Рабочая программа по технологии 5-8 классов
рабочая программа по технологии

Никифорова Марина Юрьевна

Технология - наука об умении, мастерстве, искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.rar1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ядрино»

Архаринского района Амурской области

Рассмотрено на заседании                                                        Согласовано с                  Утверждено

методического объединения                                                    Заместителем директора по УВР        Директор   МОБУ  «СОШ с. Ядрино»

________________________                               _____________ Наумова В. Ю.        _________М. Н. Пермина

Руководитель                    МО                              «__»_________20__ г.        Приказ № ___  

________________________                

«____»_____________20__г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

Социального направления

«Мир рукоделия»

Срок реализации программы 1 год

                                                                                                         Автор – составитель:

                                                                                                                                                      Цыбина Марина Александровна    

                                                                                                                                                                                              учитель   технологии

                                                                                                                             

Ядрино 2017

       

                                                                                                             

Пояснительная записка

         В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Работа в кружке «Мир рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

          Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

         Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

         Программа кружка «Мир рукоделия» рассчитана на детей с 10 до 14 лет.

Режим работы 

5 класс: 2 часа в неделю, 70 часов в год;

6 класс: 2 часа в неделю, 70 часов в год

Практические занятия составляют большую часть программы.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; создание условий к саморазвитию учащихся; развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание аккуратности;  экологическое воспитание обучающихся; развитие любви к природе; воспитание любви и уважения к народной вышивке, национальному искусству; воспитание интереса и уважения к традициям своего народа.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности; формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.

Универсальные учебные действия

Познавательные:

Учащиеся научатся: сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач; находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели); сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая инсценировки и выступая перед зрителями; удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся: планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов; осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы; самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

Учащиеся получат возможность:

формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности; действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь; формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Предметные:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

научатся различным приемам работы; научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; будут создавать композиции с изделиями;  разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе; получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека.

Требования к уровню подготовки учащихся

          В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

          Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

          Программа рассчитана на 1 год.

Содержание программы

Бисероплетение.  Низание в одну и в две нити. Мозаичная техника. Игольчатая техника плетения.  Плоское параллельное плетение на проволоке.

Объемное параллельное плетение на проволоке. Техника плетения дугами. Французская техника плетения бисером.

Вышивка. Вводное занятие. Задачи и планы работы кружка. История и быт различных народов. Понятие о городской и сельской вышивке. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Принадлежности, инструменты и материалы для вышивки. Оборудование рабочего места. Правила безопасности труда при работе с утюгом, ножницами, иголками. Выполнение простейших швов: шов вперед иголку, шов за иголку, шов шнурок, тамбурный шов узелки. Все швы выполняются на образцах или на небольших рисунках. Выполнение счетных швов: крест простой, нов полу-крест, гобеленовые швы, шов роспись, шов козлик и косичка. Все швы выполняются на образцах или на небольших изделиях (салфетки, носовые платки, прихватки и  другие). Домашний уют и как его достичь.  Вышивка в интерьере. Картины, диванные подушки, шторы, салфетки, скатерти, полотенца и  многое другое. Оформление готовых изделий. Понятия «рисунок», «орнамент», «композиция», «ритм», «рапорт», «симметрия». Создание орнаментальной композиции. Характерная зависимость орнамента от фактуры ткани, техники выполнения. Увеличение и уменьшение рисунка.  Характерные узоры и орнаменты для различных областей России. Вышивка лентами, шнуром, тесьмой, бисером. Выполнение образцов или небольших рисунков в этой технике. Оформление готовых изделий. Использование вышивки на предметах домашнего обихода. Изготовление прихваток, полотенец, подушек для иголок, чехлов для очков, ключей, салфеток и многое другое по выбору.

Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы. Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы. Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.

Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Воздушная петля. Столбики без накида. Столбики с накидом. Вязание бижутерии. Чтение схемы. Вязание салфетки. Изготовление предмета быта или одежды по выбору.

Мягкая игрушка. Правила изготовления выкройки. Основные швы. Материалы и приспособления для шитья. Изготовление игрушек. Правила безопасности труда при работе с утюгом, ножницами, иголками.

