Методические разработки на тему "Холокост"
классный час (9 класс) по теме

Лоскутова Ольга Владимировна

Методические разработки классных часов были призерами областного конкурса о Холокосте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия для 9–11 классов

Тема: “Холокост. Это не должно повториться…”

Автор: Лоскутова Ольга Владимировна, заместитель директора МОУ «Моряковская СОШ» Томского района по воспитательной работе.

Цели мероприятия:

Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении темы “Вторая мировая война”, показать причины национализма, опасность форм его проявления и возрождения фашизма.

Воспитательная: Воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Развивающая: развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.

Оборудование: плакаты на тему «Холокост», фильмы « «Список Шиндлера», «Тяжелый песок», Всеобщая декларация прав человека, презентация «Уничтожение нации».

Ход занятия.

Зажженная свеча на столе учителя. Ученик читает стихотворение.

В безбрежности теряется тропа
От той войны, в которой черепа,
Ушедших в вечность, не нашли могилы.
И где иных казнили – не узнать,
А боль утрат поныне не унять,
Хотя и сгинули нацистские гориллы.

Для многих тысяч лишь одна плита.
Притихшие, оглохшие места
Тревожит эхо позабытой песни…
Евреи снова в жертвенном огне.
Пройти дорогу эту надо мне,
Чтоб в памяти те ужасы воскресли.

Народ – страдалец, горестный твой хлеб
Я ел с тобой. От горя я ослеп.
И разучился в человечность верить.
Боль Холокоста многим не понять,
Увы, ее нельзя стереть, отнять,
И никакою мерой не измерить.

Наш трудный  век. В нем многолико зло,
А тем, кто выжил, просто повезло.
Со зло творившими мы тоже, вроде, квиты.
Но совесть говорит мне: «Не туши
Горячий свет обугленной души.
Ведь в мире есть еще антисемиты».

Учитель.

Слово «Холокост» многим молодым людям сегодняшнего времени незнакомо. Давайте начнём с того, что попробуем найти определение этого слова в энциклопедии. Дети зачитывают найденные ими ранее выписки из энциклопедии:

Холоко́ст — «всесожжение» — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Учитель.

В течение второй мировой войны фашистами была совершена преднамеренная попытка полного истребления еврейской нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира (это более 6 000 000 человек). Кроме того, были уничтожены от четверти до трети цыганского народа, потери поляков  составили 10 %, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные,  погибли около 3 миллионов советских военнопленных. Страшные цифры! Именно после прихода фашистов к власти начала реализовываться политика государственного антисемитизма (непринятия представителей еврейской расы). Эта идеология была прописана ещё в книге Гитлера «Майн кампф».

Первой жертвой Холокоста стала еврейская община Германии, которая насчитывала 500 тысяч человек.

Посмотрите на следующие слайды (презентация).

Ученик освещает политику государственного антисемитизма в Германии в 1933 – 1940 гг. (смена слайдов).

1. В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». В связи с этим, евреи были изгнаны с государственной службы, их магазины бойкотировали, книги еврейских авторов подлежали сожжению.

2. В 1935 году Нюрнбергские законы «О гражданах рейха» и «О защите немецкой чести и немецкой крови» приняли поправки, согласно которым евреи лишались всех гражданских и политических прав, их предприятия и фирмы были переданы арийцам.

3. В 1938 году было создано специальное бюро во главе с Адольфом Эйхманом, якобы для «добровольной эмиграции  евреев». В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном людей свободных профессий, были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.

4. в 1939 году вышло распоряжение Г.Геринга, одного из первых лиц  Германии, «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». Кроме того, вышел приказ Р. Гейдриха о создании в городах специальных еврейских кварталов («гетто»). 12 ноября 1938 г. в канцелярии Геббельса состоялось заседание, на котором присутствовал Гейдрих. Было решено наложить на евреев штраф в миллиард марок и заставить их платить ущерб, нанесенный нееврейскому имуществу во время погрома.

5. В 1940 году было организовано самое крупное гетто Европы – в Варшаве. Треть населения города разместилась на территории 4,5%.

