«Хорошие стихи не так легко писать».
методическая разработка по теме

 

Творческая лаборатория

«Хорошие стихи не так легко писать».

(Мероприятие проводится в рамках Всемирного Дня Поэзии, к 21 марта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_laboratoriya.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая лаборатория

«Хорошие стихи не так легко писать».

(Мероприятие проводится в рамках Всемирного Дня Поэзии, к 21 марта).

Цели: 1. Познакомить с понятиями стихотворной речи (ритм, рифма, размер) на примере стихотворений А.С. Пушкина; 2. Развивать творческие способности учащихся: образное мышление, воображение, поэтический вкус. №. Формировать культуру восприятия стиха. 4. Воспитывать любовь к поэзии.

Эпиграфы к уроку:       «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». (Поговорка)

                                           Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.

Хорошие стихи не так легко писать.

А.С. Пушкин. «К другу стихотворцу».

I. Вступительное слово:

- Ребята, как вы понимаете слова «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»? Вы согласны с данной поговоркой?  Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

1. Психологический тест на выявление настроения: Перед вами  лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

- Ребята, я рада снова вас приветствовать в Пушкинском зале, в нашей творческой лаборатории. Сегодня мы будем учиться писать стихи. Как вы думаете, легко ли писать стихи? А Пушкину легко было писать свои стихи? Давайте обратимся к словам эпиграфа: Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет/ И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет./  Хорошие стихи не так легко писать.

2. Выступление докладчика. «Поэзия в жизни Пушкина».

1811 год. Эта дата имела для Пушкина свою особую мету.  Открытие Лицея, который станет колыбелью пушкинской музы. Лицеисты жили дружно, без муштры. А самое главное, вместе с воспитанниками лицея в нём жила и Поэзия. Лицеисты зачитывались стихами, спорили о стихах, писали стихи. И не только в своих комнатах или во время прогулок в Царскосельском парке, не только в свободное от занятий время, но и на самих занятиях.

Первое своё стихотворение Пушкин написал на уроке словесности по заданию профессора  Кошанского,  предложившего ученикам воспеть в стихах розу.

Строки, взятые нами  эпиграфом занятия,   написаны в 1814 году, когда будущий поэт учился в лицее,  и было ему всего 15 лет. Это его первое стихотворение, опубликованное в журнале «Вестник Европы».   Но юный Пушкин не подписался под ним, а зашифровал свою фамилию в буквах Н.К.Ш.П. (В обратном прочтении с добавлением гласных -  Пушкин).

Конечно, Пушкин не осознавал себя ещё поэтом, но уже  в эти годы он понимал, что «хорошие стихи не так легко писать». Пушкин был требователен к себе, к своим стихам, по несколько раз переделывал ту или иную строчку.

В Лицее было написано А.С. Пушкиным 132 стихотворения. Его друзья понимали, что среди них растёт настоящий поэт. Позже осознавать  это стал и  сам Пушкин.                    В углах  лицейских  переходов

Являться  Муза  стала мне,

Моя  студенческая  келья,

Доселе  чуждая  веселья,

Вдруг  озарилась,  Муза  в  ней

Открыла  пир  своих  затей;

Простите,  хладные науки!

Простите,  игры  первых  лет!

Я изменился,  я  поэт.

Учитель: - Ребята, каждый ли может писать стихи?

А.С.Пушкин писал:                  Дана  мне лира от богов,

Поэту дар бесценный;

     И муза верная со мной:

Хвала тебе, богиня!

Оказывается и среди вас есть те, кто дружит с Музой, кто имеет «дар бесценный». Послушаем стихотворение Ковалёвой Вали.

II. Законы стихотворчества.

- Но каждый поэт, помимо дара божьего, должен знать законы стихотворчества, стихотворной речи, которая отличается от прозы. Чем же отличается стихотворная речь от прозаической?

- Правильно, каждое стихотворение должно иметь рифму и ритм.

1. Выступление докладчика.

УДАРЕНИЕ – очень важная вещь, и особенно – в поэзии, потому что именно правильное чередование ударных и неударных слогов и составляет её основу – РИТМ. По принципу чередования ударных и безударных слогов измеряется ритм стихотворения, или его метр. Такое сочетание ударного и безударного слогов называется СТОПОЙ. Стопа совсем не обязательно должна составлять слово. 

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь  элементов (звуков, речевых единиц), размеренность в развитии чего-нибудь.

2.  Рифма – созвучие концов стихотворных слов. Рифмы бывают  смежные, перекрестные, кольцевые.

3.     А размеры стихотворений, написанных с помощью двусложной стопы, называются ХОРЕЕМ и ЯМБОМ. Размеры:

 Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

       '  /         '  /      '/      Хорей - двусложный размер стиха с ударением на первом слоге   '     /      '     / '    /      

III. Учимся сочинять стихи.

Инсценировка «Как Незнайка сочинял стихи».

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

Незнайка:  Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

Цветик: А у тебя способности есть?

 Незнайка:   Конечно, есть. Я очень способный.

Цветик: Это надо проверить.  Ты знаешь, что такое рифма?

  Незнайка:   Рифма? Нет, не знаю.

 Цветик:  Рифма  -  это  когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?

  Незнайка:  Понял.

Цветик:    Ну, скажи рифму на слово "палка".

  Незнайка:    Селедка.