Тематический план 5 класс

Название раздела

Всего часов

1

Бисероплетение

14

2

Вышивка

15

3

Вязание спицами

12

4

Вязание крючком

17

5

Мягкая игрушка

12

Итого

70

Тематический план 6 класс

Название раздела

Всего часов

1

Бисероплетение

14

2

Вышивка

16

3

Вязание спицами

12

4

Вязание крючком

16

5

Мягкая игрушка

12

Итого

70

Материально - техническое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы: литература для педагога и учащихся, образцы изделий, схемы изделий (раздаточный материал).

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Божко Л.А. «Бисер. Уроки мастерства». Москва. Издательство «Дрофа» 2009 г.,  213 с.

Белов Н.В. Фигурки из бисера. Минск «Харвест» 2010 г. 126 стр.

 Бондарева Н. И. Учебный курс «Рукоделие из бисера». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2009 г., 48 с.

 Т.Е. Еременко, Е.С. Забалуева.    Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Изд. «Просвещение», 2000

 М. Максимова, М. Кузьмина.  Вышивка. Первые шаги. - М.: Изд. «ЭКСМО», 1997

 Сюзи О Рейми. Шитье и вышивка. - М.: Изд. «Полигон», 1997

Энциклопедия по рукоделию. - М.: Изд.  «Просвещение», 1997

 Журналы по рукоделию. – М.: Изд. «Просвещение», 1997

«Вышитые картины»  http://bicer.ru/

 «Валентина» http://biserok.org/

«Вышивка: просто и красиво»

«Вышивка для души»

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Бисероплетение 14 ч.

1

Вводное занятие

1

2.09

2

Низание в одну и в две нити

1

2.09

3

Мозаичная техника

1

9.09

4

Плоское параллельное плетение на проволоке. Цветы.

1

9.09

5

Объемное параллельное плетение на проволоке

1

16.09

6

Техника плетения дугами. Дерево.

1

16.09

7

Французская техника плетения бисером

1

23.09

8

Цепочка крестик. Правила выполнения крестика

1

23.09

9

Техника «Ручное ткачество»

1

30.09

10

Плетение жгута

1

30.09

11

Оплетение карандаша в мозаичной технике

1

7.10

12

Игольчатая техника плетения

1

7.10

13

Кирпичный стежок

1

14.10

14

Техника «Ёлочка»

1

14.10

Вышивка 15 ч.

15

Вводное занятие

1

21.10

16

 Шов «вперед иголку»

1

21.10

17

Тамбурный шов

1

28.10

18

Гобеленовый шов

1

28.10

19

Техника «Гладь»

1

4.11

20

Вышивка в технике «гладь»

1

4.11

21

1

11.11

22

Техника «Крест»

1

11.11

23

Вышивка в технике «крест»

1

18.11

24

1

18.11

25

Вышивка бисером. Правила вышивки

1

25.11

26

Вышивка бисером. Инструменты и приспособления для вышивки

1

25.11

27

Вышивка бисером. Выбор композиции

1

2.12

28

Вышивка бисером. Выполнение вышивки

1

2.12

29

1

9.12

Вязание спицами 12 ч.

30

Вводное занятие. Т/б при работе со спицами

1

9.12

31

Набор петель

1

16.12

32

Платочная вязка

1

16.12

33

Лицевая и изнаночная гладь

1

23.12

34

Вязание полотна

1

23.12

35

Виды резинки

1

30.12

36

Вязание шарфа

1

30.12

37

Вязание шапочки

1

13.01

38

Вязание сумочки

1

13.01

39

Вязание пятью спицами

1

20.01

40

Вязание рукавиц

1

20.01

41

Вязание носков

1

27.01

Вязание крючком 17 ч.

42

Вводное занятие

1

27.01

43

Цепочка из воздушных петель

1

3.02

44

Петля без накида

1

3.02

45

Петля с накидом

1

10.02

46

Петля с двумя накидами

1

10.02

47

Филейное вязание

1

17.02

48

Вязание салфетки

1

17.02

49

Вязание шарфа

1

24.02

50

Вязание шапочки по кругу

1

24.02

51

Вязание сумочки

1

3.03

52

Вязание прямого полотна

1

3.03

53

Круговое вязание. Салфетка

1

10.03

54

Вязание жилета

1

10.03

55

1

17.03

56

Способы вязание игрушек

1

17.03

57

Вязание игрушек

1

24.03

58

1

24.03

Мягкая игрушка 12ч.

