Декоративно - прикладное творчество
электронный образовательный ресурс по технологии (5 класс) на тему

Печурина Татьяна Фёдоровна

Предварительный просмотр:

5 класс

Предмет: технология     Класс: 5    Тема   Декоративно-прикладное искусство

Тип урока: комбинированный.

Цель урока. Ознакомить детей с понятиями: декоративно-прикладное искусство, декор, ремесло.

Задачи: 1. Создать условия для поиска и усвоения необходимой информации.  2. Научить создавать рисунки с помощью условных знаков. 3. Предоставить  возможность выбора цветовой гаммы для работы в технике лоскутное творчество.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Узнают понятия: ДПИ, декор, ремесло.

Научатся создавать рисунки с помощью условных символов; подбирать цветовую гамму для изготовления изделий в лоскутной технике

Узнают традиции русского народа в ДПИ

Примут решение изучать или оставит на этапе ознакомления ДПТ

Основные понятия: искусство, декор, ремесло, ДПИ

Ресурсы: Учебник технологии, словари, ИКТ

Ход урока (работа в группах)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Бросает кубик, выполненный в лоскутной технике четырем девушкам, назначая их старшими в группе

Девушки подбирают себе команду по одному, бросая кубик по очереди. Затем, старшие в группах получают оснащение для выполнения заданий

Оснащение работы в группах. 4 набора: бумага - формат А3, разделенная на 4 колонки: предполагаем, сделали вывод на основании карточки, нашли в достоверных источниках, сравнили и  вывели понятие; карточки № 1, 2, 3, 4; картонные квадраты размером 8+8  разного цвета, карта деятельностного задания, оценочная карта.

Записывает тему урока на доске, предлагает задуматься над понятиями: искусство, творчество.

Размышляют. Рассуждают.

Рассказывает детям, что: наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

 Предлагает взять детям карточку 1 и с помощью символов  нарисовать

1гр – портрет,  2гр – натюрморт, 3 гр – пейзаж, 4 гр – сюжет. После чего поменяться местами и представить чужую картину.

Рисуют, представляют рисунки соседней группы.

Предлагает ученикам вывести в группах предположение, что значит декоративно-прикладное искусство. Сделать запись на листе ФА3 в первой колонке – предполагаем.

Делают записи в первой колонке листа А3. Обсуждают.

Предлагает рассмотреть карточку 1

Рассматривают карточки,  делают записи во второй колонке листа А3. Обсуждают

Предлагает найти информацию словарях, Интернете, книгах.

Ищут, выполняют записи на основании источников, записывают в колонку 3. Обсуждают

Предлагает на основании трех заполненных колонок вывести результат – окончательное понятие.

Заполняют 4 колонку.

Проводит беседу по уточнению и конкретизации знаний.

Предлагает двум ученикам прочитать записанное понятие

Принимают участие в беседе

Записывают понятия в тетрадь.

Усвоение нового материала

  1. Предлагает учащимся изучить параграф учебника. Затем проводится обсуждение изучаемого материала  

  1. Изучают материал, обсуждают с учителем.

Из 9 цветных квадратиков учитель предлагает составить большой квадрат так, чтобы это выглядело красиво

Составляют. Объясняют, почему сделали именно так, а не по-другому.

Учитель предлагает представить, что это прихватка. Закончена ли она? Чего не хватает? Почему?

 Нет композиционной завершенности. Но об этом мы поговорим на следующем уроке. 

Размышляют, отвечают на вопросы

Актуализация необходимых знаний

Искусство –           творчество -          ДПИ -  

Дают понятия

Д/З: подготовить и принести два лоскута ткани размером 20+20

Подведение итогов

Предлагает оценить работу по оценочным картам

Оценивают работу

Дополнительный материал

Рассказывает о мастерицах Хабаровского края, давая понять, что ремесло хорошее подспорье каждому.

Сообщения о мастерицах Хабаровского края

Диагностика достижения планируемых результатов.

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Выставляют оценку своей деятельности на уроке.

Декоративно-прикладное искусство имеет особый художественный смысл и предназначено служить человеку в быту. Произведения декоративно-прикладного творчества могут быть выполнены из самых различных материалов: дерева, глины, камня, ткани, стекла, металлов и др.

