Педагогика сотрудничества на уроках швейного дела.
статья по технологии

девина марина владимировна

В статье рассматривается опыт применения технологии сотрудничества на уроках трудового обучения, преимущества и недостатки данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_sotrudnichestva_na_urokah_shveynogo_dela.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИКА  СОТРУДНИЧЕСТВА  НА  УРОКАХ  ШВЕЙНОГО  ДЕЛА

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. За последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика.

 В середине восьмидесятых годов прошлого века под влиянием глобальных перемен в общественно-политической жизни страны в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничества. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков, в обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества, прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов.

           Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.            Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Педагогика сотрудничества должна была объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению, для которых было единым стремление к гуманизации системы образования и создание альтернативы устаревшей авторитарной педагогике конца советского периода. Педагогика сотрудничества имеет некоторое сходство с креативной педагогикой, которая учит детей творчески относиться к процессу обучения и самим становиться созидателями своего будущего. Ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.


           Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам.  Технология сотрудничества предполагает распределение этих функций между учителем и учениками. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле»).

В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал. А слабый раз от разу становится еще слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы все чётко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не может быстро и правильно отвечать. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела у соседа.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение вопроса. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Это касается не только академических успехов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

ё, особенно в наших коррекционных школах

Как сделать процесс обучения увлекательным? Как раскрыть творческие способности каждого ученика и пробудить его инициативу? Как сделать так, чтобы всем было комфортно на уроке?  Сегодня, пожалуй, не найдётся учителя, которого не волновали бы эти вопросы. Традиционная классно-урочная система с преобладанием фронтальной работы, с преподнесением готовых знаний ученику неэффективна и не способствует развитию учащихся.  Была методика учителя Шаталова. Один из его принципов гласил: создай на уроке атмосферу эффекта солёного огурца. Это значит, что атмосфера на уроке должна быть такой: не хочешь, а всё равно научишься, как огурец, попавший в рассол: хочешь не хочешь, а просолишься. Это и есть технология сотрудничества. 

 Педагоги должны помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка.

В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение:

-  педагогов между собой,

- сотрудничество детей и взрослых (учитель-учащиеся),

- педагогов, учащихся и родителей,

- учащихся между собой (работа в группе, ученик-ученик).

Рассмотрим эти положения более подробно.

Успех взаимодействия во многом зависит  от сложившегося климата в детском коллективе и коллективе педагогов. Совместная деятельность и тесное общение, дружелюбие и ответственность, взаимная требовательность и чувство долга создают благоприятную морально-психологическую атмосферу. Поэтому неслучайно А. С. Макаренко придавал большое значение  тону взаимоотношений в коллективе. Только в обстановке сотрудничества всех педагогов школы (учителей-предметников, воспитателей, психолога, соцпедагога) возможен высокий уровень преподавания и профессиональный рост учителей. Именно поэтому сегодня на  заседание приглашена  Елена Борисовна для установления точек соприкосновения уроков математики и трудового обучения.

Сотрудничество учителя с учащимися может быть в двух вариантах: сотрудничество учителя со всей группой учащихся и сотрудничество учителя с одним или несколькими учащимися. Первый вариант прослеживается в процессе фронтальной работы. Педагогика сотрудничества ярко выражена на уроках планирования процесса изготовления и пошива изделий. Работа по планированию достаточна трудна для умственно отсталых, так как у них не развито логическое мышление. Вот здесь-то и проводится коррекционная работа по развитию учащихся. Идём от простого к сложному. В 5 классе план пошива изделия сообщается учителем, но я его не просто сообщаю, зачитывая как стихотворение, а обосновываю каждый пункт плана, объясняю, почему именно так, а не иначе (например, в салфетке сначала обрабатывают поперечные срезы, потому что они тянутся, а только потом долевые, так как они не тянутся, при таком порядке обработки можно исправить небольшие неточности, если они появятся и качество изделия будет выше, при пошиве в обратном порядке подрезать срезы нельзя). В 6 классе начинаем составлять план вместе в процессе беседы. Вот здесь и действует педагогика сотрудничества. К примеру, сейчас шьём фартук на поясе. Прежде выясняем: какие срезы есть в фартуке? – нижний, боковые, верхний. Вопрос: в какой последовательности будем эти срезы обрабатывать? Каждый учащийся предлагает свой вариант плана, обосновывая, почему он так считает. Учу детей выстраивать логическую цепочку. Правильный ответ не сообщаю, пока все не выскажут своё мнение. Учу детей умению выслушать собеседника, не перебивая. Многие, услышав другой ответ и обоснование, уже сами понимают, что ответили неправильно, признают свою ошибку, говорят: «Точно, надо так». Учитель не навязывает своё мнение, он рассуждает  с детьми на равных, только немного координирует. Так, в процессе совместной беседы всех учащихся и учителя рождается план.

