за качеством работы будем осуществлять самоконтролем.

Повторение…………………………………………….

 На листе форматом А3 я пишу название первого листа и вешаю на доске.

1 лист.

В начале урока актуализация знаний проходит в форме фронтальной беседы, 3 ученика работают по индивидуальным карточками в форме теста.( Приложение 1).

 Повторяются основные знания учащихся по темам  «Машиноведение».

Либо провести в виде игры «Блеф клуб».

2 Следующая страница нашего журнала «Машинные швы».

На манекен надеваю ночную сорочку и предлагаю девочкам  рассмотреть её и назвать те швы, которые им уже знакомы, перечислить их. На мягком стенде представлены модели с использованием окантовочного шва.(Юбки, фартук. туника или платье)

Давайте вспомним, какими швами соединяют детали изделий?

-Какие соединительные швы применяют при пошиве юбки? (двойной и  запошивочный).

- Детали изделия соединяют СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ  ШВАМИ.

Какими швами обрабатывают края изделий?

-Края изделий обрабатывают

 КРАЕВЫМИ ШВАМИ.

И, так мы вспомнили два вида швов: соединительные и краевые.

        Вы правильно сказали, что боковые швы мы обработали стачным швом, низ швом вподгибку с открытым и закрытым срезами, а вот горловина и низ рукава обработаны пока не известным вам швом.

Называется он ОКАНТОВОЧНЫЙ.

Объяснение нового материала.

Сегодня вы познакомитесь с выполнением окантовочного шва на образце.

На фабрике для выполнения этого шва используют специальные приспособления к универсальной швейной машине. При его помощи

одной машинной строчкой обрабатывают срез окантовочным швом.

Окантовочный шов различают с открытым и закрытым срезом.

Окантовочным швом обрабатывают прямые и закруглённые срезы,

используя обтачки, чаще всего косые двойные или одинарные.

Окантовочным швом с открытым срезом обрабатывают срезы  деталей,

предохраняя их от осыпания и применяют для отделки срезов деталей.

Окантовочным швом с закрытым срезом обрабатывают срезы горловины, проймы, нижний срез сильно расклешённых изделий. Он также может служить в качестве отделки деталей изделия: воротников, карманов, кокеток.

Анализ образца.

Итак, перед вами образец краевого окантовочного шва с закрытым срезом,

выполненного по закруглённому срезу.

1. Из скольких деталей состоит образец? (из двух деталей: основной и дополнительной двойной косой обтачки).

2. Из какой ткани выполнен образец? ( основная деталь из набивного ситца,

дополнительная из однотонной бязи).

3. Какой вид отделки использован в образце? (ткань другого цвета-однотонная).

4. Виды швов: окантовочный шов с закрытым срезом.

3 Метод 6 шляп

Мы с вами перелистываем следующую страницу нашего журнала.

Эта страница как вы видите, посвящена чему?

Ответ: Методу 6 шляп.

При решении задачи
Мы, бывает, чуть не плачем.
Чтобы чувства не задеть,
Нужно шляпы нам надеть.

С шляпы спросу никакого.
Но проблемы суть глаголя,
Каждый выскажет свое,
Не обидев никого.

А венцом такой беседы
Станет виденье проблемы,
Всех этапов обсужденье
И задачи всей решенье.

Девочки, надеваем наши цветные шляпы и приступаем к изучению нового материала.

Этот шов относится к группе краевых швов, но скажите мне, пожалуйста, каково назначение краевых швов? Чтобы не потеряться в обилии информации, мы решили организовать своё мышление по методу Эдварда де Боно  «Шесть шляп мышления». А этот шов, кроме обработки края, какую ещё функцию он ещё несёт?

Два человека у нас представляют белую шляпу: они представляют важную информацию  по окантовочным швам, позволяющую чётче понять выполнение шва. Два человека представляют красную шляпу, они выразили только эмоции. Есть у нас группа, представляющая жёлтую шляпу. Они задумались над тем, какие способы выполнения этого шва можно предложить и  почему? Насколько это обоснованно. Некоторые ребята примерили зелёную шляпу – шляпу творчества. У нас присутствует  чёрная шляпа. Чёрная шляпа – это критика. Чтобы грамотно выражать критическое суждение, нужно многому научиться, она у нас появится позже.  А синюю шляпу мы примерим в конце урока, когда подведём итог организации нашего мышления на уроке.

