Конспект урока по теме "Косынка"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

 PRO-шить

Урок по теме "Косынка" 5 класс. Урок усвоения новых знаний, предполагает первичное знакомство обучающихся со швейным изделием - косынка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosynka_5_klass.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: Косынка

Тип урока: урок усвоения новых знаний, комбинированный.

Цель урока: Организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний о косынке

Задачи на урок:

Образовательная

Познакомить учащихся с назначением, формой и технологией изготовления косынки

Формировать навыки определения долевого, поперечного и косого срезов косынки, навыков работы с книгой, по плану

Познакомить с тканями для пошива косынки

Закрепить правила пользования чертёжными инструментами, правила подготовки выкройки к раскрою

Познакомить с мерками для построения чертежа косынки

Закрепить навыки построения чертежей с  использованием инструкционной карты

Научить проверять симметричность выкройки косынки

Коррекционно-развивающая

Учить сравнивать предметы и выделять их сходство и различие

Развитие регулятивной функции деятельности

Воспитательная

Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Воспитание самостоятельности, трудолюбия, аккуратности и культуры труда;

Формирование базовых учебных действий

Личностные

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности

Коммуникативные

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;

 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Познавательные

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию

Оборудование: компьютер, проектор, экран, черный ящик, образцы швов, образцы косынок, инструменты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.

Игра «Черный ящик»

Учитель. Перед вами черный ящик. Вам предстоит узнать, что в нем находится. Я буду рассказывать об этом предмете, а вы попытайтесь по словесному описанию догадаться и назвать его.

Вопросы к обучающимся:

1. Он необходим для получения выкройки. Для его построения надо снять мерки и произвести расчет. (Чертеж.)

2. Этими инструментами пользуются для проведения прямых линий. С их помощью строят прямые углы. (Линейка, угольник.)

3. Он играет важную роль в выполнении чертежа. Может быть мягким и твердым. Его нужно затачивать перед работой. (Карандаш.)

4. Он используется для удаления ненужных линий. (Ластик.)

5. При подготовке ее к раскрою, нужно подписать название деталей, поставить размеры припусков на обработку срезов, обозначить места сгибов ткани, указать направление долевой нити. (Выкройка.)

6. Перед раскроем ее нужно декатировать. Проверить ее качество. Определить лицевую и изнаночную стороны. (Ткань.)

– Вы уже знаете, что в швейном деле очень важно соблюдать последовательность и не торопиться. На предыдущих уроках вы научились обрабатывать долевые, поперечные и косые срезы и теперь вполне можете приступать к изготовлению швейных изделий. Лучше всего начинать с самых простых, отрабатывая на них навыки шитья, а затем постепенно переходить к более сложным. Тема нашего урока: «Косынка». (на слайде)

3. Изучение нового материала.

Учитель. Кто из вас может ответить на вопрос: что представляет собой косынка? (показ косынки)

Ответы обучающихся.

– Косынка – треугольный головной или шейный платок, предмет одежды. На уроках швейного дела в 5 классе вы познакомились с технологией изготовления платка и знаете, что платок представляет собой… (Ответы обучающихся.)

– Правильно, платок – это кусок ткани, обычно квадратный, повязываемый на голову или надеваемый на верхнюю часть туловища, преимущественно женщинами.

Ну а косынка – это треугольная половина платка размером около 70 см, обычно повязывается на голову в утилитарных целях.

- Кто может сказать для чего повязывается косынка? Можете привести примеры? (иллюстрации на слайде)

Ответы обучающихся.

– Правильно, чаще всего косынки повязывают с целью защиты головы от солнца при работе в огороде, для защиты волос от пыли и грязи во время ремонта, косынки необходимы нам также, чтобы спрятать волосы во время работы на кухне. Они, как правило, относятся к рабочей одежде. Но могут служить и украшением, как деталь костюма.

Рассматривание иллюстраций на слайде.

– Существует мнение, что косынка возникла из соображений экономии и нехватки материала. Итак, какую форму имеет косынка? (Ответы обучающихся.)

– Сколько срезов у косынки? Как они называются? (Ответы обучающихся.)

– Долевой и поперечный срезы косынки обрабатывают краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Косой – долевой обтачкой из отделочной ткани или тесьмой.

Сегодня вы приступите к изготовлению косынки из хлопчатобумажной ткани. Познакомьтесь с планом предстоящей работы. (Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.)

Карточка 18
«План работы по изготовлению косынки».

1. Снять мерки.

2. Построить чертеж косынки.

3. Подготовить детали выкройки к раскрою.

4. Раскроить детали косынки.

5. Выполнить работы по пошиву и отделке косынки.

6. ВТО.

Учитель. Рассмотрите, как выглядят готовые косынки, обратите внимание на обработку срезов. (Рассматривание образцов.)

