Урок "Планировка и интерьер кухни"
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Попова Анастасия Александровна

Открытый урок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА  

Учебный  предмет:  Технология

Класс: 5

Автор  УМК: Технология: 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана -Граф, 2012. (для неделимых классов, универсальная линия)                    

Тема урока: «Интерьер и планировка кухни».

Тип урока: Урок открытия новых знаний (урок-путешествие)

Цели урока:

Предметные:

  • дать начальное представление об интерьере дома, о кухне;
  • познакомить с видами кухонь, требованиями, предъявляемыми к ним;
  • познакомить с правилами размещения мебели и оборудования на кухне.
  • познакомить с цветовым решением  кухни.

Метапредметные:

  • развивать навыки учебного труда – наблюдение, запоминание;
  • мыслительные операции – сравнение, классификация.

Личностные:

  • Реализация творческих способностей, пространственного воображения, эстетического вкуса;
  • Формирование сознательного подхода к выбору профессии.

Методическое оснащение урока

  1. Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран

2.Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, презентация  по теме,  карточки с заданиями.  

3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word,

Инструменты и материалы (для учащихся): лист бумаги в клетку, шаблоны оборудования кухни, карточки с заданиями,  карандаш, линейка, цветные карандаши, рабочая тетрадь.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов,  обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

Этап урока

Действия  учителя

Действия  учащихся

Время

(в мин.)

Мотивация к деятельности

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Включение  в  деловой  ритм.

- Ребята, я хотела бы узнать, какое у вас настроение. Выбери  из  предложенных  рисунков  тот, который  соответствует  твоему  настроению.

   

Подготовка  класса  к  работе.  Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

2

Актуализация  знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

-  Ребята, закройте глаза. Представьте себе благоприятную  обстановку, уют, комфорт, удобство.  

 

- Что вы представили?    

 

- Всем нам хочется проводить свой   день в удобных для нас условиях. Окружающая нас обстановка оказывает непосредственное влияние на наше настроение, самочувствие и общее психологическое здоровье.

- Ребята, где нам  больше  всего хочется расслабиться, отдохнуть со своей семьей, забыть на время про все свои проблемы, трудности?

-Конечно же, дома. Не зря говорится в народе: «Мой дом – моя крепость».

- Скажите, из скольких  помещений состоят наши квартиры, в том числе и однокомнатные?

- Какой главный рабочий кабинет хозяйки в квартире, а также место, где за общим столом собирается вся семья?

- Что необходимо знать, оформляя помещение?

 

Учитель выслушивает версии детей.

-Возникли ли у вас трудности при ответе на этот вопрос?  В чём проблема?

Предполагаемые ответы:

Удобное расположение мебели, современная бытовая  техника, тихий семейный ужин, любимые цветы, компьютер, мурлыкающий кот, чистота и порядок, любимая музыка, телевизор и т.д.

 

Дома

 

Кухня 

Высказывают свои предположения

5

Постановка цели

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Чтобы узнать все секреты оформления комнаты, а в частности кухни, мы с вами   отправимся в путешествие на автобусе  в страну (показывает карту)…

Послушайте стихотворение, оно шуточное, но связано с темой нашего урока.

На кухню впихнули, всего-то немножко -

Два кресла, диван, и корзину с картошкой,

Обеденный стол, табурет, холодильник,

Три  книжные  полки, гамак и будильник,

Разделочный стол, телевизор и тумбу,

Рассаду, что высадим летом на клумбу,

Три шкафа на стену и вытяжку рядом,

Картину, со спелым на ней виноградом,

Фритюрницу, блендер, а также плиту,

Кусачки, отвертки, электропилу,

Еще кофеварку и микроволновку,

Два тостера, миксер, простую бечёвку,

Машину для стирки, стандартную мойку,

Сушилку, впихнули двуспальную койку,

Торшер, магнитолу, огромную люстру

И бочку, чтоб осенью квасить капусту,

Цветы на окно, одеяло, подушки,

Аптечку, фонарик, стеклянные кружки,

Кастрюли, тарелки и чайник в придачу…

А разве       А разве   на кухне бывает иначе?                          

                                              (автор - Дмитрий   Усынин)

 Может ли на кухне быть иначе? Как вы думаете, чем необходимо заняться хозяевам дома, про который написано это стихотворение?

- Верно, им необходимо выполнить планировку интерьера кухни.  

Слайд 1, 2

- Сформулируйте тему урока. (запись на доске и в тетрадях)

«Интерьер и планировка кухни»

- Как вы думаете, какова будет цель нашей поездки?

Цель урока -  организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера кухни;  научить  применять  знания  на практике.

- Чтобы мы с вами не заблудились, у нас имеется карта на доске. Останавливаясь на различных остановках и выполняя задания, мы с вами узнаем много нового.  Когда мы справимся со всеми заданиями, только тогда достигнем цели.

Итак,  отправляемся в путешествие?

