Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир вышивки"
рабочая программа по технологии на тему

Кондратюк Наталья Григорьевна

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонностьк декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки-художественной обработке материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_vyshivki.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________


Программа курса

по внеурочной деятельности

«Волшебный мир вышивки»

 

Автор-составитель:

учитель технологии Кондратюк Н.Г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1.  ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».

2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

4 СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

Рабочая программа составлена на основе:

1.Программы для общеобразовательных учреждений. «Технология. 5-11 классы/ под ред. Ю.Л. Хотунцева. - М.: Мнемозина, 2015г.

2.Программы «Художественная обработка материалов» М. Просвещение О.А.Кожина;

3.Программы «Технология (трудовое обучение)» М.Вентана-Граф. В.Д.Симоненко.2014 г.

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной обработке материалов. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда. Вышивка – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается благодаря таланту мастериц, работающих в центрах народных промыслов России.

Изучение  вышивки как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. 

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждымребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими илиодарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

        Программа внеурочной деятельности для 5–6 классов «Волшебный мир вышивки» будет способствовать:

        – развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;

        – самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;

        – ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;

        – обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;

        – созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

        На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки. Актуальностьпрограммы  состоит в том,  что в это трудное время необходимо одеваться со вкусом и дополнять одежду и аксессуары с помощью данного вида творчества, а так же она способствует творческому  развитию  ребенка.

        Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.

        Задачи:

        Обучающие:

1.Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

2.Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

3. Обучить технологиям разных видов мастерства.

4. Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.

        Воспитательные:

1. Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.

2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).

3. Способствовать развитию внутренней свободыребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

1. Развивать природные задатки, творческий потенциалребёнка.

2. Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.

3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.

4. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.

5. Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности с учебными предметами

Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Умелые ручки» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.

Таблица № 1

Предмет

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Умелые ручки»

Литература

Устное народное творчество

Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок

Биология, география

Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе

Гармония природы и деятельности человека

Технология

От замысла к результату. Технологические операции

Изготовление поделок

Изобразительное искусство

Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета

Оформление изделий

Музыка

Выразительность музыки

Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся)

        Для реализации программы «Волшебный мир вышивки» необходима материально-техническая база:

        учебные пособия; книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня

Особенности реализации программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по декоративно-прикладномунаправлению «Волшебный мир вышивки» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете технологии.

        Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 5–6 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.

В программу включены следующие разделы:вышивка крестом, работа с тканью, вышивка лентами, вышивка бисером.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

2. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

1. Личностные универсальные учебные действия:

        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании

2. Метапредметные результаты:

2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:

        способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.

2.2. Познавательные универсальные учебные действия:

формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.

2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

        умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

3. Предметные результаты:

        овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

        Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.

        Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.

Учебно-тематический план


п\п

Тема

Часы

Теория

Практика

Раздел I. Теоретические сведения

7

3

4

1

Введение Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

2

История возникновения и развития вышивки Понятие декоративно – прикладного искусства.

1

1

-

3

Технология выполнения простейших швов

5

1

4

 Раздел II.  Техника вышивания крестом.

29

3

26

1

Знакомство со счетными швами. Последовательность вышивания двойным крестом. Построение композиции.

2

-

2

2

Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.

1

1

-

3

Техника вышивки гобеленовым швом.

10

1

9

4

Счётная вышивка. Способы закрепления нити.

16

1

15

Раздел III. Техника вышивки гладью.

13

1

12

1

История возникновения вышивки гладью.Перевод рисунка на ткань. Цветоведение.

1

1

-

2

Технология глухой ручной вышивки.

2

-

2

3

Применение вышивки в отделке современных швейных изделий.

10

-

10

Раздел IV. Техника вышивки бисером.

16

2

14

1

Техника вышивания бисером по свободному контуру. Организация рабочего места. Техника безопасной работы с вышивальными инструментами.

2

1

1

2

Техника вышивания блёстками (пайетками).

14

1

13

Раздел V. Техника вышивки лентами.

5

1

4

1

История вышивки лентами. Материалы и приспособления.

1

1

-

2

Техника вышивания лентами.

4

-

4

ИТОГО

70

10

60

В результате освоения программного материала   воспитанники должны достигнуть следующего уровня развития.

