Урок-игра по теме «Технологии электроэнергетики»
план-конспект урока по технологии (10 класс)

Материал дает возможность продолжить формирование у учащихся навыков ранжирования, нахождения соответствий, логического мышления, работы в группах по разделу экология, электроэнергетика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_10-_klass_tehnologii_elektroenergetiki.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:


Урок-игра по теме «Технологии электроэнергетики», 10 класс

Цель: обобщить и расширить знания об энергетике.

Задачи: 

- продолжить формирование у учащихся навыков ранжирования, нахождения соответствий, логического мышления, работы в группах, экологических знаний;

- показать приоритетность использования альтернативных источников энергии;

- воспитывать чувство ответственности за сохранение чистоты на планете.

Оборудование: раздаточный материал каждой группе.

Ход урока:

1.  Организационный момент.

 Вступительное слово учителя о значимости этой темы. «Сегодня отечественная энергетика подошла к новому рубежу своего развития, который требует переоценки сделанной работы и выработки стратегии природоохранной деятельности в иных социально-экономических условий, при качественно новом понимании экологических проблем, как основы устойчивого развития мировой цивилизации.

Новая энергетика России будет формироваться под воздействием новой концепции охраны окружающей среды – части государственной политики стран мирового сообщества. Эта концепция, исходящая из единства и неделимости биосферы, предполагает разумный компромисс социальных, экономических потребностей общества, экологических организаций. В области электроэнергетики выработка вырастет почти в два раза до 1,8-2,2 триллиона киловатт-часов.

2. Объявление целей и задач урока. Знакомство с правилами игры.

Деление учащихся на группы (по 6 чел.). Придумать название группы, выбрать капитана. Получить маршрутный лист, у каждой команды свой.

Маршрутный лист: Фамилии учащихся:__________________________________

Название станции

Максимальный балл

Полученный балл

примечания

1. Аббревиатура

6

2. Ранжирование

9

3. Слова по темам

15

4. Карта России

10

5. Сделай сам.

5

3. Игра с описанием станций.

Станция «Аббревеатура»

На карточках – несколько аббревеатур: ВЭС, БЭС, СЭС, ГеоТЭС, ТЭС, ПЭС.

Прочитайте выданные тексты, поймите о каком устройстве идёт речь. Расшифруйте аббревеатуры.

Тексты:

1) Ветер. Вращение крыльев мельниц. Движение жерновов – раньше так мололи зерно. Особенно выгодно установить энергетическую установку там, куда дорого проводить линии электропередач – в отдалённых сёлах, на летних фермах.

2) Вода, входящая в бухту во время морских приливов, заставляет вращаться турбины. Так получают энергию на одном из полуостровов России.

3) Часто на крышах устанавливают бочки или баки, окрашенные в чёрный цвет. Вода в них нагревается на 30-40 градусов больше. Чем температура окружающего воздуха, и ей можно мыть посуду, мыться, стирать. В более сложных устройствах зеркальные поверхности фокусируют свет Солнца на трубках с синтетическим маслом и они нагреваются почти до 400 Цельсия. Это тепло может быть преобразовано в электроэнергию.

4) Работа на ископаемом органическом углероде. Уголь, мазут, газ, сланцы.

5) Биомасса – это древесина (дрова), солома, стебли кукурузы, отходы лесной промышленности и т. п. может использоваться различно: от простого сжигания до сложной переработки путём сбраживания и получения биогаза.

6) Подземные горячие воды вблизи вулканов и гейзеров, выходящие на поверхность Земли и особенно пар источников могут быть использованы для выработки энергии. В России таких источников больше на Камчатке.

Ответы: 1)ВЭС 2)ПЭС 3)СЭС 4)ТЭС 5)БЭС 6)ГеоТЭС

Станция «Ранжирование»

В ячейках таблицы написаны степени развития источников энергии – от важнейшего до недопустимого. Под каждой надписью – пустая строка. Ответы написаны на отдельных листах.

Ответы:

солнечная энергетика; плавучие атомные станции; ветровая энергетика; электростанции на угле; атомные электростанции; атомные станции с использованием МОКС – топлива (то есть топливо из урана и плутония извлечённого из атомных бомб), энергосбережение; электростанции на газе; гидроэлектростанции.

            Приклейте ответы в таблицу по степени их значимости.

Самый важный

и эффективный способ

____________________

Очень важно развивать

____________________

Очень важно развивать

_____________________

Можно пользоваться

____________________

Можно пользоваться

_____________________

Следует отказаться

______________________

Следует отказаться

_____________________

Можно пользоваться

____________________

Совершенно недопустимо!