 Цветик: Какая же это рифма: палка - селедка?  Никакой  рифмы  нет  в  этих

словах.

Незнайка:  Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

  Цветик: Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка - галка,  печка - свечка, книжка - шишка.

Незнайка:    Понял,  понял!  Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!

Цветик:     Ну, придумай рифму на слово "пакля".

 Незнайка:   Шмакля.

  Цветик:    Какая шмакля?  Разве есть такое слово?

 Незнайка:   А разве нету?

  Цветик:   Конечно, нет.

 Незнайка:  Ну, тогда рвакля.

Цветик:   Что это за рвакля  такая?

  Незнайка:     Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля.

  Цветик: Врешь  ты  все,  такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

  Незнайка:    А если я не могу подобрать другого слова?

   Цветик: Значит, у тебя нет способностей к поэзии.

  Незнайка:     Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма.

Цветик:  Сейчас. (Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки,  голову  наклонил набок  и  стал  думать.  Потом  поднял голову кверху и стал думать, глядя на  потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок  и  стал  думать, глядя  на  пол.  Проделав  все  это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя): - Пакля,  бакля,  вакля,  гакля,  дакля,  макля...   Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.

 Незнайка:      Ну вот! Сам  задает  такие  слова,  на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный.

Цветик:   Ну,  способный,  способный,  только отстань!   У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма,  вот  тебе  и стихи.

 Незнайка:    Неужели это так просто?

  Цветик: Конечно, просто. Главное - это способности иметь.

- Итак, ребята. Что же посоветовал Цветик Незнайке? Получается, что главное при создании стихов – правильно подобрать рифму. Посмотрите на доску: там записаны два четверостишия, рифмы подобраны. Можно ли сказать, что у меня записаны стихи? Чего не хватает?

Не бывает лягушки без тучи.

Не бывает поэта без кручи.

Скалолаза не встретишь без кочки.

И дождя не бывает без строчки.

И ремня не бывает без печки.

И избы не бывает без шляпы.

И не водится рыба без папы.

- Ребята, переставьте слова так, чтобы в четверостишиях появился смысл.

2. Игра в рифмы.

- А теперь задание посложнее. Подберите рифмы к следующим строкам.

Не бывает мальчишек без … (драки).

Не бывает без лая … (собаки).

Не бывает дедули без … (внука).

И не слышится песня без … (звука).

Без добра не бывает … (улыбки).

И без струн не пиликают … (скрипки).

Не бывает без пенки … (варенья).

Нет без рифмы … (стихотворенья).

3.Тайны поэзии.

1.  Чтение и анализ стихотворения.

 - Значит, ребята,  могут быть и рифма, и ритм, а настоящего стихотворения нет. Есть рифмованные строчки, игра в рифмы и слова. А  что же такое настоящие стихи? Попытаемся понять это. Послушайте стихотворение Ковалёвой Вали «Сосулька».

-   Понравилось ли вам это стихотворение? Попробуйте описать сосульку. Какой вы её себе представляете? Как изображена  сосулька в стихотворении, на кого она похожа?

- А какие строчки были особенно неожиданны и интересны?

- Итак, мы познакомились с хорошим стихотворением. В нём есть и ритм, и рифма, но главное в нём, как и в любом настоящем стихотворении, - это чувства, настроение, глубина мысли и правильно подобранные слова. Настоящий поэт видит в обыкновенных вещах что-то необычное. Он может рассказать об этом словами.

2. Сочиняем сами.

- Ребята, а давайте и мы попробуем написать хотя бы две строчки стихотворения. Я предлагаю вам начало:

Громко плачут сосульки на крыше…

Выглянул подснежник в полутьме лесной….

IV. Рефлексия.

- Мы долго говорили сегодня о поэзии. Выскажите ваши впечатления от проделанной работе в устной форме или в форме синквейна.

Сущ.

Прилаг. Прилаг.

Глагол. Глагол . Глагол .

Простое предложение (4-6 слов)

Междометие, выражающее ваши эмоции.

- Итак,  как вы думаете: легко ли писать стихи? Посмотрите ещё раз на эпиграф к нашему уроку. Теперь, конечно,  вы убедились в том, что «хорошие  стихи  не  так   легко писать». Я буду рада, если вас этот урок вдохновит на поэтическое творчество, на такое,   о  котором  писал в стихотворении «Осень»  (1833 год) А.С. Пушкин:

      И  мысли  в  голове  волнуются  в  отваге,

И  рифмы  лёгкие  навстречу  мне  летят,

И  пальцы  просятся  к  перу,  перо  к  бумаге,

Минута  -   и  стихи  свободно  потекут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы, или Как можно научиться писать стихи.

Презентация рассказывает о том, как можно использовать ресурсы сети Internet при подготовке творческих заданий. Пользуясь тренажером (о котором идет речь в презентации) мои ученики быстро научились пи...

[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым  - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...

КАК ХОРОШО УМЕТЬ ПИСАТЬ!

Матиериал для родителей и педагогов. Подробное описание о письме, как о процессе. Даны игры, упражнения....

Легко ли стихи сочинять? (Чем отличаются стихи от прозы?)

Разработка урока для 5 класса по литературе "Легко ли стихи сочинять?( Чем отличаются стихи от прозы?)". В итоге дети должны научиться отличать стихи от прозы и развивать свои творческие способности, ...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...