Программа внеурочной деятельности «Цветной лоскуток»
рабочая программа по технологии (7 класс)

Засорина Елена Александровна

Важный аспект трудового обучения - соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью. На это нацелена программа внеурочной деятельности "Цветной лоскуток". Задача данног курса состоит в том, чтобы ввести ребенка  в мир цвета, раскрыть перед ним закономерности цветовых сочетаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loskut_programma.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 17

Программа внеурочной деятельности

«Цветной лоскуток»

Работу выполнила  Засорина Е. А.

учитель технологии МОУ-СОШ №17 г.Клин

город Клин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Важный аспект трудового обучения – соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно-прикладного характера.

Мастерство в художественной деятельности проявляется с двух одинаково важных сторон: художественной и технологической. Однако на практике учащиеся на уроках технологии (трудового обучения) чаще занимаются освоением технологических и технических приемов по отдельным видам художественного ручного труда. В этой связи есть основания говорить об освоении не просто технологий, а художественных технологий.

Данная программа составлена на основе учебного курса «Художественная обработка текстильного лоскута», разработанного на кафедре технологии института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования (ИПК и ПРНО) и относится к художественно-эстетическому направлению. Вид внеурочной деятельности -художественное.

Использование текстильного лоскута в качестве изобразительного материала предполагает ознакомление учащихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества. 

Цель курса: приобщение учащихся к работе в технике лоскутного шитья, получение детьми основ теоретических знаний и практических умений в данном виде ручной работы.

Задача данного курса состоит в том, чтобы ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, познакомить с понятиями, закономерностями построения орнаментов, научить создавать своими руками оригинальные декоративно- прикладные изделия.

Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение ими выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Лоскутное шитье открывает простор для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы, повысить их самооценку. они могут использоваться в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.

В целом работа с детьми в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить  понимать и любить красоту.

Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов, так как они знакомы с машинами работами и имеют первоначальный навык работы с тканью. Содержание занятий реализуется посредством кружковой работы. 

Рабочая программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю).

Форма промежуточной и итоговой аттестации - тесты, творческие работы, сообщения на заданную тему, выставка творческих работ.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития технологий, проявление познавательной активности в области декоративно-прикладного искусства;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации;
  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

 Метапредметные результаты:

познавательные УУД:

  • самостоятельное определение цели своей деятельности, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация  и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ, выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.

коммуникативные УУД:

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • умение работать в команде, учитывать позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения.

регулятивные:

  • планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика  результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям, обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Предметные результаты.

  • формирование представления о роли лоскутного шитья в истории декоративно-прикладного искусства;
  • овладение знаниями о цвете и цветовосприятии, создании композиций и построении орнамента;
  • практическое освоение техник лоскутного шитья, приемов выполнения несложных предметов домашнего обихода с применением лоскутной пластики;
  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, методами чтения технической, технологической информации;
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
  • овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

Тематический план занятий.

Темы

Количество часов

В том числе

На теоретические занятия

На практические занятия

1. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного искусства

1

1

2. Цвет. Цветовой круг.

3

1

2

3. Гармоничные сочетания цветов. Техника «полоска».

4

1

3

4. Орнамент. Виды орнаментов. «Свободная техника».

4

1

3

5. Законы орнаментальной композиции. Техника «квадрат», «треугольник».

4

1

3

6. Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья.

3

1

2

7. Технология работы над лоскутным изделием.

5

1

4

8. Русская тряпичная кукла. Народный костюм для куклы.

3

1

2

9. Творческий проект

7

1

6

Итого:

34

9

25

Основное содержание.

1. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного искусства (1 час)

Основные теоретические сведения.

Художественная обработка текстильного лоскута, лоскутное шитье, лоскутная мозаика, аппликация,  коллаж, фактура. Развитие лоскутного шитья, традиционное лоскутное шитье. Ткань как материал для творчества.

2. Цвет. Цветовой круг.(3часа)

Основные теоретические сведения.

Спектр цветов, цветовой тон, светлота, тоновое изображение, насыщенность, цветовой круг.

Практические работы.

Выполнение образцов из тканей с различными вариантами обводок и цветовых пятен. Изготовление 12-членного цветового круга. Выполнение в нескольких цветовых вариантах одного и того же лоскутного рисунка.

Варианты объектов труда. Цветовой круг.

3. Гармоничные сочетания цветов. Техника «полоска»(4 часа).

Основные теоретические сведения.

 Гармоничные сочетания цветов: гармония родственных цветов, смежная гармония, тональная гармония, гармония контрастных цветов. Контраст цветов: сильные, слабые и средние контрасты, контрасты между холодными и теплыми цветами, легкие и тяжелые контрасты. Пространственное смешение цветов. Техника «Полоска».

Практические работы.

Составление из тканей образцов различных цветовых гармоний. Выполнение образца в технике «Полоска».

Варианты объектов труда. Образцы различных цветовых гармоний. Образец «Полоска».

4. Орнамент. Виды орнаментов. «Свободная техника»(4 часа).

Основные теоретические сведения.