Учитель:

Вы видите по этим фактам, что план убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. “Вначале было слово”. Устное и печатное, использование понятного “образа врага” для победы на выборах. Детальное антиеврейское законодательство, насилие, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры. Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя “арийцев” представителями “высшей расы”, а всех остальных – представителями “низшей расы” и даже “недочеловеками”. Утверждение, что германская нация – превыше всего, что она – “носительница высших моральных чувств” привели к политике “расовой гигиены”, воплощавшейся мечом и огнем, а затем и к политике тотального уничтожения народов, отнесенных нацистами к “неполноценным расам”. Гитлер говорил об этих народах: “…они так далеки от нас, как породы животных – от подлинной человеческой породы”.

Именно евреи стали жертвами нацистского эксперимента по разработке и реализации технологии уничтожения целого народа.

Давайте посмотрим, как происходило переселение евреев в Польше в те самые, уже упомянутые гетто.

Дети смотрят короткий отрывок из фильма «Тяжёлый песок» (сцена переселения евреев в гетто).

Затем ученики отвечают на вопросы:

  1. Зачем евреев обязывали носить опознавательные знаки?
  2. Что вы думаете о жизни евреев в гетто?
  3. Как вы думаете, благодаря чему люди могли выжить в условиях гетто?
  4. Для чего создавалась еврейская служба порядка? Почему евреи шли туда служить?

Учитель: а теперь, чтобы  давайте попробуем поработать с текстом Всеобщей декларации прав человека. Откройте лежащий перед вами документ и попытайтесь составить таблицу, разделив права человека на три группы.

Учащиеся работают с текстом Всеобщей декларации прав человека, выделяя в таблицу группы прав: гражданские, политические, социально-экономические.

Теперь мы постараемся взглянуть на некоторые моменты Холокоста с правовой точки зрения. Давайте посмотрим, как выглядела ликвидация гетто. Внимание на экран (демонстрируется фрагмент фильма С.Спилберга «Список Шиндлера, сцены ликвидации гетто).

Ответьте на вопросы:

  1. Какие основные права человека нарушали нацисты?
  2. Ваши чувства после просмотра отрывка фильма.

Учитель:

Уничтожение евреев в Европе не было тайной для стран-участниц антигитлеровской коалиции. Так, правительство Великобритании уже в 1942 году из перехваченного немецкого сообщения узнало о том, что фашисты за месяц уничтожают в лагере Освенцим 8354 человек. После этого началось обсуждение различных способов спасения заключенных. Но дальше разговоров дело так и не пошло. Впоследствии союзники отклонили требование бомбить лагеря смерти или хотя бы подъездные пути в Освенцим, где каждый день сжигали десятки тысяч евреев. (Так, в течение трех недель лета 1944 г. в Освенциме было казнено 445 тыс. венгерских евреев). Все это говорит о равнодушии западных держав к судьбе европейских евреев. В СССР судьба евреев была не менее трагичной. Евреи центральной и восточной Украины, которым не удалось эвакуироваться до прихода немцев, попали в руки нацистов и разделили участь своего населения восточноевропейских областей. Вспомнить, например, страшный Бабий Яр в Киеве, Богдановку в Николаевской области, Дробицкий яр в Харькове. Там были уничтожены тысячи представителей еврейского народа. Это нашло свое отражение в стихах и песнях.

Ученик читает отрывок из поэмы Е.Евтушенко:

В истории еврейства казней много.
И ныне страх, как тошнота во рту.
…Слепая спотыкается дорога,
Она упрется в смерти темноту.

Вот Бабий Яр. Повсюду оцепленье.
Уже сереет неба бирюза,
И по рядам ползет оцепененье,
От страха расширяются глаза.

Все вещи - в кучу. Дан приказ раздеться -
И к Яру. Начинается исход:
По спинам палки, никуда не деться,
И безоружных косит пулемет.

Их гонят, гонят, гонят, гонят, гонят…
Через бугры и рытвины туда,
Где в ужасе земля натужно стонет,
Рекою льется кровь, а не вода.

И в эту бездну медленно и глухо
Срываются и падают тела.
Песок им будет ныне вместо пуха,
Кого смерть за собою увела.

Поодаль полицаи и солдаты
Штыками колют маленьких детей.
Над стариком глумятся супостаты -
Кастет по голове: «Умри, еврей!»

Вот изверги насилуют девчонок,
Затем их добивают тесаком.
Вот в Бабий Яр летит грудной ребенок,
Раввина убивают топором.

