Рабочая программа по черчению базовый уровень 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс)

Логак Ирина Михайловна

Можно скачивать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_cherchenie_logak_i.m.docx56.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БУДНИКА ГАВРИИЛА ДМИТРИЕВИЧА

(МБОУ СОШ № 8 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БУДНИКА Г. Д.)

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей № 1

от «29» августа 2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________ (Малова М.И.)

«29»августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 8

Приказ № 112/5 от 30.08.2019

____________ (Кобзарь Т.Г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по черчению

 базовый уровень

8 класс

Составитель: Логак И. М., учитель черчения

2019 - 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

Черчение

Уровень образования (класс):  основное общее (8 класс)

Количество часов: 34

Учитель: Логак Ирина Михайловна

Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Черчение» под руководством А.Д. Ботвинникова – М.: Просвещение, 2004г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по черчению составлена на основе  нормативных документов, используемых  при составлении рабочих  программ учебных предметов:

  • Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004г.
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
  • Примерная образовательная программа по черчению для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
  • Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа по черчению составлена на основе,  рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной  авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов.

Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2004г)

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.

Школьный курс черчения:

  • помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира;
  • имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;
  • приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства;
  • содействует развитию графической культуры, познавательных способностей обучающихся, творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.

Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Большая часть учебного времени при освоении курса «Черчение» выделяется на упражнения и самостоятельную работу.

В основу курса черчения для 8-9 классов положены такие принципы, как:

  • научность обучения – опора на теоретические знания основ черчения;
  • систематичность и последовательность – изучение материала от простого к сложному, отбор материала в определенной последовательности, доступность, строгость и систематичность изложения в соответствие с возрастными особенностями школьников;
  • развивающее обучение - ориентация не только на получение новых знаний в области черчения, но и на активизацию мыслительных процессов, развитие у школьников пространственного мышления, формирование навыков самостоятельной работы;
  • связь с жизнью в преподавании черчения - необходимость при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике и осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки, а также повышать требовательность к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся;
  • ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания, планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях.

Процесс усвоения знаний включает в себя следующие этапы:

  • понимание;
  • запоминание;
  • применение знаний, согласно правилам;
  • решение творческих задач.

Формы и методы обучения черчению:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения:

  • принцип научности обучения – опора на теоретические знания основ черчения;
  • принцип систематичности и последовательности – логика построения урока, изучение материала от простого к сложному, отбор материала в определенной последовательности, соответствующей возрастным особенностям школьников;
  • перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, беседа;
  • логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации);
  • гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый;
  • кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью;
  • контроля и самоконтроля (устный, письменный);
  • стимулирования и мотивации;
  • самостоятельной учебной деятельности;
  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учеником;
  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся;
  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Межпредметные связи:

технология, геометрия, алгебра, ИЗО.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Астрель». 2009 - 224 с

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю. 

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧЕРЧЕНИЕ»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

         Правила оформления чертежей (6 часов)

   Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Способы проецирования (8 часов).

Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Чтение и выполнение чертежей деталей (1 часов).

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.

Решение графических задач, в том числе творческих.

Аксонометрические проекции (2 часа)

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

 Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

Сечения и разрезы (8 часов)

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные).    

Соединения  части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.

Решение графических задач, в том числе творческих.

Сборочные чертежи (6 часов):

       Чертежи типовых соединений деталей

Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые.                              

 Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.

Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.

Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Сборочные чертежи изделий  

Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.).

Изображения на сборочных чертежах.

Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

         Чтение строительных чертежей (2 часа)

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных чертежей.

Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.

Размеры на строительных чертежах.

Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

         Обобщение знаний (1 часа).

Обязательный минимум графических и практических работ в 8 классе

                                                            (Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)

  1. Линии чертежа.
  2. Чертеж «плоской» детали.
  3. Чертеж детали в трех видах с нанесением размеров.
  4. Построение третьего вида по двум данным.
  5. Чертеж детали в трех видах (с преобразованием формы предмета).
  6. Чертеж детали в необходимом количестве видов (с построением проекций точек, отрезков, граней).
  7. Аксонометрическая проекция детали.
  8. Выполнение чертежа предмета.
  9. Эскизы деталей с выполнением сечений.
  10. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
  11. Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).
  12. .Выполнение чертежа детали с применением разрезов (в аксонометрии)
  13. Устное чтение чертежей.
  14. Чертеж резьбового соединения.
  15. Чтение сборочных чертежей.
  16. Выполнение чертежа деталей.

