исследовательская работа
творческая работа учащихся по теме

Рябова Марина Васильевна

Исследовательская работа по теме "Этот удивительный мир бисера", выполнила ученица 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_poliny_1.doc521.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Сосновская СОШ №1

Тема исследовательской работы:

«Этот удивительный

 мир бисера».

Выполнила: ученица 4 класса

Рябова Полина

2007-2008г.

Актуальность проблемы:

Я выбрала тему для исследовательской работы «Этот удивительный мир бисера»,потому что в этом году я увлеклась бисероплетением и была приятно удивлена ,что я не одинока. Вместе со мной заинтересовались этим видом рукоделия многие девочки нашего класса и даже мальчики. Наблюдая за кропотливой работой, мне захотелось узнать как можно больше о бисере:

-Кто придумал первым  бисер?

-Из каких материалов изготовлен бисер?

 -Насколько популярен этот вид рукоделия среди школьников?

- Что полезного для человека дают занятия бисероплетением?

Поэтому я начала разрабатывать исследовательскую работу по теме «Этот удивительный мир бисера».

Начала я работу с социологического опроса среди своих одноклассников, а за тем и ребят других классов. В ходе опроса я  получила такие результаты, что большинство девочек в начальных классах занимаются бисероплетением. Из 52 человек 16 занимаются бисером, а 24 человека пожелали тоже заняться этим рукоделием.

Данные по Сосновской СОШ  №1

Обсуждая данную тему дома, я предложила провести такое же исследование в Виткуловской школе, в этом мне помогла мама. Было опрошено 47 человек:  27 из них уже  занимается бисероплетением,14 -  хотели бы  заняться бисероплетением.

Данные по Виткуловской СОШ

 

-занимаются бисероплетением,

-желали бы заниматься бисероплетением.

     За тем я предложила этим ребятам ответить на несколько вопросов:

*Как ты думаешь, кто изобрёл бисер?

*Как долго люди занимаются бисером?

*Что тебе дают занятия бисероплетением?

*Что интересного ты узнал, занимаясь бисером?

*Какая  литература помогает тебе больше узнать о данной теме?

Таким образом, получились следующие результаты:

50 человек из 50 на первые два и четвёртый  вопросы не смогли дать полный ответ.

24 из 50 на третий вопрос ответили :

«Приятно делать своими руками красивые вещи».

Литературу о бисере ребята приобретают сами, потому что в библиотеке таких книг нет.

Таким образом можно сделать следующие выводы :

Исходя из данных таблиц видно ,что бисероплетением занимается 57% учащихся в Виткуловской СОШ и 30 % в Сосновской СОШ №1, 29%  учащихся в Виткуловской СОШ и 46 % в Сосновской  СОШ №1 желали бы заняться данным рукоделием. Таким образом можно сделать вывод, что  бисероплетение –это популярный вид рукоделия . Очень немногие знают и интересуются историей рукоделия, а также и не задумываются о пользе этого занятия. Поэтому свою исследовательскую работу я решила посвятить этой теме.

Гипотезы исследования.

Возможно занятия бисероплетением приносят пользу здоровью человека.

Возможно бисероплетение это не современный вид рукоделия, а древнее занятие уходящее корнями в наше прошлое.

Цель:

Приобщить как можно больше ребят  к древнему  и в то же время молодому искусству.

Задачи:

*Раскрыть  историю бисерной вышивки.

*Изучить технику бисероплетения .

*Проанализировать, какую пользу несёт в себе увлечение  бисероплетением.

 

Сбор информации

        

План исследования.

1.Выработка алгоритма действий.

 2.Социологический опрос.

3. Сбор информации:

-интервью с психологом .

-интервью с медицинским работником.

-интервью с руководителем кружка «Бисеринка» в ДДТ.

-интервью с членами кружка «Бисеринка» вДДТ.

4. Работа с литературой

(поход в школьную библиотеку, районную детскую библиотеку).

5. Поиск архивных данных о занятии рукоделием (школьный краеведческий музей).

6. Практическая работа (изготовление

изделий из бисера).

7. Составление презентации «Этот удивительный мир бисера».

8. Выступление на  школьной ученической конференции.

 Польза бисероплетения.

Мнение медиков:

«Вышивание бисером прекрасно успокаивает нервы ,снимает стресс .Бесконечная уборка ,готовка, стирка ,которая отнимает все силы у женщин, напряжение во время уроков ,стрессы после контрольных и диктантов у школьников-всё это вряд ли повод для хорошего настроения .Тут –то и придет на помощь приятнейшее занятие –вышивание бисером».

Красавина Ю.И.(школьный врач)

Мнение психолога:

«Вышивание -созидательный  и творческий отдых, оно возвращает силы и энергию, поднимает самооценку. Если вы повесили на стену вышитую бисером картину, то конечно услышите восторги друзей ,родственников и знакомых .Ну, а если украсите бисером свою  курточку ,то поймаете завистливые взгляды прохожих.

Любая  вышивка, в том числе и бисерная, объединяет людей ,помогает найти общий язык с самыми разными людьми .Как футбольные болельщики любят говорить о матчах ,так и любительницы вышивки могут часами вести разговор о любимом хобби. Делятся опытом ,рассказывают ,как лучше вышить тот или иной узор, как выбрать нитки ,где найти бусинки нужного цвета. В процессе общения они узнают много нового друг о друге, и это касается не только рукоделия.»

