МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
методическая разработка по технологии (6, 7, 8 класс)

Сафронова Светлана  Александровна

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА23.75 КБ

Предварительный просмотр:

 МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА учителя технологии Сафроновой С.А.

                     Проектная технология  С.Т.Шацкий

Проектные технологии  в своей работе  с учащимися я использую уже достаточно давно.

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача учителя — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения школьников. И одной из наиболее эффективных технологий, стала проектная деятельность.

Проектная  технология — целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

 Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им.  Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

 Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Технология разрабатывалась в 20-30гг. XX века американскими учеными Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком. У нас в 1905г. метод проектов предложил Станислав Теофилович Шацкий (педагог, который работал с трудными подростками из малообеспеченных семей, приютов. Проводил с ними активную творческую работу. Является основателем в России социальной педагогики). На какое-то время, примерно до 60-х гг, эта технология активно не разрабатывалась, но после стала применяться для реализации исследовательских проектов, затем при написании дипломных и творческих работ.

 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. В первую очередь, ребятам необходимо определить проблему, что порой бывает очень сложно. Чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

        в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

        образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

        индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

        комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

        глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проектная технология предполагает:

        наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

        практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

        самостоятельную деятельность ученика;

        структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

        использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения.

Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов.

 Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Этапы работы над проектом

Стадии

   Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

 

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

 Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

 

 

 

Если говорить о проектной технологии как о педагогической технологии, то можно разложить все проекты по критериям:

1. По содержанию:

        Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);

        Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких   предметов);

        Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).

2. По методу, доминирующему в проекте:

        Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);

        Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания   становится ролевая игра);

        Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).

3. По характеру координирования проекта:

        с явной координацией

        со скрытой   координацией

 4. По включенности проектов в учебные планы:

        текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);

        итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение   учащимися определенного учебного материала)

5. По продолжительности выполнения проекта:

        мини – проекты (несколько недель);

        средней продолжительности (несколько месяцев);

        долгосрочные (в течение года)

 6. По количеству участников проекта:

        коллективные

        индивидуальные

        групповые.

Основные требования к учебному проекту

1.      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.

2.      Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3.      Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

4.      Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы.

5.      Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

      Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Преимущества персональных проектов:

        план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

        у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

        учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;

        формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

        в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

        проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

        на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

        в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

         Критериями оценки является достижение цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

          Результатом или продуктом любого проекта могут быть разные формы: доклады, сообщения, выступления на конференциях или конкурсах, создание газет или информационных бюллетеней, написание рефератов или отчетов. В последнее время наиболее востребованными и интересными формами считаются презентация. Презентации ярко, красочно, наглядно демонстрируют результаты творческой деятельности учащегося или группы школьников, кроме того, приобщают учеников к новым информационных технологиям.

Виды презентации проектов:

        научный доклад;

        деловая игра;

        демонстрация видеофильма;

        экскурсия;

        телепередача;

        научная конференция;

        инсценировка;

        театрализация;

        игры с залом;

        защита на Ученом Совете;

        диалог исторических или литературных персонажей;

        спортивная игра;

        спектакль;

        путешествие;

        реклама;

        пресс-конференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более

7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Одним из важных показателей качества знаний учащихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на олимпиадах и конкурсах.

Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ. Опора на субъективный опыт учащихся позволяет использовать метод проектов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует всестороннему образованию.

В результате использования метода проектов уменьшается количество учащихся с низкой познавательной активностью и увеличивается с высокой познавательной активностью. Что позволит учащимся адаптироваться в условиях конкуренции и различных жизненных ситуациях.

Литература:

1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г. К. Селевко. — М. 2005. — 288 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это?// Методист, №1,2004.- с. 42.

4.Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М., 1999.

5. Гаврилин, А. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. – 2004. – № 3.

6. Меняева, И. Н. О методике проектов // Педагогическая мастерская. – 2004. – № 4.

7. Интернет -ресурсы

8. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. – 2000. – № 1.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....