           

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные образовательные результаты

Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

  • развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
  • воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами организации труда;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
  • готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
  • ;формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

  • определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
  • планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
  • способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Предметные результаты

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

  • приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
  • развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
  • развитие визуально – пространственного мышления;
  • рациональное использование чертежных инструментов;
  • освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
  • развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
  • приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
  • применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);
  • формирование стойкого интереса к творческой деятельности.

6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     

 8 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Правила оформления чертежей

6

Способы проецирования

8

Чтение и выполнение чертежей деталей

1

Аксонометрические проекции

2

Сечения и разрезы

8

Сборочные чертежи

6

Чтение строительных чертежей

2

Обобщение знаний

1

Итого

34

7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование тем

Содержание теоретической части

Практическая деятельность

Контрольно – оценочная деятельность

Домашнее задание

Дата план.

Правила оформления чертежей (6 часов)

1

Учебный предмет-черчение. Виды графических изображений

История развития чертежа и его роль в жизни людей.

Ознакомление с графическими изображениями

Текущий устный опрос

Введение,

читать

2

Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности

Понятие о стандартах. Форматы, правила их оформления

Основные материалы и инструменты

Формат, линии, масштаб, основная надпись. ГОСТ, ЕСКД. Приёмы работы чертёжными инструментами.

Ознакомление с примерами изображений, чертёжными инструментами и принадлежностями

Оформление листа формата А4,

Рис. № 18, 19.

Тренировочные упражнения

§1, 2, п.2.1 – 2.2

3

Типы линий.

Типы линий, размеры Основные особенности выполнения.

Графическая работа № 1. Линии чертежа

Текущий устный опрос

§2, п.2.3

Графическая работа № 1. Линии чертежа

4

Чертежный шрифт

Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах. Основные особенности выполнения чертёжного шрифта.

Написание алфавита чертёжным шрифтом  на миллиметровой бумаге

Графическая работа

Повт.§2,

п.2.1 – 2.4

Графическая работа. Рис. № 25.

5

Размеры на чертежах

Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса.

Упражнения в нанесении размерных линий и знаков.

Упражнения в нанесении размерных линий и знаков.

§2, п.2.5

6

Геометрические построения: деление отрезка, угла, окружности на равные части

Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (деление окружности)

Деление окружности на 3,5,6,7,9,12 частей, повторение из геометрии, деление отрезка

Текущий устный опрос

§15

Способы проецирования (8 часов)

7

Сопряжения

Построение сопряжения в контуре детали.

Сопряжение прямого, тупого и острого углов, прямой окружности и дуги, сопряжение окружностей.

Практическая работа

§15

Графическая работа № 2. Чертеж «плоской» детали

8

Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование.

Центральное, параллельное проецирование.

Построение центрального, параллельного и косоугольного проецирования

Практическая работа

§3

9

Проецирование предмета на несколько взаимно перпендикулярных плоскостей проекций

Проецирование предмета на три плоскости проекций.

Построение проекций предмета в трёх основных плоскостях проекций.

Практическая работа

§4, вопр.7

10

Виды на чертежах

Название видов. Определение местного вида и цель его использования.

Построение предмета в трёх основных проекциях  (фронт. задание). Рис. 55

Текущий устный опрос

§5

Графическая работа № 3. Моделирование по чертежу

11

Получение аксонометрических проекций

Получение и построение фронтальной диметрической и изометрической проекций.

Построение плоских фигур во фронтальной диметрической и изометрической проекций. Табл.1

Практическая работа

§6

12

Аксонометрические проекции плоских геометрических фигур

Построение геометрических фигур по осям в аксонометрических проекциях.

Построение предмета во фронтальной диметрической и изометрической проекций.

Табл.2

Текущий устный опрос

§7, рис. 62

13

Аксонометрические проекции окружностей

Способы построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции

Построение окружности в изометрической проекции (по вариантам).

Рис. 64, 65, 66, 67.

