Урок - путешествие "Волшебная страна".
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Новикова Наталья Николаевна

Урок - виртуальное  путешествие по достопримечательным местам  волшебной страны с названием «Лоскуток».   Цель  урока - путешествия познакомиться с историей лоскута и лоскутного шитья,   а так  же   с  современным видом  лоскутного искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshevnaya_strana.docx772.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

Открытый урок по технологии в рамках педагогического марафона коллективов образовательных организаций, расположенных

на территории Шурышкарского района.

Урок- путешествие  

по теме «Волшебный лоскуток».

6 класс.

C:\Users\Новиковы\Desktop\Фото марафон 2015\2.jpg

Разработала: учитель профессионально-трудового обучения

Новикова Наталья Николаевна

п. Горки, 2015 г.

  1. Цели  урока:

а)  обучающие  (дидактические):

-  познакомить  учащихся  с  одним  из  видов  декоративно – прикладного    творчества – лоскутным  шитьем  (его  историей  возникновения);

-  обзорно  познакомить  с   современным  искусством  лоскутной  пластики;

- научить изготавливать  куклу «Веснянку».

б)  развивающие:

 -  развивать  интерес  учащихся  к  различным  видам  ДПТ  на  примере     знакомства  с  различными  видами  лоскутного  шитья, традиционной русской куклой-«рванкой»;

-  развивать  творческое мышление;

-  развивать  воображение;

- развитие мелкой моторики рук.

в)  воспитательные:  

-  развивать  эстетический  вкус;

-  прививать  аккуратность,  прилежность  при  выполнении     работы;

-  добиваться  сознательной  дисциплины  посредством  интересной  работы.

  1. Тип  урока:  изучение нового материала.
  2. Учебно–материальное  оснащение  урока:  

- выставка  изделий,  выполненных  в  различных  видах  лоскутной     техники; образцы кукол – «рванок»;

-  презентация;

-  модули орнамента.

 

4. Оборудование:

компьютер, проекционная система, мультимедийная презентация, лоскутки ткани для куклы, нитки, ножницы.

  1. Методы  обучения:  объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный,   частично-поисковый.  

 

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач урока.

Сегодняшний урок – это виртуальное  путешествие по достопримечательным местам  волшебной страны с названием «Лоскуток».   Цель нашего путешествия познакомиться с историей лоскута и лоскутного шитья,   а так  же   с  современным видом  лоскутного искусства.  

Учитель.   Что такое лоскуток? 

Учащиеся. Кусочек (обрезок)  ткани.

Учитель.  Давайте подумаем,  как зовут жителей этой  волшебной страны?  

Учащиеся выдвигают свои предположения.

Учитель. Лоскутник (так в старину  называли  людей, которые собирали лоскутки для продажи)  и лоскутница  (в стране «Лоскуток» так называют мастеров, которые занимаются лоскутным шитьем).

Подберите синонимы  к  слову «лоскутница»

Учащиеся. Мастерица, рукодельница.

Учитель. Каждое путешествие - это новое открытие, знания, знакомства.

 Перед тем как отправиться в путешествие,  давайте  познакомимся.

-  Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит фантазировать.

- А теперь тех, кто любит мастерить, делать что-нибудь своими руками.

- А теперь тех, кто любит делать все это вместе. Замечательно!

Значит дорога в волшебную страну «Лоскуток» для нас открыта. Я буду вашим гидом. Отправляемся.

3. Изложение нового материала.

3.1. Основные сведения по истории лоскутного шитья.   Первая остановка «Музей лоскутного шитья».

- Давайте поразмышляем,  что послужило появлению   лоскутного шитья на Руси?  

Учащиеся выдвигают свои предположения.

Учитель. (слайд 4) Когда появилось первое  лоскутное шитьё сказать сложно, т.к. ткань недолговечна. Но    принять считать, что впервые оно зародилось в Англии.

На Руси примерно до середины 18 века было принято ткать дома. Ткань славяне изготавливали из льна, шерсти и конопли. Так как этот процесс подготовки   сырья был достаточно трудоемок (лен и коноплю надо было вырастить и потом обработать, а шерсть нужно было состричь и спрясти), то ткань ткали шириной около 40 см. (слайд 5) Это позволяло при крое рубах или полотенец практически избегать отходов. А так как одежда из домотканой ткани была прочной и крепкой, то ей пользовалось не одно поколение.

(слайд 6-8)  Во второй половине 18 века в России стали продавать заграничный ситец, изготовленный фабричным методом. Но такая ткань имела около 75 см, и при крое одежды стало образовываться большое количество лоскутов. И  хозяйки стали   сшивать лоскуты в единое полотно. Так в России зародилось лоскутное шитье. А лоскутное одеяло стало неизменным атрибутом русского дома, принося в него красоту и радостные краски.

   - Итак, что послужило появлению   лоскутного шитья на Руси?  

Учащиеся. Появлению лоскутного шитья послужила бедность.

Отправляемся дальше.

3.2. Современное лоскутное искусство.
 Следующая остановка  «Галерея лоскутного искусства».