        Начиная с древности, создавая бытовые изделия человек стремился украсить свой быт. Самым древним видом украшения является орнамент – узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие и являющийся его организующей основой.

        Виды декоративно-прикладного творчества: игрушки (матрёшка, диковинные птицы, свистульки), посуда из дерева, резьба по дереву, роспись, керамика, глиняная игрушка, вышивка, лоскутная пластика  и многое другое.

        Композиция – структурный принцип произведения, организующий  взаимное расположения частей, их соподчинение друг другу, что придаёт предмету единство, целостность и завершённость.

        Композиция – важнейший элемент стиля, содержащий в себе главные его признаки. Целостность композиции определяется её неделимостью, взаимной согласованностью её элементов и наличием композиционного центра.

        Композиционный центр – часть произведения, которая выделяется на общем фоне, окружающих его частей. Эта часть произведения несёт в себе смысловую нагрузку, зрительно притягивает внимание.

        В качестве смысловой нагрузки могут выступать: форма, размер, цветовое пятно. Композиционный центр может н е всегда располагаться в центре, но произведение должно иметь свою законченность.

Цвет является в композиции главным элементом декоративного образа

Симметрия  (одинаковое расположение частей относительно оси)и асимметрия в композиции.

Центрально осевая симметрия: бабочка, человек. Осевая: ромашка, гриб, дерево.

Симметрия выражает спокойствие, закономерность. Асимметрия – свободу, движение

        Цветовые решения в композиции могут быть разными. Гармоничные ряды можно разделить на контрастные (цвета противопоставляются друг другу) и нюансные (сочетаемые друг с другом).

Родственно контрастные цвета: жёлто-красные и красно-синие;  

Краснол-синие и сине-жёлтые

Сине-зелёные и зелёно-жёлтые

Зелёно-жёлтые и жёлто-красные



Предварительный просмотр:

Деятельностное задание к уроку технологии в 5 классе.

Характеристика задания

Технология, 5 класс.

Тема урока: Декоративно-прикладное искусство 

Оснащение

Бумага - формат А3; карточки № 1, 2, 3; картонные квадраты размером 6*6  разного цвета.

УУД

Коммуникативные, регулятивные

Стимул

  1. Игра лоскутными  кубиками.  2. Предложение узнать, что за вид искусства  - изготовление кубиков?

Работа в группах

Формулировка задачи 1.

  1. Изобразить на листе Формата А3 сюжет, применяя условные знаки. В помощь  - карточка № 1.
  2. Группы меняются рисунками. Полученный рисунок  группа должна расшифровать – рассказать, что изображено, опираясь на условные знаки (карточка №1), соблюдая регламент времени (3 минуты)

Группа, выполнявшая рисунок дает комментарии.

Формулировка задачи 2.

  1. На листе бумаги А3 написать (нарисовать) предположения (ассоциации), что такое ДПИ
  2. На основе рисунков, изображенных на карточке № 2,  сделать  сравнительный анализ.
  3. Найти понятие ДПИ в словаре,  выполнить еще раз сравнительный  и вывести собственное понятие ДПИ

Творческое задание (работа в группах)

Формулировка задачи 3.

.

  1. Выбрать квадраты для изготовления прихватки  в технике лоскутного шитья.
  2. Пояснить, почему выбраны именно эти квадраты. Регламент выступления – 3 минуты

Инструменты проверки

Оценочная карта

Критерии оценивания на этапах деятельностного задания

Параметры

Содержание параметров

Балл

Содержание

Правильность определения Декоративно-прикладного искусства

  1. Предположения не написаны, сравнительный анализ не выполнен, пояснения не даны

0

  1. Предположения написаны, сравнительный анализ не выполнен,  понятия не сформулированы

1

  1. Предположения написаны, сравнительный анализ выполнен,  понятия  сформулированы