Уходит день. Яр полнится телами.
ОУНовцы кричат: «Умрить, жиды!»
Сиона дети, я навеки с вами,
И палачам не миновать беды.

И кровь людская по песку струится.
Из груды тел протянута рука.
Пусть суд свершится Божию десницей,
И мрак фашизма сгинет навека.

Тут тысячи со смертью обвенчались:
Портной, учитель, врач и брадобрей…
Средь груды тел набухший кровью талес.
Прими их души, Боже, поскорей.

Тут только ветер говорит: «Замучен
Под Киевом невинный твой народ».
И где-то стон, тягуч и однозвучен,
Теряется среди Днепровских вод.

Учитель:

Но в любой войне раскрываются и плохие, и хорошие качества человека. И были люди, которые, несмотря на свою принадлежность к немецкой расе, понимали, что уничтожение еврейского народа – чудовищное преступление. И это противоречило их моральным принципам, а потому, рискуя собственной жизнью, они спасали этих людей.

Всем известно имя фабриканта Оскара Шиндлера, спасшего более 1100 евреев. Он устраивал их работниками на свою фабрику эмалированной посуды, а затем вывез более 800 мужчин и 300 женщин в безопасное место, где они дождались окончания войны и избежали страшной смерти в газовых камерах концлагеря Аушвиц. Отрывки из фильма «Список Шиндлера» мы уже смотрели в начале нашего занятия.

Венгерский дипломат Рауль Валленберг спас десятки тысяч венгерских евреев, оформляя им фальшивые паспорта, а затем погиб сам, но уже в СССР,  застенках НКВД.

Совсем недавно стало известно и о «русском Шиндлере» -   политруке Николая Киселёве, русском партизане, сумевшем сбежать из немецкого плена. У партизанского отряда «Мститель» под командованием Киселёва, к которому прибились уцелевшие евреи Белоруссии, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили Москву и получили приказ вывести евреев через линию фронта. Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошло 270 человек, большая часть которых — старики, женщины и дети. После более чем 1500-километровый перехода по оккупированной территории, Киселёв вывел за линию фронта 218 человек, после чего был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако спасённые им люди в свою очередь заступились за него и Киселёва освободили.

Посмотрите, на последнем слайде фотографии этих людей.

(Последний слайд презентации)

Таких людей с чистым и отважным сердцем, конечно, было немало. В Израиле им присваивалось звание Праведника Мира. Каждый год спасенные граждане Израиля вместе со своими детьми и внуками собираются на традиционные Дни Памяти, чтобы ещё раз вспомнить тех, кто помог им выжить.

 Давайте и мы почтим память погибших во Второй мировой войне минутой молчания (минута молчания).

А теперь ответьте на самый важный вопрос: был ли побежден Холокост? Согласно высказыванию М.Я. Гефтера, первого президента российского фонда «Холокост»: «Никогда не бывает геноцида против одного народа, геноцид всегда против всех». Дети отвечают на вопрос, учитель подводит их к выводу, что когда в стране, победившей фашизм, звучат нацистские лозунги, а преследования и оскорбления людей по национальному признаку (в том числе и русских в некоторых бывших советских республиках) становятся обыденным явлением, тема Холокоста звучит особенно актуально. А, следовательно, ужасы Второй мировой войны не должны повторяться.

Заключение. Звучит «Адажио» Альбинони, на его фоне звучит стихотворение в исполнении ученика или же самого учителя.

Фашизма на земле не смыть пятно,
И к памяти взывает нас оно.
Набатом – Холокоста трупный смрад,
И миллионный счет людских утрат.

Все, кто ушел, к былому не вернутся,
И их сердца в сей жизни, не забьются.
Вы прокляты – на ком лежит вина,
Что боль утрат испили мы до дна.

Литература:

  1. Г.В.Клокова “История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945), М.НПЦ “Холокост”, 1995 г.
  2. Материалы Википедии (Интернет).

ЗАЯВКА УЧАСТНИКА

IХ Международного конкурса работ "Память о Холокосте - путь к толерантности"

Название работы «Холокост. Это не должно повториться…»

Автор (ФИО, полностью) Лоскутова Ольга Владимировна

Учебное заведение МОУ «Моряковская СОШ» Томского района

Класс (должность) зам. директора школы по воспитательной работе.

