Программа духовно-нравственного воспитания "Мы - россияне"
материал

Десятова Юлия Викторовна

Программа духовно-нравственного воспитания в многонациональной школе "Мы-россияне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_my-rossiyane_g.nefteyugansk.docx64.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

ПРОГРАММА

духовно-нравственного воспитания

 в многонациональной общеобразовательной организации

 

«МЫ - РОССИЯНЕ»

(срок реализации – 3 года, возраст детей 7-15 лет)

                                                                                        Десятова Юлия Викторовна,

учитель музыки

Нохрина Людмила Николаевна,

учитель технологии

Павлова Ирина Сергеевна,

учитель истории

 

город Нефтеюганск,

2020 год

Программа духовно-нравственного воспитания

в многонациональной образовательной организации

«Мы - россияне»

ПАСПОРТ

Наименование программы

«Мы- россияне»

Номинация

За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

Основание для разработки программы

Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года 

Основные разработчики программы

Десятова Юлия Викторовна, учитель музыки

Нохрина Людмила Николаевна, учитель технологии

Павлова Ирина Сергеевна, учитель истории

Цель программы

ученик, творческий, инициативный, способный успешно жить и трудиться в России вне зависимости от национальной принадлежности, знающих и уважающих традиции и обычаи народов России, выполняющий законы РФ

Задачи программы

1) организация деятельности учащихся разных национальностей во внеурочное время по изучению жизни, обычаев народов России;

2) развитие коммуникативных навыков и навыков работы в группе;

4) сбор материалов и оформление их в экспозиции школьного Музея «Мы-россияне»

Критерии реализации программы

- совершенствование методов духовно-нравственного воспитания;

-снижение роста правонарушений;

- повышение уровня гражданской ответственности, патриотизма, культурно-нравственных ценностей.

Предполагаемый результат

Развитие духовно-нравственной личности школьника: гражданин России, уважающий её традиции, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны

Основное содержание программы

Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года одной из главных целей заявляет «сохранение и развитие культур и языков народов РФ, укрепление их духовной общности». «Приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Программа предполагает:

- воспитание уважения и любви к традициям народов России, к стране, в которой мы живём;

- организация творческого досуга учащихся, привлечение к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского уровней;

- укрепление связей между образовательными организациями, учреждениями культуры, общественными организациями.

Реализация данных задач способствует интеграции общего и дополнительного образования в школе.

Новизна программы заключается в обновлении содержания внеурочной деятельности для формирования гражданско-патриотических основ личности. Используются ресурсы предметного содержания (музыка, МХК, технология, география, история), проектной и досуговой деятельности, простраиваются партнёрские отношения с родительской общественностью, представителями общественных организаций.

Вся внеурочная деятельность построена как единая площадка для изучения традиций, обычаев, исторических основ развития нашей страны, страны, в которой мы живем. Учащиеся не просто получают знания, но и сами делятся знаниями с другими сверстниками. Все результаты (фото, видео-материалы выступлений, проекты, творческие работы составляют экспозицию Школьного музея «Мы – россияне»).

Школьный Музей сразу обозначается как один из воспитательных центров открытого образовательного пространства, причем он доступен для ежедневного просмотра, так как составляет оформленную экспозицию в рекреации образовательной организации.

Программная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной «Я – концепции», развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков.

Целевая группа.

В реализацию программы включены учащиеся 7-15 лет, их родители (законные представители), классные руководители, учителя.

Программа имеет интегрированный характер, состоит из 4 модулей, которые имеет свои цели, содержание, технологии, систему оценивания, систему отношений и свои результаты. Модули сформированы в зависимости от различных интересов и ориентируют детей на свободный выбор и на развитие мотивации детей к познанию и творчеству, на содействие личностному самоопределению детей. Модули не повторяют учебные занятия (уроки), а дополняют, расширяют знания учащихся, при чем каждый ребенок вне зависимости от возраста выбирает для себя тот модуль, который его в большей степени заинтересует, может поменять его в любое время, предложить свои формы работы.

В многонациональной образовательной организации изучение традиций, быта, обычаев, песен, танцев Российской федерации достаточно важно, так как, с одной стороны, принимающая сторона должна быть гостеприимной, но, с другой стороны, приехавшая стороны (гости) должны знать и уважать Дом ХОЗЯЕВ.

Таблица 1

Модули программы

Модуль

Цель

Результат

Мероприятия

Ответственные

1.«История, литература»

Формирование уважения к истории России, ответственности за её будущее.

