открытый урок по технологии
план-конспект урока по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Адучиев Вячеслав  Бодаевич

урок по технологии в 5 классе по теме: "Рабочее место для ручной обработки металла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc227 КБ
Microsoft Office document icon 8_kl.doc24 КБ
Office presentation icon 8_kl_pril.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

  1.  Открытый урок в 5 классе.
  2. « Рабочее место для ручной обработки металла»

Цель: ознакомить учащихся с рабочим местом для ручной обработки металла; научить правильно подбирать верстак для своего роста.

Оборудование: рабочее место для ручной обработки металла (слесарный верстак).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Как подразделяются машины?

"Что называется механизмом?

"Приведите примеры механизмов.

"Где применяются винтовые механизмы?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

УчительКак называют специалиста по ручной обработке металла? (Слесарь.)

Что представляет собой рабочее место слесаря? (Слесарный верстак.)

2.Иллюстративный рассказ.

Учитель. Слесарный верстак любой конструкции имеет основание, крышку, слесарные тиски, защитную сетку. (См. Приложения, рис. 45.)

Для удобной работы высота верстака должна соответствовать росту работающего.

Предусмотрено и специальное положение рук и ног для рациональной работы на верстаке. (См. Приложения, рис. 46.)

Слесарные тиски служат для закрепления заготовок перед обработкой. (См. Приложения, рис. 47.)

Учитель рассказывает и показывает, как пользоваться слесарными тисками.

Соблюдайте основные правила безопасности при пользовании слесарными тисками:

"запрещается стучать молотком по рукоятке тисков при креплении заготовки;

"очищать тиски от опилок только щеткой;

"регулярно смазывать ходовой винт.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

Рассмотреть устройство слесарного верстака и заполнить таблицу в рабочей тетради.

Рассмотреть устройство слесарных тисков и заполнить таблицу.

Проверить, соответствует ли верстак вашему росту, если нет, подобрать подставку.

Закрепить в тисках различные заготовки.

Составные части верстака

№ п/п

Название

Назначение

 

 

 

VI. Итог урока.

Проверка заполненных таблиц.

Проверка соответствия верстака росту учащегося.

Оценка работы учащихся.

  1. Урок
  2. Тонколистовой металл и проволока

Цель: изучить с учащимися свойства, область применения и методы получения листового металла и проволоки.

Оборудование: образцы изделий из листового металла и проволоки.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Вопросы и задания для повторения:

"Для какой цели служит защитный экран слесарного верстака?

"Каково отличие и в чем сходство столярного и слесарного верстаков?

"Покажите правильное положение рук и ног при работе за слесарным верстаком.

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Вводная беседа.

Учитель. Знаете ли вы, что такое металл? (Ответы учащихся.)

"Металл - химически простое вещество (или сплав), обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью.

Как получают металлы? {Ответы учащихся.)

Металлы имеют различный состав, строение, обладают различными свойствами, изменяются при различных внешних воздействиях (тепловом, механическом, химическом и т. д.).

2.Иллюстрированный рассказ.

Учитель. Металлы отличаются от древесины тем, что они твердее и прочнее, обладают пластичностью, способностью изменять форму под действием внешних сил.

Чаще всего металлы используются в виде сплавов:

"сталь, чугун (сплав железа с углеродом);

"дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием);

"бронза (сплав меди со свинцом, оловом);

"латунь (сплав меди с цинком).

Заготовки из металла производят в виде пластов, листов, прутков, труб, проволоки и др.

Рассмотрим получение листового металла. Листовой прокат получают путем прокатки. (См. Приложения, рис. 48.)

Листовой металл по размерам делится на два вида:

"тонколистовая сталь до 2 мм (кровельная 0,5-0,8 мм, жесть 0,2-0,5 мм);

"толстолистовая сталь (свыше 2 мм).

Листовая сталь может иметь покрытие из цинка и олова.

Рассмотрите рисунок изделий. Что изготавливается из листовой стали? (См. Приложения, рис. 49.)

Очень тонкий листовой металл называют фольгой. Медная фольга широко применяется в радиотехнике, алюминиевая - для упаковки шоколада, чая, конфет.

Проволоку получают прокаткой (свыше 5 мм) или волочением (до 5 мм). (См. Приложения, рис. 50.)

Медная и алюминиевая проволока применяется для изготовления электрических проводов, заклепок и др.

Стальная проволока применяется для изготовления гвоздей, шурупов, винтов и др.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

1. Изучите несколько образцов металла.

2.Заполните таблицу.

Номер образца

Вид образца (листовой металл или проволока)

Цвет

Название металла или сплава

Свойства металла (легко или трудно сгибается и др.)

Толщина образца

Область применения

IV. Итог урока.

Комментированная проверка заполненной таблицы.

Выводы учащихся.

Оценка результатов работы.

        



Предварительный просмотр:

Открытый урок по технологии в 8 классе

«Знакомство с бытовой швейной машиной»

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с устройством бытовой машины, способствуя запоминанию терминов, деталей, правил безопасной работы.
  • Способствовать развитию первоначальных навыков работы на швейной машине в технологической системе.
  • Содействовать воспитанию бережливого отношения к оборудованию.

