Программа дополнительного образования "Юный чертежник"
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс)

Томилова Ольга Геннадьевна

Программа предназначена для занятий по дополнительному образованию детей 5-7 классов. Для более расширенного  изучения модуля "Компьютерная графика. Черчение" в учебном предмете технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

Принята на заседании

методического совета

«30» апреля 2022г.

Протокол №4

Утверждаю:

Директор __________Л.И. Степкина

Приказ №504 от «30» августа 2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

технической направленности

 «Юный чертёжник»

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Срок реализации:9 месяцев

Автор-составитель:

О.Г.Томилова

педагог дополнительного образования

г.Нефтеюганск, 2021г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный чертёжник» (далее – Программа) разработана на основе дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программы в области начального технического творчества. Программа является той дисциплиной, при изучении которой обучающиеся овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности. При этом графическая деятельность выступает в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, как источник, знаний формирования графической грамоты.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре; приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.08.2022 №10-П-1692 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 4.08.2022 года №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре».

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

        Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы

        Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный чертёжник» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и технических терминов, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы, что соответствует базовому уровню.

Направленность программы

«Юный чертёжник» – общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности.

Актуальность программы

В настоящее время на рынке труда одними из наиболее востребованных являются инженерные кадры высокого профессионального уровня, поэтому необходимость популяризации профессии инженера очевидна. Важным условием, успешной подготовки инженерно-технических кадров в рамках обозначенной стратегии развития является внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания школьников. Данная программа позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная со среднего школьного возраста, дает возможность обучающимся создавать чертежи своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем.

Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (2014) обращает внимание на важное значение системы дополнительного образования: «Именно творческая среда дополнительного образования, в отличие от традиционной среды общего образования, способна обеспечить обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, что, в свою очередь, стимулирует их активную свободную деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса». Программа «Юный чертёжник» позволяет решить поставленные задачи посредством создания оптимальных условий для становления личности подростка, раскрытия его творческого потенциала.

Новизна программы

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный чертёжник» предполагает повышение популярности технической направленности и инженерного образования. Систематичность занятий, доступность изложения и современные формы подачи материала, последовательность наращивания сложности выполняемых заданий – всё это в комплексе способствует выполнению цели и задач программы.

Цель программы

создание системы  начальной инженерной подготовки обучающихся в области черчения.

Задачи программы

Предметные

  1. развить интерес к техническому творчеству;
  2. сформировать основы знаний о черчении через знакомство с основными правилами и приёмами построения чертежей;
  3. обучить методам выполнения и чтения чертежей;
  4. развить первоначальные чертёжные навыки;
  5. развить умение преобразовывания объёмных тел из одной формы в другую;
  6. развить способность к чертёжно-исполнительской деятельности.

Личностные

  1. развить познавательную активность, внимание, способность к самообразованию;
  2. получить представление об инженерных специальностях в области строительства, архитектуры, промышленного дизайна;
  3. создать условия для развития инженерно-технологических навыков школьников и формировать у наиболее одаренных обучающихся мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях высшего образования;
  4. технико-эстетическое развитие личности обучающегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы исполнительских и теоретических дисциплин, знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области черчения и подготовка их к поступлению в высшие образовательные учреждения;
  5. развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
  6. развить конструкторское мышление, изобретательность;
  7. сформировать потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
  8. познакомить с основами проектной деятельности.

Метапредметные

  1. развить интерес к инженерному направлению через развитие творческого, конструкторского мышления;
  2. развить потребность в самостоятельной практической творческой деятельности через развитие конструкторского мышления, изобретательности, овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, формировать умения к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск информации.

Адресат программы

Возраст детей, приступающих к освоению общеразвивающей программы «Юный чертёжник», составляет 11-15 лет без предварительной подготовки.

Условия реализации программы

Для реализации программы формируется группа от 7 до 30 человек. Возраст 11-15 лет.

Форма обучения – очная. Возможно применение дистанционных технологий при проведении теоретических занятий.

Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:

теоретические занятия: академическая лекция, беседа, и др.;

практические занятия: практические задания, выполнение самостоятельных графических работ, деловые игры, тесты, творческие задания, занимательные задачи и т.д.;

исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Сроки реализации программы

срок реализации программы 9месяцев (34 часа).

Режим занятий

занятия проходят 1 раз в неделю по 1академическому часу

Формы занятий

Формы организации образовательной деятельности: групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально-групповые на практических занятиях. Состав группы от 07 до 30 человек.