Приобщение к культуре народов России. Приоритет отдается русской национальной культуре и культуре народов ХМАО-Югры.

Основная цель первой группы является приобщение к культуре народов России. Приоритет отдается русской национальной культуре и культуре народов ХМАО-Югры.

Учащиеся посещают виртуальные музеи, делают подборку материала об исторических событиях России, читают в переводе старославянские и древнерусские письмена.

Единые классные часы

Недели истории

Историко-литературные композиции

Тематические конкурсы

Вахта памяти

Смотр строя и песни

Конкурсы патриотической песни

Виртуальные экскурсии, подборка материала об исторических событиях России

Изучение старославянских и древнерусских произведений.

Учителя истории, литературы, классные руководители, педагоги-организаторы

Павлова И.С.

2.«Творчество, искусство»

  • Активизация традиционных праздников культуры России (досуг молодёжи и семей).
  • Изготовление национальных поделок.

  • Возрождение и сохранение культурных традиций России.
  • Приобщение молодёжи жить по культурным традициям нашей страны;
  • Нравственное отношение участников к традиционным духовно-нравственным и семейным ценностям, а также понимание своей причастности к
  • истории своего рода и семьи, историко-культурной общности судьбы России и российского народа

Изготовление  кукол в национальных костюмах.

Конкурс национальных игр.

Подготовка подарков на национальные праздники.

Проведение праздников «Масленица». «Вороний день»

Учителя технологии

Нохрина Л.Н.

3.«В мире музыки»

Десятова Ю.В.

Учитель музыки, педагог дополнительного образования, хореограф, учитель родители, учащиеся, выпускники

3.1. «Хоровая мастерская»

Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальному искусству

Повышение интереса к хоровому искусству.

Изучение

Песен.

Встреча с духовными лицами.

Экскурсии в Храм.

Участие в различных конкурсах.

3.2«Вокально-хореографические ансамбли»

Встречи с народными ансамблями

Проведение народных гуляний

Подготовка вокально-хореографических номеров

Выступление с концертными номерами

4. «Социальный проект»

Готовность и возможность проявления  социальной активности, формирование морали как основы человеколюбия

Оказание помощи нуждающимся, поддержка младших, проявление уважения к старшим

Проекты.

Конференция «Воспитание в семье. Традиции»

Заместитель директора, Педагог-организатор, учитель истории, классные руководители

Рисунок 1

Занятия проводятся 3 раза в неделю для каждой группы модуля, иногда ребята приходят не только на свой модуль, но и другие модули.

На занятиях широко используется аудиовизуальная и компьютерная техника, которая позволяет в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей.

В первый год работа по программе предполагает получение начальных навыков по всем модулям. Во втором полугодии первого года обучения организуется сотрудничество с родителями, которые часто становятся помощниками и консультантами.

 Значительное количество занятий 2 и 3-го года обучения направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск. Создавая свой творческий проект (выставку, маршрут экскурсии, мини-концерт), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

Третий год обучения проводятся большие мероприятия, ребята уже участвуют в конкурсах. Подтверждением этому являются дипломы ребят. [1]

Таким образом работой по модулям охвачены обучающиеся 3-4-х-7-8-х классов. При этом роль помощников выполняют учащиеся 9-11 классов.

Каждый классный коллектив с классным руководителем проходит все модули: изучают историю страны, гимн, атрибуты, обычаи, традиции. Далее семья представляет свои традиции, делится на общешкольной конференции своими добрыми делами (Изучение-Представление-Реализация). В последнем полугодии классные коллективы включаются в реализацию социального проекта. [2]

В ходе организованной деятельности у детей формируется духовная культура, национально-исторический патриотизм, понимание и уважение к культуре разных народов. Учащиеся взаимодействуют с различными социальными институтами города с целью сбора информации в Музей «Мы – россияне». [3]

Формы и методы используемые при реализации программы.

