Конспект урока по предмету "Профильный труд" в 5-ом классе "Изготовление трафарета"
учебно-методический материал по технологии (5 класс)

Волкова Зинаида Анатольевна

Урок в 5-ом классе по штукатурно-малярному делу "Изготовление трафарета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmd._5_klass._urok_izgotovlenie_trafareta.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15»

город Магнитогорск.

Конспект урока по предмету «Штукатурно-малярное дело» для 5-го класса

Учитель Волкова З.А.

по теме: «Изготовление трафарета».

Тип урока: урок новых знаний, умений, навыков.

Цель: формирование профессиональных знаний и технологических  умений по изготовлению трафаретов-шаблонов.

Задачи

Образовательные:

-учить распознавать виды трафаретных рисунков и  трафаретов;

- повторить виды трафаретных рисунков и  трафаретов;

- повторить последовательность подготовки деревянных поверхностей под набивку трафаретными рисунками;

- повторить инструменты и материалы для изготовления трафаретов;

- ознакомить с технологией выполнения трафарета.

Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие связной речи через вопросы учителя;

-  коррекция и развитие памяти (долговременной, кратковременной, наглядно-образной, смысловой, произвольной);

-  коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (плавности движений, соразмерности, точности);

- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыки аккуратности, усидчивость, выдержка)

Воспитательные: формировать и воспитывать личностные качества: аккуратность, волю,  воспитывать мотивацию к обучению, доводить начатое дело до конца.

Оборудование: трафареты, плакаты с заданиями, технологические карты, проектор, компьютер, презентации.

Материалы и инструменты: образцы трафаретов, пленка, картон, ножи, пробойник, подкладные доски карандаши, линейки металлические.

Ход урока

1. ОРГМОМЕНТ

     1. Ребята, здравствуйте!  Сегодня у нас с вами обычный урок. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь нашим гостям, давайте покажем им, чему мы научились и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и будет для нас с  вами  приятным и полезным.

   2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, какой профессии мы с вами обучаемся?  - мы обучаемся профессии маляра.

Кто такой маляр?  - (откройте словарики, прочитайте) рабочий, специалист, занимающийся окраской и декоративной отделкой поверхностей.

Маляр преображает мир вокруг нас, наполняя его самыми разными цветами и оттенками. Настоящий художник! Стих про него подготовил Лаврентьев Саша          

   (домашнее задание)

Краски, лаки и шпатлевки                                                                                                                  Ты накладываешь ловко,                                                                                                                   Все красиво и свежо,                                                                                                                             И уютно и светло.

Ты работаешь умело,                                                                                                                     Знаешь четко это дело!                                                                                                                           Ты отличнейший маляр,                                                                                                                      Для работы идеал!  

Ну и мы,  ребята, давайте поработаем добросовестно, чтобы в глаза людям было смотреть не совестно.   Слайд №2.

            2. ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Сейчас поработаем с тестом, каждый из вас отвечает только на один вопрос, а  потом прочитывая ваши ответы получим связный рассказ.

Задание №1

Вставь в пропущенные места слова используя словарик.

Словарик: пластина, прорезан.

Трафарет – это тонкая ____________, в которой______________ рисунок.

Задание №2

Составь из слов и словосочетаний предложение.

Из, делают, пленки, плотной бумаги, трафарет, и, пластика.

Задание №3

Прочитать предложение.

Трафарет служит для размножения повторяющего рисунка.

     
Задание №4

Вставь пропущенные слова.

Рисунок, состоящий из веток,………………………… и цветов называется…………………

Задание №5

Вставь пропущенные слова

Рисунок, состоящий из геометрических фигур - ……………, ромбов, ……. называется…………………

Задание 6.

Закончи предложение.

Узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические, растительные или животные элементы, называется ………………………………… .

Вы сейчас составили связный рассказ о чем? – о трафаретах.

И так, какую же тему мы сейчас изучаем?  - Изготовление трафаретов и их использование. Слайд №1.

А где применяют геометрические, растительные рисунки, рисунки с изображением животных? – трафаретные рисунки используют для украшения стен и мебели,  стекла и посуды, одежды. У настоящих знатоков своего дела с помощью трафаретных рисунков на различных поверхностях появляются удивительные картины Слайд № 3-7.

Ребята, давайте повторим, какие же бывают трафаретные рисунки?

-Отвечают по плакату два ученика. Один называет и записывает, другой дает расшифровку, (работают в парах). Слайд №9.

Ребята, на прошлых уроках мы изучили последовательность операций отделки поверхностей под набивку трафаретными рисунками. Давайте это вспомним.

