Конспект урока по технологии (технический труд).«Семья и экономика»
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Бебешин Сергей Всеволодович

Цели урока:
- сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономики в обществе, дать понятие об экономических ресурсах;
- развивать навыки взаимодействия в группе, формировать чувство ответственности за собственную ролевую позицию в группе;
- воспитывать уважение к членам семьи, взаимную ответственность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum._semya_i_ekonomika._7_klass.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по технологии

«Технологии организации групповой работы»

Учитель: Бебешин С.В.

Тема: «Семья и экономика», 7 класс

Цели урока:
- сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономики в обществе, дать понятие об экономических ресурсах;
- развивать навыки взаимодействия в группе, формировать чувство ответственности за собственную ролевую позицию в группе;
- воспитывать уважение к членам семьи, взаимную ответственность.

Технологии и методы обучения:

- групповая технология,

- игровая технология,

- технология интегрированного обучения,

- технология проблемного обучения,

- здоровьесберегающие технологии.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Техника безопасной работы в кабинете технологии. (Здоровьесберегающие технологии).Приветствие.

  1. Выделение проблемы. (Технологии проблемного обучения.)

Что мы понимаем под словом «семья»? Какие чувства пробуждает у вас это слово? Придумайте синонимы слова «семья». Как слово «семья» может быть связано с уроком технологии? В чем польза навыка, приобретенного на уроках технологии, для семьи? А как бы вы связали тему экономики с семьей? А с нашими уроками?

  1. Определение темы урока.

Семья – это тепло, уют, взаимопонимание, чуткость и любовь. Каждый из нас в семье играет множество ролей, отличающихся друг от друга. Я – сын, внук, брат, муж, отец, зять, тесть, свекор. Но я и школьник, ученик, хозяин, покупатель, повар, строитель, агроном и так далее. (Игровые технологии) Ситуация: вы пришли из школы домой. Попробуйте сыграть привычную для себя роль сына. А теперь роль отца. А теперь роль старшего брата.

А может быть такая ситуация, когда я в своей семье только гость?

Попытайтесь дать определение слову «семья».

Вот как в разных словарях определяют значение этого слов.
(Технологии интегрированного обучения.)



Семья:

- «Группа живущих вместе близких родственников». (С.И. Ожегов);

- «Основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта». (Краткий энциклопедический словарь Б.В. Лашов);

- «Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью». (Большой энциклопедический словарь)семейные юридические нормы объединены в Семейном кодексе РФ, который принят в новой редакции в 2002 году.


4. Работа над темой урока.
 4.1. Экономическая функция – одна из основных функций семьи.
(Технологии интегрированного обучения).
Что может в себя включать экономическая функция?

-организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства;

- финансовая деятельность;

- накопление имущества и обеспечение его наследования;

- трудовое воспитание и профессиональная ориентация;

- формирование качеств хозяина.

  4.2. Что же такое «экономика»?  
(Технологии интегрированного обучения).

Понятие «экономика» первым дал великий ученый Древней Греции Аристотель и переводится дословно «законы хозяйства». Экономика семьи – это законы ведения домашнего хозяйства. Во все времена в обеспеченных семьях служили экономки, которые помогали разумно вести домашнее хозяйство. В большинстве наших семей в роли экономки выступает один из членов семьи, чаще – это мама.

В чём же заключается разумность ведения домашнего хозяйства?

- в удовлетворении желаний членов семьи;

- в рациональном использовании денежных средств.

Желание – это то, что нам хочется.
 

Но существуют еще и потребности, без которых человеку не прожить, их называют основными потребностями. Потребности – это нужда, необходимость (С.И.Ожегов).
 

Что бы вы отнесли к потребностям?

Следует различать потребности материальные и духовные. К материальным потребностям относятся потребности в еде, жилье, одежде, лечении. К духовным относятся потребность в общении, знаниях, культуре, искусстве. Если же вам удалось сочетать изготовление какой-либо вещи, предмета своими руками не для себя лично, а для всей семьи, значит, вы смогли удовлетворить и материальные и духовные потребности. Объясните, почему?
(Технологии проблемного обучения).

    4.3. Задание: необходимо определить, какой предмет был бы необходим и приятен членам вашей семьи, при этом вы должны будете изготовить его собственными руками. Чтобы цели задания были реалистичными и исполнимыми, попробуем определить это сообща. Но не всем классом, а в группах. (Групповая технология.) Деление класса на подгруппы. Выбор лидера группы. Определение необходимых ролей (под руководством учителя): эскиз изделия, материалы, сроки изготовления, полезность и применение. Вероятные ролевые позиции: художники, чертежники, конструкторы и др. И все – исполнители изделия для своей семьи.

   4.4. Практическая работа. (Технологии дифференцированного обучения).

Роль учителя – направляющая. Основная инициатива – от учащихся. (Указанный урок – подготовительный к основной практической работе по изготовлению изделия).

   4.5. Представление проектных планов. (Технология проектного обучения).

Вопросы по реализации проекта.

  1. Постановка целей и задач следующего урока. Выбор материалов и инструментов.

  1.  Задание. (Словарная работа) 

    Семья выполняет важнейшую ___________ функцию. Совместно проживающие супруги, их дети и родители не просто объединяются для совместного ______, но и решают важные _________. семья находится в постоянных связях ______ и _______ . она является важнейшим поставщиком для ________ и __________ своих ресурсов (_________)

    Слова для справок: экономическая, государственные органы, трудовые ресурсы, предприятия, фирмы, проживание, экономические задачи, государство, производственные ресурсы. (Технология своевременного контроля знаний).

  1. Рефлексия урока.

- Что удалось на уроке?

- В чем были затруднения? Причина их возникновения?

- Что следует учесть, чтобы избежать ошибок при практической работе следующего урока?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии (технический труд).Вводное занятие. Техника безопасной работы в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака).

Цель урока: - раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения",- научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее мест...

Конспект урока по технологии (технический труд). Древесина. Виды древесины. Пиление древесины.

Цели урока:- Обобщить знания учащихся о древесине и ее видах.- Ознакомить учащихся с назначением пиления древесины.- Изучить разновидности пил и ножовок, их устройство и назначение. Показать правильно...

Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.

Цели урока:  1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...

Конспект урока по технологии (технический труд).Классификация и термическая обработка сталей.

Цели урока:- формирование знания о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей;- трудовое воспитание и профориентация школьников, воспитание технологической культуры;-...

Конспект урока по технологии (технический труд).Культура дома

Цели:- обобщение знаний учащихся о культуре поведения в семье, о необходимости бережного и уважительного отношения к близким;- развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности;-развити...

Конспект урока по технологии (технический труд). Пиление столярной ножовкой.

Цели урока:- научить учащихся приемам работы со столярной ножовкой,- формировать навыки культуры труда,- развивать интерес к творческому процессу создания изделий...

Конспект урока по технологии (технический труд).Творческий проект. Государственные символы Российской Федерации.

Цели урока:- знакомство с понятием «творческий проект», осмысление и освоение учащимися основных этапов проектной деятельности,- развитие умения действовать по намеченному плану, формирова...