Научный руководитель нет

Адрес учреждения

Индекс 634516

Страна РФ

край, обл. Томская область

С. Моряковский Затон Томского района

ул. Советская, 31

Домашний адрес

научного руководителя или автора (нужное подчеркнуть)

Индекс 634516

Страна РФ

край, обл. Томская область

С. Моряковский Затон Томского района

Пер. 2 Парковский

№ 13

Корпус

Квартира 1

Контактный телефон (с кодом) 8-3822-927-755

e-mail loskutovaolga2009@yandex.ru

Дата заполнения 10/04/2010г.

Подпись  О.В.Лоскутова



Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА УЧАСТНИКА

Х Международного конкурса работ "Память о Холокосте - путь к толерантности"

Название работы «Праведник мира»

Автор (ФИО, полностью) Лоскутова Ольга Владимировна

Учебное заведение МОУ «Моряковская средняя общеобразовательная школа» Томского района

Класс (должность):  заместитель директора школы по воспитательной работе

Научный руководитель: нет

Адрес учреждения

Индекс

634516

Страна

Российская Федерация

край, обл.

Томская область

Город

Томский

Район, с. Моряковский Затон

ул. Советская

№ дома: 31

Контактный телефон (с кодом)- +7 3822 927 755

e-mail: loskutovaolga2009@yandex.ru

Дата заполнения 11 сентября 2012 года.

Подпись О.В.Лоскутова

Разработка внеклассного мероприятия для 9–11 классов

Тема:  «Праведник мира»

(Об Оскаре Шиндлере)

 

Автор: Лоскутова Ольга Владимировна, заместитель директора МОУ «Моряковская СОШ» Томского района по воспитательной работе.

Цели мероприятия:

Образовательная:  активизация и актуализация знаний, полученных школьниками на уроках истории при изучении темы “Вторая мировая война”.

Воспитательная:  Воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма, раскрытие темы личности в истории.

Развивающая: развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию. 

Оборудование:  фильм  «Список Шиндлера», Всеобщая декларация прав человека, презентация «Оскар Шиндлер – праведник мира».

Звучит музыка-вступление из кинофильма С.Спилберга «Список Шиндлера».  

Ученик читает стихотворение Марка Луцкого:

Союзники бомбили города,
Неся врагу законное возмездье
За Ковентри, за Лидице, Полесье,
За жизнь людей, ушедших в никуда.

Союзники бомбили города,
Продуманно, умело, "на отлично",
А в это время немцы методично
В Освенцим отправляли поезда.

Разведчики писали рапорта,
И многие штабисты знали это,
Но шли и шли в Майданек поезда,
И продолжалась смерти эстафета.

И шел за эшелоном эшелон
Со многих европейских территорий,
И делал свое дело газ "циклон",
И день, и ночь работал крематорий.

Не прерывалась ни на сутки нить,
И лагеря не проявляли милость…
Союзники могли б все разбомбить,
Могли, могли… Но это не случилось.

Учитель. В стихотворении поэтессы Ольги Рудой есть такие строки:

Как детям объяснить: шесть миллионов
Исчезнувших  в застенках…  навсегда…
Замученных, отравленных  «Циклоном»,
Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.

        Вы уже знаете о страшном слове – Холокост. По-гречески это означает «огненная жертва». Этот термин давно вошел в историю. Так назвали  крупнейшую этнополитическую трагедию в истории мировой цивилизации – истребление шести  миллионов евреев в годы Второй мировой войны. Они погибали в концлагерях и прочих  гитлеровских «фабриках смерти».

        Пожалуй, со стихами согласиться нельзя. В любое время находились люди, которые не боялись выступать против зла. Они брали на себя, казалось бы, совершенно невозможную миссию: шли против установленного режима и делали все для спасения самого ценного, что есть существует на земле – человеческой жизни. Одним из таких людей стал герой нашего сегодняшнего классного часа – богатый немецкий фабрикант Оскар Шиндлер, спасший с риском для себя более 1200 евреев во время Второй Мировой войны. Давайте сегодня постараемся узнать побольше об этом человеке, которому давно присвоено почетное звание – «Праведник мира».

