Соломенная мозаика
рабочая программа по теме

Значительное место в программе отводиться знакомству с русскими народными художественными промыслами и применению мотивов «русского букета» и «русского орнамента»  в технике художественной соломки. Программа профессионально-ориентируемая. Она задумана так, чтобы научить ребенка весь процесс от первоначального замысла до конечного результата выполнять самостоятельно.

            Программа предусматривает постепенное движение от простого к сложному, от частного к общему и нацеливает как педагога, так и учащихся на поиск новых технологических и художественных идей в искусстве художественной соломки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solomennaya_mozayka.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

СОЛОМЕННАЯ МОЗАИКА

Программа рассчитана на 2 года обучения для учащихся от 10 лет и старше. Каждый этап включает в себя определенные знания, умения и навыки, освоение которых обязательно, поэтому переход от этапа к этапу осуществляется по мере освоения материала. Основное отличие программы – тесное единение двух дисциплин: художественной соломки и декоративного рисования.

        Значительное место в программе отводиться знакомству с русскими народными художественными промыслами и применению мотивов «русского букета» и «русского орнамента»  в технике художественной соломки. Программа профессионально-ориентируемая. Она задумана так, чтобы научить ребенка весь процесс от первоначального замысла до конечного результата выполнять самостоятельно.

        Программа предусматривает постепенное движение от простого к сложному, от частного к общему и нацеливает как педагога, так и учащихся на поиск новых технологических и художественных идей в искусстве художественной соломки.

         Поскольку в специализированные группы студии декоративно-прикладного творчества попадают в основном дети, прошедшие начальный этап обучения по предмету в комплексных группах (2 года по 3 месяца) – каждый этап в группах углубленного изучения аппликации из соломки предусматривает 216 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Группы формируются из расчета 8-10 человек.

Цель: развитие творческих индивидуальных способностей детей средствами художественной аппликации из соломки; воспитание эстетического вкуса.

Задачи обучения:

Образовательные:

  1. Познакомить  детей с историей развития и применения соломки в прикладном творчестве;
  2. научить детей владеть необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами, используемыми при аппликации из соломки;
  3. обучить технологии аппликации из соломки при создании сувениров, панно, картин;
  4. обучить технике безопасности, нормам поведения и правилам соблюдения личной гигиены при работе в технике аппликации из соломки.

Воспитательные:

  1. воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, ответственность;
  2. воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

Развивающие:

  1. способствовать развитию мелкой моторики рук, образного и логического мышления, глазомера;
  2. развивать творческие способности.

Учебно-тематический план

1-го года обучения – 216 часов

Тематический блок

Основные разделы курса

Количество часов

Всего часов

теор.

практ.

1.  Вводное занятие

Из истории развития; инструменты и приспособления; техника безопасности; сбор и обработка соломенных стеблей

1

2

3

2. технология выполнения аппликации из соломки

Отработка навыков работы с ножницами; выполнение образца плоскостной аппликации

2

7

9

3. декоративные приемы в аппликации

Простые «решетки»; контурная аппликация; «соломенная крошка»; разновидности многослойной аппликации

2

10

12

4. предметная аппликация из соломки

Выполнения образцов; геометрические формы; растительные формы; животные формы

1

14

15

5. декоративная аппликация из соломки

Картинки по выбору: узоры (геометрические, растительные);

 цветы, листья простой формы, букет; поздравительная открытка (новогодняя, пасхальная);

мотивы традиционных промыслов – хохлома, гжель

4

6

2

8

14

42

28

25

18

48

30

33

6. сюжетная аппликация из соломки

Пейзаж

4

26

30

7. оформление картин, панно, сувениров

Вспомогательные отделочные работы

1

5

6

8. экскурсии

По музеям и выставочным залам

9

-

9

9. итоговое занятие

Контроль знаний и анализ работ; Итоговая выставка; Награждение; Рекомендации для дальнейшего обучения

3

-

3

Итого

43

173

216

Содержание курса

1.  Введение – 3ч.

Занятие 1.  Знакомство с программой курса. Беседа «Из истории флористики». Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.

        Правила заготовки и обработки соломенных стеблей, способы окрашивания.

Практическая работа: обработка соломенных стеблей – нарезка отрезков-трубочек.

Задание на дом: подготовить соломенные пластины.

2. Технология аппликации из соломы – 9ч.

Занятие 2-4.  Правила изготовления аппликации из соломы. Последовательность технологических действий, необходимые требования. Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении (простые варианты). Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности.

Практическая работа: отработка навыков работы с ножницами и клеем. Выполнение образца.

        3 . дЕКОРАТИВНЫЕприемы в аппликации – 12ч.