Сотрудничество учителя с одним или несколькими учащимися происходит в процессе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода. Такой подход используется на каждом уроке, то есть педагогика сотрудничества «учитель-ученик» работает постоянно. Это может быть повторный инструктаж для одного или нескольких учащихся (малой группы) по сходным затруднениям: например, по порядку выполнения трудовых действий, показ приёмов выполнения операций (положение ткани, движение рук, применение шаблонов и другое). Идёт взаимообщение на равных: учащиеся не стесняются задавать вопросы, переспрашивать, если что-то непонятно, учитель без диктата, в спокойной обстановке объясняет и показывает столько раз, сколько это необходимо. Педагогика сотрудничества приносит положительный конкретный результат, ситуацию успеха.

На некоторых уроках на первый план выступает сотрудничество «ученик-ученик», то есть работа в группах. Здесь тоже возможны два варианта: работа в малых группах по 2-3 человека и коллективная работа всей группой.  Работа в малых группах (бригадой) учит детей уважать мнение других, уметь выслушать это мнение и принять его, то есть учит работать в коллективе. Задача всегда ставится всей бригаде. Перед началом работы всегда уточняется, как будет оцениваться работа: отметка всей бригаде или  индивидуально каждому. На разных уроках оценка может проводиться по- разному. Например, при изучении темы «Перевод выкроек из журналов мод», каждой бригаде надо перевести выкройки одного изделия, поэтому отметка будет одна для всей бригады, но каждый учащийся в бригаде переводит одну деталь: кто-то рукав, другой- воротник, третий- спинку, полочку. Отметка бригаде зависит от работы каждого, поэтому все друг другу помогают, контролируют линии, придерживают кальку во время перевода. Никто от работы не спрячется, более «слабые» будут тянуться за более «сильными». Каждый учащийся чувствует плечо другого, поддержку и опору. Такие тренировки будут учить детей работать в коллективе.

        А вот при изучении тем «Снятие мерок для построения чертежей изделий» учащиеся работают бригадой по 3 человека, но отметки ставятся и каждому индивидуально, и бригаде. Работа организуется так: один снимает мерки у другого, а третий записывает. Отметка каждому ставится в зависимости от точности измерений, но тот учащийся, который записывает, помогает тому, кто снимает мерки: следит за натяжением ленты, правильным прохождением ленты через ориентирные точки, при необходимости даёт пояснения, уточнения и за это тоже получает отметку, поэтому он заинтересован в том, чтобы первый учащийся правильно снял мерки. Несмотря на то, что в этой системе работает связка «ученик-ученик», учитель всё же находится не в стороне. Я наблюдаю за обеими бригадами, и если кто-то допускает ошибку, я вмешиваюсь в этот процесс, чтобы не зафиксировались неправильные трудовые действия.

        Состав бригад на разных уроках меняю, чтобы учащиеся смогли сработаться со всеми, это сплачивает всю группу. К вопросу формирования бригад вообще надо подходить достаточно  тонко. Некоторые учащиеся могут поругаться друг с другом и на уроке могут не контактировать. Слаженной работы может не получиться, так как в группе будет дискомфорт. На этот день можно этих учащихся в группу не объединять. Но, с другой стороны, работа в одной бригаде, когда отметка идёт за конечный результат всем вместе, может и примирить, объединить. Что сделать в конкретной ситуации, как лучше поступить- решает учитель. А для этого он должен очень хорошо знать психологические особенности своих детей.

Трудно рассчитывать на проявление тяги к учению или проявление большого интереса к предмету учащихся коррекционной школы. Но мы должны найти способы вовлечения их в процесс обучения и совместный труд учителя и ученика, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Иначе детей с психофизическими отклонениями здоровья не выучишь.

В этом мне помогают материалы психолого-педагогической диагностики.   Успешное обучение опирается на возрастные особенности и индивидуальные характеристики личности.  И в этом заключается главная проблема: нельзя для всех детей, находящихся в классе, одинаково давать материал. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность не всегда соответствует конкретным условиям обучения. В связи с этим возрастает роль выявления нереализованных возможностей учеников.

Учет особенностей развития каждого ученика дает мне возможность  развивать его способности к самостоятельной работе и собственной активности в ходе учебного процесса. Я выстраиваю урок так, чтобы по возможности ученики были соавторами: выступали в качестве собеседников, умели дополнить по материалам домашнего задания, участвовали в обсуждении итоговых вопросов.

Условия достижения результата:

1.        Учет возрастных и психологических особенностей учащихся,                                              осуществление  личностного подхода  в учебном процессе.

2.        Уважительное, доброжелательное  отношение к ученику, ведь каждый ученик – это личность.

3.        Обеспечение стойкой  мотивации, заинтересованности  к изучаемому материалу.

4.        Направленность  и организация учебного процесса на формирование практических умений.

5.        Создание ситуации  взаимопомощи, признание за учеником права на ошибку.

