Отражение деятельности учителя.
статья по теме

Мещерова Светлана Викторовна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ельниковский район Республика Мордовия

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ –

«Отражение деятельности учителя в конкурсных работах своих учеников»

(Районный семинар)

        Учитель немецкого языка  

         МОУ «Акчеевская СОШ»

        Мещерова С.В.

2010-2011 учебный год

Отражение деятельности учителя

в конкурсных работах своих учеников.

        

                                          В каждом человеке Солнце, нужно только дать ему светить.

                                                                                                                                  Сократ.

     Из года в год стены нашей школы покидают выпускники. Для каждого из них начинается так называемая "взрослая" жизнь, которая покажет - а был ли смысл в том, чему мы их научили... Мы часто задумываемся о смысле своего труда почему-то именно в тот момент, когда выросшие наши ученики, такие молодые и красивые, говорят со сцены слова благодарности и несут букеты цветов. И мы задаём себе вопрос, а действительно ли мы научили их тому, чему нужно? Будут ли знания, за которые в школе идет такая изматывающая борьба, востребованы, или осядут ненужным балластом где-то в дальних уголках памяти? Мы желаем им в этот момент прежде всего успеха. А что нужно для успеха в современном мире? Все мы знаем расхожую фразу о том, что многознание ума не прибавляет, и, тем не менее, диплом о высшем образовании считаем гарантом успешности... Какие же качества и умения позволят нашим выпускникам достичь этого самого успеха? Успешный человек самостоятелен, он не плывет по течению, он сам выбирает направление своей жизни, он ставит цели и определяет стратегию их достижения, он анализирует свои и чужие ошибки и корректирует планы, он способен выдвигать неожиданные идеи и воплощать их в реальность. Он – организатор, мыслитель и творец!  

     А что реально делает школа, для того, чтобы дать возможность своим ученикам преуспеть в жизни? Воспитывает ли она качества, которые на сто процентов пригодятся в жизни?

     Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к школе, к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день, с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Чтобы быть современным учителем, нужно, прежде всего, идти в ногу со временем. Поэтому я стараюсь всегда находиться в поисках различных развивающих методов и приемов. Для меня очень важно, добиваться того, чтобы каждый ученик раскрывался как личность. Учитель должен чувствовать, что его опыт, его знания ведут за собой учеников. Я стараюсь учить своих ребят трудиться, думать, творить, стремится к тому, чтобы каждый, кто желает, был моим соавтором: спорил, делился мнением, выступал, отстаивал свою точку зрения. В своей работе я часто обращаюсь к истокам народной культуры, которые обогащают ребят, облагораживают их душу, учат их ценить прошлое и настоящее. Для меня, как и для многих других педагогов, истинным предназначением является - помочь юной личности вырасти, набраться духовных сил и раскрыться. И не важно, какой предмет мы с вами ведём, какой у нас педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек – Учитель.

Ну, а насколько мне удаётся это – говорят мои результаты и успехи моих учеников. Ежегодно мои ученики являются победителями и призёрами районной предметной олимпиады по немецкому языку, участниками республиканской олимпиады. И если раньше дети боялись участвовать именно в этой олимпиаде, то сейчас нет этого страха, они мне просто доверяют. Мы с учениками с удовольствием участвуем в межрегиональном конкурсе переводчиков.

В течение 2009-2010 учебного года мои ученики приняли участие в конкурсах «Истоки добра» и «С любовью к учителю», в конкурсе стихов, где стали обладателями грамот и призовых мест.

Вот уже не первый год я веду в школе кружок «Основы православной культуры». На это отводится правда всего один час в неделю. В основном мы с детьми изучаем программный материал. Но, не смотря на это, я особое место отвожу дополнительной работе с учащимися по этому направлению. Мы с кружковцами участвуем в конкурсе рисунков «Рождественская звезда». А в этом году мы приняли также участие в номинации «Проза». Чебырова Наташа, ученица 7 класса, написала рождественскую историю. Неважно, каким будет результат, важно то, что дети желают себя попробовать в чём-то новом, и я считаю, что у них это прекрасно получается, а я в свою очередь стараюсь их поддержать, помочь принять нужное решение.

Ежегодно мы с учениками принимаем участие в конкурсе «Одарённые дети» в номинации «Юные богословы», мои ученики становятся призёрами и победителями конкурса. Кто-то сказал: «Дети всегда талантливы. Ищите секреты, которые заставят светиться всеми красками». Я стараюсь работать, не только со способными детьми, а со всеми, у кого есть желание к творчеству. Спектр конкурсов большой: сочинения, стихосложения, рисунки, исследовательская работа.