Учащиеся должны знать:

  1. Виды ручной вышивки.
  2. Историю и традиции вышивки.
  3. Способы нанесения рисунка на ткань.
  4. Способы закрепления нитей.
  5. Классификацию и   многообразие счётной художественной вышивки России;
  6. Характерные черты вышивального промысла: гобеленовым  швом, двусторонней гладью,  крестом, вышивку бисером.
  7. Уход за изделиями с вышивкой.

Учащиеся должны уметь:

  1. Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
  2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.
  3. Начинать и заканчивать работу без узлов.
  4. Подбирать ткань, нитки, бисер, ленты в зависимости от техники вышивки, рисунка.
  5. Уметь переводить рисунок на ткань.
  6. Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом, бисером, лентами.
  7. Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
  8. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

3.Содержание программы

1.Введение (1 ч.)

Теоретическая часть

Цели и задачи программы. Общие сведения о вышивке. Народные ремёсла и промыслы России. Виды вышивок родного края

2. История возникновения и развития вышивки Понятие декоративно – прикладного искусства. (1 ч)

Теоретическая часть

Сведения об истории возникновения и развития вышивки и вышивальных промыслов. Крестьянская и городская вышивка.

3.Приспособления и материалы, инструменты для рукоделия. Техника безопасной работы с вышивальными инструментами. Организация рабочего места  (1ч)

Теоретическая часть

Виды пялец. Виды канвы, мулине. Запяливание канвы. Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене. Ознакомление с организацией рабочего места

Технология выполнения простейших швов (5ч)

      Теория. Основные приемы вышивания, начало и окончание строчки, закрепление рабочей нити. Подготовка рабочего места вышивальщицы. Условные обозначения. Чтение схем. Орнаменты из простых элементов.

     Практика. Подготовка рабочего места вышивальщицы. Основные приемы вышивания, начало и окончание строчки, закрепление рабочей нити. Условные обозначения. Составление и выполнение орнаментов из простых элементов.

4. Последовательность вышивания двойным крестом. Построение композиции.  (2ч)

Практическая часть

Последовательность вышивания двойным крестом. Построение композиции.

5.Основы композиции. Цветоведение. Формообразование (1ч)

Теоретическая часть

Понятия «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «ритм». Законы построения композиции. Цветовой круг. Цветовое решение.

Практическая часть

Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла. Составление композиции изделия для вышивания.

6.Технология вышивки гобеленовым швом. (6ч)

Теоретическая часть

Способы закрепления ниток.

Практическая часть

Швы, выполняемые по канве: простой крест, гобеленовый шов с прокладкой нити, или полукрест. Прямой гобеленовый шов, косой гобеленовый шов, рубчатый гобеленовый шов, мелкий шов, широкий гобеленовый шов, захватывающий гобеленовый шов.

7.Счётная вышивка. Способы закрепления нити. (4ч)

Практическая часть

Эскиз, счётные схемы. Канва. Швы, выполняемые по канве: простой крест, гобеленовый шов с прокладкой нити, или полукрест

8.История возникновения вышивки гладьюЦветоведение (1ч)

Теоретическая часть

Многовековая история искусства вышивания. Образцы народной вышивки в музеях. Национальные особенности русской вышивки.

9. Технология глухой ручной вышивки (4ч)

Практическая часть

Безузловые способы закрепления рабочей нити на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения: двусторонняя, счётная гладь, стебельчатый шов. Декоративная вышивка крупными стежками: «Владимирские швы», «верхошов». Варианты узоров вышивки «владимирскими швами».

10. Применение вышивки в отделке современных швейных изделий (1ч)

Практическая часть

Отделка швейных изделий вышивкой (бельё, платья, юбки, блузки). Расположение вышивки на швейном изделии.

11. Техника вышивания бисером по свободному контуру. Организация рабочего места. Техника безопасной работы с вышивальными инструментами (1ч)

Теоретическая часть.

Оптимальность освещения при работе. Техника безопасности при вышивании. Необходимые инструменты и материалы. Характеристика используемого материала.

Практическая часть.

Способы техники вышивания по свободному контуру. Шов «назад иголку», шов «вперёд иголку», шов «за иголку».

12. Техника вышивания блёстками (пайетками) (3ч)

Теоретическая часть.

Способы вышивания по свободному контуру. Блёстки в сочетании с бисером «рисом», стеклярусом, стразами.

Практическая часть.

Пришивание блёсток различными способами. Прямые стежки, шов «петля», шов «вперёд иголку». Использование бисера.

