Решение учебных задач
презентация к уроку по технологии (6 класс) на тему

Шевчик Ирина Анатольевна

Как правило для решения учебных задач на уроке отводится достаточно времени, чтобы организовать самостоятельную деятельность детей.  На данном этапе было бы эффективно решать  не только те задачи, которые разработаны авторами учебников. В настоящий момент не все современные учебники наполнены поистине учебными задачами, решение которых формирует универсальные действия школьников. Поэтому, учитель может использовать алгоритм  разработки  изобретательской  или ситуационной задач с целью наполнения содержания урока заданиями,  соответствующими требованиям  системно-деятельностного подхода. А так же можно использовать иные педагогические приемы по организации самостоятельной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Решение учебных задач 2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение учебных задач Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Пожарского муниципального района Шевчик Ирина Анатольевна учитель технологии первой квалификационной категории

Слайд 2

ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач

Слайд 3

Историческая справка: В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер . В 1989 году была образована международная Ассоциация ТРИЗ

Слайд 4

позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие спрогнозировать и предупредить проблемы и аварии (астрологи отдыхают!) Решение задач ТРИЗ:

Слайд 5

У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление ТРИЗ

Слайд 6

Как решать задачи с помощью ТРИЗ ? 1. Определите тип задачи 2. Сформулируйте к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат 3. Выявите Ресурсы 4. Примените приемы и принципы решения задач 5. Проанализируйте решения

Слайд 7

1. Определите тип задачи в каждой задаче указан ее тип: изобретательская или исследовательская

Слайд 8

Изобретательская задача это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть ?"

Слайд 9

Изобретательские задачи ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером . Выполнение заданий способствует развитию воображения, памяти, внимания, формированию более полных мыслительных процессов анализа, синтеза, способствует успешному усвоения материала.

Слайд 10

Или такое задание: Расположите в свободном столбце операции приготовления дрожжевого безопарного теста в верной технологической последовательности, при необходимости в свободные строки впишите упущенные операции: Закладываем сырьё, начинаем процесс замешивания Брожение теста 3-4 часа с выполнением обминок Дрожжи растворяем в небольшом количестве теплой воды с 4% сахара Добавляем размягченное масло Посыпаем поверхность теста тонким слоем муки Яйца или меланж процеживаем через сито с ячейками 2-3 мм. Муку просеваем через сито Молоко или воду нагреваем до температуры 35-40 0 С Определяем готовность теста Замешиваем тесто до образования однородного комка

Слайд 11

Перечисленные предметы и оборудование распределите на две группы: мойка, плита, рабочий стол, утюг, холодильник, фен, пуфик, посудомоечная машина, зеркало, обеденный стол, печь-СВЧ, фритюрница, миксер, расческа, кресло, посуда, пылесос, компьютер, телевизор. I группа нужные предметы на кухне II группа лишние предметы на кухне ____________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________

Слайд 12

Из предложенных предметов и бытовой химии выберите те, которые предназначены для уборки и поддержания чистоты на кухне. 1 3 4 2 5 6 7

Слайд 13

Сгруппируйте данные предметы интерьера, наиболее гармонирующие между собой (запишите цифры). 1 2 3 4 6 5 9 7 10 8 11

Слайд 14

Лук Лист Морковь Луковица Картофель Плод Щавель Корнеплод Помидор Корень Капуста Клубень Чеснок Кочан Огурец Редис Петрушка Укроп Укажите стрелками, какие части овощей употребляются в пищу для приготовления бутербродов ?

Слайд 16

Конструктор задач (Л.С. Илюшин) ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Назовите основные части… Объясните причины того, что… Изобразите информацию о… графически Раскройте особенности… Предложите новый (иной) вариант… Ранжируйте… и Обоснуйте Сгруппируйте вместе все… Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… Предложите способ, позволяющий… Проанализируйте структуру… с точки зрения… Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… Определите , какое из решений является оптимальным для… Составьте список понятий, касающихся… Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… . Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… Найдите необычный способ, позволяющий… Оцените значимость… для... Расположите в определённом порядке… Постройте прогноз развития… Сравните… и…, а затем обоснуйте… Постройте классификацию… на основании… Придумайте игру, которая… Определите возможные критерии оценки… Изложите в форме текста… Прокомментируйте положение о том, что… Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… Предложите новую (свою) классификацию… Выскажите критические суждения о… Вспомните и напишите… Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… Проведите презентацию… Сравните точки зрения… и … на… Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… Оцените возможности… для… Прочитайте самостоятельно… Приведите пример того, что (как, где)… Рассчитайте на основании данных о… Выявите принципы, лежащие в основе… Изложите в форме… своё мнение (понимание)… Проведите экспертизу