Краевые швы делятся на:

– обтачные;
– окантовочные;
– в подгибку.

  II. Основная часть.

 «Окантовочный шов с закрытым срезом - краевой шов».

Учащиеся открывают дневники и записывают.

Что для этого нам надо?

Ответ: Цветные шляпы.

Итак, мы одеваем шляпы.

Белая шляпа-учитель-представляет информацию о решаемой задаче,

формулирует вопросы для обсуждения.

Задача: Научиться выполнять окантовочные швы.

Красная шляпа, - Какие чувства и эмоции у вас возникают возникают?

Я предполагаю, что интерес, немного растерянности………….

Черная шляпа - в черной шляпе человек проявляет осторожность.

Сработает ли это? В чем недостатки?

У нас ничего не получится, потому что… это сложно, это долго и непонятно. До этого мы не работали с дополнительными полосками ткани, да ещё ими нужно как то обработать шов!

Желтая шляпа

человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества.

Все у нас получится,

потому что…

Все у нас получиться!

Машинки у нас хорошие, с машинными швами мы уже познакомились, как справляться, с дефектами строчки мы уже знакомы и умеем их устранять и т.д.

Зеленая шляпа

символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Я знаю, как у нас все получится…

А ещё можно использовать ткани разного цвета и средства малой механизации специальную лапку. Полоску окантовочной ткани можно брать контрастного цвета, под окантовку проложить оборку и т.д.

Синяя шляпа

связана с организацией и управлением.

Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

мы можем прийти к выводу, окантовочный шов похож на шов вподгибку с закрытым срезом и т.д.

4.  Практический этап

учитель: мы подошли к выполнению практической работы. Давайте повторим правила техники безопасности, которые нам предстоит выполнять.

Правила техники безопасности:

-  при работе с швейной машиной с ручным приводом;

-  при работе с ножницами;

-  при работе с иглами и булавками

-  при работе с утюгом.

Практическая работа заключается в выполнении окантовочного шва, в том порядке,  который вы определили в задании. Перед сдачей образцов машинных швов произвести самоконтроль по следующим критериям:

а). Ширина шва должна быть равномерная по всей длине;

б). Строчка ровная;

в). Шов аккуратно проутюжен.

 Учитель:

- Вам не составит труда определить порядок технологической последовательности выполнения окантовочных  швов.

У вас на столах лежат инструкционные карты.

Задание:

- Определите порядок выполнения работы. Проставляя соответствующие цифры.

 5. Машинные швы вклеить в инструкционную карту. Оценку «5» получат те учащиеся, которые правильно организуют рабочее место, успеют выполнить качественно весь объем работы, соблюдая правила техники безопасности.

Я слежу:

-  за организацией рабочего места;

-  соблюдение техники безопасности;

-  за соблюдением технологической последовательности выполнения машинных швов.

Какие будут ко мне вопросы?

Если вопросов нет, приступайте к выполнению практической работы

Последовательность работы.

Составляется в группах.

  • Срезы шва огибают косой обтачкой, закрывая машинную строчку,

образуя кант, ширина которого равна ширине шва притачивания обтачки.

Кант выметать.

  • Раскроить косую обтачку шириной  3,7 - 4 см. Сложить её вдоль по середине изнаночной стороной внутрь, приутюжить.
  • Кант закрепляют второй машинной строчкой с лицевой стороны в шов

притачивания косой обтачки на расстоянии 1см. от шва притачивания.

  • На лицевую сторону основной детали наложить косую обтачку.

Срезы уравнять, приколоть, приметать, притачать на расстоянии 3 - 4 см

от срезов.

Выяснение степени понятности нового материала и конкретизация

учебного задания разным группам учащихся.

- Сейчас я проверю как вы запомнили новый материал.

1. На какую сторону нужно наложить косую обтачку?

2. Чему равна ширина шва притачивания обтачки к основной детали?  

( до 5 мм ).

 3. Какую следующую операцию нужно выполнить?

( огибаем срез шва косой обтачкой).

- А теперь, посмотрите на доску. Вы видите какие требования предъявляются

к качеству готового образца.

6. Релакс.

Показ учителем конкретной операции- инструктаж по работе.