Планируемые результаты

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы следующие результаты:

- личностные:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • развитие конструкторского мышления, изобретательности, овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • навыки проектной деятельности.

- предметные:

  • овладение техническими приёмами черчения.

- метапредметные:

  • овладение первоначальными чертёжными навыками;
  • овладение умением чтения схем, чертежей для создания моделей и решения учебных и практических задач.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме анкетирования.

Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме тестирования.

Промежуточная аттестация качества определяет уровень усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы и проводится в форме выполнения графической работы.

Итоговая аттестация определяет уровень достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме контрольной графической работы.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий – теория – отлично владеет терминологией, применяет знания в самостоятельной работе, практика – самостоятельно выполняет практическую работу в соответствии с собственным замыслом.

- средний – теория – знает названия деталей, знаком с правилами черчения, практика – выполняет практическую работу с небольшими подсказками педагога, выполняет простые работы;

- ниже среднего – теория – частично знает название деталей, практика – выполняет практическую работу с помощью педагога.

Оценка качества освоения программы производится при помощи:

тестирования (теория);

выполнения графической работы.

Учебный план

N п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу. 

2

2

-

Тестирование

Практическая работа

Устная проверка знаний

Блиц-опрос

Наблюдение

2

Раздел 1 Инструменты

6

2

4

3

Раздел 2 Сведения о шрифте

6

2

4

4

Раздел 3. Выполнение простых геометрических построений

6

2

4

5

Раздел 4. Понятие о проекционном черчении

4

1

3

6

Раздел 5.Виды

4

1

3

7

Раздел 6.

Анализ геометрической формы предметов

4

1

3

8

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого

34

12

22

Календарный учебный график

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

I.Введение в программу

1.1

06.09.

12.15

групповая

1

Введение в программу.

Уч. кабинет

1.2

13.09

12.15

групповая

1

Введение в программу.

Уч. кабинет

Тестирование

II. Раздел 1 Инструменты

2.1

20.09

12.15

групповая

1

Инструменты. Знакомство с основными понятиями ГОСТ.

Уч. кабинет

2.2

27.09

12.15

групповая

1

Инструменты. Знакомство с основными понятиями ГОСТ.

Уч. кабинет

Устный опрос

2.3

04.10

12.15

групповая

1

Оформление чертежа. Изучение и совершенствование технических навыков в проведении линий различной толщины и назначения.

Уч. кабинет

2.4

11.10

12.15

групповая

1

Оформление чертежа. Изучение и совершенствование технических навыков в проведении линий различной толщины и назначения.

Уч. кабинет

Практическая работа

2.5

18.10

12.15

групповая

1

Графическая работа №1 «Линии чертежа».

Уч. кабинет

2.6

25.10

12.15

групповая

1

Графическая работа №1 «Линии чертежа».

Уч. кабинет

Наблюдение

III. Раздел 2 Сведения о шрифте

3.1

01.11

12.15

групповая

1

Сведение о шрифте. Правила выполнения чертежного шрифта. Понятие узкого архитектурного шрифта. Выполнение гарнитур шрифтов.

Уч. кабинет

3.2

08.11

12.15

групповая

1

Сведение о шрифте. Правила выполнения чертежного шрифта. Понятие узкого архитектурного шрифта. Выполнение гарнитур шрифтов.

Уч. кабинет

Тестирование

3.3

15.11

12.15

групповая

1

Сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположения размерных чисел).

Уч. кабинет

3.4

22.11

12.15

групповая

1

Сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположения размерных чисел).

Уч. кабинет

Практическая работа

3.5

29.11

12.15

групповая

1

Итоговое занятие. Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали».

Уч. кабинет

3.6

06.12

12.15

групповая

1

Итоговое занятие. Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали».

Уч. кабинет

Практическая работа

IV. Раздел 3 Выполнение простых геометрических построений

4.1

13.12

12.15

групповая

1

Выполнение простых геометрических построений: деление отрезков и углов, вычерчивание окружностей разного диаметра с помощью чертежных инструментов.

Уч. Кабинет

4.2

20.12

12.15

групповая

1

Выполнение простых геометрических построений: деление отрезков и углов, вычерчивание окружностей разного диаметра с помощью чертежных инструментов.

Уч. Кабинет

Практическая работа

4.3

27.12

12.15

групповая

1

Сопряжения. Правила выполнения.

Уч. Кабинет

4.4

10.01

12.15

групповая

1

Сопряжения. Правила выполнения.

