Технологическая карта по технологии 8 класс на тему: «Батик - художественная роспись ткани».
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Краткая история художественной росписи на ткани.

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля (ткань, трикотаж). Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства.                                                                                                                          Батик (фр. batique-набивной) многоцветная ткань, рисунок на которую наносят ручным способом.                                                                                                                                                                 

      Родиной шелка считается Китай (провинция Шан - Тунг). Уже в XII в до н. э. в Китае разводили тончайшие, особо искусные ткани. Шелкопрядов китайцы разводили на специальных плантациях и очень долго держали секрет получения шелка – сырца. Особенно в глубоком секрете сохранялась окраска тканей и способ получения красителей из растений. Дошедшая до нас книга II в до н. э. раскрывает секреты красильного мастерства.

    В III в до н. э. шелководство из Китая распространилось в Индию, а затем в Корею и Японию. Для получения узорных тканей здесь использовали различные способы нанесения на ткань узоров краской, применяли при этом и восковые приемы ручной росписи, т. е. получение белого рисунка на цветном фоне. Этот способ называют восковой батик или просто «батик», что в переводе с явайского означает «рисование горячим воском».

Виды батика. Технику росписи в настоящее время подразделяют на следующие виды в зависимости от способа нанесения рисунка. Каждый из них имеет свои особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Учитель технологии:  Богатырева Радима Жабраиловна                                                                                                      г.Тюмень МАОУ СОШ №22

Предмет: технология.

Класс:  8 класс

Тема урока:  «Батик - художественная роспись ткани».

Цели урока

Образовательная –  Ознакомить учащихся  с ручной художественной росписью на ткани, с понятием гармонии цвета. Научить изготовлению изделий в технике « Холодный батик» .

Воспитательная – воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности, привитие навыков работы в коллективе. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.

Развивающая – развитие художественного вкуса, фантазии, изобразительных навыков. Обогащение визуального опыта учащихся через их знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

-информационно-развивающий

-объяснительно-иллюстративный

-проблемно-поисковый

-практический

Объект труда: ткань

Межпредметные связи: история, ИЗО, химия.

Оборудование: интерактивная доска, подготовленные работы, краски, кисточки, образец изделия.

Ход урока:

I Организационная часть. 

-приветствие;

-проверка явки учащихся;

-проверка готовности учащихся к уроку;

II. Изложение учителем нового материала.

Сообщение темы, цели урока

 Краткая история художественной росписи на ткани.

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля (ткань, трикотаж). Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства.                                                                                                                          Батик (фр. batique-набивной) многоцветная ткань, рисунок на которую наносят ручным способом.                                                                                                                                                                

      Родиной шелка считается Китай (провинция Шан - Тунг). Уже в XII в до н. э. в Китае разводили тончайшие, особо искусные ткани. Шелкопрядов китайцы разводили на специальных плантациях и очень долго держали секрет получения шелка – сырца. Особенно в глубоком секрете сохранялась окраска тканей и способ получения красителей из растений. Дошедшая до нас книга II в до н. э. раскрывает секреты красильного мастерства.

    В III в до н. э. шелководство из Китая распространилось в Индию, а затем в Корею и Японию. Для получения узорных тканей здесь использовали различные способы нанесения на ткань узоров краской, применяли при этом и восковые приемы ручной росписи, т. е. получение белого рисунка на цветном фоне. Этот способ называют восковой батик или просто «батик», что в переводе с явайского означает «рисование горячим воском».

Виды батика. Технику росписи в настоящее время подразделяют на следующие виды в зависимости от способа нанесения рисунка. Каждый из них имеет свои особенности.

    При холодном батике рисунок обводят по замкнутому контуру, резервирующим составом (состав, которого входит резиновый клей и который не позволяет краскам смешиваться)

    При горячем батике узор создается с помощью расплавленного воска. Окрасив ткань, высушив ее и сняв воск можно получить белый или разноцветный рисунок на цветном фоне. Существуют три способа росписи горячим батиком:

Простой батик (в одно покрытие), сложный (в два или более покрытия) и работа от пятна.

    При узелковом батике легче и быстрее можно создать необычный узор. Узелковый батик это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты получаются за счет перевязывания, скручивания, обматывания, подгибания, зашивание ткани перед крашением.

    Свободная роспись - является наиболее сложным способом росписи ткани, требует от художника свободного обращения с красителями и тканью. Знание законов цветоведения и композиции, умение свободно рисовать кистью. Рисунки на ткань наносят свободными мазками. (Показ слайдов)

 Сегодня мы с вами будем рисовать на ткани в технике холодного батика. Для этого нам нужно познакомиться с общими закономерностями гармонии цвета и закрепить навыки работы по росписи тканей.