        Занятие 5-6.  Простые «решетки». Понятие ритмичности. Аппликация по заданному контуру. Демонстрация образцов. Условия и места применения. Подготовка материала к выполнению изученных приемов.

        Практическая работа: нарезка соломенных полос. Выполнение трех образцов простых «решеток» из узких, средних, широких полос с разным ритмом. Выполнение образца аппликации по заданному контуру.

        Занятие 7. Элемент украшения – «соломенная крошка». Место применения «соломенной крошки». Демонстрация образцов. Правила получения.

        Практическая работа: нарезка «соломенной крошки». Выполнение образцов.

         Занятие 8. Разновидности многослойной аппликации. Демонстрация образцов. Способы: многослойная аппликация соломки с соломкой; соломки с тканью.

Практическая работа:  выполнение образцов многослойной аппликации (деталировка, сборка).

4. Предметная аппликация из соломки – 15ч.

Занятие 9-11. Геометрические и растительные формы. Понятия «стилизация», «симметрия». Просмотр дидактического материала, образцов. Аппликация из соломки на основе образца «Подсолнух».

Практическая работа: картинка.

Альтернативные работы: закладка для книги, декоративная тарелочка с оформлением орнамента из простых геометрических и растительных форм.

Занятие 12-13. Животные (рыбки, насекомые) в техники аппликации из соломки. Просмотр иллюстраций, образцов, дидактического материала. Дополнительные правила в аппликации при выполнении сложных форм.

Практическая работа: аппликация из соломки на основе образца. Картинки по выбору – «Бабочка», «Рыбки».

Альтернативные работы: картинки «Петушок», Попугай», «Котенок».

5. Декоративная аппликация из соломки – 129 ч.

Орнаменты геометрические и растительные 18 ч.

Занятие 14-15.  Орнаменты разных народов (этнических). Геометрические орнаменты. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки геометрического орнамента в круге. Картинка «Калейдоскоп».

Занятия 16- 19. Орнаменты разных народов. Растительные орнаменты. Просмотр иллюстраций, подбор рисунка для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки с изображением вензеля или монограммы и с оформлением растительного орнамента по кайме в квадрате

« Цветы» , « листья» простой формы. « Полевой букет»- 48 часов.

Занятия 20-23. Цветы полевые. Видовое многообразие. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.

Практическая работа:    аппликация из соломки « Полевые гвоздики».

Альтернативные работы : картинка « ромашка» , « Васильки»

Занятия 24-27. Листья. Видовое многообразие. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки - картинка» Веточка тополя»

Альтернативные работы: картинка « Веточка дуба» , Кленовый лист»

Занятия 28-35. Полевой букет. Виды колосивидных растений. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки - картинка « полевой букет».

Поздравительная  открытка-30 часов

Занятия 36-41. Новогодняя открытка. Из истории праздника. Новогодние поздравления и сувенирные подарки. Просмотр новогодних открыток печатного производства.

Практическая работа: творческое задание- придумать и нарисовать эскиз для открытки. Подетальная проработка рисунка. Аппликация из соломки- новогодняя открытка.

Занятия 42-45. Пасхальная открытка. Из истории праздника Пасхи. Атрибуты праздника. Просмотр иллюстраций.

Практическая работа: аппликация из соломки на основе образца . Пасхальная открытка.

6. Мотивы традиционных художественных промыслов России ( хохлома, гжель) для декоративной аппликации из соломки- 33 ч.

Занятия 46-51. Из истории художественных промыслов: хохлома. Знакомство с методической литературой. Растительные мотивы в росписи. Характер цветовой гаммы и особенности письма. О применении мотивов хохломы в декоративной аппликации из соломки. Новые технологические приемы: совмещение аппликации из соломки и ткани. Виды, цветовая гамма и правила обработки ткани для аппликации. Практическая работа: аппликация из соломки. Картинка по выбору: « Малинка» , « Клубничка» , « Вишенка» , « Смородина»

Занятие 52. Правила подготовки основы для картины в технике аппликации из соломки, подбор цветовой гаммы, фона. Оформительские работы.  

Практическая  работа: подбор цветовой гаммы фона. Построение и нарезка картона для основы. Аппликация фона. Покрытие работы лаком. Оформление работы в рамку.

Занятия 53-57. Из истории художественных промыслов: гжель. Знакомство с методической литературой. Мотивы и сюжеты росписи мастеров гжели. Характер цветовой гаммы и особенности письма. О применении мотивов гжели в декоративной аппликации из соломки. Применение новых технологических приемов: совмещение аппликации соломки и ткани. Виды и цветовая гамма ткани для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки картинки по выбору: « Орнамент» , «Цветок» , « Птичка»

7. Сюжетная аппликация из соломки -  30 часов

Оформление панно , картин, сувениров- 6 ч.