Ученики представляют страницы биографии Оскара Шиндлера. (Презентация)

- Оскар Шиндлер родился 28 апреля 1908 года в австро-венгерском городке Цвиттау. Его родители Ханс  Шиндлер и Францишка Лузер были католиками. Молодой Оскар  изначально  вёл жизнь праздного капиталиста, для которого главное в жизни – это деньги. В годы «Великой депрессии» он разорился. Но в 1939 году Шиндлер вступил в НСДАП (Национал-социалистская немецкая рабочая партия). В начале Второй мировой войны он основал завод по выпуску металлической посуды. Завод находился в Кракове и принадлежал ранее еврейскому предпринимателю Натану Вюрцелю.

- Перелом в сознании Шиндлера произошел в 1942 году, когда он стал свидетелем ликвидации краковского гетто. Именно тогда он познал все ужасы, которые принес с собой гитлеровский режим. Осознал и свою причастность к преступлениям нацистов против еврейского народа.

(Просмотр сцены ликвидации гетто из фильма «Список Шиндлера»). Ученики отвечают на вопросы:

  1. Каковы ваши ощущения после просмотра этой сцены?
  2. Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы принять решение пойти против этого режима ради спасения людей?
  3. Давайте попробуем ответить на вопрос: какие права в этом случае нарушались согласно Всеобщей декларации прав человека. Ее текст лежит перед вами на столе. (Ученики находят моменты нарушения прав человека).

Учитель. Это был действительно решающий  момент в судьбе фабриканта. Стать абсолютным гуманистом, защищать обреченных на смерть без выгоды для себя. Шиндлер по совету своего бухгалтера, еврея Ицхака Штерна, выторговал у высоких немецких чинов право принимать на свою фабрику евреев концлагеря Плашув, которые были обречены  на смерть.

В 1944 году, чувствуя приближение Красной Армии, фашисты начали массово истреблять евреев, находившихся в Освенциме, Аушвице и других концлагерях. Шиндлер в этот момент совершил невозможное. Он вывез в общей сложности 800 мужчин, 300 женщин и 100 детей  в Брюнлиц, в Моравию, якобы для работы на своей новой фабрике. 10 мая 1945 года этот город освободили советские войска.

Австралийский писатель Томас Кенэлли, позже написавший книгу об Оскаре под названием «Ковчег Шиндлера», так написал в предисловии: «В 1980 году я зашел в магазин дорожных принадлежностей в Беверли-Хиллс, Калифорния, собираясь приобрести пару чемоданов. Магазин принадлежал Леопольду Пфеффербергу, одному из тех, кто выжил стараниями Шиндлера. И стоя у полки, заставленной импортными кожаными изделиями, я впервые услышал об Оскаре Шиндлере, немецком бонвиване, ловком дельце, обаятельной личности, полной противоречий, одним из свидетельств  которых является его встреча с представителями обреченной на смерть расы в те годы, которые ныне известны под именем Холокоста, Катастрофы». Книга Кенэлли превратилась в фильм Стивена Спилберга, ставший легендарным. Он был назван «Список Шиндлера». Речь идет о том  списке, в котором содержались имена спасенных евреев. Существовало всего 7 версий списка Шиндлера, которые составляли для нацистских чиновников   сам  Шиндлер  и его бухгалтер  Ицхак  Штерн. До сегодняшнего дня обнаружено 5 списков, один из них находится в американском Музее Холокоста, еще один — в федеральном архиве Германии в Кобленце, два — в израильском музее-памятнике жертвам Холокоста «Яд ва-Шем» и один — в частных руках.

   (Продолжение презентации, учитель комментирует кадры).

        После того, как состав с работниками фабрики Шиндлера отправился в Моравию согласно составленному списку, состав с женщинами ошибочно развернули и пустили по другому железнодорожному пути.  Их поезд шел прямиком в лагерь смерти Освенцим, где их ожидал крематорий. Шиндлер неимоверными усилиями с помощью взяток и шантажа развернул состав и направил его по месту назначения. Это был единственный случай в истории, когда поезд со смертниками ушел из Освенцима.  

        Казалось бы, такого человека, как Шиндлер, должна ждать вечная слава после войны. Но оценка человеческих поступков никогда не была однозначна. Давайте поговорим о том, как  поступок Шиндлера был оценен некоторыми скептиками впоследствии.

         

Ученик (специально подготовлен) рассказывает мнение других людей об Оскаре Шиндлере.