– Для того чтобы сделать выкройку такой косынки, нужно выполнить чертеж по определенным меркам, которые необходимо снять и записать. На основании снятых мерок производят расчеты и строят чертеж. Давайте вспомним, какими инструментами пользуются при построении чертежа. (Ответы обучающихся.)

– При построении чертежа пользуются чертежными инструментами и принадлежностями: линейкой, угольником, карандашом, ластиком. Отгадайте загадку:

Я люблю прямоту.

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

                        (Линейка.)

– С помощью линейки и угольника проводят прямые линии в вертикальном и горизонтальном направлениях, наклонные и штриховые линии. Приступая к работе, необходимо проверить рабочие стороны (стороны со шкалой) линейки и угольника – они должны быть ровными, без шероховатостей.

Отгадайте еще загадку:

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко.

И работе круглый год

Он сердечко отдает:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

                        (Карандаш.)

– Важную роль в выполнении чертежей играет карандаш. Промышленностью выпускаются карандаши различной твердости. Степень твердости обозначается буквами и цифрами, нанесенными на карандаш. Карандаши с буквой «М» – мягкие, с буквой «Т» – твердые. Чем больше цифра, тем выше степень твердости или мягкости карандаша. Определите, какие карандаши у вас в пеналах. (Ответы обучающихся.)

Учитель. Выполнение чертежей начинают твердым карандашом сплошными тонкими линиями, а готовый чертеж обводят мягким карандашом сплошной основной линией. Мягким карандашом сплошной основной линией обводят и рамку чертежа. Оттачивают карандаш с того конца, где нет надписи. Это позволяет сохранить маркировку. При проведении линии нельзя наклонять карандаш над линейкой в ту или другую стороны, так как в этом случае линия получится неровной.

Ластик (резинка) используется для удаления ненужных линий и надписей. Ластик должен быть мягким и иметь острые края. Острым краем удобно удалять линии, не затрагивая близлежащие элементы.

К чертежным инструментам и принадлежностям нужно относиться бережно и аккуратно, беречь их от падения и ударов, после работы чистить.

Вырезав чертеж по контуру, получаем выкройку. Выкройку необходимо подготовить к раскрою по определенным правилам.

Подготовка выкройки к раскрою:

1. Подписать названия деталей выкройки.

2. Проставить размеры припусков ткани на обработку срезов.

3. Обозначить места сгибов ткани.

4. Указать направление долевой нити.

5. С обратной стороны выкройки написать свою фамилию и размер.

Учитель. Для выполнения графической работы следует организовать свое рабочее место. Как готовится рабочее место для выполнения графических работ? (Ответы обучающихся.)

– Лист бумаги, на котором выполняется чертеж, располагают перед собой. Справа от листа размещают карандаши, ластик. Слева от листа кладут линейку, угольник, а над ними – учебник. Перед листом рекомендуется размещать инструкционные карты, карточки-задания, образцы. Приступайте к выполнению чертежа только после организации своего рабочего места.

Физкультминутка

4. Практическая работа «Построение чертежа косынки и подготовка выкройки к раскрою».

Инструкционная карта 25
«Построение чертежа косынки и подготовка
выкройки к раскрою»

Оборудование: рабочие коробки, чертежные принадлежности.

Ход работы

1. Снять мерки:

Название мерки

Обозначение

Величина, см

Длина прямых сторон косынки

Ди

65

2. Построить чертеж:


п/п

Обозначение

Ход работы

Мерка

Расчет,
см

1

В

Построить прямой угол

2

ВВ1 = ВВ2

Отложить длины прямых сторон косынки

Ди

65

3

ВВ1В2

Построить треугольник

4

Обвести контур чертежа сплошной основной линией

3. Вырезать деталь по контуру.

4. Указать на выкройке направление долевой нити.

5. Проверить симметричность готовой выкройки, сложив ее пополам  или измерив стороны с помощью линейки.

Чтение вслух: метод разъяснительного чтения. Выполнение работы обучающимися. Текущий инструктаж учителя.

Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление их причин.

5. Закрепление нового материала.

Работа в тетради: запись плана работы по изготовлению косынки в тетрадь.

Вопросы к обучающимся.

1. Для чего служит косынка?

2. Какую форму она имеет?

3. Какие ткани используют для пошива косынки?

4. Из каких пунктов состоит план работы по изготовлению косынки?

5. Какие срезы потребуется обработать при пошиве косынки?

6. Какие мерки нужны для построения чертежа косынки?

7. Как проверить симметричность выкройки косынки?

6. Подведение итогов. Оценка работы обучающихся.

Учитель. Изготовление любого швейного изделия предполагает определенный порядок действий – план работы. Последовательное выполнение плана обеспечит эффективность работы, поможет избежать непродуманных действий и ошибок, влекущих за собой переделывание, потерю времени и сил. Сегодня вы выполнили три первых пункта плана работы по пошиву косынки.

Оценка работы обучающихся на уроке.

7. Домашнее задание.

Изучить теоретический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...