Открытый урок в 5 классе
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Афанасьева Светлана Венидиктовна

Данный урок был проведен в рамках изучения раздела "Технология изготовления швейных изделий". Дети научатся рациональной раскладке деталей чертежа выкройки,  раскрою фартука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:  5

РазделСоздание изделий из текстильных материалов.

Подраздел: Технология изготовления швейных изделий.

Тема урокаПодготовка выкройки и ткани к раскрою. Техника безопасности при раскрое. Практическая работа: «Раскрой фартука»

Цели: 

  • ознакомить с требованиями подготовки выкройки и ткани  к раскрою швейного изделия;
  • с условиями настила ткани и рациональной раскладки деталей выкройки, с разметкой изделия, с приемами работы (булавки, ножницы и др.);
  • научить раскраивать изделие, экономно расходуя ткань       

Задачи:

развивающие:

  • развивать умение самокритично относиться к выполненной работе;
  • приобретать навыки самоконтроля в процессе её выполнения;
  • развивать понимание необходимости технологической последовательности обработки изделия;
  • развивать умения логически мыслить;
  • развивать общеучебные умения, наглядно-образное мышление, память, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места.

образовательные

  • Ознакомить обучающихся с последовательностью изготовления одежды от эскиза до готового изделия, с понятием “раскрой”, со специальностью  закройщик;
  • формировать  умения раскроя симметричных деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани; 
  • работать с инструкционными картами или карточками-заданиями

воспитательные:

  • воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы;
  • творческое отношение к труду;
  • культуру труда;
  • коллективизм, чувство взаимопомощи;
  • усидчивость;
  • ответственности за свою работу;
  • художественный вкус;
  • стремление доводить свою работу до конца.

профориентационные:

4.1. Способствовать формированию у обучающихся знаний о профессии закройщика.

4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями данной профессии..

4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в данной трудовой деятельности.

4.4. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Результаты.

I. Предметные:

1.1. Формирование и развитие умений и навыков по подготовке ткани к раскрою (общие представления о способах раскладки лекал на ткань, факторы, влияющие на выбор способа раскладки, проверка качества раскладки), по выполнению правильной последовательности работ при раскрое фартука, контролю качества выполненных работ.

1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов: дефекты ткани, припуски, раскрой, детали кроя.

1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений:

правила раскладки выкройки на ткань.

1.4. Создать условия для выявления причинно-следственных связей: выяснить последствия неправильной раскладки деталей фартука при раскрое.

1.5. Способствовать пониманию зависимости между правильной раскладкой деталей выкройки, точному отмеру припусков и раскроем изделия.

II. Личностные:

2.1. Способствовать развитию речи обучающихся.

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (умению анализировать, выделять главное, строить аналогии, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать формированию способности к самооценке своих интеллектуальных возможностей для труда в различных сферах.

2.4. Развитие сенсорной сферы обучающихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).

2.5. Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц рук,  двигательной сноровки, соразмерности движений).

2.6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.

2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд, проявлять навыки самоконтроля.

2.8. Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства: выполнять раскрой с учётом экономной раскладки выкройки на ткань.

III. Метапредметные:

3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности

3.2. Способствовать формированию решения познавательных и коммуникативных задач: представлять информацию из различных источников, в том числе с помощью ИКТ; высказывать и обосновывать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

3.4. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственному отношению к выполняемой работе.

3.5. Способствовать формированию соблюдения норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

- учебный кабинет;

- ИКТ(компьютер, проектор, экран)

- инструменты, приспособления: ножницы, булавки, лекала, сантиметровая лента, линейка, портновский мел, карандаш.

Дидактическое обеспечение:

- учебник. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко - М.:

Вентана – Граф, 2013г.

- презентация

- инструкционно-технологические карта: «Раскладка выкройки на ткань и раскрой фартука».

- тесты;

- карточки-задания;

- дифференцированное д/з.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

- словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний;

- демонстрационный;

-  практическая работа;

- инструктаж.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в парах.

Словарная работа: дефекты ткани, припуски, раскрой, детали кроя,  закройщик.

План урока.

  1. Организационная часть.
  2. Формулирование темы и целей урока
  3. Актуализация знаний
  4. Открытие  новых знаний.
  5. Физкультминутка
  6. Первичное закрепление материала.
  7. Практическая работа.
  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
  9. Закрепление пройденного материала. Итог урока
  10. Инструктаж к выполнению домашнего  задания
  11. Уборка рабочих мест

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Формы учебного

взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационно-целевой этап:

1.Организационная часть

настроить обучающихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;

создать условия для мотивации  ученика на внутреннюю потребность включения в учебный процесс.

Фронтальная

Приветствует учеников. Проверяет списочный состав.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Рефлексия положительного настроения:

Приветствуют учителя. Проверяют рабочее место и наличие необходимых учебных принадлежностей для работы.

Определяют свое настроение

Познавательны: обсуждение и уточнение ранее изученного.

Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: 

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2.Формулирование темы урока и целе полагание

Организовать возможность для самостоятельного формулирования темы урока и целеполагания.

Проверить выполнение домашнего задания:

Фронтальная,

работа в парах

Организую работу в парах. Организую составление и  обсуждение пословиц.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Как можно сформулировать тему урока? Каковы цели и задачи урока?

Работают в группах. Из слов составляют пословицы.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи.

Познавательные:самостоятельное выделение и формирование целей.

Коммуникативные: выслушивание мнения других.

Регулятивные: составление плана и последовательность действий.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Актуализация знаний

выяснить степень усвоения заданного на дом материала;

устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях;

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания

Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности.