Одному ученику подойти к экрану и поставить около каждой операции нужный порядковый номер. Слайд №10.

Второму пойти к доске и разложить технологическую карту.

  1. Подготовка поверхности.
  2. Изготовление трафарета
  3. Разметка поверхности.
  4. Набивка трафаретного рисунка на поверхность.
  5. Подправка рисунка.

Остальным раздам тест, на котором последовательность операций отделки поверхностей написаны не по порядку. Ваша, ребята, задача – поставить около каждой операции нужный порядковый номер.  Проверить правильность ответов в тестах друг у друга.  Прочитаем хором 

Какие вопросы, из представленных,   мы уже изучили? – мы изучили подготовку поверхности под набивку трафаретного рисунка.

Ребята, а какие поверхности вы знаете?

Какие поверхности мы изучали в первой четверти? – деревянные поверхности.

Перечислите деревянные поверхности. – мебель, дома, стены,  заборы, ворота.

Подойдите к экрану и расскажите о подготовке деревянных поверхностей под набивку трафаретного рисунка.  Один человек рассказывает по С/П. Слайд №12.

Другой раскладывает инструкционную карту.

Остальные работают с тестами – вставляют пропущенные операции, соответственно делению по группам.

1.Очистка поверхности.

2. Вырезка сучков и засмолов.

3. Огрунтовка поверхности.

4. Частичная подмазка.

5. Шлифование подмазанных мест.

6. Первая окраска.

7. Вторая окраска.

Проверяем правильность ответов.

Ребята, какие инструменты используются для изготовления трафаретов?

  1. Один у доски соединяет соответствие. Слайд №18.
  2. Остальные работают с тестами, соответственно способностям и потом на поставленные вопросы  прочитывают верные ответы.

Ребята, какие материалы используются для изготовления трафаретов?

  1. Один выбирает на столе нужные и называет их.
  2. Другой на экране выбирает нужные материалы. Слайд №19.
  3. Остальные проверяют.

Вот мы и закончили повторение материала. Устали?

 Проведем физкультурную минутку.

Руки на пояс поставьте вначале.

Вправо и влево качните плечами.

Наклон назад, вперед и руками до пятки,

Если сумели все в полном порядке.

3. ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Из множества технологических операций, которые выполняются при отделке поверхностей трафаретными рисунками, первую мы уже изучили.

Какая же вторая?

-Ребенок прочитывает: «Изготовление трафарета».

Тема нашего сегодняшнего урока: «Изготовление трафарета».

Цель нашего урока: узнать последовательность изготовления трафарета и изготовить трафарет.

Ребята, мы сегодня будем изготавливать простой, прямой трафарет.

III. Изготовление трафарета-шаблона складывается из следующих операций:

  1. Подготовить рисунок, картон и инструменты
  2. Перенести рисунок на картон с помощью копировальной бумаги.
  3. На выполненном рисунке наметить перемычки-мостики.
  4. Оклеить картон для трафарета с двух сторон скотчем.
  5. Подложить под картон подкладную доску.
  6. Вырезать рисунок острым ножом.

4.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. Слайд №23

1. По плакату по Т/К ученик отвечает последовательность изготовления трафарета.      Прочитывает.

2.      Другой внимательно слушает, ищет инструкционную карту и вставляет в ячейку.  

3. В рабочую тетрадь ребята записывают последовательность изготовления трафарета.

4. В этой последовательности мы и будем выполнять практическую работу – изготовление трафарета.

Но прежде, чем приступить к изготовлению трафарета,

провожу игру: «Знаешь ли ты….». блиц-опрос.

  • а) Что такое трафарет?
  • б) Для чего его используют?
  • в) Какие инструменты нужны для изготовления трафарета?
  •  г) Какие материалы используются для изготовления трафарета?
  • д) Какие новые слова вы узнали, изучая эту тему?
  •  е) Для чего используется нож?
  • ж). Какой это инструмент?
  •  з) Перед тем, как приступить к работе, какие правила безопасной работы нужно повторить? Ответ по цепочке.

Перед работой надеть фартук.

Проверить наличие и исправность материалов и инструментов.

Не держать нож острым концом вверх.

Не ходить с ним по кабинету.

Не держать вторую руку перед ножом.

Работать только острым ножом.

После работы убрать нож в коробку. Слайд №22.

Ребята, а какие личностные качества нужно вырабатывать, чтобы изготавливать трафарет? – аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость.

 5. ОБЪЕМ  РАБОТЫ.