Тематический контроль

§8, вопр.15.

14

Технический рисунок.

Отличие технического рисунка от аксонометрических проекций. Правила построения технического рисунка.

Построение технического рисунка предмета  (фронтально).

Практическая работа

§9

Графическая работа №4. Выполнение эскиза и технического рисунка детали.

Аксонометрические проекции (2 часа)

15

Развертки поверхностей геометрических тел.

Формулы для построения развёрток геометрических тел.

Построение развёрток плоскогранных тел и тел вращения.

Практическая работа

§16.

16

Проекции вершин, ребер и граней.  

Повторение темы

«Проецирование предмета на три плоскости проекций».

Графическая работа. Рис.99

Контрольная графическая работа

§12

Графическая работа № 4

Чтение и выполнение чертежей деталей (1 час)

17

Порядок чтения чертежа.

Алгоритм чтения чертежей. Выявление габаритных размеров детали и чтение её геометрической формы

Закрепление знаний теоретического материала.

Текущий устный опрос

§17.

Практическое задание. Устное чтение чертежей

Сечения и разрезы (8 часов)

18

Понятие о сечении как изображении. Назначение сечений

Сечения, наложенные и вынесенные, обозначение их на чертежах, штриховка материалов в сечениях, алгоритм построения сечений

Решение задач на построение сечений

Практическая работа

Повторить

 § 20—22.

 В тетрадях выполнить упражнения № 46-47 на с. 135-136

19

Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Правила выполнения разрезов

Общие сведения о разрезах. Фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы, отличие разрезов от сечений, алгоритм построения простых разрезов

Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащей разрез

Практическая работа

§ 23, 24

(до п. 24.4). В тетрадях выполнить задание № 49-50 с. 143-144, задания № 51-523 на с. 144, 145

20

Простые разрезы. Обозначение простых разрезов. Местный разрез

Повторение теоретических знаний по темам: «Сечения» и «Простые разрезы». Изучение правил обозначения простых разрезов. Местный разрез

Тренировочные упражнения на построение местного разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначение их

Практическая работа

§ 23, 24

(до п. 24.4). В тетрадях выполнить задание № 51-52 на с. 144,

21

Соединение части вида с частью разреза

Повторение теоретических положений по теме «Сечения». Общие сведения о соединение части вида с частью разреза

Тренировочные упражнения на совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза

Практическая работа

§ 25.

 В тетрадях выполнить задания №55-56 на с. 149

22

Графическая работа № 13 «Эскиз детали с выполнением

необходимого разреза».

Повторение теоретических положений по теме «Разрезы»

Выполнение (на бумаге в клетку формата А4) эскиза детали с применением необходимого разреза

Графическая работа № 13

Повторить

§ 24, 25.

23

Графическая работа № 14 «Эскиз детали с применением разреза».

Повторение теоретических положений по теме «Разрезы»

Выполнение вида слева и построение целесообразного разреза одной из деталей

Графическая работа № 14

Повторить

§ 24, 25.

24

Особые случаи построения разрезов.

Сведения о случаях если секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки или спицы (ребра жесткости).

Выполнение особых случаев разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе.

Тренировочные упражнения

Учить § 26. 27,

Выполнить в тетради

стр. 152 рис. 196

25

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Графические обозначения материалов в сечениях.

Выполнение разрезов в аксонометрических проекциях.

Тренировочные упражнения

Повторить

§27 Выполнить в тетради стр. 153 рис. 199

Сборочные чертежи (6 часов)

26

Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы.

Общие понятия о соединении деталей. Виды соединений детали: разъемные, неразъемные — общие сведения, примеры, назначение, характеристика.

Сборочные чертежи. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы.

Тренировочные упражнения

§ 30,31

Рис.211

27

Изображение болтовых и шпилечных соединений.

Изображение болтовых и шпилечных соединений, сходства и различие.

Условности и упрощения при выполнении резьбовых соединений.

Графическая работа №17

Учить § 32 Графическая работа №17 «Чертеж  резьбового соединения».

28

Шпоночные и штифтовые соединения.

Изображения шпоночных и штифтовых соединений.

Выполнение чертежа штифтового и шпоночного соединения

Практическая работа

§ 33, ответы на вопросы - устно, рис.224 и 229

29

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

Определение понятия «сборочный чертеж». Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения   на   сборочных   чертежах.  

Особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных;

Тренировочные упражнения

§ 34

Рис.233.

30

Разрезы на сборочных чертежах.

Особенности применения разрезов на сборочных чертежах, штриховка смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

Применение разрезов на сборочных чертежах

Задания для упражнений

§ 34

Рис.235-237.

31

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Чтение сборочных чертежей

Условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

Ответы на вопросы

§ 35

Графическая работа №18 Чтение сборочных чертежей»

Чтение строительных чертежей (2 часа)

32

Основные особенности строительных чертежей.

Изображения на строительных чертежах.

Правила выполнения и оформления строительных чертежей.

Особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей.

Тренировочные упражнения

§ 39

Стр.216

Рис.264-265

33

Порядок чтения строительных чертежей.

Чтение строительного чертежа, используя схему.

Чтение несложных строительных чертежей.

Графическая работа №21 «Чтение строительных чертежей».

 § 40

Обобщение знаний (1 час)

34

Обзор разновидностей графических изображений

Знакомство с различными видами графических построений.

Знакомство с различными видами графических построений.

Применение компьютерных технологий

8. Планируемые результаты

Название темы

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

8 класс

1

Введение. Учебный предмет черчение

Формирование понятия о типах графических изображений: чертежи, развертки, схемы – их особенности в передаче информации.

Выпускник получит возможность научиться: 

выполнять чертежи, рационально использовать чертёжные инструменты

 Р: Проговаривать последовательность действий на уроке; Учиться работать по предложенному учителю плану; Учиться отличать выполненное задание от неверного

Пробудить  и развить интерес к черчению

2

Правила оформления чертежей

Вычерчивание рамки, построение горизонтальных, вертикальных, наклонных линий и окружностей в соответствии с требованиями ЕСКД. Знакомство с параметрами чертежного шрифта, правилами написания, конструкцией прописных и строчных букв.

Выпускник получит возможность научиться: 

приемам вычерчивания прямых линий, параллельных прямых, окружностей, приёмам в написании знаков, нанесении размеров, стрелок, проведении размерных и выносных линий.

П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; Добывать новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию из одной  темы в другую

К:  Уметь пользоваться основными понятиями по черчению. Донести свою позицию  до собеседника. Оформить свою мысль в устной или письменной форме. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать. Уметь согласованно работать в группе

Р: Проговаривать последовательность действий на уроке; Учиться работать по предложенному учителю плану; Учиться отличать выполненное задание от неверного 

Развить наблюдательности, самостоятельности, аккуратности и точности в работе

3

Геометрические построения

Сравнительный анализ проекционных изображений (перспективных, ортогональных, аксонометрических). Построение проекции предмета с натуры на три плоскости проекций.

Выпускник получит возможность научиться: 

отработать навыки получения геометрических проекций, развитие умений строить оси с использованием различных чертежных принадлежностей, умения работы с рейсшиной.

П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; Добывать новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию из одной  темы в другую

К:  Донести свою позицию  до собеседника. Оформить свою мысль в устной или письменной форме. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников; Уметь согласованно работать в группе

Р: Проговаривать последовательность действий на уроке; Учиться работать по предложенному учителю плану; Учиться отличать выполненное задание от неверного 

Перспектива – на уровне начального знакомства. Развить наблюдательности, самостоятельности, аккуратности и точности в работе

4

Способы проецирования

Техническая проработка построения аксонометрических проекций различных геометрических тел, правил построения эллипса в изометрической и диметрической проекциях. Отработка способов построения технического рисунка детали, знакомство с его назначением

Выпускник получит возможность научиться:

 строить эллипсы, выполнять технические рисунки

П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; Добывать новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию из одной  темы в другую

К:  Донести свою позицию  до собеседника. Оформить свою мысль в устной или письменной форме. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников; Уметь согласованно работать в группе

Р: Проговаривать последовательность действий на уроке; Учиться работать по предложенному учителю плану; Учиться отличать выполненное задание от неверного 

Знать язык черчения. Техническая проработка правил построения.