Ответ хором

«Интерьерия»

Формируют тему и цель урока

 

 

(Ответы учеников).

Да

3

Построение

проекта выхода

из затруднения 

Цель этапа:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися по теме

Звучит сигнал отправления автобуса.

- Первая остановка – «Сформулируйка».  

Задание: сформулируйте, что такое интерьер,  

Предлагает работу по слайду презентации.

Слайд 3.     Показ на слайде интерьер кухни  

- Что мы видим?

- Чем они отличаются?

- У нас у каждого в помещениях имеется своя мебель, бытовая техника, свое декоративное оформление, своя цветовая гамма. Но ведь наличие всего этого имеет определенное название, определение. Как вы думаете, что это за название и дайте ему определение?

А что такое интерьер? Планировка?  

Интерьер – это  внутреннее убранство и устройство  помещения.

  Кухня - помещение, которое используют для хранения  и  обработки  продуктов,    приготовления  и  приема  пищи.

- Как вы думаете, с какого времени берет свое начало интерьер. Когда начали его  создавать люди?

Требования  к  кухне. Слайд 4.       

К современной кухне предъявляются определенные требования:              

  • Эргономические – это требования, которые обуславливают удобство пользования оборудованием и мебелью.
  • Эстетические – это гармоничное сочетание  в интерьере  цвета, фактуры и формы предметов.
  • Санитарно-гигиенические – это здоровый  микроклимат  в помещении: чистота, комфортная температура и влажность воздуха, изоляция помещений от внешнего шума. (задание в раб. тетради)

- Все ли мы одинаково оформляем свои помещения, расстанавливаем мебель и т.д. и почему? Чем   принято   украшать помещение в квартире?

 - Первое задание мы с вами преодолели. Едем дальше.

  Следующая остановка «Планировка» Слайд 5.

Задание (карточки): Работа по вариантам. Определить  вариант размещения оборудования, мебели  на кухне?

Планировка -  это размещение мебели и кухонного оборудования в помещении, в зависимости от его размера и формы.  

- Понятно, что ни одна кухня не представляет свое присутствие без мебели и оборудования. А как она должна быть расставлена?

- Оформление   кухни - дело серьёзное и интересное. Что нужно сделать, прежде чем начать ее обустройство (расставить мебель)?  

 

- Планировку кухни сначала выполняют на бумаге. В масштабе чертят план с учетом размеров и пропорций помещения, отведенного под кухню, указывают расположение окон и дверей. Затем, изготовив шаблоны мебели в том же масштабе, размещают их на  плане.

 - Давайте выясним, как можно размещать мебель на кухне.

Предлагает работу с учебником «Варианты размещения мебели на кухне»

- Какие существуют варианты размещения мебели и от чего они зависят?

Предлагает выполнить задание по карточкам (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Вы справились с препятствием. Отправляемся дальше.

Гудок автобуса.  Остановка «Рабочий треугольник». Слайд 6.

Задание: Определить рабочий треугольник кухни (работа по слайду  презентации)

Зонирование  кухни  и  «рабочий треугольник».    

  Вся площадь кухни делится на  две зоны -  рабочую  и  столовую.

1) Расстановка мебели и оборудования в рабочей зоне должна происходить по принципу «РАБОЧЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА»,  который задается положением мойки, плиты и холодильника.

Рабочая зона предназначена для приготовления пищи. Рабочие поверхности кухонного оборудования должны составлять одну непрерывную рабочую линию, позволяющую без помех выполнять все кухонные работы. Кухонную плиту и мойку встраивают в рабочую линию. При этом их верхние плоскости должны быть на одном уровне с рабочими поверхностями столов-шкафов.

  2) Столовая зона.  

 Следующая остановка называется  «Цветовик». Слайд 7.

Задание (карточки). Работа по вариантам. Создайте красивый интерьер кухни с помощью цветового решения. 

  - Умело используя свойства цвета, вы добьетесь в своем жилище гармонии и уюта. Ребята, вы знаете, что все цвета делятся на теплые и холодные.  Давайте с вами вспомним, какие цвета холодные, а какие теплые.

- Подумайте, когда при оформлении комнаты можно использовать холодные цвета, а когда теплые?

Отвечают на вопросы учителя  

Предполагаемый ответ  учащихся:

Интерьер – это расстановка мебели,  техники, картин, цветов, освещение, и т.д.

Ранее подготовленный ученик рассказывает  историю интерьера

Отвечают на вопрос

Предполагаемые ответы:

Картины, статуэтки, цветы, вазы, шторы, настенные рисунки, мозаика, подсветка и т.д.

 

Предполагаемые ответы:

Оборудование кухни должно занимать как можно меньше места. Это позволит свободно передвигаться по кухне и увеличить используемое пространство.

Предполагаемый ответ:

Определиться с местом их расположения. Распланировать.

Работа с учебником

Отвечают на вопрос  учителя

Выполняют задание

Высказывают свои предположения.

