Будем внимательны и терпимы друг к другу
классный час по теме

Максимова Надежда Львовна

Сценарий классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budem_vnimatelny_i_terpimy_drug_k_drugu.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Будем внимательны и терпимы друг к другу.

 (Воспитание толерантности)

Цель: - формирование толерантного мышления воспитанников, уважения прав, индивидуальности и неповторимости других людей.

Задачи:

воспитательная: -воспитание в каждом чувство уважительного  отношения к другим людям;

образовательная: -дать представление о толерантности личности, попробовать самому стать более лояльным к другим людям;

развивающая: - коррекция развития ценностных ориентаций личности;

                        - уметь высказывать собственную точку зрения, попытаться принимать и  

                          понимать людей  такими, какие они есть, повышать сплоченность всех      

                          членов коллектива, развивать коммуникативные навыки.

Словарь: толерантность –это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, национальности;

                Проявлять толерантность – это значит признавать то, что различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность;

              комплимент – это похвала, любезные, приятные слова;

              общество – объединение людей для какой-либо цели;

             скинхеды – собирательное название молодежной группировки. От англ.слова «скин»-брить, «хед»- голова  -  « бритоголовые»

,

                 владыка – тот, кто обладает властью

             гуманизм – человечность

             агрессивность – враждебность

             эгоизм – себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других

Оборудование: слайды, листья деревьев, рисунки детей, глобус.

Ход воспитательского часа.

1 Слово воспитателя. Наш сегодняшний  воспитательский час называется «Будем внимательны и терпимы друг к другу»

В начале нашего занятия проведём мини-игру «Найди различия».

Ребятам раздать листья дерева любого (по три).(Листья должны быть похожи, но иметь различия).

2 Задание: Рассмотрите  листья и ответьте на вопрос: «Одинаковы ли листья?»

Ответы: -Похожи

              - Края заостренные

              - Один меньше другого ит.д.

Вывод: - Спасибо вам за проявленное  умение всматриваться в природу. Мы приходим к выводу, что если даже листья растений так похожи друг на друга и между тем у них столько отличий, то как же должны различаться между собой такие сложные существа, как люди! Посмотрите друг на друга. Одинаковы ли вы? Наличие  различий – это нормально. Это закон природы.

1 слайд 3 Беседа: Мы все живем на земном шаре. Нас много, 7 млрд  человек. Представьте, что было бы, если все люди на Земле были бы совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т д.)

- Каким будет этот мир?  (скучным)

- Хорошо или плохо, что мы все разные?

- Как жить в мире, где столько разных людей? (в дружбе)

Вывод Ребята, прикосновение  к листку как посланцу природы помогло сделать важный вывод: мы все, живущие на планете Земля  люди, так похожи и так не похожи друг на друга. Различий  между людьми очень много: по возрасту и цвету кожи, разрезу глаз, росту, национальности, культуре, традициям и т.д. Все люди неповторимы. Но находятся  такие, которые, видя людей, не похожих на себя по внешности, манере поведения и т.д., начинают смеяться над ними, а иногда и обижают их.

2 слайд.4 А теперь посмотрим ролик о скинхедах.( Просмотр и обсуждение сюжета  из СМИ о скинхедах). Объяснить  значение слова

Вопросы к обсуждению:

- Что вы увидели, ребята?

- Хорошо ли они поступают?

- Можно ли обижать людей, не похожих на себя по внешности?  А если они говорят на незнакомом тебе языке?

- Как вы относитесь к скинхедам?

- Опасно то, что скинхеды высказывают мысль  «Россия для русских». Правильно ли они говорят?

- А к какой национальности вы относитесь, ребята?

- Как называется наша республика?

- Какие национальности у нас живут?

- Как вы относитесь к людям другой национальности?

- Смогли бы вы дружить с человеком другой национальности?

- Опасно то, что скинхеды высказывают мысль «Россия для русских» Правильно ли они рассуждают?

- А как называется наша страна?

3 слайд Вывод:140 млн. человек проживает в нашей стране. А живут у нас люди разных национальностей: русские, чуваши, татары, марийцы, мордва, калмыки, чеченцы, ингуши и другие.  Россия – общий дом для всех людей, живущих в нашей стране Они должны жить, уважая друг друга. Воспитанный человек терпимо относится к людям независимо от того, какой они национальности или веры. А терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, национальности называется толерантностью.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что все люди имеют право жить в мире, сохраняя при этом сой язык, культуру, традиции. Каждому, чтобы понять другого, нужно быть терпеливым, внимательным.

4 слайд. Вот какой случай описывается в книге известного писателя В.Астафьева  «Царь-рыба».