59

Вводное занятие

1

31.03

60

Способы изготовления мягкой игрушки

1

31.03

61

Материалы и инструменты для работы

1

7.04

62

Правила изготовления выкройки

1

7.04

63

Выкройка из ткани

1

14.04

64

Сборка деталей выкройки

1

14.04

65

Основные швы

1

21.04

66

Набивка игрушки

1

21.04

67

Изготовление аксессуаров

1

28.04

68

Изготовление мягкой игрушки

1

28.04

69

1

8.05

70

1

8.05

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Бисероплетение 14 ч.

1

Вводное занятие

1

5.09

2

Низание в одну и в две нити

1

5.09

3

Мозаичная техника

1

12.09

4

Плоское параллельное плетение на проволоке.

1

12.09

5

Объемное параллельное плетение на проволоке

1

26.09

6

Техника плетения дугами

1

26.09

7

Французская техника плетения бисером

1

3.10

8

Цепочка крестик

1

3.10

9

Техника «Ручное ткачество». Плетение браслета.

1

10.10

10

Плетение жгута

1

10.10

11

Оплетение карандаша в мозаичной технике

1

17.10

12

Игольчатая техника плетения

1

17.10

13

Кирпичный стежок

1

24.10

14

Техника «Ёлочка»

1

24.10

Вышивка 16 ч.

15

Вводное занятие

1

31.10

16

 Шов «вперед иголку»

1

31.10

17

Тамбурный шов

1

7.11

18

Гобеленовый шов

1

7.11

19

Техника «Гладь»

1

14.11

20

Вышивка в технике «гладь». Композиция по выбору

1

14.11

21

1

21.11

22

Техника «Крест»

1

21.11

23

Вышивка в технике «крест»

1

28.11

24

1

28.11

25

1

5.12

26

Вышивка бисером

1

5.12

27

1

12.12

28

1

12.12

29

1

19.12

30

1

19.12

Вязание спицами 12 ч.

31

Вводное занятие. Т/б при работе со спицами

1

26.12

32

Набор петель

1

26.12

33

Платочная вязка

1

16.01

34

Лицевая и изнаночная гладь

1

16.01

35

Вязание полотна

1

23.01

36

Виды резинки

1

23.01

37

Вязание шарфа «резинкой 1х 1»

1

30.01

38

Вязание шапочки

1

30.01

39

Вязание сумочки платочной вязкой

1

6.02

40

Вязание пятью спицами

1

6.02

41

Вязание рукавиц

1

13.02

42

Вязание носков

1

13.02

Вязание крючком 16 ч.

43

Вводное занятие

1

20.02

44

Цепочка из воздушных петель

1

20.02

45

Петля без накида

1

27.02

46

Петля с накидом

1

27.02

47

Петля с двумя накидами

1

6.03

48

Филейное вязание

1

6.03

49

Вязание салфетки прямоугольной формы

1

13.03

50

Вязание шарфа «петля с накидом»

1

13.03

51

Вязание шапочки прямоугольной формы

1

20.03

52

Вязание пинеток

1

20.03

53

Вязание прямого полотна

1

27.03

54

Круговое вязание

1

27.03

55

Вязание жилета

1

3.04

56

1

3.04

57

Способы вязание игрушек

1

10.04

58

Вязание игрушек

1

10.04

Мягкая игрушка 12ч.

59

Вводное занятие

1

17.04

60

Способы изготовления мягкой игрушки

1

17.04

61

Материалы и инструменты для работы

1

24.04

62

Правила изготовления выкройки

1

24.04

63

Выкройка из ткани

1

5.05

64

Сборка деталей выкройки

1

5.05

65

Основные швы

1

15.05

66

Набивка игрушки

1

15.05

67

Изготовление аксессуаров

1

22.05

68

Изготовление мягкой игрушки

1

22.05

69

1

29.05

70

1

29.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "технологии" 10-11 класс (учебник "Технология профессионального успеха" под ред С.Н. Чистяковой)

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по технологии 5-7 классы. Направление "Индустриальные технологии"

Рабочая прогамма модифицированная с учетом материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся, разработана на основе примерной программы...

Рабочая программа по технологии(девочки) 6 класс к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной

Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ...

Рабочая программа по технологии для 5 класса по направлению "Технологии ведения дома"

Проект данной рабочей программы был представлен в качестве выпускной работы в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Отвечает требованиям ФГОС....

Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс по направлению "Технологии ведения дома"

Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО по направлению "Технологии ведения дома". Рассчитана на 35 учебных недель, по 2 часа в неделю....

Рабочая программа по технологии ФГОС 5 класс по направлению «Индустриальные технологии»

Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендов...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...