План урока "Кукла из ниток"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Юлия Николаевна Орешина

Кукла не рождается сама: создает ее человек. Самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
Кукол делали из самых разных материалов: из дерева, глины, бересты, соломы, пакли, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, кукурузных листьев, теста, проволочек, золы. И даже из сыра!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material1.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:


МОУ СОШ №31






Конспект урока по технологии 5 класс «Кукла из ниток»







Учитель технологии, МОУ «СОШ №31»,

Орешина Юлия Николаевна




2019


Технологическая карта урока технологии

Тема урока

Изделие: Кукла из ниток "Мартиничка»

Тип урока

изучение нового материала

Цель урока

создать условия для ознакомления учащихся с предметами одежды, со свойствами ткани, с изготовлением нитей из разных материалов; для изготовления изделия "Кукла из ниток".

Задачи

Образовательные: сформировать представление о свойствах ткани и использовать эти знания в жизни; научить выполнять изделие "Кукла из ниток";  

Развивающие: формировать умение работать с нитками, шаблоном, используя при этом необходимые инструменты и приспособления; повторить правила работы с ножницами;

Воспитывающие: развивать творческие способности, навыки самостоятельной работы, навыки работы в парах; аккуратность, усердие, культуру поведения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

• понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

• осваивать способы работы с нитками, наматывание ниток на шаблон из картона;

• применять полученные знания и умения в практической деятельности.

• умение готовить и убирать рабочее место, поддерживать порядок во время работы.

• способность справляться с доступными практическими заданиями с опорой на знание.



Познавательные:

- находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные

- работать по намеченному плану;

- корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей, ошибок; намечают пути их устранения;

-удерживают цель до получения её результата;

Коммуникативные:

-вступают в беседу с одноклассниками и учителем;


• осуществлять совместную практическую деятельность;

• анализировать свою деятельность;

• умение слушать учителя.

• уважительное отношение к результатам своего труда и труда своих одноклассников.

• умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Межпредметные связи

технология, окружающий мир, литературное чтение.

Материалы

набор шерстяных ниток, картон.

Инструменты

ножницы, памятка по технике безопасности при работе с ножницами.

Оборудование



Готовое изделие

картонки для отмеривания нити и заготовки пучков,

ИКТ (презентация),

учебник: Технология. 2 класс

образец куклы «Мартиничка»

Ход урока

1. Включение в учебную деятельность

Цель: Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Формируемые УУД:
иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимать личную ответственность за будущий результат; принимать и сохранять учебную задачу.

Деятельность учителя

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится

Ну, проверь скорей дружок

Ты готов начать урок?

- Давайте проверим, готовы ли вы начать урок?

- Поднимите руку те, у кого нет: ниток, ножниц, шаблонов - картонок?

Деятельность обучающихся



Слушают учителя.





учащиеся проверяют готовность к уроку

2. Актуализация знаний

Цель:  Сообщение темы урока.

Формируемые УУД:

умение выявлять совместно с учителем проблемы урока, строить осознанное произвольное речевое высказывание в устной форме.

Деятельность учителя

Отгадайте загадку:

Платья носит,

есть не просит,

всегда послушна,

но с ней не скучно

- Кто попробует сформулировать тему урока?

Деятельность обучающихся

Отгадывают загадку




-Изготовление куклы

3.  Определение темы и постановка цели урока.

Цель: Сообщение темы урока. 
Формируемые УУД:
умение осознавать и формулировать тему, цель, задачи работы с помощью учителя; умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Деятельность учителя

Тема: Изготовление поделки «Куклы»

Деятельность обучающихся

Формулируют тему урока.

�4 Работа по теме урока.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с предметами одежды, со свойствами ткани, с изготовлением нитей из разных материалов.

Формируемые УУД:
извлекать информацию из прослушанного объяснения учителя, текста в учебнике.

уметь слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

ориентироваться в учебнике.

Деятельность учителя

- Из чего мы будем делать кукол?

-Кукла не рождается сама: создает ее человек. Самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
Кукол делали из самых разных материалов: из дерева, глины, бересты, соломы, пакли, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, кукурузных листьев, теста, проволочек, золы. И даже из сыра!

Названия были разные, вот некоторые из них – кукла «Стригушка», самая распространенная игровая кукла. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы.

Кукла «Барыня», считается самой простой по изготовлению куколкой. Делается бесшитьевым способом из тряпичной скрутки. Отличительной особенностью этой игровой куклы плетеные руки. Такой куколкой играли дети постарше.

А сегодня мы с вами выполним подарочную куклу «Мартиничку»

Куколок «Мартиничек» делали из ниток. Таких кукол делали весной, в первый месяц весны - марте, поэтому их так и назвали – Мартинички.

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети.
По традиции, Мартинички прикалывали на одежду близким людям 1 марта, и носили до тех пор пока не удастся увидеть первого аиста. После чего их пускали по воде или повязывали на ветку цветущего плодового дерева загадывая желания. В наше время, когда аиста увидеть проблематично даже в сельской местности, Мартинички просто носят до конца марта, а потом привязывают на ветку дерева.

Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.
- Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу? Почему?
Прочитайте поговорку:
Не трудное дело, да не всякому даётся. 
- Как вы её понимаете?

Деятельность обучающихся

- Мы будем делать кукол из ниток.



Слушают учителя.



















Даже в самом простом деле надо хорошо разобраться и постараться. Сначала нужно сделать дело (например, изготовить куклу), а потом и отдохнуть, поиграть (например, с этой же куклой)

5.  Анализ изделия.

