Учебно-исследовательская работа с одаренными детьми
статья на тему

Подобашина Марина Николаевна

 

На смену индустриальному обществу идет информационное, для которого владение современными технологиями исследовательской деятельности является необходимым условием успешной адаптации и развития в современном мире. От современного человека требуется осмыслено действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и других областях.

Все вышесказанное подтверждает важность приобщения к исследовательской, поисковой деятельности уже в общеобразовательной школе, тем более что здесь имеются широкие возможности для  формирования  исследовательских навыков и исследовательской культуры, как на уроке (проведение учебного эксперимента, домашнее задание исследовательского характера), так и во внеурочной деятельности (участие в образовательных экспедициях, на факультативах и спецкурсах, работа в школьном НОУ, участие в олимпиадах и конкурсах, в процессе работы над учебным проектом и т.д.).  Однако при любой организации исследования и на каждом его этапе роль  руководителя является значимой, и именно от профессиональной компетентности педагога зависит качество выполнения исследования и конечный результат работы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-issledovatelskaya_rabota_s_odarennymi_detmi.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Учебно-исследовательская работа с одаренными детьми»

Автор Подобашина М.Н. учитель русского языка и литературы МБОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж. Жанаева»

Система образования, педагогическая наука во всем мире переживают период переосмысления философских оснований образования, основных направлений его развития, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному обществу идет информационное, для которого владение современными технологиями исследовательской деятельности является необходимым условием успешной адаптации и развития в современном мире. От современного человека требуется осмыслено действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и других областях.

Все вышесказанное подтверждает важность приобщения к исследовательской, поисковой деятельности уже в общеобразовательной школе, тем более что здесь имеются широкие возможности для  формирования  исследовательских навыков и исследовательской культуры, как на уроке (проведение учебного эксперимента, домашнее задание исследовательского характера), так и во внеурочной деятельности (участие в образовательных экспедициях, на факультативах и спецкурсах, работа в школьном НОУ, участие в олимпиадах и конкурсах, в процессе работы над учебным проектом и т.д.).    

Однако при любой организации исследования и на каждом его этапе роль  руководителя является значимой, и именно от профессиональной компетентности педагога зависит качество выполнения исследования и конечный результат работы.

Руководитель исследовательской работы организует работу с учетом определённых условий, способствующих высокому качеству исследования:

  1. организует исследование  с учетом возможностей образовательного учреждения;
  2. осуществляет компетентное и заинтересованное руководство ученической исследовательской работой на всех этапах её проведения;
  1. соблюдает принцип добровольности занятий учеников этим видом работы;
  1. обеспечивает обучающемуся  свободу выбора  направления  исследования с учетом его интересов и возможностей;
  2. создаёт условия для выбора ребенком темы, которая для него интересна, значима и актуальна;
  3. создаёт условия, при которых юный исследователь осознаёт значимость и полезность выполняемой им работы;
  4. организует работу так, чтобы она была для ребёнка посильной, и соответствовала уровню его  способностей.

Говоря о последнем условии необходимо отметить, что его соблюдение возможно при поэтапной организации исследовательской деятельности:

I- подготовительный (3—7-й классы);

II - развивающий (8—9-й классы);

III - собственно исследовательский (10-11-й классы) [1].

Не менее важным условием для создания у ребёнка положительной мотивации  к проведению исследования является уважительное отношение к происходящему одноклассников,  родителей, педагогов школы.

Соблюдение всех этих условий позволяет  руководителю  качественно организовать исследовательскую деятельность по своему предмету и добиться значительных результатов.

Принципы выбора темы: добровольность, личная заинтересованность, научность и связь с базовым образованием, доступность, посильность, проблемность, этичность и др. Связь темы школьного курса, конференции учащихся и исследовательской работы по русскому языку. Влияние научных интересов учителя на выбор темы курса.

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу.

Исследовательская работа – проявление творческого начала. Психологи отмечают, что творческая деятельность основывается на внутренних собственно познавательных мотивах, а не на внешних стимулах. Следовательно, учебно-исследовательская работа предполагает принцип добровольности.

Принцип личной заинтересованности – основополагающий при организации учебно-исследовательской работы. На этапе выбора темы выявляются личные интересы, пристрастия учащихся.

Работа начинается с собеседования учителя - научного руководителя - с учеником, которое помогает сориентироваться в выборе темы и во время которого рождаются оригинальные идеи исследований, всегда связанные с увлечениями, личными склонностями и интересами исследователей. Так, например, тема «Интерфиксы в русском языке» привлекла школьницу, увлекающуюся словообразованием; «Многозначность понятий «сон» и «бессонница» в творчестве М.И. Цветаевой» - ученицу, давно и серьезно увлекающуюся творчеством М.И. Цветаевой. Поклонники русского фольклора выбрали темы: ««Русские традиции и обычаи: новоселье» «Русские традиции и обычаи: Предания Восточной Сибири».