- Во второй половине 20 века лоскутное шитье переживает свое второе рождение (слайд 9 – 12).  Если раньше лоскутные изделия были признаком простоты и бедности, то теперь лоскутное шитьё превратилось в своеобразный вид искусства.  Сейчас лоскутным шитьем занимаются в основном самодеятельные мастера и художники-профессионалы.

У любой рукодельницы дома найдется немалое количество разнообразных остатков ткани, которые и выбросить жалко, но и на полноценную вещь этого остатка не хватает. Выходом в такой ситуации является лоскутное шитье, которое прекрасно зарекомендовало себя в современном дизайне.   Сейчас, вещи, сделанные из лоскутков,  станут прекрасной основой любого образа в стиле хиппи. Если вы неплохо шьете, то можете сделать одежду и аксессуары своими руками. Сумки, платья, топы, платки – все это отлично впишется в ваш гардероб.

С помощью этой замечательной техники вы сможете создать для своего дома множество, изумительных по красоте, вещей. Главное, набраться усидчивости и терпения.
Идеи для своих работ можно черпать из собственной головы или воспользоваться уже готовыми проектами. 

 Демонстрация образцов готовых изделий в технике лоскутного шитья.

E:\Фото марафон 2015\DSC_0604.JPG

 Собирать лоскутки в целое полотно очень увлекательное занятие.

  1. Коррекционно-развивающее упражнение (5 мин.).   

Используя предложенные модули (двухцветные квадраты – 12 шт.,  одноцветные  - 4 шт.)   составить   новый интересный рисунок.

  -  12 шт               - 4 шт

Варианты могут быть составлены разные:

    

 

Полезные стороны лоскутного шитья

Первая сторона – практическая. Вы используете старые вещи. И не выбросили, и место освободили, и не потратились!

Вторая сторона – творческая. Полет фантазии не ограничен! Это так же, как собирать пазлы.   

Третья сторона – нематериальная, но очень согревающая. В эту вещь вы вложите свою душу, свой труд. Ее разноцветные кусочки будут напоминать вам о любимых вещах, о светлых моментах жизни. Ваше изделие обязательно украсит дом и добавит в нем уюта и тепла. Кроме того, их можно подарить близким или друзьям. И сейчас это будет очень модным и приятным подарком.

3. Физ. минутка

 

4. Практическая работа.

Следующая остановка  «Лоскутная  мастерская».

Что ещё, помимо лоскутного полотна,  можно сделать из лоскутков?

Учащиеся.  Из лоскутков можно сделать  куклу. 

4.1 Сообщение учителя.

 Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. Давным-давно их делали наши предки не для продажи, а как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить от беды и болезни, привлечь в дом счастье и богатство. Изготавливали куколок, как правило, только женщины. Создавались куклы неспешно и обстоятельно, с надеждой и, главное, с большой любовью. 

Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Основные правила изготовления народной куклы.

1.  Перед тем, как делать куклу, успокойтесь и сосредоточьтесь на своей работе.    

Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе. Стол – это общее пространство, а колени только Ваше.

2. Ткань для куклы должна быть натуральной.  Лоскутки, какой ткани  мы будем использовать? (хлопчатобумажной)

3. Ткань, из которой делается кукла, не режется и не шьется. Ткань на кусочки рвется руками.

Вспомните  русские народные сказки, какое число у славян магическое?

Число «три».  Поэтому всё   должно быть обкручено ниткой (не менее чем) в три оборота и на три узла завязано. 

4.2 Изготовления  куклы «Веснянки».

         Весной на Руси дети мастерили куколок для "зазывания" весны - Веснянки. Есть маленькая вятская Веснянка - куколка на пальчик. Но если сделать куклу побольше размером, то получится сувенирная Веснянка, в юбочку можно положить сюрприз. Скоро Пасха, в юбочке можно спрятать яичко. Размер куклы зависит от сюрприза.  

Т.к. мы с вами попали в творческую мастерскую, значит пришло время занять наши руки делом. Я предлагаю выполнить вятскую куколку- скрутку на пальчик.

Выполнение  куклы по инструкционной карте № 1. (слайд 18-20)

По окончании работы проводится анализ  изделий  учащихся.

C:\Users\Новиковы\Desktop\Фото марафон 2015\семинар.jpg

5. Итог урока:

-Наше путешествие заканчивается. По пути домой,  давайте вспомним яркие моменты путешествия.

- Что нового вы открыли для себя в путешествии  по стране «Лоскуток»?

- У кого появилось желание вернуться в эту  волшебную страну «Лоскуток»?

 Источники:

  1. MamInSite.ruФорумviewtopic.php…
  2. ru.wikipedia.org
  3. du-ra.ucoz.ru
  4. nacrestike.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Разработка урока для 3-го класса по программе Б. М. Неменского. Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж»

Технологическая карта урока – изобразительное искусство 3 класс УМК «Школа России» Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж» (по программе Б. М. Неменского)Дата урока: 25 апреля 2014 года...

Игровые технологии на уроках истории."Страна древних пирамид" обобщающий урок-игра.

Урок проводится  в форме телеигры "Своя игра" после изучения темы "Древний Египет" в 5 классе.  Можно провести на обобщающем уроке или во внеклассной работе....

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...