Уч. Кабинет

Практическая работа

4.5

17.01

12.15

групповая

1

Графическая работа №3 «Чертеж плоской детали с выполнением простых геометрических построений и сопряжений»

Уч. Кабинет

4.6

24.01

12.15

групповая

1

Графическая работа №3 «Чертеж плоской детали с выполнением простых геометрических построений и сопряжений»

Уч. Кабинет

Практическая работа

VI. Раздел 4. Понятие о проекционном черчении

5.1

31.01

12.15

групповая

1

Понятие о проекционном черчении. Центральное и параллельное проецирование.

Уч. кабинет

5.2

07.02

12.15

групповая

1

Понятие о проекционном черчении. Центральное и параллельное проецирование.

Уч. кабинет

Тестирование

5.3

14.02

12.15

групповая

1

Графическая работа №4 «Проецирование  на 3 плоскости проекций».

Уч. кабинет

Практическая работа

5.4

21.02

12.15

групповая

1

Графическая работа №4 «Проецирование  на 3 плоскости проекций».

Уч. кабинет

VI. Раздел 5. Виды

6.1

28.02

12.15

групповая

1

Виды. Название. Расположение видов на чертеже. Линии проекционной связи. Определение достаточного количества видов.

Уч. кабинет

Тестирование

6.2

07.03

12.15

групповая

1

Виды. Название. Расположение видов на чертеже. Линии проекционной связи. Определение достаточного количества видов.

Уч. кабинет

6.3

14.03

12.15

групповая

1

Графическая работа №5

Уч. кабинет

6.4

21.03

12.15

групповая

1

Графическая работа №5

Уч. кабинет

Практическая работа

VII. Раздел 6. Анализ геометрической формы предметов

7.1

04.04

12.15

групповая

1

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих поверхности тел, составляющих форму предмета.

Уч. кабинет

7.2

11.04

12.15

групповая

1

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих поверхности тел, составляющих форму предмета.

Уч. кабинет

Блиц-опрос

7.3

18.04

12.15

групповая

1

Графическая работа №6 «Чертеж группы геометрических тел».

Уч. кабинет

7.4

25.04

12.15

групповая

1

Графическая работа №6 «Чертеж группы геометрических тел».

Уч. кабинет

Практическая работа

VIII. Итоговое занятие

8.1

16.05

12.15

групповая

1

Контрольная графическая работа

Уч. кабинет

зачет

8.2

23.05

12.15

групповая

1

Контрольная графическая работа

Уч. кабинет

Содержание

Введение в программу

Теория. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения из истории появления и дальнейшего развития черчения.

Раздел 1. Инструменты

Тема 1. Инструменты. Знакомство с основными понятиями ГОСТ.

Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Основные инструменты, применяемые в черчении.

Практика: Основные правила формирования чертежа. Проведение линий различной толщины и назначения.

Тема 2. Оформление чертежа.

Теория: Понятия «сплошная основная линия», «тонкая сплошная линия», «штриховая линия», «осевая штрихпунктирная линия», «разомкнутый штрих», «выносная и размерная линии», «угловой штамп»

Практика: Отработка различных линий.

Тема 3. Графическая работа №1

Практика: Линии чертежа. Применение различных линий в оформлении чертежей. Работа с чертежными инструментами при оформлении чертежа, закрепление способов и приёмов оформления чертежа.

Раздел 2. Сведения о шрифте

Тема 4. Сведение о шрифте. Правила выполнения чертежного шрифта. Понятие узкого архитектурного шрифта. Выполнение гарнитур шрифтов.

Теория. Понятие «чертёжный шрифт». Правила выполнения чертёжного шрифта. Понятие узкого архитектурного шрифта.

Практика: Выполнение гарнитур шрифтов, выполнение чертежного шрифта. Начертание различных видов шрифтов различного написания в разнообразных ситуациях.

Тема 5. Сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположения размерных чисел).

Теория. Знакомство с различными методами нанесения размеров на видах чертежа согласно ГОСТ.

Практика: Нанесение размеров на изображение детали (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположения размерных чисел).

Тема 6. Итоговое занятие. Графическая работа №2.

Практика: Чертеж плоской детали. Изображение на чертеже.

Раздел 3 Выполнение простых геометрических построений.

Тема 7. Выполнение простых геометрических построений: деление отрезков и углов, вычерчивание окружностей разного диаметра с помощью чертежных.

Теория: Необходимые геометрические построения на чертежах.

Практика: Деление отрезков и углов, вычерчивание окружностей разного диаметра с помощью чертежных инструментов.

Тема 8. Сопряжение. Правила выполнения.

Теория: Правила выполнения. Виды сопряжений. Алгоритм выполнения чертежа плоской детали с выполнением простых геометрических построения и сопряжений.