Личная заинтересованность легко обнаруживается в текстах исследовательских работ.

Примеры

Работа Ринчина Ц. «Притчи Леонардо да Винчи в сравнении с баснями И.А. Крылова» начинается с обоснования интереса к предмету исследования: «После изучения басен И.А.Крылова мне стало интересно, есть ли подобные жанры в мировой литературе. И выяснилось, что очень близки к жанру басни притчи, которые писали многие авторы и зарубежные и русские. Но особенно меня поразило то, что, оказывается, этим жанром интересовался «великий флорентинец» Леонардо да Винчи, имя и дела которого стали легендой ещё при жизни».

Жаргала Д. ««Авторские элементы в литературной сказке В.П. Крапивина «Возвращение клипера «Кречет»: «Среди множества произведений детских писателей мне больше всего нравятся книги В.П. Крапивина, в которых я могу найти умный и дельный совет, как вести себя в конфликтной ситуации, как в любых обстоятельствах сохранять человеческое достоинство. Эти произведения – своеобразный кодекс чести. Проникнутые высокими идеями рыцарства и отваги, они очень помогают мне в жизни. Поэтому я выбрал для своей работы тему по произведению В.П. Крапивина.

Юные исследователи нередко проявляют интерес к речи своих ровесников, особенно это свойственно школьникам с развитой языковой рефлексией. Иногда личные интересы находят свое отражение даже в названии исследования, например, девятиклассница Тамара Ш. озаглавила свою работу так: «Почему школьники употребляют в своей речи ненормированную лексику?”».

Принцип научности подразумевает обращение к научно-понятийному аппарату лингвистики (терминам, теории), использованию научных методов исследования языкового материала, причем в рамках определенной теории и научной школы2. Эклектичность в исследовании может приводить к грубым ошибкам и выводам, противоречащим научному подходу.

Пример

Формулировка темы «Понятие царской власти в индоевропейской картине мира» из-за использования устоявшихся в лингвистике терминов индоевропейская (обычно – языковая семья) и языковая картина мира производит впечатление удачной. Однако соединение этих терминов неоправданно, т.к. праиндоевропейский язык – скорее языковая модель, а не язык единой нации, а понятие «языковая картина мира» подразумевает специфически национальный взгляд на мир, зафиксированный в языке (грамматике, лексике, фразеологии). Таким образом, в теме соединено несоединимое.

Ненаучна также подмена исследования публицистической статьей, например об экологии языка.

Если школьники используют научные лингвистические методы, им не захочется обращаться к таким «красивым», но не имеющим ни малейшего отношения к науке словосочетаниям, как магия слова или положительная энергетика, разрушение ауры слова и подобным. Заметим: принцип научности не предполагает, что школьники-исследователи обязаны решать проблемы, актуальные для современной русистики.

Доступность – принцип, связанный с учетом возрастных особенностей учащихся. Школьникам, впервые приобщающимся к исследовательской работе в средней школе, можно предложить более простые в теоретическом плане темы, например, «Правописание е/и в корнях -сед-/-сид»; «Лексический комментарий к трагедии А.П. Сумарокова «Синав и Трувор»; «Сленг в молодежных журналах». Эти темы предполагают описание одного уже известного из школьного курса языкового явления, но на новом материале. Привлечет к исследовательской работе и сделает ее доступной занимательный материал, как, например, в работах: «Язык и юмор в романе Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев”. Неожиданность изобразительных средств»; «“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова»; «Средства выражения комического в сказке Л.Филатова “Про Федота-стрельца…”»; «Этимология названий месяцев в календарях разных народов»; «“Что в имени тебе моем” (о собственных именах)». Темы, названные выше, условно можно назвать монотемами, т.к. в центре внимания одно явление.

Cтаршеклассникам есть смысл предлагать для исследования более сложные темы: «Примеры языкового манипулирования в предвыборных материалах 2002 года»; «Специфика языка и ее роль в формировании читательской аудитории периодических изданий (журнал “КоммерсантЪ-власть”, газета “АИФ”)»; «Формирование имиджа политических партий средствами печатных СМИ». Очевидно, что речевые характеристики требуют комплексного анализа различных языковых уровней (от особенностей интонации и правильности ударений до специфической лексики и разговорных синтаксических конструкций), это сложнее, чем описание характерной лексики, используемой ведущими развлекательных передач.

Посильность – это принцип учета возможностей школьников. Опыт показывает, что при самостоятельном выборе темы ученики плохо представляют границы своих возможностей и глубину выбранного предмета исследования. Ребята могут предложить работы на такие непомерно широкие темы, как, например, «Язык и стиль современных СМИ»; «Международная коммуникация, языковые трудности в общении представителей разных народов». Не соответствующий школьным исследованиям масштаб проблемы – одна из главных причин неудач. Куда более плодотворны самостоятельные наблюдения над языковым материалом небольшого объема. Поэтому можно посоветовать ограничивать исследование определенными рамками

Если тема сформулирована чересчур общо, ученику нечего исследовать, а можно только сделать обзор существующих работ (чаще всего неполный); такие темы, как, например, «Роль А.Пушкина в формировании русского литературного языка», явно провоцируют на написание реферата, а не исследования.

