Игра "Чудеса природы"
методическая разработка (6 класс) на тему

Воронина Светлана Петровна

 

Предметная область « Природоведение»

Автор  урока: Воронина Светлана Петровна

Место работы: МОУ СОШ № 4, г. Новокуйбышевска, Самарской области

Урок-игра: «Чудеса природы»

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием основных групп живых организмов, раскрыть их  значение в природе и жизни человека.

 

            Вам предлагается разработка урока  по биологии в форме игры. Игра ориентирована на учащихся 10-12 лет. Учащиеся  заранее делятся на команды, не менее   10 человек в команде.  Игру можно проводить между параллелями, командами одного класса или как внеклассное мероприятие в предметную декаду.

             К этому уроку  необходимо выполнить  творческое домашнее задание, которое задается за два урока до игры, чтобы дети смогли хорошо подготовиться. Команды делают маски животных, растений, грибов и готовят  представление каждого живого существа изображенного на ней.

            На уроке используются различные формы – ролевая игра, логические и творческие  задания, музыкальные конкурсы. Материалы, представленные на уроке  в нетрадиционной форме, дают возможность привлечь ребят к активному участию в изучении предмета.

            Данный урок помогает расширить кругозор учащихся, научить анализировать, думать и давать четкий ответ на поставленный вопрос, работать в команде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc919.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

« Чудеса природы»

Урок – игра для учащихся 5-6 классов.

        Участники поделены на 4 команды. Каждая занимает место за столами, на которых стоят номерные карточки. Все члены команды имеют маски с изображением того или иного живого существа (микроорганизмов, растений, животных, грибов).  Жюри занимает свое место, на столе стоит табло.

Звучит музыка « Звуки леса».

1 конкурс – «Представьтесь, пожалуйста!», командам дается 3 мин. На подготовку (придумать название команды и девиз). Жюри оценивает по 5 шкале.

2 конкурс – «Проверка домашнего задания». Заранее командам было дано задание.         Подготовить комиксы – загадки о любом живом существе. Объем 10 листов

А-4. Задача комикса – отобразить жизнь вашего существа в природе, в виде красочных рисунков. Рисунки сопровождаются рассказом о себе (от лица  вашего существа), но, не называя себя, рассказ построить так, чтобы другие команды отгадали это живое существо. Комиксы можно сопровождать загадками, стихотворениями, песенками о вашем  загаданном существе. На выступление – 3 мин. Жюри оценивает красочность и соответствие материала заданной теме.  Участники из других команд, пытаются угадать, о ком идет речь. Команда угадавшая – получает 5 баллов. Результаты заносятся в рейтинговую таблицу.

3 конкурс – «Выбери вопрос» - 10 минут. На доске игровое поле, где размещены вопросы по трем царствам живой природы. Вопросы имеют свою цену от 1 до 5 баллов. В каждой группе по 3 вопроса. Участники команды сами выбирают вопросы. Чем дороже вопрос, тем сложнее. Если команда отвечает неправильно, ход переходит к другой команде. Начинает команда с наименьшим количеством баллов.

 

   

 

                                                     

Вопросы по царству животных:

  1. О какой птице говорят, будто бы она счастье в дом приносит? (Аист)
  1.  Кого считают возможными предками слонов? (Мамонт)  
  1.  Кто в лесу без топоров строит избу, без углов?  (Муравьи)
  2. Какие птицы очень похожи на людей: спереди белая «манишка», сзади темная спина? (Пингвин)

2.   Если бы можно было устроить гонки млекопитающих на короткую дистанцию, кто     из них стал бы победителем на этих соревнованиях? (Гепард – 70 км/ч)

2.   Какая птица может поворачивать голову на 2700 и, не меняя позы, видеть все вокруг себя? (Сова)

3.   Кого считают самым грозным врагом полей, со времен фараонов? (Саранча)

3.   Милые девицы, славные девицы, строят комнатушки в темненькой избушке. (Пчелы)

3.   Назовите древнюю ящерицу, которая может  менять свою окраску? (Хамелеон)

4.   Какую птицу использует человек для ловли рыбы? (Баклан)

4.   Какая рыба, носит имя человека? (Карп)

4.   Какая рыба, похожа на змею? (Угорь)

5.   Каким животным, поставлены памятники? (Собаке – в Москве, лягушке – в Англии, кошке – в Париже)

5.   Какое животное, первым было приручено человеком? (В Египте – кошка)

5.  Изображение пера, какой птицы в Египте было знаком справедливости? (Страуса)

Вопросы по царству растений:

1.Из чего получают натуральный шелк и бумагу? (Из нитей кокона тутового шелкопряда и древесины)

1.Какое хвойное растение осенью сбрасывает листья – хвоинки полностью? (Лиственница)

1. У какого растения самый толстый ствол? (Секвойя)

2. Что же это за подвох?