Слайд 17

Важнейшие источники кальция: Продукты, 100 г Кальций, мг Молоко 120 Творог 140 Сыр 700-1000 Хлеб 20-30 Капуста 48 Картофель 10 Задания на работу с данной информацией: 1. Прочитайте текст внимательно. 2. Объясните причины того, что недостаток кальция приводит к различным заболеваниям. 3. Составьте меню для подростка – так, чтобы – в день он получил 1,2 грамма кальция (необходимо рассчитать в граммах количество продуктов и использовать все продукты, записанные в таблице). 4. Оцените значимость кальция для организма.

Слайд 18

Тема №1 Организация рабочего места Задача1. Ученику 5 класса необходимо приготовить горячие бутерброды. Каким оборудованием, инвентарем и инструментами должно быть оснащено рабочее место?

Слайд 19

Тема №2 Тепловая обработка овощей Задача1 . Требуется сохранить очищенный картофель в течение 30 мин. Ваши действия? Задача 2 . Как удалить из лука горечь? Задача 3. Картофельное пюре имеет тягучую консистенцию. На каком этапе приготовления нарушен технологический процесс? Задача 4. Допустил ли повар ошибку, посолив картофель перед процессом жарки? Как отразится это на качестве готового продукта? Задача 5. Рулет картофельный при запекании потерял форму, на поверхности трещины. В чем причина? Задача 6. Капуста тушеная имеет горьковатый вкус. Какая ошибка была допущена при приготовлении? Задача 7. По набору сырья определите наименование блюда: морковь, молоко, творог, сухари, крупа манная, яйцо, жир.

Слайд 20

Морфологический ящик. Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах

Слайд 21

В 1942 году швейцарский астроном Ф. Цвикки предложил новый метод поиска решений технических задач, названный морфологическим анализом . Ф. Цвикки Из истории С помощью этого метода он получил много оригинальных технических решений в ракетостроении за короткое время, чем очень удивил ведущих специалистов и руководителей своей фирмы.

Слайд 22

1. В технической системе выделяют несколько характерных для нее признаков – морфологических признаков . Суть метода Признак А: - вариант 1 - вариант 2 - вариант ... Признак Б: - вариант 1 - вариант 2 - вариант ... Признак В: - вариант 1 - вариант 2 - вариант ... Признак Д: - вариант 1 - вариант 2 - вариант ... Признак ... - вариант ... Признак В Признак А Признак Б Признак Е Призна к ... Признак Д 2. По каждому признаку составляют список его возможных вариантов (альтернатив). 3. Альтернативные варианты перебирают, составляя их всевозможные сочетания. Так можно выявить новые варианты решения задачи, которые при простом переборе могли быть упущены.

Слайд 23

Признаки можно расположить в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком (матрицей). Это позволяет лучше представить себе поисковое поле. Морфологический ящик Признак А Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Признак Б Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Признак С Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Признак Д Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Признак Е Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Признак... Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Морфологический ящик

Слайд 24

Системный подход Поэтому морфологический анализ – первый способ системного подхода при решения творческих задач, упорядоченный способ исследования. Метод направляет мышление так, что генерируется новая информация, которая при бессистемной деятельности воображения ускользает от внимания. Системный подход Признак А Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Признак Б Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Признак С Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Признак Д Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Признак Е Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Признак... Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант ... Генерация новых знаний

Слайд 25

Этапы решения задачи Выделить все значимые для каждого из вариантов решения задачи параметры. Оценить ранг и шкалу для каждого из параметров (факторов). Экспертно оценить в баллах значимость каждого из факторов в пределах выбранной шкалы. Сложить экспертные оценки по всем параметрам и по суммам определить, какой из вариантой надо выбрать 1 2 3 4

