Методическая разработка
методическая разработка по технологии

Борсюк Елена Владимировна

Методическая разработка «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии» для учителей технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx507.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области

 Краснозерская средняя общеобразовательная школа №2

 имени Ф.И.Анисичкина

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема:

«Проектная деятельность учащихся на уроках технологии»

Методическую разработку  подготовила:

Борсюк Елена Владимировна

Должность:

Учитель технологии

 

р.п.Краснозерское

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение        3

2. Основная часть

2.1. Вступительная часть        7

2.2. Банк идей тем творческих и исследовательских проектов по технологии                                                                                         8

2.3. Структура проекта                                                                        9

2.4. Варианты возможных проектных исследований                                11

2.5. Рекомендации по оформлению проекта                                        12

2.6. Рекомендации для подготовки к защите проекта                                13

2.7. Примерный план выступления на защите проекта                        14

2.8. Оценочный лист разработки проекта «Изготовление швейного изделия»                    15

2.9. Словарь основных понятий                                                          16

3.  Выводы                                                                                                17

4. Приложение        18


  1. Введение

Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой "Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности, в ходе которого учащийся использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реализации.

Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проективное образование - это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.

Метод проектов возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи  (осуществлявщего свои исследования в экспериментальной "школе-лаборатории" при Чикагском университете), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В настоящее время учебное проектирование все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств личности.

Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная им самостоятельно под руководством и с помощью учителя. Причем эта помощь носит на каждом этапе проектирования специфический характер.

Учителю, направляющему проектную деятельность учеников, нужно иметь представление о проектировании, применяемом на производстве. Оно помогает ему полнее использовать образовательный и воспитательный потенциал метода проектов, а также познакомить учащихся с элементарными основами инженерно-технического проектирования.

Необходимость в проектировании возникает тогда, когда готовые решения, полученные из предыдущего опыта, не могут быть применены в новых условиях. К тому же постоянный дефицит ресурсов для осуществления идеальной цели заставляет искать оптимальное решение с рассмотрением множества возможных вариантов. Отсюда можно сделать вывод: жизнедеятельность (включая профессиональную) человека представляет собой череду исполняемых проектов, разных по масштабам, ответственности, последствиям. Проектированием как процессом создания проекта будем называть поиск аргументированных и доказательных решений применительно к данным условиям и выбранным целям. Оно является частью трудовой деятельности в самых различных областях.

В последние 30-40 лет проектирование становится системным, интегративным и междисциплинарным, в котором при решении основной задачи улучшения технико-экономических показателей учитываются технико-технологические, социальные, экономические и эргономические факторы. Существенной тенденцией проектирования в последние 20 лет является учет "человеческого фактора", адресованность любого проекта именно человеку с его психологическими, антропометрическими, социальными и даже уникальными индивидуальными характеристиками. Эта тенденция отражает сдачу позиций технократическим мышлением в пользу гуманитарного, в связи с чем уже принято говорить о необходимости гуманитарной образованности технических специалистов. Хотя также считается важной технико-экономическая образованность гуманитариев, занятых проектированием, например социальным, педагогическим.

Проектирование опирается на определенные требования научного подхода, в частности такие:

не принимать решения без анализа;

не считать метод проб и ошибок рациональным;

расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;

стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и последовательности не наблюдается;

составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего объекта проектирования, максимально используя свои знания и воображение, и только затем переходить к изучению литературы и других баз данных;

подходить к любому вопросу разносторонне и системно;

считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, цели;

учитывать, что принципиально новые решения часто воспринимаются как нереальные, фантастические или просто плохие.

Любой проект является коммуникативным документом, посланием авторов другим людям, которым предстоит понять содержание и аргументацию найденных решений, осуществлять предлагаемый проект. Чтобы он был убедительным, аргументы должны соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам. Материализация проектных решений обычно служит лишь аргументом в пользу их обоснованности. Главным критерием качества проекта является его внутренняя непротиворечивость и гармоничность. Надо заметить, что воплощение проекта не всегда является доказательством его правильности.

С позиций педагогики проектную деятельность можно считать действенным средством воспитания разума, что является одной из важнейших целей образования. Антиподом проектирования является репродуктивное использование известных решений, повторение пройденного и известного. Здесь уместно вспомнить слова замечательного авиаконструктора О.К Антонова, сказавшего однажды, что взлетевший самолет уже устарел. Проектирование следует искать там, где есть восхождение, диалектическое развитие от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего к удовлетворяющему новым потребностям улучшения технико-экономических и социальных показателей производства, по большому счету - потребностям людей.

Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что при выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная нами творческая проектно-технологическая система. Творческая по той причине, что создается изделие, обладающее субъективной (для учащихся), а, возможно, и объективной новизной. Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и моделирование. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа и приучение школьников со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры.

Технологическая она по той причине, что в выполнении проектов присутствуют разработки технологии изготовления изделий, непосредственное изготовление изделия от идеи до результата. В выполнении творческих проектов ведущими являются творческая, проектная и технологическая деятельности, составляя основу системы обучения технологии, названной "творческая проектно-технологическая система".

Работа над проектом может послужить развитию общения и взаимопонимания между детьми и родителями, а также обеспечит связь школы и семьи что является огромным плюсом в деле воспитания учащихся. Это достигается путем того, что работа, требующая больших затрат времени, может быть выполнена дома. Соответственно появляются совместные дела, на основе которых формируются чувство общности, взаимопомощи, уважения и т.д.

Организация творческих групп. Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности меняется от одного до больших творческих коллективов не ограничивающихся пределами одного класса.

Также проектирование повышает уровень коммуникабельности, особенно уровень делового общения.

Воспитательная цель проектирования отражает формирующиеся у учащегося способы взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), возникающие трудовые отношения, вызывающие изменения в духовной жизни учащихся, их характере. Таким образом при достижении цели реализуются творческие усилия личности, происходит развитие внутреннего мира, воспитывается новый взгляд на мир, воля. Очень важно приобретение при этом любви к труду, осознание нравственной стороны трудового начала в жизни.

Проектирование воспитывает такое морально-ценностное отношение к труду, при котором учащийся осознает не только общественную, но и личную значимость его, понимает роль труда в саморазвитии, самореализации. Таким образом появляется чувство радости от процесса и результата труда, то есть от применения интеллектуальных, волевых и физических сил, думаю, что не следует говорить о том насколько большое влияние это оказывает на личность.


2. Основная часть

  1. . Вступительная часть

Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, так как проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования

Объектом исследования является процесс обучения технологии.

Предмет исследования – метод творческих проектов.

Цель методической разработки – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология».

Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий.

Задачи методической разработки следующие:

  • Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
  • Разработать методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе «Технология».
  • Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.

Методы работы: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение.

Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности методики руководства проектной деятельностью, который может быть использован в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: разработанная методика руководства проектной деятельностью может быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.

2.2.  Банк идей тем творческих и исследовательских проектов по технологии

5 класс

1. Фартук – элемент русского национального костюма

2.Фартук традиционный и современный

3. «Дитя солнца» - хлопок в быту и производстве

4. Русский лён – современный шёлк

5. Вышивка – древнее рукоделие

6. Одежда для дома

7. Весёлые лоскутки

8. Тайна бабушкиного сундука

9. Его величество Ситец

10. Рукотворная кукла

6 класс

1. Русские узоры

2. Его величество платок

3.Обрезки ткани для пользы дела

4. Комплект летней одежды

5. Букет из атласных лент

6. Костюм для меня

7. Подарок маме своими руками

8. Интерьер моей комнаты

9. Праздник моей семьи

10.Отделка исторического и современного костюма

7 класс

1. Ткани, которые мы выбираем

2  Одежда для школьницы

3. Мягкая игрушка своими руками

4. Забытое искусство

5. Создание образа в костюме

6. Платье моей мечты

7. Семейный праздник

8. Туника: традиции и современность

9. Одежда для летнего отдыха

10. Модные штучки своими руками

2.3. Структура проекта

  1. Обоснование темы проекта (описание проблемы, её актуальность)
  2. Цель и задачи   (цель: спроектировать и изготовить изделие; задачи: шаги по достижению цели.Формулировка задач начинается с глаголов – изучить, исследовать, смоделировать, сконструировать, подобрать, изготовить и др.).
  3. Исследование

Цель исследования – более глубоко понять каковы потребности, получить информацию о том, что необходимо для дальнейшей работы. Обычно исследуются:

- материалы, их свойства, доступность и стоимость;

- методы (способы) изготовления  в  разных условиях;

- потребности пользователя изделия;

- психологические факторы (направления моды, особенности стиля);

- исторические факторы (возникновение и развитие ключевого понятия проекта, преобразование предмета в исторический период времени)                            

 Комментарии и выводы

  1. Дизайн-спецификация (предположение о том, каким должно быть изделие, исходя из проблемы и результатов исследования)
  2. Первоначальные идеи

Это процесс быстрой зарисовки своих идей  и аннотаций к ним. Важно выработать  как можно большее количество идей. Простые комментарии должны быть описательные и  оценочные. Чем больше будет количество идей, чем лучше будут эти идеи, тем проще выбор оптимальной идеи.

  1. Выбор лучшей идеи

Необходимо решить, какая из идей наиболее подходит по отношению к критериям дизайн – спецификации. Свои решения обоснуйте.

  1. Дизайн – анализ

Перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, чтобы быть качественным:

- для кого предназначено изделие;

- какие функции будет выполнять;

- экономические характеристики;

- эстетические характеристики (цветовая гамма, материалы, отделка);

- методы изготовления (виды швов)

- соответствие стандартам

- предположительная стоимость

  1. Планирование и изготовление:

- перечень  инструментов, оборудования, приспособлений  и способов изготовления (с описанием причин, почему был сделан тот или иной выбор).

- инструкционная карта (технологическая последовательность изготовления изделия    с  графическим изображением швов, поузловой обработки).

  1. Самооценка  

 Самооценка  изготовленного объекта:

- на сколько удачно изготовленное изделие? (Оценить по отношению к краткой формулировке задачи, дизайн – спецификации).

 - как оно может быть улучшено (эскиз с комментариями)?

Самооценка процесса (насколько я был успешен в процессе проектирования?):

        - четкая и значимая, краткая формулировка задачи.

- хорошо спланированное, проведенное и использованное в процессе работы исследование.

            - широкий спектр первоначальных идей, обоснованный выбор лучшей идеи

- процесс изготовления хорошо спланирован, правильно выбраны инструменты, оборудование и методы изготовления.

- спланировано и проведено испытание результата проекта.

2.4.  Варианты возможных проектных исследований

Исследование материалов

Таблица 1

п/п

Материалы

Свойства

Наличие

(доступность)

Стоимость

Вывод__________________________________________________

________________________________________________________

Исследование психологических факторов

Таблица 2

п/п

Физиологические

(где будет использоваться, кем и для чего)

 Безопасность

при изготовлении

и эксплуатации

Психологические

(ощущения, чувства, мышление, воля)

Другие

Вывод______________________________________________________________________________________________________________

Историческое исследование

     Прослеживается история происхождения ключевого понятия проекта, слова (его этимология), или возникновение и развитие вида рукоделия, или преобразование предмета по форме, размеру в исторический период времени. Результаты исследования желательно представить не только в описательной форме, обязательно сделать выводы

2.5. Рекомендации по оформлению проектной документации

Титульный лист является первым. Он не нумеруется. Титульный лист включает: полное название учреждения, в котором создавался проект, вид проекта (творческий, исследовательский), предметная область (по технологии, по психологии и т. д.), тему проекта, данные об авторе работы и о руководителе, а также город и год создания работы. Пример оформления титульного листа приведён в приложении 1

  После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки (пояснительной записки)  и указываются страницы, на которых они находятся. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. В исследовательском проекте  введение, отдельные главы и заключение всегда в самом тексте начинаются с новой страницы, чего нельзя сказать о подразделах. Необходимо следить, чтобы названия подразделов в тексте соответствовали аналогичным названием в содержании, но чтобы названия отдельных разделов не совпадали с общим названием (то есть с ее темой).

Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точек в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяются с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Введение, заключение, список литературы, приложения не нумеруется. Нумеруются разделы (главы) основной части и подразделы арабскими цифрами.

        

        

 

2.6. Рекомендации для подготовки к защите проекта

  1. Для защиты проекта необходимо подготовить: изделие, папку, в которой собрана документация проекта и речь (тезисы).
  1. Речь должна отражать все три этапа проекта. Готовясь к защите проекта,  расскажите 2-3 раза о своём проекте  по заготовленному плану родителям. Попросите их задать несколько вопросов.
  2. Начините выступление словами: «Разрешите представить вашему вниманию проект по теме…», закончить речь так: «Спасибо за внимание».

4. Регламент (время выступления) -15 минут

5. К защите проекта, для наглядности выступления, желательно (но не обязательно),

подготовить мультимедиа презентацию, которая продемонстрирует идеи проекта - иллюстрации (эскизы), таблицы исследования и себестоимости, фото готового изделия

6. Презентация включает максимум 12 слайдов

7. Требования к компьютерной презентации:

- единый цветовой стиль, неяркий фон;

- титульный слайд с темой и данными об авторе проекта;

- минимум текста, контрастного цвета (по отношению к цвету слайдов);

- крупный шрифт, без точек в заголовках.

2.7. Примерный план  выступления на защите проекта

Объявить тему выполненного проекта, продемонстрировать его.

Назвать причины, побудившие  взяться за выполнение данного проекта, и указать цели и задачи, поставленные перед его выполнением.

Назвать оборудование и средства, используемые при выполнении проекта;

Назвать разделы программ  предмета «технологии», дополнительную литературу, задействованные при выполнении проекта.

Рассказать о соответствии выбранной модели индивидуальным особенностям фигуры, направлению моды.

Обосновать выбор модели (идеи)

Обосновать выбор ткани с учётом её свойств, соответствия ткани названию и форме модели,  цветовой гаммы и индивидуальных особенностей внешности (цвет волос, глаз, лица).

Указать на положительные и отрицательные стороны модели, т.е. выявить недостатки и достоинства выполненной модели, которые могли присутствовать при выборе: оборудования, ткани, конструирования, методов обработки изделия и др.

Указать, что можно изменить из вышеперечисленного, в случае повторного выполнения проекта, с целью улучшения качества и эстетического восприятия;

Рассказать о новых знаниях и умениях, полученных при выполнении проекта, об использовании прогрессивных методов обработки ткани, если они имели место.

Объявить окончательную себестоимость изделия и сделать выводы о целесообразности его выполнения и правильности выбора.

  Самостоятельно объективно оценить выполненную работу, выслушать мнения      

 одноклассниц и оценку учителя

2.8. Оценочный лист разработки проекта

Что оценивается

Оценка

5

4

3

2

Обоснование проблемы, цели, задачи

История возникновения

Выбор материала

Конструкторский этап

Организация рабочего места

Материал и инструменты

Технологическая последовательность

Себестоимость

Экологическое обоснование

Вывод

Реклама

Библиографический список

Учитель_____________________________           Дата__________________

2.9. Словарь основных  понятий

Актуальность – важность, необходимость, показатель выбора темы работы.

   Обосновать актуальность - объяснить выбор темы работы

Анализ – мысленное расчленение целого на части с целью раскрытия внутренних связей между ними. Порядок анализа:

- мысленно расчлените объект на отдельные составные части, имеющие функциональное значение, соедините их в блоки;

- постарайтесь обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета;

- выявите существенные причинно-следственные связи между отдельными частями

             Сформулируйте вывод.

Аннотация – краткое описание  содержания работы: проблемы, методов решения,

 результата.

Выбор— отбор (избрание) чего-либо из многого.

Задачи проектапути и средства для достижения цели.

Защита — отстаивание своего мнения, взглядов, точки зрения.

Идея — основная, главная мысль.

Изготовление — процесс создания чего-либо.

Инструменты— орудия туда (ручного, станочного, механизированного).

Материал— предметы, вещества, сырье, идущие на изготовление чего-либо.

Оценка — мнение об уровне выполнения чего-либо.

Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

Проект — замысел, план выполнения какого-либо действия.

Цель – модель желаемого конечного результата

Этапы проекта – основные периоды работы над проектом (подготовительный,

 технологический, итоговый)


  1. Выводы

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Важной задачей обучения методом творческих проектов в рамках образовательной области "Технология" является формирование у учащихся:

технологической грамотности, то есть сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества; умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности;

технологической образованности, понимая ее как необходмый и достаточный объем знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождения его в будущую профессиональную деятельность; стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, позволяющее человеку всегда быть в "деловой" форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материи, энергии и информации в интересах человеческого общества и природной сферы с учетом техноэтики.

Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.

Метод учебного проекта помогает педагогу объединить и успешно решить различные учебные задачи в пределах образовательной области «Технология»: воспитательные, развивающие, образовательные, профессиональные, а затем – оценить приобретенные знания, умения, навыки.

Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.


 ПРИЛОЖЕНИЕ  

Пример оформления содержания

 (Творческий проект «Вязаная игрушка «Гусеничка», автор Габелкова Лада)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

 Краснозерская средняя общеобразовательная школа №2

 имени Ф.И.Анисичкина

Направленность: «Декоративно-прикладное творчество»

Творческий проект

Вязаная игрушка

«Гусеничка»

                                                                             

Выполнила:

учащаяся 7Б класса

Габелкова Лада

Руководитель:

Борсюк Елена Владимировна, учитель технологии

МКОУ КСОШ №2

имени Ф.И.Анисичкина

Краснозерское, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Обоснование темы проекта                                                        стр.3

2. История возникновения вязания                                                        стр.4

3.История возникновения игрушек                                                        стр.5

4.Требования к изделию                                                                стр.6

5.Планирование работы                                                                стр.7

6. Выбор цвета                                                                                стр.9

7. Виды петель и вязки                                                                        стр.10

8.Технологическая последовательность                                                стр. 12

9.Организация рабочего места                                                        стр.14

10.Экологическое обоснование                                                         стр.15

11. Себестоимость                                                                         стр. 16

12.Самооценка                                                                                стр.17

13.Реклама                                                                                        стр.18

14.Список используемой литературы                                                стр.19

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА

Вязание крючком –  это увлечение, которое стало неотъемлемой частью  моей  жизни. Вязание крючком для меня всегда было одним из самых интересных занятий. Вещи, связанные крючком отличаются удивительной воздушной красотой и ажурностью.

Вязать крючком очень просто, достаточно немного терпения для того, чтобы научиться основным приемам вязания. Изделия, выпускаемые нашей промышленностью, часто бывают безлики и некрасивы, что приводит к необходимости многое делать своими руками.

Вязание крючком позволяет мне выразить свою индивидуальность, подарить тепло и любовь родным для меня людям. Когда не нужно было выбрать тему творческого проекта, я очень долго думала. Ведь я умею шить, вязать, вышивать. Но мне не нравиться ни шить, ни вышивать, поэтому я выбираю вязание крючком. Я считаю, что в наше время изделия ручной работы востребованы. Ведь в каждом доме, в каждой, даже в маленькой квартире найдется хоть одна мягкая игрушка. Игрушка должна оправдывать свою основную цель: учить доброте, любви и дружбе. Именно поэтому я выбираю вязать мягкую игрушку.

Цель моего творческого проекта: связать такую мягкую игрушку, чтобы она соответствовала всем моим задумкам, т.е. выглядела не только аккуратной, но и достойной в качестве подарка.

Задачи:

1. Найти литературу по вязанию и выбрать интересную схему для прихватки.

2. Применить знания и умения, полученные на уроках  технологии.

3. Соблюдать правила безопасной работы при вязании крючком.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЯЗАНИЯ

Вязание - одно из интересных и полезных видов рукоделия. Техника его прошла через века, а в наше время получила большое развитие и стала одним из любимейших занятий рукодельниц.