Внеурочная деятельность не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на занятиях истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Все подготовленные мини-концерты находят свое завершение в муниципальных конкурсах или в Специальном доме для одиноких престарелых окружного значения (в рамках реализации проекта «Дом без одиночества».) (творческие встречи). Ученические коллективы приходят с концертными номерами и просто попеть с бабушками и дедушками, и послушать их песни, которые ещё не знают, послушать рассказы об их детстве, о том времени…Так продолжается связь поколений. [4]

Опыт реализации программы

Организовано сетевое взаимодействие детей и подростков между собой и с различными социальными институтами города. [5]

В школе есть свой гимн, созданный в 1997 году (Десятова Ю.В.,),  сложились традиции проводить следующие мероприятия: литературно-музыкальный вечер на темы: выдающиеся деятели искусства,  «Привыкайте замечать добро» и др. , «Успех+», «Минута славы» с участием родителей, бабушек и дедушек, конференция «Семья-основа государства», где родители, делятся секретами своего воспитания, городская линейка «Мир во всем мире» и др. - все это создает  определенное единство, обогащает эмоциональную жизнь школы, растит творческую, духовно-нравственную личность. [6]

Традиционные мероприятия

 Сентябрь

 Линейка «Памяти жертв Беслана»

 Октябрь

 День пожилого человека

Окружной фестиваль военно-патриотической песни «Димитриевская суббота»

 Ноябрь

Городской конкурс «Нефтеюганск – город дружбы»

Декабрь

Городской конкурс хоровых коллективов

Январь

Рождественский вечер

Литературно-музыкальная композиция

Февраль

«Здравствуй, Масленица»

«День защитника Отечества»

«Разговор о главном» (встреча с ветеранами)

Март

Городской конкурс «Родные напевы»

Конференция «Семья-основа государства»

Апрель

Светлая Пасха

Экскурсия в храм

Май

Линейка «Мир во всем мире»

Программа «Мы - россияне» была представлена:

- на конкурсе программ и проектов образовательных учреждений, направленных на формирование культуры сотрудничества и противодействие ксенофобии;

-на всероссийском конкурсе «Мир Молодости» молодежных социально значимых инициатив, начинаний и опыта под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, диплом Лауреата.

- Всероссийский конкурс «Учитель! Перед именем твоим…», Золотая медаль.

-Победитель городского конкурса дополнительных образовательных организаций по изучению культурного наследия народов России и мира.

- Диплом Победителя городского конкурса вариативных программ (проектов)в сфере молодёжной политики города Нефтеюганска.

Таблица 2

Задачи программы

Ожидаемые результаты программы

Диагностический материал

Изучение многообразия культур народов, их традиций.

У учащихся сформированы знания о разнообразии культур народов, их традиций.

Анкетирование, беседа,

метод наблюдения.

Воспитание уважения и понимания традиций своего народа и других народов России.

Повышение индекса сотрудничества, отсутствие конфликтов на межнациональной почве.

Методика авт. коллект.: Г.У.Солдатова и др.

Организация интеллектуального и творческого досуга учащихся.

Организация экскурсий по изучению культуры разных народов для школьников, создание кукол для Музея.

Анкетирование, беседа,

наблюдения; увеличение количества   экспонатов музея

Выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экскурсоводов.

Повышение знаний учащихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, трудового обучения; пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа и профессиональное определение в жизни; Формирование опыта публичного выступления.

Группы экскурсоводов

Укрепление связей между образовательными организациями, учреждениями культуры, общественными организациями

Организация сетевого взаимодействия детей и подростков между собой и с различными социальными институтами города; положительные изменения, происходящие с личностью учащихся в их духовном росте.

Совместные мероприятия с другими образовательными организациями и учреждениями культуры.

Перспективы дальнейшего развития программы.

Публичная презентация программы «Мы - россияне» широкой общественности на сайте образовательной организации с целью обмена опытом, выявления проблем многонациональных школ и совместного поиска путей их эффективного решения.

Создание тиражного сборника книгопечатной продукции «Вокруг света» с использованием материалов школьного музея.

Программа "Мы-россияне" может быть использована в любой образовательном учреждении и в учреждениях дополнительного образования детей.

1 модуль «История, литература»

Часть детей любит сочинять стихи, сказки, писать небольшие сценарии, статьи для школьной газеты. Некоторые из них могут открыто об этом заявлять, другие же любят это делать в одиночку, в тихой атмосфере.  Детям и той и другой категории мы предлагаем обучаться в модуле «История, литература». Ребята получают задание сделать подборку материалов об истории страны, религии, традициях, обычаях и выступить перед ученическими коллективами. Все выступления носят творческий характер.

Основная цель первой группы является приобщение к культуре народов мира. Приоритет отдается русской национальной культуре и культуре народов ХМАО-Югры.