Занятия 58- 67. Понятие « пейзаж» . Пейзаж как вид изобразительного искусства. Времена года в пейзаже. Декоративность в изображении объектов пейзажа. Выбор цветовой гаммы для основного фона.

Практическая работа: аппликация из соломки по выбору: « Деревенский пейзаж» , « Весенний пейзаж» и пр.

Альтернативные работы : картины « На лужайке» , « В лесу».

Занятие 68. Правила подготовки основы для картины сюжетной аппликации. Оформительские работы.

Практическая работа: подбор цветовой гаммы фона. Построение и нарезка картона для основы. Аппликация фона. Покрытие работы лаком. Оформление работы в рамку.

8. Экскурсии на выставки – 9 ч.

Занятия 69-71. По музеям и выставочным залам родного города. Обсуждение и анализ представленных на выставках работ. Подведение итогов экскурсий.

9. Итоговое занятие – 3 ч.

Занятие 72. Контроль знаний. Оформление работ и выставки. Анализ выполненных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения технике аппликации из соломки.

По завершении 1- го года обучения учащиеся должны знать:

  1.  историю возникновения флористики. О роли применении растительных материалов в декоративно- прикладном искусстве. Об аппликации из соломки как виде художественного творчества. Историю хохломы и гжели;
  2. Инструменты и приспособления для аппликации из соломки;
  3. Правила безопасности труда при работе с инструментами; правила содержания рабочего места;
  4. Злаковые растения как основной материал в аппликации. Правила заготовки и технологию обработки соломенных стеблей;
  5. Дополнительные материалы;
  6. Технологию выполнения аппликации из соломки;
  7. Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении ( простые варианты);
  8. Декоративные приемы в аппликации ( « решетки» , « аппликация по заданному контуру; « крошка» , многослойность) ;
  9. Правила сборки соломенного рисунка по эскизу;
  10. Основные правила при выполнении подготовительных и оформительских работ;

Должны уметь :

  1. Пользоваться инструментами и приспособлениями для аппликации из соломки;
  2. Заготавливать и обрабатывать соломенные стебли для аппликации;
  3. Получать желтые и коричневые оттенки соломенных пластин;
  4. Владеть технологией ;
  5. Применять клей ПВА и Момент;
  6. Составлять рисунок по эскизу;
  7. Выполнять аппликации по мотивам хохломы и гжели, применяя одновременно соломку и ткань;
  8. Обрабатывать ткань крахмалом , желатином;
  9. Выполнять подготовительные и оформительские работы при выполнении изделий в технике аппликации из соломки.

Учебно_ тематический план 2- го года обучения

Тематический

блок

Основные разделы курса

Теор.

практ

всего

  1. Введение. Основы технологии аппликации из соломки

Повторение материала 1- го года обучения;  знакомство с программой нового этапа; история западной аранжировки цветов. Основы композиции.

2

1

3

  1. Декоративные листья

Выполнение образцов листьев простой формы с учетом жилкования

2

19

21

  1. Декоративные цветы

Выполнение образцов соцветий: чашевидной формы, колоколовидной формы, звездчатой формы, зонтичной формы

3

21

24

  1. Декоративная аппликация в цветочной аранжировке

Вегетативный стиль, декоративный стиль

5

28

33

  1. Сувениры , открытки, подарки

Новогодние сюрпризы, в День Святого Валентина, любимой маме, бабушке, пасхальное торжество, в день рождения

5

46

51

6 .Коллективные работы. Участие в выставках.

Совместная разработка и реализация проекта по выбору: цветочная композиция, архитектура, сказочные сюжеты, жанровые сюжеты,

12

60

72

  1. Экскурсии

По музеям и выставочным залам

9

-

9

  1. Итоговое занятие

Контроль знаний и анализ выполненных работ, итоговая выставка, награждение

2

1

3

Итого

40

176

216

           

Содержание занятий

  1. Введение – 3ч

Занятие 1. Знакомство с программой 2-го года обучения. Повторение материала 1- го года обучения. Правила безопасности труда и личной гигиены.  Содержание рабочего места.

Из истории западной аранжировки цветов. Основы композиции. Формы композиции: круглые, овальные, вертикальные, треугольные, серповидные, свободные.

Практическая работа: схематические зарисовки основных принципов построения цветочных композиций в стилях западной аранжировки, освоение приемов вырезания контуров с усложнением ( тренировка с бумагой) .Нарезка соломенных  лент.

  1. Декоративные листья-21ч.

Занятия 2-8. Знакомство с породами деревьев, кустарников, травянистых растений, имеющих простую форму и разное направление жилкования.

Практическая работа: аппликация из соломки , выполнение образцов листьев простой формы с учетом жилкования, линейное, продолговатое, яйцевидное, языковидное, округлое, щитовидное, сердцевидное.