Практика: Построение сопряжений, различных радиусов и вариантов. Плавный переход одной линии в другую.

Тема 9. Графическая работа №3.

Практика: Чертёж плоской детали с применением необходимых геометрических построений и сопряжений.

Раздел 4 Понятие о проекционном черчении.

Тема 10. Понятие о проекционном черчении. Центральное и параллельное проецирование.

Теория: Методы проецирования, применяемые при выполнении чертежей. Центральное и параллельное проецирование. Понятия «проецирование», «центральное», «параллельное», «прямоугольное», «косоугольное».

Практика: Проецирование на одну, две и три плоскости проекций.

Тема 11. Графическая работа №4.

Практика. Проецирование на 3 плоскости проекций. Отработка практических навыков.

Раздел 5. Виды

Тема 12. Виды. Название. Расположение видов на чертеже. Линии проекционной связи. Определение достаточного количества видов Теория: Получение видов. Названия «главный», «вид сверху», «вид слева». Расположение видов на чертеже. Линии проекционной связи. Определение необходимого и достаточного количества видов.

Практика: Формирование чертежа детали при использовании необходимого и достаточного количества видов.

Тема 13.Графическая работа №5.

Практика: Построение третьего вида по двум заданным. Чертеж детали, содержащего необходимое количество видов.

Раздел 6. Анализ геометрической формы предметов

Тема 14. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих поверхности тел, составляющих форму предмета.

Теория: Проекции геометрических тел. Методика разложения сложных объемных тел на составляющие. Более простые формы при получении отдельных проекций: цилиндр, конус, призма, пирамида. Представление о проецировании на плоскость чертежа различных элементов поверхностей тел: вершин, ребер, граней чертежа группы геометрических тел.

Практика: Выполнение чертежа проекций и видов простых геометрических тел. Отработка практических навыков, при использовании элементов проецирующего аппарата – линий проекционной связи для формирования проекций тех или иных плоскостей, ребер, вершин предмета, точек на поверхности предметов.

Тема 15. Графическая работа №6

Практика: Чертеж группы геометрических тел. Построение на чертеже различных вариантов расположения и взаимодействия геометрических тел: пересечение, врезка, примыкание их вершин, ребер, образующих поверхности тел.

Тема 16. Итоговое занятие. Контрольная графическая работа.

Практика: Построение чертежа детали, представленной в наглядном виде. Оформления чертежа, навыков построения трех видов, нанесение размеров.

Методическое обеспечение

        Для реализации программы используются следующие технологии:

Технология личностно-ориентированного обучениия - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Технология проектного обучения предполагает работу индивидуальную, групповую над графическими работами.

Здоровьесберегающие технологии - создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья обучающихся

Методы и приемы

словесные: рассказ, беседа, объяснение;

наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение;

аудио-   и   визуальные   (сочетание   словесных   и   наглядных методов);

практические:

упражнения;

метод игры;

методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.

Дидактическое обеспечение

  • наглядно-дидактические пособия: инструкции, схемы, презентации.
  • карточки-задания и другой раздаточный материал, необходимый для выполнения практических работ и проведения практических занятий;
  • перечень видео и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокасет, аудиокасет).

Техническое обеспечение

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: компьютер, проекционное оборудование, колонки, рабочая тетрадь.

Список литературы

Основная литература

Левицкий В.С.: Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей.-М:IQ pain.2011

Ботвинников А.Д.: Черчение 7-8 классы.- М.:Просвещение, 1989

Учебник для средней общеобразовательной школы. 7-8 классы: Черчение.-М.:Просвещение, 1987

Практикум по черчению: геометрическое и проекционное черчение. Под общ. ред. Е.А.Василенко:-М.: Просвещение, 1982

Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/ авт.сост. С.В.Титов. – Волгоград: Учитель, 2007.-207 с.

Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки - задания по черчению - М.: Просвещение, 1988.

Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.

Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение. 9 класс. - М.: АСТ, 2013.

Степакова В.В. Карточки задания по черчению. - М.: Просвещение,
2002.

Дополнительная литература для детей

Преображенская Н.Г. Черчение : основные правила оформления чертежей : построение чертежа «плоской» детали : рабочая тетрадь №1/ Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А.Беляева ;[под общ. ред. Н.Г.Преображенской]. – 7-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 47, [9]с.

Преображенская Н.Г. Черчение.  Геометрические построения : рабочая тетрадь №2/ Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А.Беляева ;[под общ. ред. Н.Г.Преображенской]. – 6-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2021. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный чертежник".

Данная программа расчитана для организации внеурочной деятельности учащихся 8-9 классов....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...