Ребята, мы сегодня будем изготавливать простой трафарет.

Какой трафаретный рисунок у нас получится? – одноцветный.

Ребята, давайте: « Смахнем пот с лица и доведем дело до конца».         

Ребята выполняют работу по плану. Учитель контролирует правильность последовательности выполнения данных операций.

6. ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ РАБОТЫ.

За теоретическую и практическую работу вы заработали следующие оценки:

Фамилия имя

Оценки за теорию

Оценка за практику

повторение

закрепление

словарь

Атажанов

Лаврентьев

Латыпов

Настепанин

Сирожев

Шахтарин

Учащиеся подводят итог по вопросам учителя:

  1. Анализ устных ответов и оценки.
  2. Чему вы научились сегодня на уроках?
  3. Что нового вы узнали на уроке?
  4. Пригодятся ли вам в дальнейшем эти знания?
  5. Понравился ли вам урок?

Хорошие знания показали ребята в теоретических вопросах. Особый интерес, сноровку умения  продемонстрировали на практических занятиях. Урок можно подытожить словами:

  1. «Научился сам – покажи другому»,
  2. «Что умеешь руками – не носи за плечами».

     

         

                                                                                                                                   

Учитель.  Хорошие знания показали ребята в теоретических конкурсах. Особый интерес, сноровку умения  продемонстрировали на практических занятиях. Урок можно подытожить словами:

«Научился сам – покажи другому»,

«Что умеешь руками – не носи за плечами».

Изготовление трафарета-шаблона:

Задание: вставьте пропущенные операции.

  1. Перенести рисунок на картон с помощью копировальной бумаги.
  2. На выполненном рисунке наметить перемычки-мостики.
  3. Оклеить картон для трафарета с двух сторон скотчем.
  4. Подложить под картон подкладную доску.
  5. Вырезать рисунок острым ножом.

Изготовление трафарета-шаблона:

Задание: вставьте пропущенные операции.

  1. Перенести рисунок на картон с помощью копировальной бумаги.
  2. На выполненном рисунке наметить перемычки-мостики.
  3. Подложить под картон подкладную доску.
  4. Вырезать рисунок острым ножом.

Изготовление трафарета-шаблона:

Задание: вставьте пропущенные операции.

  1. Подготовить рисунок, картон и инструменты
  2. На выполненном рисунке наметить перемычки-мостики.
  3. Оклеить картон для трафарета с двух сторон скотчем.

Изготовление трафарета-шаблона:

Задание: расставьте правильно последовательность операций.

Перенести рисунок на картон с помощью копировальной бумаги.

Вырезать рисунок острым ножом.

Оклеить картон для трафарета с двух сторон скотчем.

Подложить под картон подкладную доску.

Подготовить рисунок, картон и инструменты

На выполненном рисунке наметить перемычки-мостики.

Изготовление трафарета-шаблона:

Задание: расставьте правильно последовательность операций.

Перенести рисунок на картон с помощью копировальной бумаги.

Вырезать рисунок острым ножом.

Оклеить картон для трафарета с двух сторон скотчем.

Подложить под картон подкладную доску.

Подготовить рисунок, картон и инструменты

На выполненном рисунке наметить перемычки-мостики.

Изготовление трафарета-шаблона:

Задание: расставьте правильно последовательность операций.

Перенести рисунок на картон с помощью копировальной бумаги.

Вырезать рисунок острым ножом.

Оклеить картон для трафарета с двух сторон скотчем.

Подложить под картон подкладную доску.

Подготовить рисунок, картон и инструменты

На выполненном рисунке наметить перемычки-мостики.

Подготовка деревянных поверхностей под набивку трафаретного рисунка.

Задача – Вставьте пропущенные операции

1.Очистка поверхности.

2.

3. Огрунтовка поверхности.

4. Частичная подмазка.

5. Шлифование подмазанных мест.

6. Первая окраска.

7.

Подготовка деревянных поверхностей под набивку трафаретного рисунка.

Задача – Вставьте пропущенные операции

1.

 2. Вырезка сучков и засмолов.

3. Огрунтовка поверхности.

4. Частичная подмазка.

5. Шлифование подмазанных мест.

6. Первая окраска.

7. Вторая окраска.

Подготовка деревянных поверхностей под набивку трафаретного рисунка.

Задача – Вставьте пропущенные операции

1.Очистка поверхности.

2. Вырезка сучков и засмолов.

3.

4. Частичная подмазка.

5.

6. Первая окраска.

7. Вторая окраска.

