технологическая карта Цикл жизни технологий 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Важными составляющими современной цивилизации являются технологии . Что это такое, понимает почти каждый. Но грамотно сформулировать свои знания, как ни странно, людям довольно сложно. Возможно это потому, что мало кто знаком с точным определением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

 Технология  5 класс

УМК

Учитель

Соин Николай Викторович, учитель технологии МБОУ Зареченская классическая гимназия Тоцкое Второе

Тема урока

 «Понятие технологии »  

Цель урока

Формирование представления о технологии как о науке по практическому применению знаний и методов в производственной деятельности

Задачи урока

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

Формировать необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

 Формировать умение наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимо-проверки;

Формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

Формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов

Формировать знание сущности понятия «технология»; формировать умение объяснять основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; формировать умение подбирать и приводить примеры производственных технологий в сфере быта

Планируемые результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Имеют совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира науки, места в нём человека

Регулятивные умение определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

Познавательные Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

Коммуникативные Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов;

Знание сущности понятия «технология»

Знание роли технологий для прогрессивного развития общества

Умение объяснять основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии

Умение объяснять на избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты

Методическое

обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Это первый урок изучения данной темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон) - это урок открытия нового знания (ОНЗ).

ИОС урока

Учебно-методическое

обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- компьютерная презентация,

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовности к уроку.  проводит рефлексию настроения

Приветствуют учителя.

Оценивают своё настроение

Мотивация к учебной деятельности

Важными составляющими современной цивилизации являются технологии . Что это такое, понимает почти каждый. Но грамотно сформулировать свои знания, как ни странно, людям довольно сложно. Возможно это потому, что мало кто знаком с точным определением

Что такое технология?

Включение в учебную деятельность

ЛичностныеУУД: готовность к саморазвитию и самообразованию

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Педагог предлагает обучающимся сформулировать свое определение понятия «технология»

Работа с учебником

Педагог обращает внимание на определение понятия в учебнике. Просит прочесть его и сравнить с определением, данным в классе

Разъяснение учителя.

К первой категории относится все, что можно потрогать руками: оборудование, продукты питания, стройматериалы и так далее. Ко второй группе относятся неосязаемые вещи. К примеру, телевизионный эфир, интернет, телефонная связь и прочее.

Просит обратить внимание на возможные способы использования данного понятия в жизни. Обращает внимание на различные сферы жизнедеятельности людей и развитие производства.

Приводит пример: «Мы перестали говорить «рецепт приготовления блюда», все чаще используя «технология приготовления». Почему?

Обучающиеся предлагают свои варианты

Ответы на вопросы по изученному ранее материалу

Обучающиеся работают со смыслом определения.

Термин "технология" – это сочетание двух греческих слов: "техно" – мастерство, умение, и "логос" – способ, методика, мысль. В общем, это совокупность методов и способов, где используются какие-либо знания, материалы, навыки, которые применяются для создания какого-либо продукта. И неважно, будет этот продукт материальным или нематериальным.

Выполнение освоенных ранее учебных действий.

Составляют схему классификации технологий

Коммуникативные УУД: осуществление учебного сотрудничества, осознанное построение связных высказываний.

Познавательные УУД: умение сравнивать, обобщать и классифицировать. Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие).

Дают свое объяснение используя раннее изученный материал, опираясь на сущность понятия «Технология»

Познавательные УУД: умение решать познавательные и учебные задачи подбирая определенный алгоритм решения

Постановка учебной задачи

тема урока: Понятие технологии

Задачи урока:

- познакомиться с понятием «Технология», с  формулой получения продукта труда

- технология как способ воздействия на предмет труда

- научиться определять способы обработки материалов

Отвечают на вопросы учителя, строят связные высказывания.

ПознавательныеУУД: поиск и выделение необходимой информации. осознанное построение связных высказываний.

Составляют опорный конспект

Освоение нового учебного материала

Педагог предлагает узнать основания развития технологий и способы их практического применения

Технологией называют науку, изучающую способы и процессы получения и переработки продуктов природы в предметы потребления и средства производства.

Технология – это комплекс инженерных и научных знаний, что были воплощены в средствах и способах труда, наборов материально-вещественных компонентов производства, а также виды их сочетаний, которые создаются, чтобы получить определённый продукт или услугу. Также можно встретить использование данного термина, как совокупности способов переработки сырья и материалов, изготовление изделий и все процессы, которые сопровождают данные виды работ. Наиболее популярным на данный момент является словосочетание «высокие технологии». Оно используется для обозначения выполнения сложного вида работ, в конечном результате которых можно будет получить удивительный результат, который базируется на окружающем нас микромире.

Вопрос педагога: Какие требования выдвигают к современным технологиям?

Педагог предлагает разделиться на группы и поработать с дидактическими картами и информацией об истории развития технологий. Просит обучающихся выделить и дать название этапам развития современных технологий.

Задание: определить требования, предъявляемые к современным технологиям

Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу

Работают в группах с дидактическими картами. Определяют основания, исторические этапы и требования, предъявляемые к современным технологиям. Готовят доклад для выступления

Личностные УУД: понимание значимости развития современных технологий для улучшения качества жизни людей

Регулятивные УУД: Умение планировать учебно-познавательную деятельности в зависимости от учебных задач

Познавательны УУД: навыки смыслового чтения, умение выделять первостепенную информацию от второстепенной

Умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи  

Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение учитывать мнение других, умение построить речевое высказывание

Закрепление учебного материала

Организация деятельности обучающихся по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма решения; самостоятельному выполнению задания (индивидуальная работа) и осуществлению самопроверки (сравнение с образцом); выполнению заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений

- работа с терминами:

- технологи

- продукт руда

- предмет труда

- средство труда

- классификация технологий

Выполнение  задания

с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально).

Познавательные УУД: Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом).

Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений

 

Рефлексия учебной деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

- как переводится слово «Технология»

- определение характеристик современных технологий

-что такое: 

- продукт труда

- предмет труда

- средство труда

‒ Расскажите, помогают ли вам в повседневной жизни знания, полученные на уроках технологии.

Приведите примеры

Слушают учителя; смотрят презентации, отвечают на вопросы

Регулятивные: осуществление самоанализа собственной деятельности, самооценка полученных знаний,  итоговый контроль по результатам

Информация о домашнем задании

Сообщает и поясняет домашнее задание:

Составить коллаж о современных технологиях и способах их использования в повседневной жизни

Педагог демонстрирует один из вариантов составленного коллажа

Записывают домашнее задание

Задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по технологии по разделу «Технология обработки металла», 7 класс.

Технологическая карта по технологии по разделу  "Технология обработки металлов" - 7 класс...

Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....

Технологическая карта по английскому языку по теме: " Школьная жизнь" 5 класс

Технологическая карта по английскому языку, 5 класс тема: " Школьная жизнь"...

Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс

Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...

презентация Понятие технологии Цикл жизни технологий 5 класс

Любая технология возникает не сразу. Например, древний человек, изготовивший первый каменный топор, был умельцем, изобретателем и кроме него никто не мог изготовить что-то подобное. Спустя некоторое в...