2

Изображение сюжета условными знаками

  1. Сюжет изображен, пояснения не даны

1

  1. Сюжет изображен,   пояснения  даны

2

Цветовой выбор для изготовления лоскутных кубиков

  1. Кубики выбраны, пояснения не даны

1

  1. Кубики выбраны, даны пояснения

2

Организация выступления

Аргументированные ответы на вопросы

Аргументов нет

0

Аргументов не достаточно

1

Аргументов достаточно, есть ссылки на дидактический материал

2

Итого

7 - 8 баллов =   (оценка 5)

5-6 баллов =  (оценка 4)

Менее 5 =  (оценка 3) 



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Декоративно – прикладное искусство Не умел шить золотом, так бей молотом! Ремесло пить, есть не просит, а само кормит. Учитель технологии МБОУ СОШ села Ильинка: Т.Ф.Печурина

Слайд 2

: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д.

Слайд 5

Юлия Дмитриевна Самар Юлия Дмитриевна Самар родилась 16 декабря 1938 года в селе Бичи, основанное горинскими нанайцами. Вышивать она любила всегда, но вышивать именно традиционный орнамент родного народа. Он завораживал ее красотой и текучестью форм, напоминая Амур, величаво огибающий прибрежные сопки, прихотливое переплетение таежных растений, грацию лесных животных, игру рыб В 1990 году хобби победило и Ю.Д.Самар ушла на пенсию, чтобы заняться любимым делом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работы Самар Юлии Дмитриевны Произведения автора находятся в собраниях Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова, Комсомольского-на-Амуре музея изобразительных искусств, Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), Корякского окружного краеведческого музея (Анадырь), Национального музея этнологии (Осака, Япония), Музея этнологии в Вене (Австрия), в музеях Канады, в Центре северных народов (Манндаллен, Норвегия). В 2005 году получила звание «Лучший мастер народного художественного промысла и декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края». В 2010 году стала лауреатом премии Правительства Российской Федерации «Душа России».

Слайд 2

Юлия Дмитриевна Самар В 2010 году ей была присуждена премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества. Юлия Самар - член Союза художников России, лучшие ее работы - национальная одежда, вышивка с использованием рыбьей кожи - вошли в отечественные и зарубежные музеи, в альбомы и книги.

Слайд 3

Зоя Александровна Пластина 1911 – 1992гг Известный на Нижнем Амуре мастер, в совершенстве владевший ремеслом обработки рыбьей кожи, техникой плетения традиционных ульчских поясов, техникой плетения из лозы ивы и тальника.

Слайд 4

Зоя Александровна Пластина 1911 – 1992гг Произведения З. А. Пластиной (традиционная одежда, обувь, сумочки для рукоделия, пояса, изделия из лозы) находятся во многих музейных собраниях России, в Краевом музее имени Н. И. Гродекова, городском краеведческом музее Комсомольска-на-Амуре. В этнографическом музее детской школы искусств села Булава хранится мужской рыбацкий костюм рыбака (короткий халат, юбка, ноговицы) из кожи сома, осеней кеты и щуки). Родилась З. А. Пластина в низовьях Амура на острове Сучу, жила в селении Новая Ферма. После замужества переехала в Булаву, где и прожила всю жизнь.

Слайд 5

Русский костюм Народный костюм – бесценное достояние культуры Русский народный костюм, являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

Слайд 6

Ссылки на использованные сайты http://etnoart.slovoart.ru/?q=node/48 https://geographyofrussia.com/russkij-nacionalnyj-kostyum/ http://etnoart.slovoart.ru/?q=node/45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление декоративной рамки.

Из ненужных материаловнередко делают оригинальные и очень интересные поделки. Одним из таких вариантов может являться декоративная рамка для фотографий, рисунков и эстампов, выполненная из упаковочног...

ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год

            Дополнительная образовательная программа  «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...

Сценарий VII районного фестиваля декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»

Данный сценарий может быть полезен педагогам-организаторам, а также тем, кто проводит массовые мероприятия массового характера...

Положение о выставке-конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Ветер творчества»

Выставка проходила в рамках окружного фестиваля "Юные таланты земли зеленоградской" в выставочном зале ГБОУ ЗДТДиМ....

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ТВОРЧЕСТВО И ПРИРОДА»

Доклад: "Декоративно- прикладное творчество , как средство педагогической поддержки в детском объединении "Творчество и природа"....