Подготовка деревянных поверхностей под набивку трафаретного рисунка.

Задача – Вставьте пропущенные операции

1.Очистка поверхности.

2.

3. Огрунтовка поверхности.

4.

5. Шлифование подмазанных мест.

6.

7. Вторая окраска.

Последовательность отделки поверхностей по трафарету

задача – поставить около каждой операции нужный порядковый номер.

Подготовка поверхности под набивку рисунка

Разметка поверхности

Изготовление трафарета

Подправка рисунка

Набивка трафаретного рисунка на поверхность

Последовательность отделки поверхностей по трафарету

задача – поставить около каждой операции нужный порядковый номер.

Подготовка поверхности под набивку рисунка

Разметка поверхности

Изготовление трафарета

Подправка рисунка

Набивка трафаретного рисунка на поверхность

Последовательность отделки поверхностей по трафарету

задача – поставить около каждой операции нужный порядковый номер.

Подготовка поверхности под набивку рисунка

Разметка поверхности

Изготовление трафарета

Подправка рисунка

Набивка трафаретного рисунка на поверхность

Последовательность отделки поверхностей по трафарету

задача – поставить около каждой операции нужный порядковый номер.

Подготовка поверхности под набивку рисунка

Разметка поверхности

Изготовление трафарета

Подправка рисунка

Набивка трафаретного рисунка на поверхность

Тест-задание

Задание №1

Вставь в пропущенные места слова используя словарик.

Словарик: пластина, прорезан.

Трафарет – это тонкая ____________, в которой______________ рисунок.

Задание №2

Составь из слов и словосочетаний предложение.

Из, делают, пленки, плотной бумаги, трафарет, и, пластика.

Задание №3

Прочитать предложение.

Трафарет служит для размножения повторяющего рисунка.

     
Задание №4

Вставь пропущенные слова.

Рисунок, состоящий из веток,………………………… и цветов называется…………………

Задание №5

Вставь пропущенные слова

Рисунок, состоящий из геометрических фигур - ……………, ромбов, ……. называется…………………

Задание 6.

Закончи предложение.

Узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические, растительные или животные элементы, называется ………………………………… .

Правила безопасной работы при изготовлении трафарета.

Перед работой надеть фартук.

Проверить наличие и исправность материалов и инструментов.

Не держать нож острым концом вверх.

Не ходить с ним по кабинету.

Не держать вторую руку перед ножом.

Работать только острым ножом.

Правила безопасной работы при изготовлении трафарета.

Перед работой надеть фартук.

Проверить наличие и исправность материалов и инструментов.

Не держать нож острым концом вверх.

Не ходить с ним по кабинету.

Не держать вторую руку перед ножом.

Работать только острым ножом.

Правила безопасной работы при изготовлении трафарета.

Перед работой надеть фартук.

Проверить наличие и исправность материалов и инструментов.

Не держать нож острым концом вверх.

Не ходить с ним по кабинету.

Не держать вторую руку перед ножом.

Работать только острым ножом.

Краски, лаки и шпатлевки                                                                                                                  Ты накладываешь ловко,                                                                                                                   Все красиво и свежо,                                                                                                                             И уютно и светло.

Ты работаешь умело,                                                                                                                     Знаешь четко это дело!                                                                                                                           Ты отличнейший маляр,                                                                                                                      Для работы идеал!  

Краски, лаки и шпатлевки                                                                                                                  Ты накладываешь ловко,                                                                                                                   Все красиво и свежо,                                                                                                                             И уютно и светло.

Ты работаешь умело,                                                                                                                     Знаешь четко это дело!                                                                                                                           Ты отличнейший маляр,                                                                                                                      Для работы идеал!  

Краски, лаки и шпатлевки                                                                                                                  Ты накладываешь ловко,                                                                                                                   Все красиво и свежо,                                                                                                                             И уютно и светло.

Ты работаешь умело,                                                                                                                     Знаешь четко это дело!                                                                                                                           Ты отличнейший маляр,                                                                                                                      Для работы идеал!  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Трафареты конспектов урока

Предлагаю два варианта шаблонов(трафаретов) конспектов урока. Думаю их использование сможет увеличить личное, свободное время учителя. ...

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Выразительные возможности натюрморта». Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).

Конспект урокапо изобразительному искусству в 6 классена тему: «Выразительные возможности натюрморта».Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету)....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспекты занятий по тренировочному рисованию, аппликации, работе с трафаретом для детей с ДЦП

Конспекты занятий по тренировочному рисованию, аппликации, работе с трафаретом для детей с ДЦП...