Работа с учебником

Отвечают на вопрос учителя

Выполняют  задание

Работают по слайду презентации

Высказывают свои предложения

Выполняют  задание

15

Физкультминутка

Цель этапа: снятие напряжения с глаз.

 Следующая остановка «Физминутка» 

Предлагает немного отдохнуть.

 Разминка для глаз

 

Выполняют гимнастику

2

Применение знаний и формирование умений и навыков

Практическая работа «Планировка кухни»

Цель этапа: закрепить  полученные знания (применение нового знания в задании)

- Мы приближаемся в страну «Интерьерия»!

  Остановка «Дизайнер». 

Задание (Работа по группам): К вам поступило от частных лиц сразу три заказа на размещение оборудования кухни. Каждая из них имеет одинаковые размеры: прямоугольную. А окно и двери располагаются практически одинаково.

Ваша задача - схематично на плане показать размещение двухрядного,  углового и П-образного оборудования. Свой выбор необходимо обосновать.

Оборудование: лист бумаги формата А3, шаблоны плиты, раковины, холодильника и обеденного стола (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

 

- Ребята, представьте себя в роли дизайнера и выполните это задание.

Самостоятельная работа учащихся.

Обосновывают свой выбор.

13

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Наше путешествие закончилось. Мы с вами приехали в страну «Интерьерия», а это значит, вы знаете все основные секреты, которыми следует руководствоваться при оформлении помещения и даже выступили в роли дизайнера интерьера. Но в этой стране  нас ждёт много нового и интересного.  

 Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая проблема перед нами стояла?

- Смогли мы её решить?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что интересного запомнили?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Какие ошибки были допущены вами при выполнении заказа на размещение оборудовании кухни?

- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?

Учитель дома предлагает пофантазировать и нарисовать эскиз кухни будущего с учетом основных правил оформления помещений.

-  Спасибо за урок!

Учитель выставляет оценки за урок.

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

Формулируют вывод.

Отвечают на вопросы  учителя

Показывают  

5

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  Вариант размещения оборудования на кухне (работа по карточке)

Карточка №1

Как разместить кухню: угловое решение      

Карточка №2

              

Карточка № 3

                   

Карточка №4

           

Приложение №2

                                                                   ШАБЛОНЫ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

http://previews.123rf.com/images/barbulat/barbulat1411/barbulat141100013/33772041-Top-view-furniture-icons-Stock-Vector.jpg

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

НАЗВАНИЯ ОСТАНОВОК

Остановка

«Сформулируйка»

        

Остановка

«Планировка»

Остановка

«Рабочий треугольник»

Остановка

«Цветовик»

Остановка

«Физминутка»

Остановка

«Дизайнер»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Интерьер и планировка кухни»

Слайд 2

У нас у каждого в помещениях имеется своя мебель, бытовая техника, свое декоративное оформление, своя цветовая гамма. Но ведь наличие всего этого имеет определенное название, определение. Как вы думаете, что это за название и дайте ему определение?

Слайд 3

Остановка – « Сформулируйка » Кухня - помещение, которое используют для хранения и обработки продуктов, приготовления и приема пищи. Интерьер – это внутреннее убранство и устройство помещения.

Слайд 4

Требования к кухне К современной кухне предъявляются определенные требования: Эргономические – это требования, которые обуславливают удобство пользования оборудованием и мебелью. Эстетические – это гармоничное сочетание в интерьере цвета, фактуры и формы предметов. Санитарно-гигиенические – это здоровый микроклимат в помещении: чистота, комфортная температура и влажность воздуха, изоляция помещений от внешнего шума. Выполните задание в рабочей тетради.

Слайд 5

Остановка «Планировка» Планировка - это размещение мебели и кухонного оборудования в помещении, в зависимости от его размера и формы.

Слайд 6

Остановка «Рабочий треугольник». Расстановка мебели и оборудования в рабочей зоне должна происходить по принципу «РАБОЧЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА», который задается положением мойки, плиты и холодильника.

Слайд 7

Остановка « Цветовик »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерьер кухни

Презентация к уроку по технологии в 5 классе "Интерьер кухни"...

Фрукты в технике валяния в интерьере кухни

Я живу в обычной деревенской семье. Основным доходом которой является валяние валенок.   Мои папа и мама занимаются валянием валенок, мы с сестрой   помогаем их вышивать. Я в...

Интерьер кухни.Проектирование кухни на компьютере

Урок "Интерьер кухни. Проектирование кухни на компьютере"  первый урок в разделе "Технологии домашнего хозяйства". Содержание урока включает: понятие об интерьере, требования к интерьеру, планиро...

Технологическая карта урока: "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни".

Технологическая карта урока: "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни"....


 

Комментарии

Долгощелова Юлия Михайловна

Урок очень интересный, соответствует ФГОС. Анастасия Александровна, молодец!Очень хорошая разработка.