В этом направлении задействованы не только педагоги дополнительного образования (хореограф, учитель музыки, учитель литературы), но и классные руководители. (Так в школе появились проекты «Сценический образ - народный костюм», «Наш край – Россия»). [7]

Национальная культура народов России – это память, которая сложена целыми поколениями, это то, что не только отличается нас от других стран, но и сплачивает, развивая силу, которую мы показываем на ярких и весёлых гуляниях, участвуя в разных играх, забавах. Главной идеей этого модуля является понимание обучающимися своей значимости в понятии «Единство русского народа», которое постигается с помощью традиций нашего народа. Преемственность поколений, традиции помогают людям не только ощутить связь поколений, но и приобрести духовную поддержку. 

 Задачи:

  • познакомить участников проекта с национальными обычаями и традициями культуры русского народа;
  • формировать у участников традиционные духовно-нравственные ценности, а также чувства причастности к истории своего рода и семьи, историко-культурной общности судьбы России и российского народа;
  • воспитание участников как духовно-нравственных развитых личностей.

  Таблица 3

Знакомство с русскими традициями посредством изучения основных православных праздников

3-4 классы

1 занятие

Крещение Руси (Православие как источник народной русской культуры)

2 занятие

Православный календарь (основные праздники)

3 занятие

Празднование Рождества и рождественские традиции

4 занятие

Крещение

5 занятие

Масленица (проводы зимы и преддверие Великого поста)

6 занятие

Пасха – Светлое Христово Воскресение

7 занятие

День семьи, любви и верности (житие Святых Петра и Февронии Муромских, русские семейные традиции)

8 занятие

День Покрова Святой Богородицы (праздник урожая, свадебные традиции)

9 занятие

Жития великих русских святых как пример служения народу (Серафим Саровский, Сергий Радонежский)

10 занятие

Русская азбука (Кирилл и Мефодий)

Великие имена

5-7 классы

1 занятие

Принятие христианства (значение православия для русской культуры)

2 занятие

Первые русские Святые князья: княгиня Ольга, Владимир Святославич (значение их деятельности для укрепления государства)

3 занятие

Русь резная, Русь златоглавая! (церковное зодчество как источник архитектурной самобытности русского государства)

4 занятие

Иконописание (истоки и традиции русской живописи)

5 занятие

Славянская письменность( деятельность Кирилла и Мефодия)

6 занятие

Великие полководцы, канонизированные РПЦ (Святой благоверный великий князь Александр Невский, благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Федор Ушаков)

7 занятие

День семьи, любви и верности (житие Святых Петра и Февронии Муромских, русские семейные традиции)

8 занятие

День Покрова Святой Богородицы (праздник урожая, свадебные традиции)

9 занятие

Русский быт (православные традиции, семейные ценности, житие Петра и Февронии Муромских

10 занятие

Истоки мужества русского народа (инок-воин Пересвет, роль священнослужителей в ВОВ)

2 модуль «Творчество, искусство»

Данный модуль ориентирован на развитие творческих способностей обучающихся в школе с многонациональным составом посредством изучения народного декоративно-прикладного искусства, изготовления деревянных сувенирных изделий и игрушек, стилизованных национальными орнаментами, кукол в народных костюмах.

 В наше время необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения.

Задачи:

  • познакомить учащихся с национальным декоративно-прикладным творчеством;
  • познакомить участников модуля с национальными костюмом русского народа и его элементами;
  • развивать самостоятельность, инициативу и гибкости мышления детей;
  • выбор технологии оформления сувениров и игрушек национальным орнаментом;
  • создание моделей стилизованных национальных сувениров и игрушек для Музея «Мы – россияне».

Дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формируют свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по изготовлению сувенирных изделий и игрушек содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на гибкость их поведения, способствуют росту общей культуры обучающихся, поэтому можно утверждать, что техническое творчество имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Игрушки, поделки являются важным элементом материальной культуры народа. В ней отражаются его темперамент, характер, уровень духовной и материальной культуры. [8] Наш округ - один из самых перспективных регионов для развития внутреннего туризма. В связи с этим возникает необходимость создания сувениров в национальном стиле.

На внеурочных занятиях ребята пришли к выводу, что самый лучший подарок тот, что сделан своими руками. Он будет неповторим, оригинален, в нём останется частичка вас самих.

