Разработка урока "Наволочка с клапаном" 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Тараникова Вера Валерьевна

Цель:

Практическое применение технологических приемов по изготовлению однодетального изделия наволочки с применением двойного шва.

Задачи  урока:

образовательные

·         обобщить и систематизировать знания обучащихся по теме « Наволочка»;

·         закрепить умения и навыки выполнения бельевых швов;

·         закрепить знания правил ТБ при работе с инструментом для ручной обработки  и на оборудовании;

коррекционно-развивающие:

·         развивать наглядно – образное мышление, объем внимания, связную речь, долговременную память;

·         развивать глазомер обучащихся, мелкую моторику;

·         увеличить работоспособность обучающихся путем применения физминуток;

·         формировать навыки само- и взаимоконтроля;

 воспитательные

·         воспитывать умение сотрудничать в коллективе, самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_navolochka.doc97 КБ
Office presentation icon izgotovlenie_navolochki_s_klapanom.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок

 

профессионально – трудового обучения

 по профилю швейное дело

 в специальной (коррекционной школе)

« Изготовление  наволочки с клапаном».

Класс: 5

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Учитель: Тараникова В.В.

Цель: 

Практическое применение технологических приемов по изготовлению однодетального изделия наволочки с применением двойного шва.

Задачи  урока:

образовательные:  

  • обобщить и систематизировать знания обучащихся по теме « Наволочка»;
  • закрепить умения и навыки выполнения бельевых швов;
  • закрепить знания правил ТБ при работе с инструментом для ручной обработки  и на оборудовании;

коррекционно-развивающие:

  • развивать наглядно – образное мышление, объем внимания, связную речь, долговременную память;
  • развивать глазомер обучащихся, мелкую моторику;
  • увеличить работоспособность обучающихся путем применения физминуток;
  • формировать навыки само- и взаимоконтроля;

 воспитательные:  

  • воспитывать умение сотрудничать в коллективе, самостоятельность.

 Методы:

  • словесные: беседа;
  • наглядные: технологическая последовательность изготовления  наволочки (карточки и образцы), образец готового изделия;
  • практические.

Оборудование и наглядные пособия:

  • бытовая швейная машина с электроприводом «Janome»,
  • инструмент для ручных работ,
  • оборудование для ВТО,
  • образец готового изделия,
  • готовый крой,
  • сантиметровая лента, линейка,
  • набор карточек «Инструменты и оборудование»,
  • предметные карты  «Технология выполнения швов» и «Технология изготовления наволочки с клапаном»,

Материалы: крой изделия, нитки.

Словарь: наволочка с клапаном, клапан, постельное белье, хлопчатобумажные ткани, льняные ткани, краевой шов вподгибку с закрытым срезом, двойной шов.

Ход урока:

1 час

I. Организационный момент.

Цель: психологический настрой на работу, коррекция объёма внимания.

1.Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Добрый день всем, кто пришёл  на наш урок! Встаньте ровно. Теперь тихонько садитесь. С хорошим настроением начинаем наш урок. Я уверена, что вы покажите хорошие результаты работы.
Раппорт дежурного (число, месяц, кто отсутствует)

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: систематизация и закрепление знаний обучающихся по теме;

коррекция связной речи;

коррекция долговременной памяти.

1.Сообщение темы урока.

-Девочки, чтобы узнать тему урока вам нужно отгадать загадку: «Очень мягкая толстушка, всех бездельников подружка. А зовут её……….». Подушка   (сл. 1)
Правильно, это подушка.      

 - Какое изделие  для подушки мы шьем? (наволочка)

-  Как правильно произносится это слово?

 Задание 1. Произнесите   слово НАВОЛОЧКА по слогам всем хором. (сл. 2)

-Тема нашего урока « Изготовление  наволочки с клапаном».

-На  уроке вы будете шить наволочку с клапаном,  и отвечать  на теоретические вопросы по теме урока.

2.Повторение.

а)Ответы детей на вопросы учителя.                                                                                                         К какому виду изделий относится наволочка?