13.История вышивки лентами. Материалы и приспособления(1ч)

Теоретическая часть Возникновение древнего вида народного творчества. Развитие вышивки. Стиль модерн вышивки. Основные группы лент. Использование органзы. Аппретирование ткани. Вышивальные нитки. Инструменты (распарыватель, нитковдеватель, линейки).

14. Техника вышивания лентами (4ч)

Теоретическая часть

Техника вышивания лентами

Практическая часть

Правила техники безопасности при выполнении работы. Перевод рисунка на ткань. Работа с пяльцами. Закрепление ленты. Основные швы и элементы узоров. Шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», шов «шнурок» («обвитая обмётка»), шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», шов «шнурок» («обвитая намётка»), шов стебельчатый, шов петельный, шов тамбурный, шов «петля с прикрепом», шов «полупетля с прикрепом», шов полупетля с прикрепом зигзагом», шов «петля незатянутая», шов «крест», шов крестообразный, шов «узелки», шов «вытянутый стежок с прикрепами», шов «вытянутый стежок с завитком», шов «закрученная лента», шов «лента с перехватами вприкреп», шов «сетка», шов «петелька с глазком».

15. Выполнение творческих работ за выбором учащихся.

16.Отчётная выставка работ учащихся.

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов.  Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. (Желательно отметить всех учащихся, по какой - либо номинации). Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами.

 Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога:

1. Андреева И.А. «Рукоделие. Популярная энциклопедия». М., 2008 .

2.Валя – Валентина. Журналы №1-12, 2013 – 2011гг.

3.Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы. – М., «Просвещение», 2012.

4.Гаврилова В. «Вышивка лентами». Х., 2010.

5 Давыдов В.В. «Развивающее обучение». М., 2012.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.–224с.–СПб.: Детство–Пресс, 2013.

7. Диагностика воспитанности учащегося детского объединения // Внешкольник. Дополнительное образование. Социальное, трудовое и художественное воспитание детей. – 2006. – № 9. – С. 17 – 18.

8.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2009.-160с.

9. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления. Л., 2007.  

10.  Литвинец Э.Н. «Забытое искусство».  Журнал «Сделай сам» № 2, 1992.

11. Лукьянова М.И. «Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и развитие». Творческий центр «Сфера. М., 2008.

12. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо, 1997.- 96с.

13. Михайлова М.И. «Детские праздники. Игры, фокусы, забавы». Я., 2007.

14. Мусская И.А. «Домоводство». И., 2002.

15. Немов Р.С. «Психология». М., 2004.

16. Никитин Б.П. Развивающие игры или ступеньки творчества. М., 2009.

17. Подари себе праздник. Клуб «XXI век». Энциклопедия в двух томах. 1998.

18.Рипол В.К. Бисер. Лучшие украшения. Энциклопедия рукоделия. Р., 2014.

19.Чен Н.В. «Замечательные поделки своими руками». Б., 2008.

Для воспитанников и родителей:

1.Бабин В. MEGA Энциклопедия для малышей. Изд-во «Махаон». 2009.

2.Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки. Сборник затей, фокусов, самоделок, занимательных задач. М., 2012.

3.Детские праздники. Раскрашиваем лицо. М., 2012.

4.Коротеева Л. Золушка становится принцессой. Книга для девочек. М., 2012.

5.Наши руки не для скуки. Разноцветные одежки. М., 2009.

6.Рудакова И. Подарки к Новому году. Москва., 2006.

7.Соколова Ю.  Сидорович Ю. Мягкая игрушка. М., 2009.

8.Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Эстетика быта" Вышивка крестом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма кружка «Эстетика быта» предполагает знакомство воспитанников с историей вышивки, традициями прикладного искусства, отдельными направлениями художественного рукодел...

Программа по факультативу Бисероплетение. Вышивка картин бисером.

Поиски резервов творческого потенциала школьников в специальной (коррекционной) школе – проблема, требующая решения. Это возможно по средствам составления программ и систем занятий, направленных...

Программа кружковой работы по вышивке крестом "Волшебный крестик"

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Ещё нес...

Программа внеурочной деятельности (вышивка крестом)

Программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников ГБСКУ школы №3, СПБ  и предназначена для реализации в основной школе. Данная программа соответствует требован...

Программа элективного курса "Мордовская вышивка"

В материале  представлена рабочая программа элективного курса....