Ребята, по образцу расскажите последовательность выполнения работы в технике холодного батика.

-Для чего на ткань наносят резервирующий состав?

Для того, чтобы правильно раскрасить ваш рисунок необходимо знать общие закономерности гармонии цвета, лежащие в основе создания художественной росписи тканей.

Цвет – одно из самых важных средств создания образа. Безусловно, необходимо все знать о цвете, об основных и дополнительных цветах. Овладеть искусством цветовых сочетаний нам помогает природа. Красный и оранжевый цвета называют теплыми, потому что они как бы напоминают огонь. Желтый – олицетворяет золото солнца и осенних листьев. Розовый – весеннее цветение садов. Зеленый цвет считают спокойным, как траву лугов, как тишину леса. Синий и фиолетовый цвета – холодными, так как они напоминают прохладу водоемов, ночную свежесть.

Чтобы правильно подобрать цветовую окраску предметов необходимо знать цветовую гармонию, т.е. согласованность в сочетании цветов. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из тех же цветов что и радуга.

- Кто мне назовет эти цвета?

Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называются дополнительными. Например: желтый – синий, красный – зеленый, оранжевый – голубой.

Гармоничное сочетание получают из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу (красный, оранжевый, желтый).

Контрастное сочетание составляют из цветов лежащих напротив друг друга. Например: красный – зеленый, желтый – синий.

Запись в тетрадь цветовых сочетаний.

Для изображения птиц, зверей необязательно подбирать цвета соответствующие данному животному или предмету. Но при этом необходимо правильно подобрать сочетания цветов, чтобы рисунок был ярким. Чистые и яркие тона радуют глаза, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать. В выборе цветовой гаммы необходим творческий подход и тогда цветовое решение поможет придать вашей работе оригинальный и неповторимый вид. Я хочу предложить вам посмотреть работы, выполненные в технике «холодный батик» и посмотреть, как цветовое решение работы меняет ваше настроение, восприятие. 

Итак, при холодном батике резервирующую смесь (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в приделах этого контура красками расписывается изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено.

Вводный инструктаж:

Во время росписи красками при холодном батике необходимо знать определенные правила:

  1. Расписывают при помощи специальных кисточек, но для каждого красителя лучше пользоваться новой кисточкой, или хорошо промыть ту кисточку, которой вы уже пользовались.
  2. Так как при высыхании краски становятся светлее и чтобы добиться в работе их точного цвета, нужно сделать на ткани образцы красителей, которые помогут в работе правильно подобрать цветовые сочетания.
  3. В тканях, на которых краска хорошо растекается, кисть следует ставить в центре рисунка и краска сама равномерно подтечет к краям резервированного контура.
  4. Во время работы необходимо следить, чтобы краска не проходила за пределы резерва.
  5. Готовое изделие сушат на рамках в горизонтальном положении, чтобы краски не подтекали к резервным контурам.
  1. Для росписи применяют специальные краски на водной основе "Батик – Хобби».
  1.  Демонстрация трудовых приемов.

  III. Практическая работа учащихся

Текущий инструктаж:

Во время практической работы вам необходимо соблюдать ПТБ.

Учащиеся под наблюдением учителя выполняют практическую работу «Создание декоративного пейзажа в технике холодного батика».

 Целевые обходы: При обходе рабочих мест обратить внимание на:

I обход – ОРМ, соблюдение ПТБ

II обход – на правильность выполнения трудовых приемов. При необходимости провести индивидуальный и фронтальный инструктаж учащихся. 

3. Заключительный инструктаж:

- С цель закрепления нового материала провести индивидуальный письменный опрос по карточкам.

- Подвести итог выполненной работы, обратить внимание на ошибки.

- Выставить оценки за урок

- Запись д/з принести рамки для оформления работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Батик-художественная роспись ткани"

Данный урок способствует развитию художественного вкуса, фантазии, изобразительных навыков. Обогащению визуального опыта учащихся через их знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусст...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

Мастер - класс: Батик - художественная роспись ткани. «Подарки из батика»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Закрепление  навыков работы по росписи тканей....

Технологическая карта урока 5 класс по теме "Школа" УМК Кауфман

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Беспозвоночные".

Тип урока      Урок формирования новых знаний; комбинированный.Педагогические технологии    1.Технология развития критического ...

Технологическая карта для 7 класса по теме " Новая лексика по теме «Мир вокруг меня»."

План-конспект урока по учебнику «Английский язык» 7 класс для учащихся гимназий, колледжей, лицеев и школ с углубленным изучением английского языка.Авторы: Верещагина, Афанасьева.Глава 3. ...