Дороги, которые мы выбираем
статья по технологии (8 класс) на тему

Светлана Пашкова. sv. 2016

     Мир профессий многолик. Как понять, что именно данный вид деятельности тебе подойдет? Ребёнок, часто еще в раннем детстве знает, кем быть, а когда подходит время выбора, почему-то наступает сомнение в выборе профессии. Родители говорят ребёнку одно, товарищи – другое, а он думает о третьем. Вот тут-то, на перепутье дорог должен встать опытный наставник, вооруженный знаниями и жизненным опытом, способный помочь разобраться в мире современных профессий. Такими наставниками должны стать педагоги и психологи.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogi_kotorye_my_vybiraem.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

        Автор статьи: С.Н.Пашкова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Задворковская средняя школа

Выбор – как сложен он бывает

на перепутье трех дорог

Когда еще некрепкий ум кричит:

«Я лучше знаю, чего мне хочется!

Советы, не нужны мне!»

И вдруг… тупик! «Что делать? Как мне быть?»

     Мир профессий многолик. Как понять, что именно данный вид деятельности тебе подойдет? Ребёнок, часто еще в раннем детстве знает, кем быть, а когда подходит время выбора, почему-то наступает сомнение в выборе профессии. Родители говорят ребёнку одно, товарищи – другое, а он думает о третьем. Вот тут-то, на перепутье дорог должен встать опытный наставник, вооруженный знаниями и жизненным опытом, способный помочь разобраться в мире современных профессий. Такими наставниками должны стать педагоги и психологи.    

Программа “Проектирование траектории профессионального самоопределения”, разработанная НИРО,  наиболее полно позволяет подготовить подростка к этому важному выбору.

  Мы знаем, что профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

       Современная ситуация развития общества потребовала существенных реформ в сфере общественной жизни и образования, и поэтому в начале XXI века профориентационной работе стали уделять особое внимание.  Процесс самоопределения личности в профессиональной деятельности требует модернизации всего учебного процесса.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования.

Поскольку ключевой идеей профильного обучения является идея существенных возможностей выбора, то обучающийся к такому выбору должен быть подготовлен. По нашему мнению, организация предпрофильной подготовки в основной школе сможет обеспечить формирование мотивационно-потребностной сферы, выявить интересы, склонности и способности обучающихся. Всё это может способствовать  принятию школьниками оптимального решения в отношении своей будущей профессиональной деятельности.  В этой связи можно выделить два основных направления деятельности: информационно-просветительское, направленное на развитие профессиональной ориентации учащихся; диагностическое, направленное на выявление способностей, особенностей характера и ценностных ориентаций учащихся. Очевидно, что для формирования готовности выпускников основной школы осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам, нужно проводить эту работу с учащимися с более раннего возраста. Поэтому в нашей школе возникла необходимость разработать программу предпрофильной подготовки для учащихся 1-9 классов, позволяющую решить данную проблему. Для её решения в школе был реализован  педагогический проект «Организация предпрофильной подготовки обучающихся».

На уровне начального общего образования апробировалась программа внеурочной деятельности «Кем быть?». Программа состоит из четырёх частей: «Труд в жизни человека» (1 класс);  «Профессии наших родителей» (2 класс);   « Мир профессий» (3 класс);   «Я в мире профессий» (4 класс). Формы профориентационной работы на уровне начального общего образования: беседы с детьми и родителями; встречи с людьми разных профессий; классные часы по профориентации; оформление классного уголка и школьного стенда; сочинения, конкурсы, защита проектов; родительские собрания по профориентационной тематике; игры, направленные на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии.

Для учащихся 5-7 классов мы выбрали программу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся (авт. Криволапова Н.А.).

 В ходе реализации проекта использовались следующие методы:

 методы по сбору информации: изучение нормативных документов, научно-методической литературы по теме исследования;

методы анализа: анализ, сравнение, обобщение экспериментальных данных;

практические методы: педагогическое и учебное проектирование, интерактивное обучение, тренинги, педагогическая поддержка.

Профориентационная работа в нашей школе представляет собой систему взаимосвязанных компонентов урочной и внеурочной деятельности. Каждый учитель предметник  включает в разработку уроков профессиональную направленность.  Поэтому в рамках участия в экспериментальной площадке Федерального государственного  автономного учреждения «Федеральный институт развития образования», открытой на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский институт развития образования»,  в школе были апробированы: программа «Проектирование траектории профессионального самоопределения», включённая в учебный план   в 8-9 классах, элективный  курс «Основы предпринимательской деятельности» в 10-11 классах.

      Очень важны и значимы профессиональные пробы, то есть вовлечение обучающихся в коллективные творческие дела, социальные проекты, конкурсные движения, работа по самоуправлению. В школе работают кружки и секции. Выпускники школы, занимавшиеся в волейбольной и лыжной секциях, получают зачетные книжки спортсмена с указанием спортивного разряда.   Много лет школа сотрудничает с центром детского творчества, детской школой искусств, ребята посещают предприятия района, изучают их работу. Анализируя экономическую и социальную обстановку в районе, обучающиеся делают вывод о наиболее востребованных профессиях, выходят с предложениями и проектами на районную проектную конференцию, на областные и общероссийские конкурсы проектов.

Индивидуализация системы предпрофильной подготовки в ходе деятельности экспериментальной площадки «Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях», организованной на базе НИРО,  в МОУ Задворковской СШ осуществляется за счёт разработки и ведения  профориентационных и элективных курсов: «Основы журналистики», «Основы предпринимательской деятельности».

     Профессиональная ориентация выпускников школ стала приоритетным направлением в деятельности школы. Реализация программы “Проектирование траектории профессионального самоопределения” поможет выбрать профессию, востребованную на рынке труда, в соответствии с личностными способностями и возможностями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дороги, которые мы выбираем…"

Ни я, ни кто другой не можетПройти эту дорогу за вас,Вы должны пройти ее сами.                      Уолт Уитмен...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Для эффективной работы по английскому языку учителя могут использовать ИКТ.Создание проекта трудоемкое дело, поэтому хочу поделиться опытом работы над стартовой презентацией, созданной учителями на ку...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Этот продукт  -двуязычный коммуникативный проект- создан учителями английского языка на курсах Intel- обучение для будущего. Так как создание проекта дело трудоемкое,хочется поделиться стартовой ...

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Классный час "Дорога, которую мы выбираем"

Открытый классный час в 9б классе в рамках районного конкурса «Самый классный классный» - январь 2012 года...

Классный час "Дорога,которую мы выбираем"

Классный час для учащихся 7-8 класса.Цель: помочь детям выработать собственные взгляды на жизнь,  отношение к людям, к делу, к собственному здоровью; побуждать детей к анализу своих поступков, мы...

Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"

Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...