6.        Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Учителю коррекционной школы VIII вида особенно важно проявлять в такой работе терпимость, учитывая проблемы здоровья учащихся, оптимистическую веру в каждого ученика, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию.

Общие правила организации групповой работы:

· Решите, как будут сформированы группы и какова их наполняемость

(часто менять состав групп не стоит, для сплочения группы нужно время, и в то же время периодическое перераспределение учащихся полезно, поскольку помогает им получить опыт совместной деятельности).

· Планируйте для групповой работы задания, требующие участия всех членов группы – взаимозависимость (характер заданий должен предусматривать разделение труда, соответствовать возможностям и способностям учеников).

· Подробно объясните классу, как будут работать группы, и как вы будете оценивать учащихся.

· Регулярно контролируйте ход работы в группе.

· Научите группы справляться с теми, кто не хочет или не может сотрудничать (не стоит немедленно принимать меры, если кто-то из детей не захочет работать именно в этой группе, навыки совместной деятельности предполагают умение работать с самыми разными людьми, не зависимо от личных симпатий или антипатий)

· Организуйте разбор ошибок (главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия, не стоит высмеивать слишком самоуверенного ребенка или демонстративно поддерживать застенчивого, важно обсудить, чем каждый участник был полезен группе).

Коллективная работа всего класса очень объединяет всех учащихся. У каждого ответственность за свой участок работы, каждый старается выполнить свою часть хорошо, чтобы не пострадало качество всего изделия. Каждый вносит свою лепту и причастен к  конкретному конечному результату. Объектами коллективных работ стали крупные изделия, которые мы готовим к выставкам: лоскутные панно, одеяла, лебеди и павлины, выполненные в технике оригами. Это трудоёмкие по времени выполнения работы и лучше их выполнять в коллективном варианте.

Каковы же преимущества технологии сотрудничества  и трудности при её практическом применении?

Преимущества

Трудности

Ø повышается учебная и познавательная мотивация учеников

Ø снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач

Ø в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний

Ø при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу

Ø осуществляется личностный рост каждого ученика, развиваются его коммуникативные навыки, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни

Ø улучшается психологический климат в классе, развивается толерантность, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения

Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.

В педагогике сотрудничества нельзя забывать и о роли родителей: должна быть тесная связь между всеми педагогами, учащимся и родителями. Самое главное: показать родителям, что мы все союзники, мы делаем одно общее дело- обучаем и воспитываем детей. Здесь не должно быть судей и адвокатов (как со стороны педагогов, так и со стороны родителей): когда нет взаимопонимания между родителями и педагогами, то что говорить о развитии детей, страдают именно они. В деле обучения и воспитания школа обязательно должна заручиться поддержкой семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Основной результат современного обучения согласно принципам и требованиям ФГОС СО – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.  Это положение, на наш взгляд, является труднодостижимым без использования технологии сотрудничества. Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением согласованных совместных действий. Сотрудничество предполагает личный вклад каждого и зависимость общего результата от вклада каждого из участников работы.     Таким образом, технология сотрудничества, впитавшая в себя ведущие принципы личностно-ориентированного обучения, соответствует требованиям ФГОС  и может быть рекомендована к активному практическому применению учителями на современном этапе образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии/В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.

2.        Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.

3.        Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

4.        Полат Е. С. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве: Учеб. – метод. пособие / Е. С. Полат.- М.: ИНФА-М, 2006.

5.        Современный учительский портал (Интернет-сайт) http://easyen.ru/load/nachalnykh/obobshhenie_opyta/tekhnologija_sotrudnichestva

6.        Федеральный государственный образовательный стандарт (Интернет-сайт)  http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=2588


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок швейного дела и математики в коррекционной школе VIII вида Тема урока: Наволочка с клапаном. Расчёт расхода ткани.

Формирование знаний и умений по раскрою однодетального изделия на ткани без применения выкройки, учитывая ширину ткани....

Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Отделка швейных изделий" с презентацией

Разработка урока швейного дела, тип урока - комбинированный, (7 класс) по теме "Отделка швейных изделий" содержит вопросы  для повторения пройденного материала по конструированию, видам одежды, ...

Педагогика сотрудничества на уроках биологии как способ развития детской одарённости

Педагогика сотрудничества на уроках биологии  как способ развития детской одарённостиКлассный час : "Правильное питание – залог здоровья"...

"Метод проектов как способ реализации педагогики сотрудничества на уроках английского языка"

Проектная методика-путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проектов в соответствии со своими возможностями, знаниями, ум...

Педагогика сотрудничества на уроках биологии (из опыта работы)

Изменения во всех сферах нашего общества настоятельно требуют от каждого инициативы, творчества, самостоятельного мышления, новых нестандартных подходов и решений. Необходима принципиально новая педаг...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий" (12.03.23)

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий"...