Знать различные приемы светотеневой обработки

5

Чтение и выполнение чертежей деталей

Чтение чертежей, анализ содержания информации, представленных на графических изображениях. Отработка навыков информационного анализа геометрических тел.

Выпускник получит возможность научиться:

выполнять чертежи деталей и научиться их читать

П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; Добывать новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию из одной  темы в другую. 

К.:  Уметь пользоваться основными понятиями по черчению. Донести свою позицию  до собеседника; Оформить свою мысль в устной или письменной форме; Уметь слушать и понимать высказывания собеседников; Уметь выразительно читать; Уметь согласованно работать в группе

Р: Проговаривать последовательность действий на уроке; Учиться работать по предложенному учителю плану; Учиться отличать выполненное задание от неверного 

Уметь читать чертежей деталей

6

Разрезы и сечения

Основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов 

Выпускник получит возможность научиться:

 выполнять чертежи с разрезами и сечениями. Научиться  различать разрезы от сечений

П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; Добывать новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию из одной  темы в другую. 

К.:  Уметь пользоваться основными понятиями по черчению. Донести свою позицию  до собеседника; Оформить свою мысль в устной или письменной форме; Уметь слушать и понимать высказывания собеседников; Уметь выразительно читать; Уметь согласованно работать в группе

Р: Проговаривать последовательность действий на уроке; Учиться работать по предложенному учителю плану; Учиться отличать выполненное задание от неверного 

Знать язык черчения.

Развить наблюдательности, самостоятельности, аккуратности и точности в работе

7

Сборочные чертежи

Основные правила выполнения  сборочных чертежей

Выпускник получит возможность научиться:

читать сборочные  чертежи

П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; Добывать новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию из одной  темы в другую. 

К.:  Уметь пользоваться основными понятиями по черчению. Донести свою позицию  до собеседника; Оформить свою мысль в устной или письменной форме; Уметь слушать и понимать высказывания собеседников; Уметь выразительно читать; Уметь согласованно работать в группе

Р: Проговаривать последовательность действий на уроке; Учиться работать по предложенному учителю плану; Учиться отличать выполненное задание от неверного 

Уметь читать сборочные  чертежи

8

Чтение строительных чертежей

Чтение строительных чертежей 

Выпускник получит возможность научиться: 

читать строительные  чертежи

П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; Добывать новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию из одной  темы в другую. 

К.:  Уметь пользоваться основными понятиями по черчению. Донести свою позицию  до собеседника; Оформить свою мысль в устной или письменной форме; Уметь слушать и понимать высказывания собеседников; Уметь выразительно читать; Уметь согласованно работать в группе

Р: Проговаривать последовательность действий на уроке; Учиться работать по предложенному учителю плану; Учиться отличать выполненное задание от неверного 

Уметь читать строительные  чертежи

9. КРИТЕРИИ  ТЕКУЩИХ ОЦЕНОК

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если  ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

 в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет  обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВКИ ПО ЧЕРЧЕНИЮ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Контроль за усвоением школьниками графических знаний и умений осуществляется с помощью итоговых заданий. Каждому школьнику выдается комплект, состоящий из 8 заданий, и условие графической работы, которые позволяют выявить сформированность пространственных представлений, графических понятий и умений.

Результаты выполнения заданий оцениваются по подготовленным заранее ответам на них.

После контроля ответов на вопросы школьники выполняют итоговую графическую работу на построение чертежа детали, содержащего три необходимых изображения (например, полный фронтальный разрез или соединение части вида с частью разреза, или половины вида и половины разреза, а также вид сверху и вид слева).

Проверка выполнения итоговой работы и ее оценка осуществляются по общепринятым критериям.

10. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учителя

  • Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2008.
  • Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие  для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
  • Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
  • Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  • Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
  • Карточки-задания по черчению. Пособие для учителя. В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др.; Под ред. В.В. Степаковой. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2004.
  • Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
  • Программа общеобразовательных учреждений «Черчение» под руководством А.Д. Ботвинникова – М.: Просвещение, 1993.

Для учащихся

  • Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
  • Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
  • Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.
  • Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  • Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
  • Словарь- справочник  по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии. Уровень образования (класс) 11 класс (профильный уровень)

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепр...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по праву уровень обучения – среднее общее образование для 10,11 класса (профильный уровень)

Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущ...