"Сказ про Федю и не ожившего медведя" - математическая сказка
методическая разработка (6 класс) по теме

Суслова Надежда Александровна

Данный материал представляет интерес для внеклассной работы по математике в 6 классе. Это сценарий  театрализованного представления, где есть сказка, занимательные задания, возможность для учащихся принимать участие как в постановке, так и в решении этих задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skaz_pro_fedyu_i_neozhivshego_medvedya.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40

имени Вячеслава Токарева»

Театрализованное представление

 «Про Федю и неожившего медведя»

                                        «Игра должна рассматриваться

                                               как могущественный незаменимый

                                                   рычаг умственного развития ребенка»

                                                                                                   Е.Аркин

   Цель: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения; развитие логического мышления, сознательного восприятия учебного материала, интуиции; пробуждение математической любознательности и инициативы; развитие устойчивого интереса к математике; расширение кругозора.

«Сказ про Федю и неожившего медведя»

Входит мальчик с книгой в руке, портфель в сторону, сам за стол, берет книгу, читает громко:

- «Урфин - Джус и его деревянные солдаты» …

Читает с богатой мимикой и во всяких положениях: сидя, лежа …, быстро листает страницы, мечтательно задумывается.

Федя:

- Вот так книга, книга – класс!

Клево в сказке, а у нас?

Уроки в школе, дома тоже …

Кто мне бедному поможет?

Мне б несчастному мальчишке

Порошка б как в этой книжке … (говорит и выкладывает учебники)

Я бы всех бы удивил,

Я скелет бы оживил!

Он бы шел по коридору,

Все визжат! Ну и умора!

Можно парты оживлять

И отправить их гулять.

Вот зашел учитель в класс …

Здрасьте, говорит, садитесь.

Мы ему: вы не сердитесь,

А домой отправьте нас

Потому что сесть нам некуда.

Вот несчастье, вот беда!

Оживил бы я коня,

Что стоит в спортивном зале.

И возил бы он меня

На уроке всем на зависть!

Я бы оживил медведя …

Голос: А не пожалеешь Федя!?

Федя: Кто ты? Кто тут? Я боюсь!?

Голос:

 Не бойся! Это Урфин – Джус.

Не пугайся я не злой!

Ты прикрой глаза рукой

И в кулак зажми другую.

Я тебе и наколдую …

Но, смотри, не пожалей!

Федя: Нет! Давай колдуй скорей!

Разжимает ладонь, и видит: там порошок. С криком радости бежит к столу, спотыкаясь, падает и рассыпает порошок на учебник математики.

(Пауза … Его окружают «странички»)

1 страничка: Ой! Странички, живой мальчик …

Федя: А вы кто?

2 страничка: Мы твой задачник!  (тараторят) 

3 страничка: Ты так мудро поступил!

4 страничка: Все странички оживил!

5 страничка: Ты, наверное, любишь нас?

6 страничка: И летишь стрелою в класс?

7 страничка: Показать на практике

8 страничка: Любовь к математике!

     (образец странички крепится на булавку)

Федя:

Подождите! Не трещите!

Вы спокойно объясните!

Что за чушь? Любовь какая …

Я вас вовсе и не знаю …

9 страничка:

Мы задачки, уравненья

С вычитаньем и сложеньем …

Федя:

Что?!! Удар! Ой! Нервный шок!!!

Мой волшебный порошок!

Вот тебе и конь с медведем!

Что же будем делать, Федя?  (трет лоб)

Эй, задачки и сложенья!

Выйти как из положенья?

Что теперь мне делать с вами?

Что скажу я папе, маме?

Как обратно вас верну?

Отвечайте! Быстро! Ну!

10 страничка:

 Не волнуйся! Это ж просто!

Отвечаешь на вопросы

И странички понемножку

Все уйдут назад в обложку!

Федя:

На вопросы мне ответить?

Я ж не Ломоносов Федя!

Я усвоил лишь едва,

Что четыре – дважды два.

(обращается к ребятам)

Помогите мне, друзья,

Ну, без вас не справлюсь я!

Обращается к страничкам:

На пределе мои нервы!

Не тяните: кто тут первый?

1 страничка:

Когда Гераклом Герион был в жаркой битве сокрушен,

То победителю в награду быков отличных было стадо.

Быков на луг отправил он и погрузился в крепкий сон.

Но сын вулкана – Какус смелый – к быкам как вор подполз умело.

И сделал все, что он хотел: он отобрать себе успел

Одну шестнадцатую стада; теперь добычу спрятать надо.

В пещеру он быков загнал, куда свет дня не проникал,

И вход туда прикрыл надежно. Найти быков здесь невозможно!

Когда Геракл пришел на луг, он насчитал 120 штук.

И не осталось в нем сомненья, что состоялось похищенье.

В нем сердце закипело злобой, быков он ищет, смотрит в оба.

И, вдруг, как бы из-под земли услышал, как ревут они.

К пещере бросился он в гневе, все разметал он в этом хлеве,

И Какуса убил в мгновенье; быков забрал из заточенья,

И стадо он угнал скорей, - все получил царь Эврисей.