Виды орнаментов. Закономерности орнаментальных построений: композиция орнамента, пропорции, ритм и пластика, симметрия, статичные и динамичные композиции. Композиционные решения лоскутных полотен. «Свободная техника».

Практические работы.

Построение статичных и динамичных композиций. Выполнение образца в свободной технике.

Варианты объектов труда. Статичные и динамичные композиции. Образец, выполненный в свободной технике.

5. Законы орнаментальной композиции. Техника «квадрат», «треугольник»(4 часа).

Основные теоретические сведения.

Закон пропорциональности, закон соподчинений, закон трехкомпонентности, закон контраста, правило группирования, закон орнаментального контрапункта, закон простоты. Техники «квадрат» и «треугольник».

Практические работы.

Построение нескольких вариантов различных орнаментов или фрагментов орнаментов с одним и тем же мотивом. Выполнение образцов в технике «квадрат» и «треугольник».

Варианты объектов труда. Орнаменты, образцы в технике «квадрат», «треугольник».

6. Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья(3 часа).

Основные теоретические сведения.

Технологические основы лоскутного шитья: материалы, инструменты и оборудование, работа с тканью, организация рабочего места, технология лоскутного шитья

Практические работы.

Выполнение эскизов орнаментов, изготовление шаблонов, отработка стачивания по булавкам.

Варианты объектов труда. Эскизы, шаблоны.

7. Технология работы над лоскутным изделием(5часов).

Основные теоретические сведения.

Замысел, поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы в М 1:10. Выполнение рабочего чертежа. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Решение и сборка каймы. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке. Соединение трех слоев изделия. Обработка края изделия. Стежка.

Практические работы.

Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы в М 1:10. Выполнение рабочего чертежа. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Решение и сборка каймы. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке. Соединение трех слоев изделия. Обработка края изделия. Выполнение стежки.

Варианты объектов труда. Наволочка, прихватка или фрагмент крупного изделия.

8. Русская тряпичная кукла. Народный костюм для куклы(3часа).

Основные теоретические сведения.

Русская тряпичная кукла. Несшивная кукла. Сшивная кукла: шитая безликая кукла, этнографическая кукла. Русский народный костюм. Основы русского кроя. Цвет в народном костюме. Орнаментальный декор народного костюма

Практические работы.

Изготовление куклы закрутки, сшивной куклы. Выполнение народного костюма для куклы.

Варианты объектов труда. Кукла закрутка, сшивная кукла, народный костюм.

9. Творческий проект(7 часов)

Основные теоретические сведения.

Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки).

Практические работы.

Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Презентация изделия.

Варианты объектов труда.

Примерные темы проектов:

  • Помощники на кухне (коллекция прихваток).
  • Лоскутное одеяло.
  • История юбки.
  • Декоративное убранство кухни.
  • Русский праздничный народный костюм.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен:

Иметь представление:

об истории лоскутного шитья,   спектре цветов, цветовом круге, гармоничном сочетании цветов, орнаменте и  закономерностях орнаментального построения, о различных техниках лоскутного шитья и получении разнообразных фактур, об истории тряпичной куклы, основах русского кроя, орнаментальном декоре народного костюма.

Уметь: подбирать гармоничные сочетания цветов, работая с цветовым кругом; составлять различные орнаментальные композиции, выполнять простейшие изделия декоративно-прикладного искусства в различных техниках лоскутного шитья: "квадрат", "полоска", "треугольник" и т. д.; с различными фактурами, применять техники лоскутного шитья при изготовлении традиционных тряпичных кукол.

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Количество часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

1. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного искусства

1

Художественная обработка текстильного лоскута, лоскутное шитье, лоскутная мозаика, аппликация,  коллаж, фактура. Развитии лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё России. Ткань как материал для творчества,  инструменты и оборудование.

Организация рабочего места. Технология лоскутного шитья

Развитие лоскутного шитья, традиционное лоскутное шитье.

Анализ особенностей декоративно-прикладного  искусства. Поиск и презентация информации о видах лоскутного шитья

Зарисовка и фотографирование наиболее

интересных образцов в технике "печворк".

Сравнительный анализ технологических

и эстетических возможностей различных

материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве. Коллективное

обсуждение творческих работ.

2. Цвет. Цветовой круг.

3

Цветовой круг: основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (производные или дополнительные: оранжевый, зелёный, фиолетовый). Гармоничные сочетания цветов. Гармонии родственных цветов: одноцветная, смежная, тональная. Гармонии контрастных цветов: контраст, парная гармония, гармония триады, цветовая гамма. Контраст цветов: светлотный  (тоновый) и цветовой (хроматический); сильные контрасты, слабые контрасты, средние контрасты, контрасты между холодными и тёплыми цветами, лёгкие и тяжёлые. Соотношение цветовых площадей, краевой контраст, контур. Пространственное смешение цветов.

Зарисовка основных цветов цветового круга. Изготовление 12-членного цветового круга. Составление различных сочетаний цветов с использованием цветового круга. Выполнение образцов из тканей с различными вариантами обводок и цветовых пятен. Выполнение в нескольких цветовых вариантах одного и того же лоскутного рисунка.