Установить  точно, когда зародилось ручное вязание, трудно, ведь вязание не камень, нелегко ему сохраниться тысячелетиями. Однако древнейшие, дошедшие до нас вязаные предметы ученные относят к 3-5 векам н.э. Так в Перу был найден редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. При раскопках коптских гробниц в городе Антиное был обнаружен детский шерстяной вязаный носок с яркими полосками. Интересно, что большой палец был отдельно от остальных для продевания ремешка сандалии. Приблизительно к тому же периоду относятся найденные в Германских гробницах штаны с пришитым носком. Все древнейшие находки свидетельствуют о развитой культуре одежды и высоком уровне владения техникой вязания, составления узоров, выборе цвета.

Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, не исключено, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры. Поэтому есть основание предполагать, что уже в то время было известно и вязание, технология которого относительно проста и не требует никакого технического оборудования. Первоначально вязали просто на пальцах, позднее стали использовать спицы.

Самыми искусными вязальщиками древности считались арабы. Фрагменты прекрасного арабского вязания с красивыми и сложными геометрическими орнаментами ярких расцветок были обнаружены в Египте, в Фостате, а позже была найдена часть вязаного шарфа с подобным орнаментом. На основе этих и многих других находок заключили, что прародиной вязания был Ближний Восток. Интересно то, что  вязание в начале было исключительно мужским ремеслом, и  лишь позднее, когда оно широко распространилось, им стали заниматься женщины.

В наше время вязание остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые модные узоры и модели.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРУШЕК

Игрушки рядом с человеком появились очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой,- из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта.

Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки. Своим звуком они «отгоняли» злых духов.

Самые древние игрушки России датируются 10 – 15 вв. и найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушками были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов – Гудошников. В забавных  игрушках не копировались черты реальных героев, а подчеркивались наиболее яркие особенности.

Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. В дореволюционной России  сложилось несколько центров изготовления игрушек, которые существуют и сейчас. Это Троице – Сергиев Посад, села Полховский Майдан, Дымково и др.

Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили своё первоначальное значение – с ними не играют дети. Это игрушки сувениры. Теперь придумали игрушки, которые хорошо подходят для игры. Технология изготовления игрушки настолько проста, что ею может овладеть любой желающий, а материалы и инструменты найдутся в любом доме.

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ

Игрушка должна быть яркой, мягкой и красивой, качественно изготовлена. Себестоимость изделия должна быть не велика; качество игрушки должно быть хорошим, изделие нужно выполнять аккуратно, и оно должно быть экологически чистым, и безвредным для маленьких детей.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Я планирую связать мягкую игрушку. Для этого мне потребуется следующие инструменты и материалы.

Материалы:  Для изготовления мягкой игрушки, основным материалом является пряжа. Выбираю именно пряжу, так как она не требует большого ухода..

Набивка: хорошим наполнением игрушек является техническая вата, мелко-нарезанный паралон, латекс или синтепон. Я выбираю синтепон, так как моя игрушка должна быть мягкой. При набивки нужно следить за тем, чтобы не было бугров и неровностей. Все детали должны набиваться одинаково плотно.

Инструменты: 

1.Крючок № 1

2.Ножницы.

3.Игла для ручного шитья,

4. Пряжа

Прежде, чем связать  свою игрушку я просмотрела множество книг и журналов по изготовлению мягких игрушек. Мир игрушек огромен и многообразен. Мне понравились многие модели игрушек.

Модель №1                                                                      Модель №2

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\18.11.2014 поделки\DSCF1737.JPG

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQg_SAenJLFPybNF7r0UI2FrqnEkSYfCXTew8pg7ZRjuUHVxqoq

        

        Модель №4

        

Модель №3                                                   Модель№4

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSw493SwbCdJXlBbbWkcsjIT_gDtN9KcyowfWlrfiO-X2jKK5_Phttp://ynatashki.dp.ua/assets/images/picture/656/vjazanaja-gusenica.jpg

Модель №1. Выполняется легко и просто.

Модель №2. Легко повысит настроение, но довольно не легко в выполнении.

Модель №3. Сложно в выполнении, но довольно красивое.

Модель №4. Его будет очень сложно выполнить, и на него понадобится дорогая

пряжа.

Я остановилась на модели № 1.

ВЫБОР ЦВЕТА

Цвет – одно из самых важных средств создания игрушечного образа. Мир игрушки – мир необычного. Эту яркую необычность мы видим в народной игрушке. Такое использование цветов делает игрушку сказочной и фантастической. В работе над мягкой игрушкой необходимо обращать внимание на цветовой набор пряжи и материалов, как для самой игрушки. Так и для её оформления. При соединении нескольких цветов, нужно выбрать наиболее подходящие друг к другу цвета.

Я выбираю розовый, красный, желтый, голубой, зеленый, оранжевый. Эти цвета помогут стать игрушке более яркой, а следовательно интересной.

ВИДЫ ПЕТЕЛЬ И ВЯЗКИ.

Вязать можно разными способами: столбиками без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами. Для моей игрушки я выбираю столбик без накида.

Во-первых, эта вязка получается красивой. Во-вторых, она плотная, что не позволяет синтепону вылезать и высыпаться. В-третьих, пыль меньше проникает в игрушку, это позволяет быть ей экологически чистой.

Схемы необходимых петель для моей вязки:

Для того чтобы сделать первую петлю, надо набросить нить на указательный палец левой руки, подвести под нитку бородку крючка и повернуть его на 360 градусов. Затем нужно подхватить продолжение нити, лежащей на пальце, и протянуть ее через петлю (рис. 1) Таким образом будет связана начальная петля, на которую следует обратить особое внимание: она не должна быть слишком тугой, чтобы не затруднять скидывание следующей петли, но и не слишком просторной, потому что это может исказить вывязываемый мотив.Первая петля

Воздушная петля

под рабочую нить, подхватить ее бородкой крючка и протянуть через начальную петлю (рис. 2). Вновь образованная петля носит название воздушной. Продолжая вязать новые петли, получим цепочку, которая является основой любой работы при вязании крючком (рис. 3).

Воздушная петля1  http://www.kroshe.ru/kruchok/osob/uslovn_obozn/r6_a.jpg

Соединительная (вспомогательная) петля

Для ее получения крючок вводится в петлю цепочки или предыдущего ряда, захватывает нить и протягивает ее сразу через петлю цепочки и петлю, находящуюся на крючке (рис. 4).

Соединительная петля

Этой петлей часто пользуются для завершения очередного ряда при вязании квадратов от центра, при убавлении рядов, для соединения отдельных элементов вязания.

Столбик без накида

Столбик без накида вывязывается на петлях цепочки или предыдущего ряда аналогично соединительной петле, с той лишь разницей, что крючок, введенный в петлю, захватывает нить, которая не провязывается сразу, а остается на нем. Таким образом на крючке образуются две петли, и если протянуть через них рабочую нить, то получится столбик без накида (рис. 5).

столбик без накида

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Все вязальщицы вяжут с разной плотностью. Поэтому обязательно свяжите образец. Если вы вяжете плотно, образец получился не таким как вам нужно, то возьмите крючок на номер больше. Если вы вяжете свободно, то возьмите крючок на размер меньше. При вязании пряжами разных цветов следует вязать каждый цветной участок от отдельного клубка. Что бы при смене цвета в полотне не образовались отверстия, нити на изнаночной стороне изделия надо перекрещивать.

Для того чтобы связать такую игрушку – гусеницу нужно:

  1. Связать несколько воздушных петель и закрепить их в кольцо.
  2. Обвязать полученное кольцо столбиками, а затем вязать по кругу. При этом нужно следить, чтобы круг не скручивался и не волнился. Если он начинает скручиваться, то нужно добавить несколько столбиков, провязав в одну петлю несколько раз. Если изделие начинает волниться, то нужно убрать несколько столбиков, перепрыгивая через петлю.

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\18.11.2014 поделки\DSCF1716.JPG

  1. Моя игрушка должна быть в виде чулка. Для этого нужно убрать немного петель. В результате этого получится нужная форма игрушки.C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\18.11.2014 поделки\DSCF1718.JPG

  1. Далее мы вяжем ряды по кругу, чередуя нити по цветам.

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\18.11.2014 поделки\DSCF1729.JPG

  1. К концу изделие нужно закруглить. Для этого мы убираем несколько петель. Далее вяжем как начало, но не до конца. Нужно игрушку наполнить синтепоном. Потом закончить вязание.

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\18.11.2014 поделки\DSCF1733.JPG

  1. На переходе  цветов уменьшаем и увеличиваем петли. Это придаст игрушке форму.
  2. Игрушку украшаем синтепоном, пришиваем рожки к голове, украшая её глазами, носиком, ротиком.
  3. Игрушка готова!

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\18.11.2014 поделки\DSCF1737.JPG

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Свет должен падать слева или спереди от работающего, ножницы лежат с    правой стороны, крючок, нитки для вязания и шитья – в специальной коробке; игла  - в игольнице. При выполнении работы я соблюдала правила охраны труда, санитарно-гигиенические требования. 

Правила охраны труда  во время работы: 

 1. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему. 

 2. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд. 

 3. Иглы, крючки, ножницы, крючок хранят в специальной шкатулке с крышкой.  4. Если игла не нужна, её следует вколоть в игольницу.  5. Нельзя пользоваться ржавой, гнутой иглой. 

Санитарно-гигиенические требования: 

1. Перед началом работы необходимо вымыть руки. 

 2. Источник света должен находиться слева. 

 3. Каждые 1 – 1,5 часа  глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз. 

 4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины. 

 5. Нельзя откусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, десны и язык. 

ЭКОЛОГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Моё изделие изготовлено из экологически чистой пряжи, так как она изготовлена из экологически чистых хлопка и льна, которые выращены без применения пестицидов и окрашена исключительно натуральными красителями. Палитра цветов натуральных красителей несколько беднее, чем химических, однако она включает в себя весь спектр природных тонов. Уход за такими видами пряжи не требует больших усилий.

СЕБЕСТОИМОСТЬ

Определяем стоимость изделия.

Название

Цена за шт.

Расход

Стоимость

1

Пряжа

15р

6шт

90р

2

Крючок № 1

15р

1шт

15р

3

Глазки

20р

2шт

20р

4

Итого

125р

Стоимость моего изделия не велико, а следовательно экономически дешевле сделать игрушку своими руками, чем купить её в магазине.

САМООЦЕНКА ПРОЕКТА

У моего изделия есть 3 преимущества. Во-первых, это эксклюзивная модель. Во – вторых, оно связано моими руками. В – третьих, стоимость моего изделия дешевле аналогичного в магазине. В ходе выполнения моего проекта, подход к его изготовлению не изменился. Я не столкнулась с трудностями при работе, поэтому мне не пришлось их устранять. По окончанию работы я осталась довольна своим изделием и проделанной работой. Все поставленные перед собой задачи я выполнила. Так же благодаря этому проекту я улучшила свои навыки по вязанию крючком, но я на достигнутом останавливаться не хочу и дальше буду усовершенствовать свои навыки. Выполненное изделие соответствует определенным требованиям

РЕКЛАМА

Мальчишки и девчонки!

 А так же и родители!

Заказы на игрушку

Вы сделать не хотите ли?

Красивая, дешёвая, надёжная и прочная!

Заказывайте смело!

И я возьмусь за дело!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.А.А. Власова «Рукоделие в школе» 1996г.

2.А.М. Диченскова «Забавные вязаные игрушки» 2006г.

3.С.Ф. Тарасенко «Забавные поделки» 1992г.

4.Пользовалась файлами Internets.

5.  Власова А. А. Вязание:от умения к мастерству.- Спб.:Лениздат,1992.- 384с.,ил.  

6. Кондрашова М. В. Вяжем легко, модно, красиво. Крючок и спицы-Ростов н/Д: «Феникс», Москва: «Цитадель», 2004.-320 с.

 7.Журнал «Валя – Валентина» №11/2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...