Тип урока: усвоение новых знаний, умений, навыков.

Вид урока: смешанный  (беседа, презентация, практическая работа)

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум

Комплексно-методическое обеспечение: ИКТ-презентация, интерактивная доска, швейное оборудование.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Тема урока. (Слайд 1)
План урока. (Слайд 2)

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

1. История создания швейной машины

Основным инструментом при работе с тканью является швейная машина, которая служит для соединения деталей при пошиве изделийШвейная машина появилась на свет значительно позже механизированных прядильных и ткацких станков, хотя попытки механизировать труд портных предпринимались, начиная с середины XIV векаПервый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи.
(Слайд 3)
Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в 1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому.
Э. Хоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка 
(ее принцип – закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, – до сих пор используется в швейных машинах). В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась
 в вертикальном положении. (Слайд 4)

2. Швейные машины в России. (Слайд 5)

Ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин. В 1900 году в подмосковном городе Подольске фирма “Зингер” основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы. В 1917 году была создана отечественная швейная промышленность. Подольский механический завод обеспечивал легкую промышленность бывшего СССР промышленными швейными машинами, а бытовая швейная машина "Чайка" и ПМЗ-2 исправно служит и сегодня.

3. Современные швейные машины. (Слайд 6)

Нынешние поколения бытовых швейных машин подразделяются на две большие группы: электромеханические и компьютеризированные. Есть ещё подгруппа – компьютеризированные швейно-вышивальные машины. Все они легкие и компактные, так как на смену чугуну пришли современные пластики или облегченные металлы. Имеют светлый корпус и обтекаемую форму. Но главное – это количество швов и операций. 
Швы сегодня чаще называют программами. Компьютеризированные швейно-вышивальные машины имеют более 500 швейных программ, их можно подключать к персональному компьютеру, позволяющему создавать узоры вышивки, манипулируя мышью. Шитье на них действительно превращается в удовольствие. И вещи получаются изумительные

4. Швейные машины в школьной мастерской.(Слайд 7)

5. Устройство бытовой швейной машины. (Слайд 8)

Швейные машины бывают промышленные и бытовые. Бытовые швейные машины разнообразны по своей конструкции, техническим возможностям и внешнему виду. Но их устройство, наладка и правила эксплуатации имеют много общего. Бытовые швейные машины предназначены для стачивания тканей, выполнения декоративных строчек, для вышивания и штопки. 
Эффект анимации на слайде позволяет одновременно видеть номер детали на рисунке швейной машины и читать название детали. Можно повторить анимацию. Можно остановиться подробно на одной из деталей. Можно параллельно найти деталь на реальной машине в мастерской. Можно на интерактивной доске работать в парах «вопрос–ответ».

III. Применение

(Слайд 9)

Задание 1. Подойди к швейной машине с ножным приводом, с электрическим приводом и найди на них детали, указанные на слайде № 8  , внимательно их рассмотри. Гиперссылка на слайде № 9 позволит легко перемещаться на слайд № 8 с названиями деталей машины и обратно для прочтения заданий.

Задание 2.  Напиши в рабочей тетради названия основных деталей машины.
Механизм иглы. Механизм челнока. Механизм нитепритягивателя. Механизм двигателя ткани. На слайде № 9 доступна простая схема основных деталей.

6. Виды приводов.    (Слайд 10)

Швейную машину можно привести в движение  с помощью различных приводов.

7. Правила техники безопасности. (Слайд 11)

Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
Волосы убирайте под косынку. Концы галстуков, шарфиков не должны свисать.
Сидеть за машиной прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд.
Стул должен стоять напротив иглы.
Не наклоняться близко к движущим частям машины.
Следить за правильным положением рук во избежание прокола пальцев иглой.
Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.
На машине не должны лежать посторонние предметы.

(Слайд 12)

Задание 3. Подойди к швейной машине и продемонстрируй отдельные правила.

Задание 4. Продемонстрировать правила безопасной работы друг другу в паре

8. Холостой и рабочий ход машины(Слайд 13)

Эффекты анимации и табличная форма изложения материала помогают учащимся быстро усвоить принципы холостого и рабочего хода машины. Таблицу оформить в тетрадь.

IV. Релаксация

V. Практическая работа «Упражнения на швейной  машине без ниток»

(Слайд 14)

  1. Сесть правильно за швейную машину.
  2. Отработать приемы холостого и рабочего хода.
  3. Отработать запуск и остановку машины, управление ножным приводом.
  4. Установить рабочий ход машины.
  5. Выполнить безниточные строчки на бумаге, отработав приемы  «опустить и поднять прижимную лапку, поворот на бумаге с иглой.