3. Гармоничные сочетания цветов. Техника «полоска».

4

Гармоничные сочетания цветов: гармония родственных цветов, смежная гармония, тональная гармония, гармония контрастных цветов. Контраст цветов: сильные, слабые и средние контрасты, контрасты между холодными и теплыми цветами, легкие и тяжелые контрасты. Пространственное смешение цветов. Техника «Полоска».

Анализ цветовых сочетаний.  Зарисовка различных образцов гармоничных сочетаний цветов. Составление из тканей образцов различных цветовых гармоний. Выполнение образца в технике «Полоска».

Работа в группе.

4. Орнамент. Виды орнаментов. «Свободная техника».

4

Виды орнаментов. Закономерности орнаментальных построений: композиция орнамента, пропорции, ритм и пластика, симметрия, статичные и динамичные композиции. Композиционные решения лоскутных полотен. «Свободная техника».

Анализ различных орнаментальных композиций. Определение пропорций, ритма в орнаментальных композициях. Зарисовка симметричных, асимметричных композиций.  Работа в парах. Построение статичных и динамичных композиций. Выполнение образца в свободной технике.

5. Законы орнаментальной композиции. Техника «квадрат», «треугольник».

4

Закон пропорциональности, закон соподчинений, закон трехкомпонентности, закон контраста, правило группирования, закон орнаментального контрапункта, закон простоты. Техники «квадрат» и «треугольник».

Нахождение отражения закона пропорциональности в окружающих предметах. Анализ предметов искусства с точки зрения закона соподчинений, закон трехкомпонентности, закон контраста Построение нескольких вариантов различных орнаментов или фрагментов орнаментов с одним и тем же мотивом. Анализ образцов и выполнение образцов в технике «квадрат» и «треугольник».

6. Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья.

3

Технологические основы лоскутного шитья: материалы, инструменты и оборудование, работа с тканью, организация рабочего места, технология лоскутного шитья

Организация рабочего места при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ. Выполнение ручных и машинных стежков.

Отработка навыков выполнения новых

технологических операций. Выполнение эскизов орнаментов, изготовление

шаблонов, отработка стачивания по булавкам.

Анализ допущенных ошибок

7. Технология работы над лоскутным изделием.

5

Замысел, поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы в М 1:10. Выполнение рабочего чертежа. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Решение и сборка каймы. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке. Соединение трех слоев изделия. Обработка края изделия. Стежка.

Разработка эскиза изделия.Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы в М 1:10. Выполнение рабочего чертежа. Изготовление шаблона с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Разработка решения отделки края изделия. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке. Соединение трех слоев изделия. Обработка края изделия. Выполнение стежки. Контроль качества изготовления изделия на каждом этапе. Анализ результатов. Исправление ошибок.

8. Русская тряпичная кукла. Народный костюм для куклы.

3

История, назначение и способ изготовления русской тряпичной куклы. Несшивная (закрутка), сшивная, этнографическая кукла.

Русский народный костюм. Основы русского кроя:

Рубаха – основа всех женских костюмов;

Понева – древнейший вид поясной женской одежды. Сарафан – известная женская народная одежда.

Цвет в народном костюме.

Орнаментальный декор народного костюма.

Анализ образцов тряпичной куклы. Поиск и презентация информации об истории тряпичной куклы. Подбор материалов для изготовления куклы. 

Изготовление куклы закрутки, сшивной куклы. Анализ составляющих русского народного костюма различных губерний. Разработка эскиза народного костюма. Выполнение народного костюма для куклы

9. Творческий проект

7

Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки).

Выполнение и презентация проекта.

Список литературы.

  1. Беловинский Л. В. Типология русского народного костюма. М.,1997.
  2. Волшебные узоры и лоскутки. Стежка. М., 1997.
  3. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. М., 1993.
  4. Костикова И. Ю. Школа лоскутной техники. М., 1997.
  5. Муханова И. Ю. Лоскутное шитье. Мозаика и аппликация, традиционные и современные узоры. М., 1998.
  6. Нагель О. И. Снова о лоскуте // Школа и производство, 1997, № 4, 6.
  7. Филева Н. И. Лоскутное шитье: традиции и современность // Каргаполье.
  8. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый лоскуток в дело"

Цель программы: выявление и развитие творческих способностей у обучающихся, воспитание чувства бережливости, умение увидеть красивое вокруг себя.Задача: воспитание эстетического вкуса у обучающихся, н...

Рабочая программа внеурочной деятельности по декоративно - прикладному искусству "Волшебный лоскуток"

Программа кружковой деятельности школьников “Волшебный лоскуток” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ООО. Эта программа актуальна тем, что она...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения

Паспорт рабочей программы     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Мастерская "Лоскуток"

Данная программа внеурочной деятельности имеет общекультурное направление и рассчитана для  учащихся 10-14 лет. Срок реализации 1 год....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Цветная математика»

Цель внеурочной деятельности: Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего ра...

Программа внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Цель программы - развивать творческий потенциал личности обучающегося с помощью создания форм традиционного лос­кутного шитья.Задачи программы:...