Общие принципы, роднящие народную и современную игрушку:

  1. Простота форм, декоративность, праздничность, чувство материала.
  2.  Соответствие орнаментов
  3. Возможность играть или использовать (сюжетно – ролевые игры, задания, инструкции, тексты).
  4. После игрушек учащиеся вышли на совместные проекты, которые стали хорошим подарком образовательной организации. Благодаря творчеству детей появились стенды «Города-герои», «Памятные места родного города», «Сказки народов севера», «Сказки народов мира», «ХМАО-Югра», «Золотые имена Нефтеюганска». [9]

3 модуль «В мире музыки»

Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. На занятиях учащиеся посредством вокальных произведений узнают о том, что каждый народ имеет своих героев, память о которых хранится традициями многих поколений. Имена героев остаются в веках, и их нравственный облик имеет существенное значение для воспитания последующих поколений.

 При построении занятий традиционно применяются два подхода.

1. Словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения.  

2. Сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. Используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, выполнение творческих заданий, приёмы технологии критического мышления, проектный метод.

 При организации внеурочной деятельности важно выявить учащихся «группы риска» (ОВЗ, состоящих на учете, гиперактивных или особо пассивных, тех, кого обижают, кто является постоянным героем совета профилактики и др.) и создать условия, при которых вовлечение подростков в музыкально-творческую деятельность станет эффективным средством формирования у них жизнеутверждающих идеалов.

Цель: Формирование духовно-нравственных основ подрастающего поколения через приобщение к музыкальному искусству.

Задачи:

- воспитание уважения и любви к традициям своего народа и других народов России;

- изучение и освоение народных, военно-патриотических песен, вокальных произведений русских и зарубежных классиков, их основных творческих и исполнительских закономерностей;

- формирование художественного вкуса, приобретение вокально-хоровых и танцевальных навыков.

 3.1 «Хоровая мастерская»

Одним из наиважнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является хоровое пение, которое воспитывает чувство коллектива, ответственности за общее дело, понимание того, что от твоего прилежания зависит общий результат.  В школе в течение 12 лет создан и функционирует Сводный хор, в состав которого входят учащиеся, их родители (законные представители), педагоги, иные работники школы, выпускники прошлых лет, родители выпускников прошлых лет, члены управляющего совета (163 человека). [10]

  Репертуар обсуждается ежегодно: дети предлагают свои идеи, взрослые обдумывают свои, выбираем оптимальный вариант. Это всегда песни о России, об округе, о городе, о природе, песни на военную тематику, которые способствуют сплочению участников хора, придают чувство гордости за страну, за родину, за россиян, за свой народ!

  Понимание, чувственное восприятие, сопереживание при разучивании и воспроизведении текстов тех песен, которые поют ребята в хоре, приводят к осмысленному исполнению этих песен, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на них. С каждым разом усложняется репертуар, дети и взрослые уже более уверенно поют многоголосные произведения, но главное - создан сплочённый, организованный, объединённый единой идеей –коллектив сводного хора!

Хоровой коллектив был отмечен тюменским композитором В. Серебренниковым на фестивале, посвящённом 85-летию ХМАО- Югры «Ода Югорской земли». В газете «Здравствуйте, Нефтеюганцы!» Валерий Серебренников рассказывает о своих впечатлениях о фестивале, посвящённом 85-летию ХМАО- Югры «Ода Югорской земли»:

«Вначале выступали лучшие хоровые коллективы общеобразовательных школ. Скажу честно, для меня это был пример достойного воплощения патриотического и художественного начала. Я бы очень хотел, чтобы опыт Нефтеюганска был перенят хоровым сообществом г. Тюмени. Вы только представьте: выходит коллектив седьмой общеобразовательной школы в количестве 150 человек и поёт двухголосие!» 

Хор принимает активное участие в мероприятиях, в проектах, посвященных Рождеству, великим русским поэтам, песням Победы; а также в различных конкурсах, фестивалях («Песня, опаленная войной», «Льется песня на Югрой», «С чего начинается Родина?»; «Окружные Пасхальные хоровые ассамблеи»). Хор является призером и победителем конкурсов различных уровней. [11].

3.2 «Вокально-хореографические ансамбли»

В рамках реализации городской программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в городе Нефтеюганске на 2014-2020 годы», в школе особое внимание уделяется работе с детьми «группы риска». Важно, чтобы такие ребята были всегда задействованы в работе, увлечены делом.