______________________

Правильное ранжирование:

Энергосбережение

Солнечная энергетика

Ветровая энергетика

Электростанции на угле

Электростанции на газе

Гидроэлектростанции

Атомные электростанции

Плавучие атомные электростанции

Атомные станции с использованием МОКС - топлива

Станция «Слова по темам»

На цветные листы бумаги (жёлтый, синий, красный) с заголовками «Солнечная энергетика», «Гидроэнергетика», «Ядерная энергетика» приклейте слова в соответствии с темой.

Слова: 

рыбоподъёмник; коллектор; уран; плотина; гелиоустановка; радиоактивные отходы; вечный ресурс энергии; турбина; МАГАТЭ; световой поток; реактор; водохранилище; затопление; зеркала; водоём - охладитель.

Ответы:

1) Солнечная энергетика» - коллектор; гелиоустановка; световой поток; вечный поток энергии; зеркала.

2) « Гидроэнергетика» - турбина, затопление, водохранилище; плотина; рыбоподъёмник.

3) «Ядерная энергетика» - реактор; МАГАТЭ, радиоактивные отходы; уран; водоём – охладитель.

Станция «Карта электроэнергетики России».

На экране расположена карта электроэнергетики России. На карте отмечены действующие атомные станции России. Укажите названия населённых пунктов, где они расположены.

Города:

г. Волгодонск; г. Нововоронеж; г. Удомля; г. Курчатов; г. Билибино; г. Смоленск; пос. Полярные Зори; г. Сосновый Бор; пос. Заречный; г. Балаково

Название атомной станции

Населенный пункт

1

Курская АЭС

2

Ленинградская ЭС

3

Белоярская АЭС

4

Кольская АЭС

5

Балаковская АЭС

6

Смоленская АЭС

7

Ростовская АЭС

8

Билибинская АЭС

9

Нововоронежская АЭС

10

Тверская АЭС

Ответы:

Название атомной станции

Населенный пункт

1

Курская АЭС

Курчатов

2

Ленинградская ЭС

Сосновый Бор

3

Белоярская АЭС

Заречный

4

Кольская АЭС

Полярные Зори

5

Балаковская АЭС

Балаково

6

Смоленская АЭС

Смоленск

7

Ростовская АЭС

Волгодонск

8

Билибинская АЭС

Билибино

9

Нововоронежская АЭС

Нововоронеж

10

Тверская АЭС

Удомля

Станция «Сделай сам»

Оборудование: рейки с отверстием, болтики, шайбы, квадратные листы бумаги с отверстием в центре.

Задание.  Сделайте своими руками «ветряки», используя инструкцию:

1) Возьмите квадратный лист и проведите диагонали с угла на угол (по линейке, карандашом).

2) Разрежьте по намеченным линиям, не доходя до центра примерно одну треть.

3) Загните углы к центру через один.

4) Приложите к отверстию рейку, используя болты, шайбы, укрепите вертушку к рейке (но только не сильно плотно, а то не будет вращаться.

5) Укрепите ваш «Ветряк» на шесте для демонстрации.

             Станция «Авторская».

Напишите мини-сочинение на тему «Моё отношение к энергетике» или «Перспективы развития энергетики в России». (проклеить окна, купить энергосберегающие лампочки, экономить электроэнергию).

4. Подведение итогов.

Домашнее задание: &9, дописать сочинение, внесите свои предложения по использованию альтернативных источников энергии в нашей области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра " КВН" по теме " Периодическая система химических элементов" 8 класс

Предлагаю разработку урока, но можно использовать и как внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук в школе. Данная разработка способствует развитию интереса учащихся к предмету, вырабат...

Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"

Урок разработан  на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают  на осровах " Понятий",  окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...

Урок-игра по итоговой теме «Древняя Русь». 6 класс "Крестики-нолики"

Цели и задачи игры: закрепление, повторение и углубление исторических знаний; развитие навыков творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы. Правила игры: • Участники игры разделены на две...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

урок -игра при обобщении темы "Строение и функции клеток. Метаболизм"

При обобщении темы   "Строение и функции клеток. Метаболизм" можно немножко разгрузить учащихся проведением урока в игровой форме. Учащимся очень нравится такой урок, они чувствуют себя наст...

Урок – игра «Счастливый случай» по технологии

Урок – игра «Счастливый случай» рассчитан для учащихся 6-х классов, по тема: «Изготовление одежды»....

Внеклассное мероприятие . Конспект урока-игры с использованием игровой технологии «Вместе к А.С.Пушкину»

Игра рассчитана на участие двух команд. В каждую команду входит по 5 – 7 участников ( можно больше), включая капитана....