В 2001 году по решению исторического института чешской Академии наук Шиндлера  исключили из списка выдающихся деятелей Пардубицкого края, поскольку события, описанные в фильме «Список Шиндлера», оказались в значительной мере вымышленными или искажёнными. Чешская писательница Итка Грунтова написала целую книгу о фабриканте, где представила его как человека, который все делал ради собственной выгоды. В ее книге есть примерно такие слова: «Шиндлер не подходит на роль героя-спасителя. Член НСДАП, работавший на германскую разведку, друживший со многими чинами в гестапо и СС, пьяница, бонвиван, лжец и игрок, обманом завладевший еврейской фабрикой и получивший с нее не один миллион марок прибыли - таким был человек, который стал единственной надеждой для тысяч польских евреев, не стеснявшихся говорить: "Мы - евреи Шиндлера".

Жена Шиндлера, Эмили, сообщила о том, что в список Шиндлера евреи попадали исключительно за плату. Нет платы – нет места в списке. Но, скорее всего, здесь была политическая подоплека. Шиндлера обвиняли в том, что он спасал именно евреев, а не людей каких-то других национальностей.  Впрочем, и Эмили в более позднем интервью призналась: «Оскар организовал вторую фабрику в Моравии именно с целью спасти людей». Сама она занималась на этой фабрике финансами и твердо знала, что никакого дохода ее супруг там не получил.

Учитель. Так давайте все-таки выясним: кем был  Шиндлер: героем или же мыльным пузырем, из которого сделали легенду? Каково ваше мнение об этом?

Ученики высказывают свое мнение:

Михаил. Можно говорить много, но вывод один.  Шиндлер совершил  ПОДВИГ   с большой буквы. Оскар, имея все, в одиночку шел против системы, которая ломала миллионы людей.

Мария. Если даже он и вносил  в список за деньги, как говорит его жена, то давайте задумаемся о том, что рисковал он гораздо большим: не только богатством, но, прежде всего, собственной жизнью. Зачем это нужно обеспеченному человеку?

Сергей. Да просто повелись на то, что фильм голливудский, режиссер супермена из Шиндлера сделал. Но фильм по книге поставлен, а книга со слов свидетелей написана. А уж свидетелям врать зачем? Они все эти ужасы войны и смерти наяву видели.

Анастасия. Оскар - пример для подражания! Если мне в этой жизни удастся спасти хотя бы одного человека -  жизнь прожита не зря.

Учитель. Я думаю, что вы правы. А вот что сказала об Оскаре Шиндлере машинистка Мими Рейнхардт, которая печатала тот самый список Шиндлера:  «Оскар Шиндлер не был ангелом. Он был авантюристом. Мы прекрасно знали, что он был членом СС. Ночью он часто ходил выпивать вместе со своими коллегами. Но утром всегда вовремя приходил в офис. И было очевидно, что он не мог выносить того, что с нами делали. Иногда я задаюсь вопросом, почему не было других людей, таких, как он, способных рисковать жизнью, чтобы спасать евреев, таких, как мы. Ни один нацист не был таким. Потому что Шиндлер был человеком. И, вероятно, у него было золотое сердце».

Шиндлер в интервью 1964 года  сам объяснил причину того, почему он совершил такой поступок: "Преследование евреев в оккупированной Польше постепенно привело к ужасу, проступавшему буквально во всем. В 1939-м их заставили надеть еврейские звезды, и люди были заперты, как стадо, в гетто. Потом, в 41-м и 42-м, было предостаточно случаев откровенного садизма. Люди вели себя, как свиньи, и я почувствовал, что евреев уничтожают. Я должен был помочь им. У меня не было выбора".

        Жизнь его закончилась совсем не так, как это должно было произойти. В 1948 году фабрикант эмигрировал в Аргентину,   через десять лет вернулся в ФРГ и потом много ездил по разным странам, где жили спасённые им люди. В 1967 он получил награду Израильского мемориала памяти жертв Холокоста (Яд ва-Шем) и был назван одним из тех людей, кто достоин носить имя «Праведник Мира». В последние годы своей жизни он жил в полной нищете, существуя на пособия еврейских организаций и подарки спасённых им людей. Оскар умер в доме супружеской еврейской пары Старр, которые приняли его у себя и заботились о нем до самого конца. Согласно завещанию, его прах был доставлен в Израиль и покоится ныне на католическом кладбище на горе Сион в Иерусалиме.