В марте 2010 года мы с учениками приняли участие в Χ Республиканском конкурсе молодёжных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий» в номинациях: конкурс плаката «Профессия мультипликатора»,  журналистика, фоторепортаж. Учащиеся, как правило, сами выбирают, где и в чём они хотели бы принять участие, предлагают идеи, советуются.

В мае месяце мы в первый раз приняли участие в республиканском конкурсе «Святыни Земли Мордовской» с работами: творческий реферат «Преподобный старец Феодор Санаксарский» (подготовила ученица 6 класса – Чебырова Наташа), фоторепортаж «Храм божий на горе мелькнул» (подготовила ученица 10 класса – Кудяева Настя). Обе работы получили дипломы победителей 2-й степени.

В октябре месяце мы отправили  две работы на республиканский историко-литературный конкурс памяти Святого Мученика Цесаревича Алексiя «Блаженны изгнанные Правды ради»: обладатель I премия - Чебырова Наталья -  7 класс (тема "Терновый путь казачества в изгнании"), IΙ премия - Мещерова Диана - 11 класс (тема "Иван Шмелев: Россия, сохраненная в сердце").

Мы должны помнить, что счастливый человек – это человек свободный. Свободный не от окружающих людей, законов общества, а свободный внутри себя самого. Наша задача, как учителя, воспитать в ученике внутреннюю свободу, ощутить мир таким, каким он его видит, не давить на его мировоззрение, позволить ему самостоятельно думать и искать, ошибаться и самостоятельно исправлять ошибки. Нужно помочь ему полюбить свое «Я» и утвердиться в жизни самостоятельно, но не обособленно. Это позволит сформировать ребенку свой нравственный стержень. Если человек не имеет представления об элементарных нормах нравственности, то остальные его знания – это труха. Народная мудрость гласит: «Кто успевает в науках, а отстает в добрых делах, тот скорее отстает, чем успевает». Смысл жизни человека - вопрос на все времена. И все-таки мысль о том, что основное предназначение личности - это творчество в совершенно различных ипостасях, я думаю, не вызывает возражений. Изменять мир, делать его более красивым, совершенным может только человек, которого с детства стимулировали к выражению своего Я, своих мыслей и идей. А не тот, которого всеми силами старались научить делать и думать "как надо".

Что же является залогом моих успехов и успехов моих учеников? А ответ один - это труд и еще раз труд. Каждодневный, неустанный труд, вдохновенный творческий поиск, вера в своих учеников и преданность нашей нелегкой, но такой нужной профессии - вот ключ к успеху. Я стараюсь прикладывать все силы, чтобы на моих занятиях мне удалось воссоздать те редкие трепетные минутки-мостики к сердцам моих учеников, когда они не просто слушают, а эмоционально зажигаются, восторгаются, вступают в диалог с прошлым - обретают духовную высоту. Ведь знания ничего не стоят, если они не пропущены через сердце, если они не зажигают стремление находить высший смысл жизни в служении Родине, в любви к своей стране, своему роду, своей семье, своим близким.

Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти... Этот список можно продолжить. И все это - чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.

  Я не держу своей любви в секрете,
  Я не стыжусь душевного огня.
  Мне б только знать, что где-нибудь на свете,
  Хоть огонек остался от меня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя русского языка и учителя – логопеда

В  школе  существует  группа  сопровождения  учебного  процесса,  в  которую  входят  психолог  и  учитель- логопед. Очень  важно...

Современные подходы к проектированию деятельности учителя технологии. (пакет технологической документации учителя технологии)

К технологической документации учителя относятся:l  Учебная (рабочая) программа курса обучения2 Календарно-тематическое планирование содержания предмета3  Технологические карты (курса, разде...

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

План работы творческого объединения учителей физики и информатики по теме "Реализация возможностей ИКТ и их использование в профессиональной деятельности учителя"

План работы школьного творческого объединения учителей физики и информатики на 2011-2012 учебный год по теме«Реализация возможностей ИКТ и их использование впрофессиональной деятельности уч...

Методическая разработка учителя: "Личностно-ориентированный подход в деятельности учителя иностранного языка"

Материал представлен в виде презентации.Может быть использован при подготовке выступлений по проблемам обучения в школе и на уроках. Содержит вопросы педагогики и психологии....

Инновационная деятельность учителей географии, направленная на работу с одаренными детьми. Обзор интернет-конкурсов для учащихся и учителей"

В данной презентации описаны основные виды деятельности учителя по работе с детьми по повышению интереса к предмету, а также дан краткий обзор интернет- конкурсов для учителей географии, учащихся с ук...

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...