Фронтальная,

индивидуальная

Предлагает выполнить задания:

Задание 1 «Восстановите текст»

Задание 2 «Прочитать чертеж»

Задание 3 «Подобрать к модели соответствующий чертёж. 

Вставляют слова в таблицу.

Читают чертеж.

Называют основные линии на фартуке: линия верха, талии, бедер, низа.

Подбирают  по описанию модель фартука и соответствующий чертеж.

Познавательные

самостоятельное создание способов решения проблемной задачи. Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия, взаимодействовать с учителем.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Коммуникативные: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе

Открытие новых знаний

Ознакомить с  последовательностью действий по подготовке ткани к раскрою

Учить выполнять экономную и технологически правильную раскладку деталей выкройки фартука на ткани;

Учить выполнять раскрой в определённой последовательности.

Фронтальная и групповая

Выдвигает проблему для самостоятельного решения.

Закрепляет знания о строении ткани (уток, основа, лицевая и изнаночная сторона, кромка), Знакомит с правилами подготовки ткани к раскрою, последовательностью раскроя.

Напоминает правила техники безопасности

Самостоятельно определяют ошибки в проставленной проблеме.

Проводят обсуждение изученного, задают интересующие вопросы по теме.

Составляют алгоритм действий.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение конспектироватьОбучающиеся записывают алгоритм подготовки ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани.

Коммуникативные: умение работать в парах. Прислушиваться к мнению других, выделение сознание того, что уже усвоено и еще предстоит усвоить.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий 

Личностные: 

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотива

Физкультминутка

Снять напряжение, помочь расслабиться

Фронтальная

Провожу физкультминутку

Выполняют действия в соответствии с текстом

Личностные: 

Умение соотносить свои действия и слова

Первичное закрепление материала

Зафиксировать алгоритм выполнения;

организовать усвоение обучающимися нового материала;

Создать условие для формирования навыков самостоятельного использования алгоритма

Индивидуальная

Провожу игру «Да - нет»

Обдумывают ответы и поднимают руку, если утверждение верно.

Личностные

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

применение на практике и последующее повторение нового материала.

Практическая работа.

проверить умения работать обучающихся по алгоритму;

развивать умение организовать самостоятельную работу;

развивать способность самоконтроля, взаимоконтролю и самооценки;

организовать коррекционную работу по результатам выполнения самостоятельной работы;

организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы.

Фронтальная, в парах


Проведение вводного инструктажа и повторение правил ТБР при работе с колющими, режущими инструментам

Деловая игра «Я закройщик»

1этап. Подготовка ткани к раскрою. Профессия закройщик.

2этап.  Раскрой фартука

Объясняет правила раскроя (выкройка прикрепляется к ткани по долевой нити, с учётом припусков на швы: на боковые швы по -1,5 см, низ фартука – 2см, верх нагрудника2см

Самостоятельная работа обучающихся по УТД.

 Текущий инструктаж  

Повторяют правила по технике безопасной работы с ножницами и английскими булавками. Записывают припуски на швы. составлять план и выполняют раскладку выкройки на ткани.

Соблюдают последовательность действий. Работают в парах, сначала выкраивают одному, а затем другому, контролируя друг друга.

Не забывают золотое правило «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.

Рефлексивно-оценочный этап.

организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока;

организовать проведение самооценки учениками работы на уроке;

по результатам анализа работы на уроке определить направления будущей деятельности.

Фронтальная

Ответить на вопросы:

Что из услышанного на уроке рассказали бы дома?

Что нового узнали?

Что будет нужно в дальнейшем?

Что вызвало затруднения?

Какие эмоции вы получили?

Что было самое интересное?

Отвечают на вопросы, дают оценку своим действиям

Познавательные

давать оценку своей деятельности в решении учебной задачи Коммуникативная: оценка результатов работы своих сверстников;

Регулятивные: осуществление рефлексии, контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталонам, коррекция в случае расхождения эталона.

Личностные:

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку

Закрепление пройденного материала.

Итог урока

Подведение итога урока, делаются необходимые замечания, оценка работ учащихся.

Фронтальная и групповая

Задает вопросы по теме урока.

Какие правила необходимо учитывать при раскрое фартука? Почему надо кроить фартук по нити основы?

С какими трудностями столкнулись при раскрое фартука?

Подводит итог урока. Объявляет отметки.

отвечают на вопросы, задают вопросы

Познавательные

структурирование знаний

Коммуникативные: владение диалогической формой речи.

Личностные: 

объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

Домашнее задание

включить новый способ действий в систему знаний учащихся;

тренировать в способности применять новый алгоритм действий в стандартной и не- стандартной ситуации.

Домашнее задание дается дифференцированно

Уровень «А»

 (базовый):

- прочитать §17 и ответить на вопросы стр.112;

-выучить новые понятия;

-принести детали кроя и инструменты.

Уровень «Б»:

 (основной)

- прочитать §17 и ответить на вопросы стр.112;

-выучить новые понятия;

-выполнить тест

-принести детали кроя и инструментами.

Уровень «В»:

 (продвинутый):

- прочитать §17 и ответить на вопросы стр.112;

-выучить новые понятия;

-выполнить тест

- найти сообщения об истории происхождения инструментов-принести детали кроя и инструменты.

записывают Д/З в дневник, подают дневник на оценку

Личностные: оценка  своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия,

Познавательные:умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание;

Умение осуществлять поиск  информации

переработка (на основе анализа, на основе синтеза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....