О проблемах преподавания технологии в средней школе
статья по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Науменко Татьяна Анатольевна

Уроки технологии на сегодняшний день — единственные, где ребята создают собственные образовательные продукты, которые для них личностно значимы. Причем многие из этих продуктов значимы и для общества. То, что делают наши дети своими руками, востребовано в детсадах, продается на ярмарках. Думаю, что нам необходимо выделить в нашей области общий технологической компонент, который объединил бы все направления Это очень сложная задача, над которой билось не одно поколение разработчиков стандартов. Нам нужно найти точки соприкосновения. Ведь на самом деле глубоких противоречий нет. Еще раз подчеркну — уникальность нашего предмета в том, что это некий межпредметный мостик, который объединяет другие области знаний в школе. Наш предмет способствует соединению теории и практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_problemah_prepodavaniya_tehnologii_v_sredney_shkole.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

О проблемах преподавания технологии в средней школе.

Науменко Т.А.

e-mail: naumencko.tania@yandex.ru

МКОУ СОШ № 10 г.Лиски

Время неудержимо стремится вперед, и наша жизнь с каждым годом меняется до неузнаваемости. Компьютеры, сотовые телефоны, интернет. Нужен ли в школе предмет, который мы привыкли по старинке называть «Труд», а сейчас величаемый «Технология»? Надо ли девочкам уметь приготовить вкусную и полезную еду, если в супермаркетах полным-полно полуфабрикатов, а мальчикам учиться забивать гвозди и чинить розетки, если можно запросто вызвать на дом умелого гастарбайтера? Может, не тратить время на этот «ненужный» предмет, а освободившиеся часы отдать, к примеру, информатике или иностранным языкам?

Кстати,  уроки технологии на сегодняшний день — единственные, где ребята создают собственные образовательные продукты, которые для них личностно значимы. Причем многие из этих продуктов значимы и для общества. То, что делают наши дети своими руками, востребовано в детсадах, продается на ярмарках. Думаю, что нам необходимо выделить в нашей области общий технологической компонент, который объединил бы все направления. Это очень сложная задача, над которой билось не одно поколение разработчиков стандартов. Нам нужно найти точки соприкосновения. Ведь на самом деле глубоких противоречий нет. Еще раз подчеркну — уникальность нашего предмета в том, что это некий межпредметный мостик, который объединяет другие области знаний в школе. Наш предмет способствует соединению теории и практики. Ведь, к примеру, дети хорошо понимают, что такое площадь и периметр на уроках математики. Но зачастую, когда просишь их рассчитать количество материала, которые требуются для пошива платья  или юбки, они этого сделать не могут. Еще одна немаловажная миссия нашего предмета — он дает детям знания и умения, как вести хозяйство. Ведь сейчас очень много неполных семей, мальчикам не у кого научиться, как забить гвоздь, отремонтировать розетку. Мне кажется, у предмета «Технология» очень важное воспитательное значение. Он учит тому, что наши дети будут передавать своим детям и внукам. Мы не можем сделать наш предмет одинаковым в сельских и городских школах, общеобразовательных школах и гимназиях. Но мы должны выделить ядро, которое станет обязательным для всех, и ту вариативную часть, которая может быть привнесена в эту область в зависимости от профиля школы и места ее нахождения. Над этим надо работать. Еще одна важная проблема в том, что для существования нашего предмета нужны материальные вложения. Без материальной поддержки и государственной политики нашему предмету придется очень трудно. Ведь оборудование для мастерских должно быть современным и безопасным. Директору школы со всем этим комплексом проблем самому не справиться.

Технология -  предмет  практико-ориентированный, и родители моих учениц благодарны мне за то, что я учу их детей, как вести домашнее хозяйство, даю им навыки по самообслуживанию. Ведь сегодня мамы зачастую работают допоздна, поэтому в современных условиях многому из того, чему должны научить родители, учит школа. Многие думают, что ребенку  незачем приобретать трудовые навыки, они будут руководителями. Однако эти навыки нужны хотя бы для того, чтобы оценить качество сделанного вам наемной бригадой ремонта. Кстати, в рейтинге предметов в 5-6-х классах наш предмет самый любимый у детей. Хотелось бы также сказать о здоровьесберегающих технологиях на наших уроках. Как правило, они проходят в движении, чего не скажешь о математике или русском. Кроме того, наш предмет защищает детей с практическим интеллектом. Мы много говорим о необходимости создавать ситуации успеха для каждого ребенка. А ведь есть дети, у которых пятерка по технологии — единственная в аттестате. Ведь не все умеют рисовать и не все любят физкультуру

         Сокращение числа часов на изучение технологии в 8-м классе, отсутствие технологии в 9-м нарушает преемственность в системе ее изучения, осложняет последующий выбор учащимися технологического профиля обучения, который в отличие от гуманитарных профилей, как правило, не реализуется из-за отсутствия преподавателей, материальной базы и методического обеспечения. Снижение статуса технологии в школе сделает еще менее престижными для выпускников профессии в сфере материального производства, обострит проблему комплектования и подготовки кадров в системе начального и среднего профобразования. Понизится уровень готовности молодых людей к овладению боевой техникой во время службы в Вооруженных силах.        

Свертывание технологии повлечет за собой массовый уход учителей этого предмета из школ. Сейчас происходит быстрое разрушение материальной базы предмета, которая создавалась годами с помощью многочисленных предприятий-шефов и давно уже не пополняется из-за отсутствия финансирования. Сейчас Минобрнауки России оснащает учебные кабинеты и лаборатории только в рамках нацпроекта «Образование». Победившим школам поставляется оборудование для кабинетов физики, химии, биологии, географии, но не технологии.

 Я хотела бы сказать еще об одной миссии технологического образования. Сегодня наши дети, и особенно подростки, погружены в виртуальный мир до такой степени, что у многих развивается компьютерная зависимость, от которой приходится лечить. Поэтому очень важно переключить детей на что-то интересное и реальное. Это могут быть уроки технологии с интересными совместными проектами. Причем эта работа может вестись не только в школе на уроках технологии, но и в системе дополнительного образования в технических кружках, станциях юных техников. И еще хочу подчеркнуть — школьник не почувствует никакой радости труда, если у него вместо современного оборудования будет старый напильник или неработающая дореволюционная швейная машина. Наоборот, это может отвратить ребенка от уроков труда. Мастерские должны быть оснащены на современном уровне, и тогда и дети, и родители почувствуют интерес к технологии.

Литература

  1. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. АСТ «Астрель», 2005
  2. Лабзина, А.Я.; Васильченко, Е.В. Домоводство. М.: Просвещение, 1981



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)

Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...

Пропедевтическое преподавание химии в средней школе

Раннее изучение и преподавание химии, система преподавания естественнонаучного цикла...

Преподавание баскетбола в средней школе

В работе дана историческая справка о развитии баскетбола, описана специальная подготовка баскетболистов на уроках физкультуры...

Проблемы преподавания литературы в основной школе. Статья.

Проблемы преподавания литературы в основной школе....

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Использование   педагогические технологий таких как: личностно ориентированный подход, здоровье сберегающие  технологии, ТРИЗ-технологии, метод проектов. А также использование информац...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Внедрение процесса информатизации в образовательный процесс меняет идеологию...