 

VI. Домашнее задание

Принести нитки, лоскут ткани.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель технологии Адучиев В.Б. Знакомство с бытовой швейной машиной

Слайд 2

1. История создания швейной машины 2. Швейные машины в России 3. Современные швейные машины 4. Швейные машины в школьной мастерской 5. Устройство бытовой швейной машины 6. Виды приводов швейной машины 7. Правила техники безопасности 8. Холостой и рабочий ход машины 9. Упражнения на швейной машине без ниток Бытовая швейная машина

Слайд 3

ТЕХНОЛОГИЯ 1. История создания швейной машины. Первый проект машины для пошивы одежды предложил Леонардо да Винчи ( КОНЕЦ XV в . )

Слайд 4

ТЕХНОЛОГИЯ 1. История создания швейной машины 1844-1845 г американец Элиас Хоу усовершенствовал машину Ханта Первая швейная машина челночного стежка 1834 г. американец Уолтер Хант изобрёл иглу с ушком на заострённом конце и челночное устройство 1850-1851 г американец Исаак Мерита Зингер усовершенствовал машину Хоу Практически до современного вида

Слайд 5

1900 год. фирма « Зингер » основала завод подмосковный г.Подольск ТЕХНОЛОГИЯ 2. Швейные машины в России 1917 год Подольский механический завод (ПМЗ) стал центром отечественного швейного машиностроения

Слайд 6

ТЕХНОЛОГИЯ 3. Современные швейные машины Швейные машины снабжаются встроенными микропроцессорами. Подключаются к персональному компьютеру Швейные машины немецкой фирмы PFAFF и шведской фирмы Husgvarna снабжены вышивальными блоками для автоматической вышивки. Швейные машины увеличивают скорость и точность выполнения операций. Повышается качество изделий, автоматически выполняют виды работ.

Слайд 7

ТЕХНОЛОГИЯ 4. Швейные машины в школьной мастерской

Слайд 8

ТЕХНОЛОГИЯ 5. Устройство бытовой швейной машины 1- Двигатель материала 2- Нитенаправитель 3- Рукав 4- Стержень для катушки 5- Моталка 6- Маховое колесо 7- Указатель длины стежка 8- Рычаг обратного хода 9- Регулятор длины стежка 10- Стойка рукава 11- Платформа 12- Нитенаправитель 13- Задвижная пластинка 14- Челночное устройство 15- Лапка прижимная 16- Нитепритягиватель 1 14 15 4 3 2 16 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Слайд 9

Применение: 1. Подойди к швейной машине, найди на ней детали, указанные на слайде № 8 , внимательно их рассмотри Механизм иглы Механизм челнока Механизм нитепритягивателя Механизм двигателя ткани ТЕХНОЛОГИЯ 2.Напиши в рабочей тетради названия основных деталей машины

Слайд 10

ТЕХНОЛОГИЯ 6. Виды приводов швейной машины Привод – это устройство, с помощью которого швейная машина приводится в движение. а – ручной б – ножной в - электрический

Слайд 11

ТЕХНОЛОГИЯ 7. Правила техники безопасности Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. Волосы убирайте под косынку. Концы галстуков, шарфиков не должны свисать. Сидеть за машиной прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд. Стул должен стоять напротив иглы. Не наклоняться близко к движущим частям машины. Следить за правильным положением рук во избежание прокола пальцев иглой. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия. На машине не должны лежать посторонние предметы.

Слайд 12

Применение: ТЕХНОЛОГИЯ 1.Подойди к швейной машине и продемонстрируй отдельные правила 2.Продемонстрировать правила безопасной работы друг другу в паре

Слайд 13

ТЕХНОЛОГИЯ 8. Холостой и рабочий ход машины Холостой ход Рабочий ход Механизмы Механизм иглы Механизм двигателя ткани Маховое колесо Фрикционный винт Не работает Не двигается Не вращается Открутить «на себя» правой рукой, придерживая маховое колесо левой рукой Работает Двигается Вращается Закрутить «от себя» правой рукой, придерживая маховое колесо левой рукой

Слайд 14

ТЕХНОЛОГИЯ 1.Сесть правильно за швейную машину 2.Отработать приемы холостого и рабочего хода 3.Отработать запуск и остановку машины, управление ножным приводом 4.Установить рабочий ход машины 5.Выполнить безниточные строчки на бумаге, отработав приемы «опустить и поднять прижимную лапку, поворот на бумаге с иглой 9. Упражнения на швейной машине без ниток Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»

открытый урок по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»...

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....

Разработка открытого урока по технологии в 7 классе "Технологии ручных работ"

Урок- практикум с элементами групповой работы разработан на основе педагогической технологии "Творческая мастерская". В ходе урока используется презентация по теме и материалы (разные виды т...

Технологическая карта к открытому уроку по технологии по ФГОС на тему: "Технология построения семейного бюджета" 8 класс

Семейный бюждет — финансовый план, который учитывает и сопостовляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год). Семейный бюджет — это план регулирования семейных доходов и расходо...

Самоанализ к открытому уроку по технологии на тему: "Технология построения бюджета" 8 класс

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС : групповые, технология развивающего обучения  и использовала их на практическом и рефсек...

Конспект открытого урока по технологии (девочки) "Защита проекта по технологии"Юбка" 6 класс

Конспект открытого урока по технологии (девочки) "Защита проекта по технологии"Юбка" 6 класс. Обработка текстильных материалов. Технология изготовления швейных изделий....