Теперь скажи мне, вычислитель, сколько быков злой похититель

Из стада увести сумел, и сколько всех быков имел

Геракл могучий и отважный? Все это знать нам очень важно.

(Учащиеся решают вместе с Федей: 120:15=8 – угнал; 120+=128 - было).

Федя:

Ох, нелегок этот бой!

Едем дальше. Кто второй?

2 страничка:

Вот задача не для робких!

Вычитай, дели и множь,

Плюсы ставь, а также скобки!

Верим, к финишу придешь!

?

Ответ:

Федя:

Ну-ка, ну-ка, кто тут третий?

Я тебя давно приметил!

3 страничка:

Будь внимательным и не спеши.

С чувством, с толком, с расстановкой

Верно ребусы реши.

?

Ответ: а) полка; б) 8*18=144.

Федя:

Мне понравились задачки!

Я совсем неглупый мальчик!

4 страничка:

Цифры в ряд перед тобой   0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Выходи смелей на бой!

Получи произведенье,

Сумму чисел получи.

И, скажи, что будет больше?

Думай, Федя, не молчи.

Если прав в ответе, научно докажи,

Как надо нас умножить,

И надо как сложить?

Ответ:

Федя:

Ты смотри как интересно!

Все так складно, будто песня.

Странички:

Есть и песня, подпевай.

И слова запоминай.

Эта песенка поможет

 Нас сложить, отнять, умножить.

(Учащиеся поют песенку «О дроби» на мотив «Чему учат в школе»)

Дроби всякие нужны,

Дроби всякие важны.

Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.

Если будешь дроби знать,

Точно смысл их понимать,

Станет легкой даже трудная задача.

Дробь свою «переверни»

Повнимательней взгляни.

Вдруг из правильной неправильную видишь.

Эти дроби перемножь,

Единицу ты найдешь,

Их обратными зови и не обидишь.

Дробь на дробь чтоб разделить,

Долго нечего мудрить.

Дробь, обратную делителю, берите.

И на эту дробь теперь

Умножайте поскорей.

Так искомое вы частное найдете.

5 страничка:

10 солдат строились в ряд.

10 солдат шли на парад.

Девять десятых было усатых.

Сколько там было безусых солдат?

 

Ответ:1 случай: 10:10*9=9 – усатых; 1 - безусый;

         2 случай: 20:10*9=18 – усатых; 2 - безусых

Федя:

Следующий! Ну, друзья,

Все умней – умнее я!

6 страничка:

Вместо «звездочки» поставить нужно знак.

Действовать умело нужно так,

Чтоб в ответе получилось «восемь».

Через две минуты мы ответ попросим.

?

Ответ: знак «+»

Федя:

Кажется, я стал смелей!

Кто там дальше? Не робей!

7 страничка:

Мальчик Пат и собачонка

Весят два пустых бочонка.

Собачонка без мальчишки

Весит две больших коврижки.

А с коврижкой поросенок

Весит, видите, бочонок.

Сколько весит мальчик Пат?

Сосчитай-ка поросят!

1) МС=ББ                2) С=КК                3) КП=Б

Решение: МКК=КПКП; М=ПП

8 страничка:

Взгляни на многозначное число: Х34286Y

Должно быть расшифровано оно.

Придется поработать вам опять

Делится число на 45.

(признаки делимости на 5 и на 9: 4342860; 8342865)

9 страничка:

За 10 дней пират Ерема

Способен выпить бочку рома.

А у пирата у Емели

Ушло б на это три недели.

За сколько дней прикончат ром

Пираты, действуя вдвоем?

 

Ответ: Пять целых пять шестых дней

10 страничка:

Возле лужицы отряд

Длинноногих лягушат.

Очень стройная колонна:

По пять ровно каждый ряд.

                По два, по три, по четыре

Как ни ставил командир,

Неизменно оставался

Лишним кто-нибудь один.

А сейчас в любой пятерке

Все довольны, все в восторге!

Ну, а сколько лягушат не в ряду, а в целом?

Свой расчет произведи с правильным прицелом!

 

Ответ: 25

(странички исчезают)

Федя:

Это все? А где странички?

Я хотел уж по привычке

Что-нибудь еще решить …

А без них-то скучно жить …

Я и знать не знал на практике

Как интересна математика.

Ну, зачем мне конь с медведем?

А скелет тем более?

Оживлю-ка все учебники

В своем родном портфеле я!

 (И с гордым видом уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические сказки

Это сборник сказок, который мы сделали с ребятами 6-го класса....

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Творческие работы учащихся Математические сказки.

Творческие работы учащихся - математические сказки о законах и свойствах математических действий,  Сказки о Волшебном треугольнике, построенные на геометрическом материале, сказки о десятичных др...

Математическая сказка

Математическая сказка для учеников, которые увлекаются математикой...

Математическая сказка "В царстве геометрических наук"

Предоставлен сценарий сказки "В царстве геометрических наук".  Все геометрические фигуры  - это жители царства Геометрического, собираются в городе Планиметрическом на празднование дня рожде...

Математические сказки учащихся 5-6 класса МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка

Это первые сказки . которые придумывали мои  ученики.  Сегодня они  успешно  закончили школу, приобретают професиональные  знания. Я обещала им, что с их  сказками ...