При выборе темы важно придерживаться принципа проблемности: «Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину», причем проблема должна быть именно лингвистической, а не философской, этической и др. Удачно сформулированы темы: «Как нас заставляют покупать (язык телерекламы)»; «Свобода слова на телевидении. Языковой аспект»; «Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь»; «Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе»; «Сопоставительный анализ языковых средств в текстах экономических документов начала и конца ХХ века».

А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка: «Реклама в современном метрополитене»; «Феномен анекдота»; «Юмор в школе»; «Черты представителей различных профессий в анекдотах».

Помогая ученику выбрать тему для УИР, мы можем столкнуться с этической проблемой. Всякий ли языковой материал, интересный с лингвистической точки зрения, можно рекомендовать для УИР?

Исследования современного русского языка часто невозможны без записей текстов живой разговорной речи, которая изобилует речевыми ошибками, просторечиями, обсценной лексикой, почти всегда сленгом и, особенно в последние годы, криминальным жаргоном. С одной стороны, кажется очень полезным «сделать прививку»: через исследовательскую работу дать представление о функциях криминального жаргона, обусловливающих убогую асимметрию основных лексико-семантических полей. С другой – останавливают чудовищно раздутые синонимические ряды со значением насилия.

От учебно-исследовательской работы школьников не надо требовать обязательной практической значимости – возможности плодотворно использовать на практике ее результаты. Но бывают исследования, которым находится практическое применение.

Пример

В работе ученицы одиннадцатого класса Тунгалаг Б. «Интерфиксы в русском языке»  выясняется, какие способы словообразования есть в русском языке, как образуются те или иные слова, что в русском языке называют интерфиксом. Учитывая полученные результаты, учитель может сделать изучение темы «Словообразование» более эффективным, а школьникам легче

Сегодня все чаще учебно-исследовательской работой руководит школьный учитель. Это дает ему возможность реализовать свой творческий потенциал, воспользоваться знаниями, не востребованными на уроках, наконец, проявить индивидуальность. Кажется, в таких условиях должно было бы возникнуть бесконечное разнообразие курсов. Однако на практике складывается совсем иная картина. В анкетах и беседах большинство опрошенных учителей, готовых заняться научным руководством, назвали следующие темы: «Лексика и фразеология», «Этимология», «Заимствования в русском языке», «Культура речи», «Синтаксис простого предложения».

Понятно, что, думая о доступности и занимательности, учителя предлагают в основном курсы, так или иначе связанные с лексическим уровнем; когда речь идет о занятиях в средней школе, это в целом оправданно. Однако старшеклассникам, как показывают опросы, хотелось бы изучать и другие языковые явления, например, речь сверстников (использование в устной речи слов-паразитов, сленга, ненормативной лексики; речевые ошибки и просторечия), проблемы экологии языка. Для многих старшеклассников характерен также интерес к лексике и фразеологии ограниченного употребления, и прежде всего к молодежному сленгу, его происхождению и функционированию; несколько меньше интересуют их пополнение лексики за счет иностранных заимствований (в том числе из английского языка); особенности использования русского языка в интернет-общении; речевые ошибки, обусловленные системными различиями языков при изучении русского как иностранного. Некоторых старшеклассников занимают принципиальная непереводимость сленговых выражений с языка на язык; использование сленга в художественной литературе с различными целями; проблема машинного перевода; реформирование орфографии русского языка в сторону большей упорядоченности; слова категории состояния и др.

Повышенное внимание к лексике, в том числе и ненормативной (бранной, молодежному сленгу, жаргонам), характерно не только для школьников-исследователей, но и для современных лингвистов. По наблюдениям Л.П. Крысина, с середины 90-х годов ХХ века появилось множество работ по этим темам, что объясняется «отсроченным интересом»: в советской русистике жаргоны, будучи свидетельством существования их носителей (наркоманов, хиппи, нищих и др.) были запретной темой для исследователей. Существенно и другое: привлекая внимание к молодежному сленгу, старшеклассники ставят в центр проблемы себя: свой речевой опыт, свою языковую личность.

Еще раз подчеркну, что направления исследований, только отправная точка для постановки проблемы, уточнять и конкретизировать которую будете вы со своими учениками.

Итак, мы говорили о сложностях этапа выбора тем для исследования, принципах их выбора, достоинствах и недостатках тем. Попробуем обобщить, какой же должна быть хорошая тема.

Хорошая тема:

  1. интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности;
  2. интересна научному руководителю;
  3. опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;
  4. соответствует принципу научности;
  5. доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;
  6. посильна по объему и времени, необходимому для ее выполнения;
  7. содержит проблему, требующую решения.

На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и ее окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...