Цель: формировать умение анализировать изделие, выявлять из каких элементов она состоит; способы сборки изделия.
Формируемые УУД: искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы. Планирование практической деятельности на уроке. Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Деятельность учителя
- Давайте рассмотрим образец куклы

- Какие инструменты и материалы понадобятся мне?

- Как мы будем выполнять работу? Какими способами?

Что сделаем сначала, что потом.


Деятельность обучающихся  Рассматривают образец.

-Нитки, картон, ножницы.

Составляют план работы.

Рассматривают инструменты и приспособления; анализируют информацию; наблюдают, делают выводы

6. Физкультурная минутка.

Цель: положительно относиться к занятиям двигательной активности.

Формируемые УУД:

понимать важность бережного отношения к своему здоровью,

Деятельность учителя

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Деятельность обучающихся

Повторяют слова и движения за учителем.

7.  Инструктаж по технике безопасности

Цель: повторить правила работы с ножницами.

Формируемые УУД: уметь слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы; уметь строить осознанное произвольное речевое высказывание в устной форме, принимать и сохранять учебную задачу.

Деятельность учителя

-Перед тем как начать работу повторим правила работы с ножницами по памятке на странице

Деятельность обучающихся

Повторяют правила работы с ножницами

8.  Коллективная работа. Изготовление куклы со�местно с учителем.
Цель этапа: Учить планировать практическую деятельность на уроке. Формировать умение самостоятельно собирать и изготавливать куклы.
Формируемые УУД: развитие умения выполнять практическую деятельность под руководством учителя. Умение подготовить своё рабочее место, содержать его в порядке. Способность справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на знание. Формировать умение взаимопомощи друг другу. Умение задавать вопросы.

Деятельность учителя

- Начнем выполнение работы фигурки из ниток. С чего начнем работу?

- Как определить длину ниток?
- У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны. (Демонстрирую, помогаю отдельным ученикам индивидуально).
- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины.

-Надо ли разрезать его с другой стороны?
- Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.
- Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны.

- Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих? (С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.)
- Что бы сделать мальчика. Разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них

- Что нужно сделать с пучками ниток?

Далее ученики работают по схеме,

Края пучков по окончании работы ученики слегка подравнивают.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.

- Подумай, как из юбки куклы сделать брюки?

Деятельность обучающихся



-  Подготавливаем необходимые материалы - По шаблону из картона.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание с помощью учителя, работают с учебником.






-Длинный пучок перевязать посредине.

- Короткий пучок перевязать с двух сторон

Самостоятельная работа.

Если позволяет время. Учащиеся самостоятельно изготавливают вторую куклу «Мартинику»

9. Рефлексия.

Цель этапа: умение анализировать свою практическую деятельность, результат работы, выявлять причины неудач (если таковые есть).
Формируемые УУД: Развитие умения анализировать учебную цель. Закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. Воспитание чувства коллективизма.

Деятельность учителя

- Давайте вернемся к теме и цели урока.
- Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?
- Для чего можно использовать такую куклу? Кому её можно подарить?
Ребята, поочередно каждый ряд выходит к доске и демонстрирует свои изделия. А мы оцениваем аплодисментами.
- Оцените урок с помощью ниточки. (Красный цвет – у меня все получилось, я доволен. Зеленый цвет – у меня получилась хорошая работа, но я мог лучше. Синий цвет – я мог бы работать лучше, но устал). Из ниточек плетется косичка, которая прикрепляется к кукле-образцу и крепится в уголок класса.

Хочется, закончит урок такими словами:

Посмотрите, какие замечательные куклы у нас получились. Значит у вас хорошие, добрые сердца Вы, ее создатели, вложили в нее частицу своей души и энергии. Пусть она вам принесет удачу и любовь весной, а старые невзгоды, болезни и потери пусть навсегда останутся в прошлом!.

Уборка рабочих мест.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы



-В качестве подарка, с петелькой как украшение на ёлку, с магнитом как сувенир.

Демонстрируют свои изделия.







Прибирают свое рабочее место.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление куклы «Крестец»

На занятии учащиеся в игровой форме узнают о ручном способе изготовления шерстяных ниток. Знакомятся с русскими народными традициями и учатся изготавливать куклу "Крестец"...

Изготовление перелетной птицы в технике аппликация из ниток

Представляю урок трудового обучения для обучающихся начальной школы с двигательными нарушениями....

Декоративная работа из ниток "Птичка певчая"

Работа выполнена с помощью ниток, клея ПВА и воздушного шарика. Такую работу лучше делать с детьми старшего возраста, так как она очень нежная и требует терпения и аккуратности....

Цветок из проволоки и ниток мулине Техника ганутель

—Техника, в которой сделаем цветок, называется Ганутель.—Нам понадобятся проволока, мулине разных цветов, несколько бусин для сердцевины, ножницы (кусачки), плоскогубцы....

План-конспект открытого занятия объединения «Волшебная иголочка» по теме: «Перевод рисунка на ткань. Подбор ниток, иголок».

Цель занятия - научить воспитанников переводить рисунок на ткань, подбирать нитки и  иголки для вышивки салфетки.Задачи -  научить переводить рисунок на ткань, освоить на практических з...

Технология изготовления декоративных работ из ниток "Путанка из ниток"

Методический материал по технологии изготовления декоративных работ из ниток подготовила педагог дополнительного образования ЦДТ «Царицыно» Ганжинова Анна Михайловна «ПУТАНКА ИЗ НИТОК»...