Прошу учащихся подойти моему столу, чтобы показать им на  образцах

как правильно нужно сложить основную деталь и обтачку, где проложить первую машинную строчку, как правильно обогнуть срез шва косой

обтачкой и выметать кант. После объяснения все занимают свои места.

Существует два вида окантовочного шва;

Окантовочный с открытым срезом, окантовочный с закрытым срезом.

а). Окантовочный с открытым срезом

Применяется для обработки краёв накладных деталей (карманов, отрезных частей полочки), срезов подбортов, низа изделия из плотных тканей.

 

Показ слайдов.

б). Окантовочный с закрытым срезом.

Применяется для обработки краёв изделия (горловины, проймы, низа)

Окантовочный шов с закрытым срезом

Для выполнения окантовки выкраивают полоску под углом 45 или 90° к направлению долевой нити.

Ширина полоски равна ширине окантовки, умноженной на 4, плюс 2 мм.

В. Окантовочный шов с тесьмой  имеет то же значение, что и шов с закрытым срезом, только вместо полоски -готовая тесьма.

•        Обогнуть срезы готовой тесьмой и наметать их, чтобы по обе стороны от сгиба ширина тесьмы была одинаковой.

•        Проложить машинную строчку.

 

7 Следующая страница

Физкульт минутка

 8.  Игра  «Верно ли».

    Прием можно использовать при закреплении материала урока. Обучающимся  предлагается поднять руку, если утверждение верно.

Упражнение «Определи шов по графическому обозначению»

Название шва

Графическое обозначение

1.

2.

height=51

3.

height=34

4.

5.

6.

7.

height=47

Ответы:

  1. Стачной  вразутюжку
  2. Стачной взаутюжку
  3. Накладной с открытым срезом
  4. Накладной с закрытым срезом
  5. Вподгибку с открытым срезом
  6. Вподгибку с закрытым срезом
  7. Обтачной

Текущий инструктаж по допущенным ошибкам.

Акцентирую внимание учащихся на допущенных ошибках, выделяю лучшие

работы, показываю их всем, хвалю учениц. Обращаю внимание учащихся

 на ровность шва притачивания обтачки к основной детали, выполнение закрепок в начале и в конце строчки.

Продолжение практической работы.

II. Физкультминутка для осанки.

III. Анализ качества выполненной работы.

За 15 минут до звонка предлагаю учащимся закончить свою работу и обменяться ей  со своей соседкой по парте. Затем всем предлагаю взять линейки и произвести глазомерный и измерительный контроль.

Все измеряют ширину канта. Учащиеся, ориентируясь на « Требования к

качеству выполненной работы», написанные на доске, анализируют

работы своих товарищей, оценивают их.

Учитель прислушивается к мнению учащихся и учитывает его при оценке  качества работ. Оценки выставляются в дневники и журнал.

Учащиеся убирают свои рабочие места, а дежурные мастерскую.

Урок окончен.

9.  Заключительный этап.

Подведение итогов работы. Анализ допущенных ошибок.

В ходе обсуждения выполненной работы выясняем какие трудности испытывали учащиеся во время практической работы, какие операции не вызывали сложностей. Учащиеся отвечают на вопросы.

В. «Что нового узнали из данного урока?»

В. «Чему сегодня научились?»

Вопросы для закрепления:

1. Что значит застрочить?

2. Где применяется окантовочный  шов?

3ю Какие виды окантовочных швов вы знаете?

Проверяются и оцениваются работы. Наводится порядок на рабочем месте, оценки выставляются в дневник.

Домашнее задание: принести тетрадь, сантиметровую ленту, вспомнить правила снятия мерок

Урок окончен, до свидания!

Следующая страница нашего журнала.

Обобщение и систематизация полученных знаний и навыков.

Сегодня итог урока итог урока мы проведём в форме анализа. Ответьте, пожалуйста, на вопросы

Вопросы к учащимся

Число уч.

%

1

А. Пожалуйста, поднимите руки те, кому из вас показалось, что урок длился дольше, чем обычно?

Б. А кто почувствовал, что урок прошел быстрее, чем обычно?

А

Б

А

Б

2.

А. У кого за время урока снизилось настроение?

Б. у кого повысилось? А

3.

А. Кто из вас очень устал на этом уроке?

Б. А кто чувствует, что у него прибавилось сил?

среднее

Коэффициент психофизического воздействия урока, равный разности среднего значения  %Б и %А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...