Ансамбль «Юность», в котором на протяжении 5 лет занимались подростки «группы риска», тому пример. [12]

 «По словам Председателя отдела по делам молодежи Ханты-Мансийской епархии В. Мурзакова, иерея, образцом военно-патриотической песни являются те композиции, что одухотворяют, дают силу, будят в исполнителях и слушателях чувство сопричастности с судьбой Отечества, гордости за Россию и её воинов. Такие песни объединяют. Красноречивым примером тому является мальчишечий вокальный ансамбль «Юность» (школа № 7, г. Нефтеюганск): все 8 участников - дети разных народов. «Нас нисколько не смущает, что фестиваль организует православная церковь, мы уважаем христианскую веру, как и все вероисповедания существующие в России. Защитники Российской Федерации не делятся по религиозному или национальному признаку, поэтому мы здесь» - говорит один из участников вокально-хореографического ансамбля «Юность».

Данное интервью опубликовано в газете «Югорское обозрение» по итогам Всероссийского конкурса военно-патриотической песни «Димитриевская суббота», в котором мы ежегодно участвуем.

В настоящее время создан мальчишеский ансамбль «Лазурит». Несмотря на то, что многим из ансамбля нелегко даются знания по таким предметам, как математика, русский язык и др., они усердно работают на репетициях, самостоятельно подыскивают вокальный материал, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, конкурсах и фестивалях, во Всероссийской акции «День трезвости», «Я - гражданин России». [13] В 2020 году ансамбль «Лазурит» стал призером окружного молодежного фестивале военно-патриотической песни «Димитриевская суббота». [14]

Совместный Ансамбль девчонок и мальчишек «Ассорти» охвачен общей идеей возрождать и сохранять песенное творчество и традиции России. Репертуаром ансамбля являются произведения военно-патриотической тематики, песни о России, формирующие чувство долга, готовность служения людям и Отечеству, а также народные песни, которые являются источником духовного богатства. [15]

4 модуль «Социальный проект»

Итоговым модулем внеурочной деятельности является Социальное проектирование.

Цели:

  • Создание условий успешной социализации и эффективной самореализации детей; становления активной жизненной позиции, формирования потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Вовлечение учащихся в общественную деятельность;

Методика работы с группой по проекту: • Подготовка к работе над проектом. • Выбор проблемы. • Сбор информации. • Разработка собственного варианта решения проблем. • Социальное действо.  • Подготовка к защите проекта. Презентация проекта. • Рефлексия.

В свою очередь эти стадии можно разбить на следующие этапы:

 I – погружение в проект; II – организация деятельности; III – осуществление деятельности; IV – презентация проекта.

В процессе освоения модуля у учащихся предполагается сформировать следующие компетентности:

  • компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
  • коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.

Результат модуля - повысить социальную активность учащихся, готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

Навыки решения социально значимых проблем осваиваются в ходе социальной практики. Существенным деятельностным фактором становления подрастающего поколения является активное участие наших детей в социальных проектах.

В рамках включения учащихся в социально-значимую деятельность в нашей школе реализуется проект «Дом без одиночества». Он направлен на добровольное вовлечение учащихся школы в решение проблемы одиночества пожилых людей, находящихся в Доме престарелых г. Нефтеюганска. Актуальность проекта заключается в том, что в наших северных городах существует проблема общения детей со старшим поколением (бабушками и дедушками) в силу того, что они, как правило, находятся далеко. Вместе с тем, в 2014 году в микрорайоне, где находится МБОУ «СОШ № 7», был открыт «Специальный дом для одиноких престарелых» окружного значения для людей, оставшихся без родственников. Встречи учащихся с ними способствовали решению проблемы нехватки общения со старшим поколением.

Таким образом, потребность в разработке программы обусловлена необходимостью решения двух важных социально-психологических задач: обеспечение формирования у детей социально-значимых качеств и предоставление учащимся возможностей социального проявления воспитанных качеств. [16]

Список литературы.

  1. Вопросы краеведения / отв. ред. И.О. Тюменцев; Волгогр. обл. краеведч. музей, Волгогр. обл. о-во краеведов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. - Вып. 12: Материалы XX краеведческих чтений. - 606 с.
  2. Данилюк, А. Я. Духовно - нравственное развитие младших школьников [Текст] / А. Я. Данилюк // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 88 - 93.
  3. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2016. - 642 c
  4. Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2017. – 176
  5. Культурное наследие России. История охраны и современное состояние / М. Полякова Изд-во РГГУ 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы ...

Программа духовно-нравственного развития.

Концепция духовно-нравственного развития «Кадетского братства»,  общешкольного патриотического объединения «Прометей»,студии «Родничок» , программа.  ...

Социализация несовершеннолетних через программы духовно-нравственного воспитания

Работа СРЦ по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних вместе с РПЦ...

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта  общего образован...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...