Три охотника решили провести длительное время в тайге, ночуя в маленькой избушке, а днем  охотиться. Непогода заставила их сутками сидеть в этой избушке. Они не привыкли сидеть без дела, но не знали, чем занять себя, и стали страшно ссориться. В итоге чуть было не перестреляли друг друга. Почему же так произошло? Потому что  люди не умели терпимо относиться друг к другу, к недостаткам и особенностям других.

А непонимание и нетерпимость людей друг к другу могут привести к ужасным последствиям.

5. Физкультминутка

. Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Воспитатель: Чтобы не было  непонимания между людьми, ссор, войн,  каждый человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, с пониманием относиться к каждому человеку.

Ребята, как вы думаете, какими же качествами обладает толерантный человек?

6   Задание учащимся на листочках: прикрепить к дереву листья с надписью, которая характеризует толерантную личность:

 - уважение мнения других

 - непонимание

 - желание что-либо делать вместе

 - эгоизм

 - умение понимать людей

 - выражение пренебрежения (высокомерное, лишенное всякого уважения  к кому-нибудь)

 - чуткость

 -любознательность

 - раздражительность

 - снисходительность (умение прощать, не быть строгим)

 - равнодушие

 - доверие

 - гуманизм (человечность)

 - агрессивность (враждебность)

 5 слайд  7.  Вывод о толерантной личности

Толерантная личность

- уважение мнения других

- доброжелательность

- желание что-либо делать вместе

- умение понимать людей

- чуткость, любознательность

- снисходительность

- доверие

- гуманизм

8    Воспитатель: Итак, с чего начать каждому , чтобы стать толерантной личностью?

6 Слайд: - Уважай собеседника

             - Старайся понять то, о чем говорят другие

             - Отстаивай свое мнение тактично

             - Будь справедливым, готовым принять правоту другого

             - Стремись учитывать интересы других

Воспитатель: Класс – это маленькая семья. Все мы тоже очень разные. Собрались вы здесь из разных районов, деревень. До поступления в нашу школу никогда друг друга не знали. Но у вас есть общее:

   А) учеба (все приехали учиться)

   Б) общая цель – получить образование:

  В) класс (коллектив)

   Г) общие классные дела.

Общение с другими людьми невозможно без умения выслушивать другого. Сейчас в этом убедимся с помощью игры  «Пойми меня»

9. Игра »Пойми меня»

       Выберите одного ученика и попросите его выйти из класса.

Предложите другим учащимся выучить пословицу, например: «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь» (каждый из играющих учит одно слово). Прорепетируйте, чтобы все участники игры произносили свои слова одновременно. Пригласите ученика  и объясните, что ему надо понять, что скажут ученики. По команде воспитателя играющие начинают произносить слова пословицы. В итоге хаос, и никто не понимает, о чем идет речь .

Вывод: всегда нужно выслушивать собеседника, того, кто с тобой говорит.

И хотелось бы, чтобы в нашем. классе, всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Никогда не было бы ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

 7 слайд 10.  Послушайте китайскую притчу «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете, ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

    Слайд:    * любовь

  1. прощение
  2. терпение

И в конце листа:  сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

  - И всё?

  - Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни  всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

  - И мира тоже.

Воспитатель: Ребята, какие качества должны иметь люди, чтобы между ними всегда были доброта, уважение, взаимопонимание, не  было ни ссор, ни ругани?

(ответ: любовь, прощение, терпение). А чтобы добиться успехов в учебе, нужно относиться друг к другу по-доброму, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были твоими преданными друзьями. Почему так? Потому что у нас разное желание  учиться, характер, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать каждого таким, какой он есть, то есть, быть толерантным

Нам нужно стараться, чтобы каждому человеку было в нашем коллективе хорошо.

11 В заключение как своеобразный вывод в стихотворной форме несколько ребят читают стихотворение – призыв к толерантному поведению:

«Призыв к дружбе»

Мы все различны, но равны.

Друзья мои, мы все едины.

Держаться вместе мы должны.

И станем мы непобедимы.

Не станут страшны тени тьмы.

Не побоимся гроз и грома.

Зовёмся с вами мы людьми.

Земля наш дом. Мы все знакомы.

Мы разные, совсем иные:

Цвет кожи, нация, страна.

Но все же с вами все родные,

Не будем ссориться напрасно

И унижать тех, кто слабей.

Зачем же портить, что прекрасно.

Людская дружба нам важней.

Воспитатель: наш воспитательский час подходит к концу. Мы не можем, к сожалению, в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Но важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесете из этого занятия  в жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками.

Счастья Вам всем, мира и радости! До свидания! До новых встреч!

12 Дети исполняют песню «Солнечный круг»