  1. Декоративные цветы – 24 ч.

Занятия 9 – 16. Видовое многообразие цветковых растений. Просмотр иллюстраций. Технологические приемы в аппликации при выполнении соцветий.

Практическая работа: аппликация из соломки: выполнение образцов соцветий чашевидной, звездчатой, зонтичной форм.

  1. Декоративная аппликация в цветочной  аранжировке-33 ч.

Занятия 17-27. Из истории цветочной аранжировки ( продолжение). Основные стили. Вегетативный стиль. Декоративный стиль. Правила построения букета. Варианты-схемы. Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении ( варианты с усложнением).

Практическая работа: аппликация из соломки. Картинка в одном из стилей по выбору. Подготовительные, основные и оформительские работы.

  1. Сувениры, открытки, подарки – 51 ч.

Занятия 28-30. Новогодние сюрпризы. Празднование Нового года в других странах мира. Сходства и различия в проведении праздника разными странами.

Практическая работа: аппликация из соломки. Игрушки на елку- « Снежинка» , « Звездный шар». Подготовительные, основные и оформительские работы.

Альтернативные работы: картинка в технике аппликации « В новогоднюю ночь».

Занятия 31-33. В День Святого Валентина. Из истории праздника. « Валентинки».

Практическая работа. Аппликация из соломки. Сувенир « Валентинка» . Подготовительные , основные, и оформительские работы.

Занятия 34-36. « Любимым маме, бабушке» .Весеннему празднику  8 Марта посвящается. Из истории праздника. Сувениры из соломки к 8 Марта. Поздравления в стихах.

Практическая работа. Аппликация из соломки. Поздравительная открытка по выбору:  « Цветение вербы» , « Тюльпаны» , « Нарциссы» . Подготовительные , основные, оформительские работы.

Занятия 37-39. Пасхальное торжество. Из истории Святого Воскресенья. Атрибуты праздника.

Практическая работа: аппликация из соломки. Сувениры - пасхальные яйца. Подготовительные, основные, оформительские работы.

Занятия 40-44. В День рождения ( День Ангела). Именинные поздравительные открытки.

Практическая работа: придумать сюжет, составить эскиз, проработать деталировку , выполнить задуманный проект в технике аппликации из соломки. Подготовительные, основные, оформительские работы.

  1. Коллективные работы. Участие в выставках – 72 ч.

Занятия 45- 68. Выбор темы коллективных серийных картин, панно ( « Цветочные  композиции» , « Архитектура» , « Сказочные сюжеты» , « Жанровые композиции»).  Углубленное изучение темы.

Знакомство с литературой и  иллюстрационным материалом.

Практическая работа: подготовительный этап ( работа над эскизом, деталировка рисунка , подготовка материала, перевод рисунка и деталей на кальку) ; основной этап- коллективное выполнение аппликации из соломки согласно эскизам, подготовка основ, закрепление деталей на основе ; заключительный этап- оформление изделий в рамки, вспомогательные отделочные работы.

  1. Экскурсии- 9 ч.

Занятия 69-71.  По музеям и выставочным залам родного города. Обсуждение и анализ представленных на выставках работ. Подведение итогов экскурсий.

  1. Итоговое занятие-3ч.

Занятие 72. Контроль знаний. Оформление работ. Награждение по итогам обучения. Задание на лето- сбор материала, предварительная обработка в домашних условиях материала для учебных занятий.

По завершении 2- го  года обучения учащиеся должны знать:

  1. Породы деревьев, кустарников, трав, листья , которых имеют простую форму;
  2. Видовое многообразие цветковых растений;
  3. Последовательность технологических операций при выполнений сувениров, открыток, подарков к праздникам;
  4. Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении ( варианты с усложнением)
  5. Принципы коллективного труда;
  6. Основные правила при выполнении подготовительных и оформительских работ;
  7. Марки лаков для закрепления соломенного изображения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Соломенная курочка

мастер-классШварцкопф Татьяна АлександровнаМБУ ДО «Центр детского творчества»...

Валеологическое обеспечение программы "Соломенная сказка"

Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т. е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества.Наука, изучающая  здоровье человека способы сохранения этого здоровья – н...

Физкультминутки. Приложение к валеологическому сопровождению программы "Соломенная сказка"

При работе с соломкой, выполняя однообразные движения  наступает быстрая утомляемость. Во время занятий необходимо менять вид деятельности. для этого и служат физкультминутки, направленные на рас...

Конспект занятия по изготовлению соломенного сувенира

В занятии просматриваются современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, мастер-класс...

Занятие "Изготовление ангела из соломенных трубочек"

Методический материал в помощь педагогам дополнительного образования...

Мастер-класс "Соломенная шляпка"

Мастер-класс "Соломенная шляпка"...