Киселёва Л.Е.(школьный психолог)

Мнение руководителя кружка «Бисероплетение»:

«В процессе работы у ребят развивается воображение , фантазия ,чувство прекрасного .Вышивка бисером –это ещё невероятно модно. Область применения бисера огромна. Роскошные  свадебные платья с бисерным орнаментом, вечерние туалеты, джинсы, куртки, кофточки и юбки, туфли и кошельки ,украшения. Словом , бисером можно украсить всё ,что душа пожелает!»      

   Киселева Т.А.(руководитель кружка «Бисеринка»     при ДДТ)

Мнение членов кружка «Бисеринка»:

Умение вышивать бисером мне помогает в выборе подарков друзьям, родственникам и знакомым на день рождения, Восьмое марта, Новый год и другие праздники .Мне не нужно ходить по магазинам , а необходимо просто создать подарок своими руками. Что может лучше быть такого подарка?»

Максимова Ксюша (ученица 4 класса Сосновской СОШ №1)

«Бисер дает возможность обновить свой гардероб. Можно купить новую кофту, а можно подарить «вторую» жизнь старым вещам. А для этого надо только пофантазировать ,в этом мне помогает  кружок «Бисеринка».

Попкова Ксюша (ученица Сосновской СОШ №1)

Слова ученого М.В. Ломоносова:

Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах... :

 «Письмо о пользе стекла»

Легенда возникновения стеклоделия

 «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».

Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.

Способы производства бисера

Самые древние

1 способ

Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста».

Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.

2 способ

Вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.

Венеция - центр бисерного производстваВ начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Галлии — территория нынешней Франции, Испании, Португалии, Германии. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и

византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы. Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVII вв.На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.

В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных .стекольных мастерских, с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности, из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. А в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев и их дети признавались патрициями. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В 1445 г. острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла.


Перчатки императора Фридерика II. Рубины, сапфиры, бисер, вышивка золотом. 1220 год, Сицилия

Но несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII в. во многих городах Италии возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами — перебежчиками. В XV в. такие мастерские появляются в Германии и во Франции.  Но несмотря на это Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

Германия

В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии. Сначала в области Фихтельгебирге начали изготовлять бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора. Их экспортировали в Россию, Азию и Африку. В начале XVIII в. в Тюрингии было основано производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Здесь изготовляли и искусственный жемчуг из стекла путем особого метода обработки чешуи рыбы — уклейки. Шлифовали бисер в Богемии (Чехия), где издавна существовало производство стекла.

Чешское стеклоделие

Как подтверждают археологические раскопки и письменные источники, начало чешского стеклоделия относится к средним векам.
Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла. Первый огонь в стекловаренной печи загорелся в 1376 г. в поселке Скленаржица, неподалеку от Яблонца. В 1548 г. в городке Мшено-над-Нисоу был основан первый стекольный завод, а в 1760 г. в Яблонец-над-Нисоу прибыли первые иностранные купцы.

В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии создали свою технологию стекла, в состав которого ввели вместо соды, секреты изготовления которой строго соблюдали венецианцы, древесную золу — поташ. Отсюда и пошло название лесное стекло. Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Германский монах Теофил в своем знаменитом «Трактате о различных ремеслах» писал, что в Х—XI вв. немецкие стеклоделы варили стекло из двух частей буковой золы и одной части хорошо промытого песка, а в XII в. использовали золу папоротника.


Оплетённая бисером сумочка. 1800 год, Чехия

Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII — начале XVIII в. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный биcсер и стеклярус.
Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

Бисер на Руси

Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники.Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных  стекол».
Икона. Вышивка бисером. 1800 год, Россия

На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озёра и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III—IV вв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии.
Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных, эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.

Рис. 7

Рис. 8

Если при раскопках курганов VIII—XI вв. встречаются стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII в. для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм еще наряднее и красочнее.

Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла — простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами,— вывозились во многие города России и в Турцию. В Начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники.

В 1668 г. строится второй. Измайловский, завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные "потешные" (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь. Здесь работали немецкие, русские и венецианские мастера.

Петр I.

Большое внимание развитию стекло делия в России уделял Петр I. Он уничтожил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал русских ребят за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 г. на Воробьевых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти Петра I. Воробьевский завод был переведен в Петербург и со временем стал Императорским.


Женский головной убор. Вышивка бисером и жемчугом. 1700 год, Россия

На протяжении XVIII—XIX вв. в России существовали небольшие казенные и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и, жемчугом.

А вторую половину  XVIII до середины XIX  можно смело назвать «Золотым веком бисера» в России.

Увлечение бисером охватило все слои общества:

Крестьянки и горожанки расшивали миниатюрными бусинками и стеклярусом свои праздничные наряды.

   

                           Комплект с сарафаном                         Рубаха девичья                       Комплект женской одежды

А также продолжают  украшать себя головными уборами разнообразными по виду и форме.       

Фото  представленных репродукций  середины XIX века яркий тому пример.

Но не только крестьянки с горожанками увлекались бисером.

Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также  для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.         

Бисерное рукоделие пришлось по вкусу и женщинам из привилегированных сословий. 

Светские дамы  и почтенные купчихи вышивали панно и картины.

Особенное место отводилось всяким разным изящным вещам, изготавливаемым как для себя, так и в подарок.

Перочистка, чернильница                      Стакан в бисерном чехле                 Ломберные щеточки и чехлы

Карандаш. 1820-1840-е гг.                         Середина XIX века.                         на  мел. Начало XIX

ЦРБ

Школьная

библиотека

Районная

библиотека

ДДТ

Школьный психолог

Школьный музей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...