        Книга Томаса Кенэлли «Ковчег Шиндлера» заканчивается фразой: «Его оплакивали на всех континентах». Давайте мы посмотрим заключительную сцену фильма, где спасенные евреи приходят на могилу Шиндлера.

(Просмотр заключительной сцены фильма. Титры в конце: «Памяти более шести миллионов убитых евреев»).

        

Учитель.

Несмотря на неоднозначную оценку деятельности Оскара Шиндлера, его имя стало нарицательным для тех, кто спасал евреев от Холокоста. Полковника  Хосе Артуро Кастельяноса называют «сальвадорским Шиндлером», фильм про советского партизана Николая Киселёва назвали «Список Киселёва» по аналогии со «списком Шиндлера». На бывшей фабрике эмалированной посуды организован музей, сюда приезжает огромное количество туристов со всего мира, как и на могилу Шиндлера.  

На памятном кольце, которое спасенные евреи подарили Оскару, выгравированы слова: «Кто спас хотя бы одну человеческую жизнь, тот спас целый мир». На сегодняшний день евреев Шиндлера и их потомков насчитывается более 7 000 человек. Но мы должны помнить о том, что Холокост не побежден до сих пор. Можете  ли вы привести мне пример его в сегодняшней жизни?

Ученики приводят пример того, что нацистские проявления можно встретить и сегодня. Скажем, убийства людей по национальному признаку, поступки скинхедов и так далее.

Закончить наш классный час хотелось бы стихами Николай Старченкова. Он написал строки, которые так и назвал: «Памяти Оскара Шиндлера». И пусть эта свеча на столе горит в память об этом великом человеке.

Ученик читает стихотворение:

 

Плачь, раввин, это наше горе,

 Плачь, раввин, по ушедшим в небо,

 Плачь, раввин, по ушедшим в небыль,

 Плачь, раввин, и рыдай от горя.

 

 В этом мире святом и темном,

 Серым пеплом дымит Освенцим,

 Пусть я не был в печи сожженным,

 Но я все-таки не был немцем.

 

 Так чего ж я, ночами мучась,

 Все болею чужою виною,

 И за что же мне эта участь -

 Быть рожденным не той страною?

 

 Быть рожденным не тем народом,

 И не той выражаться речью?

 Мне б родиться в иные годы,

 Чтоб и мною дымились печи.

 

 Мне бы ту же беду на плечи,

 Я бы, может быть, стал мудрее,

 Может, мне бы дышалось легче,

 Если б тоже я был евреем?

 

 Но я русский, а эхо вторит,

 Когда крикну об этом в небыль,

 - Плачь, родной, это наше горе,

 Плачь, родной, по ушедшим в небо.

Учитель. Наше занятие окончено. Надеюсь. Вы сегодня открыли для себя совершенно неизвестные для вас страницы истории. До свидания.

Литература:

  1. Материалы Интернета (Википедия и т.д.)
  2. Томас Кенелли «Ковчег Шиндлера», изд. «Эрика», 1994г.
  3. Итка Грунтова «Правда об Оскаре Шиндлере». 2001г.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Праведник мира» (памяти Оскара Шиндлера)

Слайд 2

Фабрика эмалированной посуды Оскара Шиндлера

Слайд 3

Оскар Шиндлер с рабочими своей фабрики

Слайд 4

Оскар Шиндлер и спасенный им Леопольд Пфефферберг

Слайд 5

Часть знаменитого «списка Шиндлера»

Слайд 6

Шиндлер на Аллее «Праведников мира» рядом с посаженным им деревом

Слайд 7

Мемориальная доска в память Оскара Шиндлера

Слайд 8

Памятное кольцо, подаренное Шиндлеру спасенными евреями

Слайд 9

Обложка книги Томаса Кенэлли «Ковчег Шиндлера»

Слайд 10

Памятная почтовая марка

Слайд 11

Исполнитель роли Шиндлера актер Лиам Нисон

Слайд 12

Николай Киселев – русский «Шиндлер»

Слайд 13

Хосе Артуро Кастельянос – сальвадорский «Шиндлер»

Слайд 14

Могила Оскара Шиндлера

Слайд 15

Светлой памяти павших…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...