Слайд 26

Правила составления матрицы Правила 1. Четко сформулировать цель задачи. Указать ограничения, область применения, требуемые характеристики 2. Выявить основные параметры, характеризующие объект (или функции, которые объект должен выполнять). Записать эти параметры в левый столбец матрицы 3. Для каждого из параметров (функций) выявить устройства, вещества или поля (электрическое, магнитное, тепловое, механическое и т.д. ), реализующие этот параметр. Записать их в строках правого столбца матрицы 4. Синтезировать новые технические решения путем поочередного составления комбинаций из элементов каждой строки матрицы 5. Проанализировать все полученные решения и выбрать те, которые отвечают условиям задачи

Слайд 27

Пусть ученика интересуют 3 профессии: 1) экономист, 2) учитель, 3) повар. В каждой профессии есть свои плюсы и минусы. Какую из них выбрать? Выделим наиболее значимые для ученика факторы важности, престижности и т.д. профессии. Запишем их в 1-ю колонку. В примере мы выбрали 5 параметров, их число может быть намного больше. Пример: Значимые параметры Значение шкалы, балл Варианты профессий 1 2 3 1. Зарплата 2. Престижность 3. Возможность зани-маться самостоя-тельной творческой деятельностью 4. Режим работы 5. Возможность смены мест, путешествий ИТОГО решение задачи выбора профессии методом морфологического анализа ВЫБОР профессии

Слайд 28

Во второй колонке запишем шкалу, по которой будем оценивать параметры. Пусть в нашем примере наиболее значимый параметр - величина зарплаты (100 баллов), затем престижность и возможность заниматься творческой работой (90 баллов). Остальные факторы оцениваются более низко. Пример: Значимые параметры Значение шкалы, балл Варианты профессий 1 2 3 1. Зарплата 2. Престижность 3. Возможность зани-маться самостоя-тельной творческой деятельностью 4. Режим работы 5. Возможность смены мест, путешествий ИТОГО решение задачи выбора профессии методом морфологического анализа ВЫБОР профессии 100 90 90 80 50

Слайд 29

Далее в пределах выбранных шкал экспертно оцениваются все три профессии. В результате сложения сумм экспертных оценок по всем параметрам ( строка "ИТОГО ") мы определяем: наиболее предпочтительная - профессия экономиста. Пример: Значимые параметры Значение шкалы, балл Варианты профессий 1 2 3 1. Зарплата 100 80 95 100 2. Престижность 90 85 80 60 3. Возможность зани-маться самостоя-тельной творческой деятельностью 90 90 70 30 4. Режим работы 80 60 60 80 5. Возможность смены мест, путешествий 50 20 30 50 ИТОГО 355 335 320 решение задачи выбора профессии методом морфологического анализа Наиболее предпочтительная профессия Содержание Каждый из приведенных здесь параметров имеет разную значимость для разных людей. Поэтому при заполнении учащимися таблицы значения шкал будут разными.

Слайд 30

Заполните морфологическую матрицу по вышеприведённому примеру, но укажите свои варианты профессий (какие вы считаете наиболее интересными для себя) и параметры их выбора. Наиболее значимые параметры Значение шкалы, балл Варианты профессий Итого

Слайд 31

Желаю вам больших успехов в труде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности и самостоятельности через решение учебной задачи на уроках истории

Материалы освещают проблему активизации познавательной деятельности учеников с позиции задачного подхода, что особенно значимо для образовательной практики в условиях перехода на ФГОС....

Системный подход в решении учебных задач

Системные связи в языке положены в основу русской грамматики, однако в практической учебной литературе они не рассматриваются, следовательно, разрушена логика предмета, утеряны внутрипредметные связи....

Системный подход в решении учебных задач

Системные связи в языке положены в основу русской грамматики, однако в практической учебной литературе они не рассматриваются, следовательно, разрушена логика предмета, утеряны внутрипредметные связи....

Урок решения учебной задачи в 9 классе по учебному предмету "Литература".

В статье показано, как можно проводить обучение анализу художественного произведения посредством построения понятия на основе определения литературоведческого термина....

Статья «Стратегия и тактика формирования универсальных учебных действий в ходе решения учебных задач»

Программа формирования универсальных учебных действий  на ступени начального образования....