 Ответ: Наволочка относится к постельному белью.  (сл. 3)

Какая ткань используется для пошива наволочек?

Ответ: Наволочку шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани (сл. 4)

Как вы думаете, от чего зависит форма и размер наволочки?

Ответ: Форма и размер наволочки зависит от формы и размера подушки?  (сл. 5)

Из скольких деталей состоит наволочка с клапаном?

Ответ: Наволочка с клапаном имеет одну деталь.

Задание 2. Назовите и покажите на чертеже наволочки контурные срезы.

(На доске плакат с чертежом наволочки. Выходят к доске показывают и называют контурные срезы.) (сл. 6)

Какие виды обработки застежки применяются при пошиве наволочки?

Ответ: Наволочки могут быть на завязках, на пуговицах, на молнии, с клапаном. (сл. 7)

б)Тест «Последовательность  изготовления  наволочки с клапаном».  

Вспомните  последовательность изготовления  наволочки  с  цельнокроеным   клапаном.  Для этого вам предлагается  ответить на  тест (Приложение 1).

Проверка выполнения  теста будет происходить в форме взаимопроверки.

 Для этого обменяйтесь листами с ответами с товарищем. Теперь сравните      результаты проверки с правильными ответами (сл.8)

3. Закрепление знания последовательности изготовления  наволочки  с  цельнокроеным   клапаном.

И так, какую операцию будете выполнять первой? Обработать поперечные   срезы.

Что будете делать дальше?   Выполнить разметку для клапана.

               Какую операцию будете выполнять после этого? Обработать боковые срезы.

 Какую обработку изделие проходит в конце ?  ВТО готового изделия.

4. Закрепление знаний приемов выполнения швов, используемых при пошиве наволочки с клапаном.                                                                                                                                                        Вспомните, какие швы применяются для пошива  наволочки с клапаном?

 Ответ: Для   обработки поперечных срезов наволочки применяют  краевой шов вподгибку с закрытым срезом и для обработки долевых срезов наволочки - двойной шов  (сл.9)

 Задание 3.                             
Из предложенных предметных карт  выберите ту, на которой показана технология выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. Расскажите, как выполнять шов.                                                                                                                    
Подогнуть срез на изнаночную сторону на 5мм заутюжить  и еще раз перегнуть на 1-1,5см заутюжить, застрочить на 1-2 мм от края. Шов приутюжить. Проверить качество работы.

Из предложенных предметных карт  выберите ту, на которой показана  технология выполнения двойного шва. Расскажите,  как выполнять шов.                                                                                      Сложить две детали  изнаночными сторонами внутрь, уравнять срезы, стачать шириной шва 5мм,  затем изделие  вывернуть на изнаночную сторону, выметать шов и стачать швом  7мм от края. Шов приутюжить. Проверить    качество работы.                                                

Задание 4  «Машинные бельевые швы».                                                                                                             Установите  правильное соответствие между  названиями и графическими изображениями швов (Приложение 2).                                                                                                                            Правильный ответ: а-3, б-2,в-1 (сл.10)

3. Физкультминутка . 

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Молодцы!  

 4. Правила ТБ.                                                                                                                                          Задание. У меня в руках  набор карточек с изображением предметов. Вы берете одну карточку и рассказываете правила ТБ при работе на оборудовании или с инструментом, изображенном на выбранной вами карточке..                                                                                                                                        III.Практическая работа.                                                                                                                          Цель: отработка навыков выполнения  бельевых швов.                                                       1.Вводный инструктаж.                                                                                                                            Перед началом работы проверьте крой  наволочки, определите срезы наволочки, направление долевой нити.                                                                                                                                                    После каждой машинной работы обработанную часть проутюжьте.                                                              Перед работой проверьте нагрев утюга, чистоту подошвы утюга.                                                            При утюжке хлопчатобумажных тканей    t  утюга ставьте на 3.                                                            Изделие утюжат справа налево по направлению долевой нити.                                                                   Отутюженное изделие сложите.                                                                                                                     2.Массаж рук.                                                                                                                                                           Девочки,    прежде    чем    начать    работать    давайте      разогреем руки.                       3.Самостоятельная работа обучающихся.

- Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

-Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

(Выполнение работы, текущий контроль.)

III. Итог урока, оценка деятельности обучащихся.                                                                                    Цель: формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.                                                                         

- Какая сегодня была тема урока? Что успели выполнить? Оцените свою работу.

- Какая операция вызвала у вас наибольшие затруднения?

(Анализ и оценивание работ, выставление оценок)

- Все молодцы. Спасибо за урок.

Приложение 1.

Тест «Последовательность  изготовления  наволочки с клапаном».

  Найди ошибки в инструкционной карте.

1.Выполнить разметку для клапана.

2.Обработать поперечные срезы.

3.Обработать боковые срезы.

4.Отутюжить готовое изделие.

1______________________________________________________________________

2______________________________________________________________________

3______________________________________________________________________

4______________________________________________________________________

Приложение 2.

Задание «Машинные бельевые швы».                                                                                Установите  правильное соответствие между  названиями и графическими изображениями швов .                                                                                                             а) стачной,                 б) двойной,              в) шов вподгибку с закрытым  срезом.

                      1                               2                                           3

                       http://dagaz.ucoz.ru/5klass/250911u.png

а ------------                           б------------                                 в-----------------

Литература:

1. Крючкова  Г. А. Технология и материалы швейного производства: [Учебник для нач. проф. образования] / Г. А Крючкова.  -  М. : Издательский центр «Академия», - 2000. – 400 с.

2. Практикум по производственному обучению профессии «Портной»: [Учебное пособие для нач. проф. образования ] / Т.В. Могузова, Н. Н. Байракова, Е. В. Тулупова, Е. В. Стрельцова. – М.: Издательский центр «Академия», - 2002. - 112 с.

3. Картушина Г.Б. ,Мозговая Г.Г.Швейное дело : учеб. для 5 класса(коррекц.)образов.учреждений8 вида-М.:Просвещение, 2004.-160с.

4. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых     учащихся //Дефектология. 1998. № 4. С.40-46


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очень мягкая толстушка, Всех бездельников подружка . А зовут её……… Подушка

Слайд 4

Найди ошибки в инструкционной карте. Выполнить разметку для клапана. Обработать поперечные срезы. Обработать боковые срезы. Отутюжить готовое изделие. Правильный ответ 1 . Обработать поперечные срезы. 2. Выполнить разметку для клапана. 3. Обработать боковые срезы. 4. Отутюжить готовое изделие.

Слайд 6

http://all4babies.ru/upload/iblock/4a5/4a5b71bdbe6262a52015f0ae5d14ee4f.jpg http://www.antik-invest.ru/blog/wp-content/uploads/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%822-%D1%85-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81-1-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B9-6.jpg http://pigmatex.ru/fabrics/byaz2.jpg http://g.io.ua/img_aa/large/0279/03/02790319.jpg http://kitaytur.ru/wp-content/images_6/magazin_diana-2.jpg http://bellson.ru/published/publicdata/U40151671/attachments/SC/products_pictures/C22_enl.jpg http://cs4.o1.ru/o1/img/10111123.jpg http://matreshka59.ru/d/476370/d/20121121013537858f.jpg http://relefopt.ru/upload/iblock/18c/d7a489e3_e247_11e2_b8fe_e4115bd714a8.jpg http://files.web2edu.ru/2d078a50-79e5-43e0-a1df-955ddb9c154e/f58bcbb2-eec3-4385-933b-ff36899b2ac3.gif Литература 1 . Картушина Г. Г., Мозговая Г. Г. Швейное дело: учеб. для 5кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2004г. 2. Учебное пособие. Азбука шитья. Выпуск 1. Альбом. Автор Кожина О.А. Технология изготовления машинных швов. ВО «Внешторгиздат», кооператив «Авто-Марьино». М. 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс

данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока для совмещенных классов в коррекционном классе VIII вида

Урок разработан по направлению "Швейное дело " в 7-8коррекционном классе VIII вида по теме "Обработка горловины швейного изделия"...

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...