    Вдруг на дереве горох. (Акация)

2. Это растение  сначала называли «чертовыми ягодами», а теперь называют «вторым  хлебом»? (Картофель)

2. Каменный уголь, как он образуется? (Останки растений)

3. Кто скажет, что за трава, которую слепые знают? (Крапива, мята)

3. Растет ли дерево зимой? (Нет)

3. Название, какого цветка такое же, как конфета? (Ирис)

4. Какие цветковые растения носят человеческие имена? (Роза, Маргаритка, Иван да Марья, Василек, Вероника, Ромашка)

4. Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клен)

4. Что собой представляет «березовый сок»? (Раствор минеральных солей)

5.В старину на Руси 7 июля отмечали праздник Ивана Купалы. В этот день зацветает папоротник. Какого цвета его цветы? (Цветов у папоротника нет, это споровое растение)

5.Почему санатории для людей, страдающих заболеваниями органов дыхания, находятся в сосновом бору или вблизи  хвойного леса? ( Хвойные растения выделяют в атмосферу особые вещества – фитонциды, они губительно влияют на микробов)

5. Почему  в пищевой рацион человека полезно включать бурую водоросль – ламинарию «морскую капусту»? Что она содержит в себе? (Йод – необходим для четкой работы щитовидной железы)

Вопросы по царству грибы:

1.Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)

1. Какой гриб лечит? (Пеницилл)

1. Гриб-паразит  тело которого напоминает конское копыто? (Гриб-трутовик)

2. Тело шляпочного гриба состоит? (Шляпки и ножки)

2.Грибы друзья деревьев? (Грибы-симбионты: подберезовик, подосиновик)

2. Самый ядовитый гриб? (Бледная поганка)

3. Удивительное дело – как дружны зеленый с белым.

    Друг за друга отвечают, и друг друга выручают. (Лишайник)

3.Зацвели сережки – первый гриб в лукошке. (Сморчки и строчки)

3.Лисички, мухомор, опенок, боровик, волнушка. Какой гриб лишний и почему? (Мухомор – ядовитый гриб)

4. Есть ли корни у грибов? (Нет)

4. Правила сбора грибов.

4. Съедобные грибы – 5 штук.

5. Какой «гриб» умеет летать? (Птицу чомгу называют «поганкой»)

5.Какие грибы образуют плодовое тело под землей, для их поиска используют обученных свиней? (Трюфели)

5. В древних легендах сообщается о случаях, когда в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом, вдруг обнаруживали на земле массу мелких крупинок – похожих на манную крупу. Люди ели эти крупинки. Насытившись, они обретали силы – в библии эти крупинки называются «манной небесной». Что это такое? (Съедобный лишайник – леканора)

Жюри подводит итоги и заносит результаты в рейтинговую таблицу:

Команды

Представление

команд

Комиксы

(домашнее

задание)

Музыкальный

привет

Конкурс

капитанов

всего

I

II

III

IV

4 конкурс – «Конкурс капитанов». В черном ящике лежат игрушки – животных, которых капитаны должны угадать по наводящим вопросам.

Например:  – У него есть шерсть?

                     -  Он крупных размеров?

Ведущий может дать три подсказки, но за каждую подсказку минус один балл.

1 животное – собака:

  1. Подсказка первая – «У того, кто находится в ящике, звонкий голос и хороший слух».
  2. Подсказка вторая – «Хорошее обоняние».
  3. Подсказка третья – «Друг человека!».

2 животное – медведь:

  1. Подсказка первая – «Он больших размеров, имеет мощные лапы с когтями».
  2. Подсказка вторая – « Он очень вынослив, может проходить в день большие расстояния».
  3. Подсказка третья – «Строит берлоги для зимовки».

3 животное – заяц:

  1. Подсказка первая – «У того, кто находится в ящике, длинные задние ноги и маленький хвост».
  2. Подсказка вторая – «Травоядный».
  3. Подсказка третья – «Зимой белый, летом серый».

4 животное – ежик:

  1. Подсказка первая – «У того, кто находится в ящике, небольшой размер тела, очень шустрый, любит полакомиться жуками».
  2. Подсказка вторая - «Имеет супер – шубку, которую каждый бы хотел иметь для защиты».
  3. Подсказка третья – «При опасности сворачивается в клубок».

5 конкурс – «Музыкальный привет». Каждая команда исполняет один куплет из песни, где говорится о животном, растении и др. живых организмах. За каждую песню – 1 балл.

Жюри подводит итоги  по конкурсу капитанов и заносит результаты в рейтинговую таблицу (на доске).

6 конкурс – «Найди своих друзей». У каждого учащегося маска с изображением живого организма, ребята должны взяться за руки и построить пищевую цепь и объяснить взаимосвязь в цепи. Сколько звеньев в цепи, столько баллов получает команда.

Жюри подводит итоги игры, озвучивает балл, вручает грамоты (приложение 1). Самые активные учащиеся получают дополнительные оценки. Все дети получают оценки (неудовлетворительные оценки не ставятся).

         

        Учитель  подводит итог урока, детям раздается комплект из трех карточек разных цветов, они должны выбрать цвет и положить в корзину:

  1. Красная – урок очень понравился;
  2. Зеленая – урок понравился, но …
  3. Желтая – урок не понравился, потому – что …

Дети получают домашнее задание – найти интересные факты из мира живой природы и оформить их в виде информационной листовки.

Литература

Жук Л.И. Земные карусели – Минск: Красико - Принт, 2007. – (Праздник в школе).

Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2004.

С.П.Воронина,

учитель биологии,

г.о.  Новокуйбышевск

        

5

3

2

1

4

                                                     

5

4

1

3

2

                                                       

5

4

3

1

2

Идентификатор: 207-140-743 Урок-игра «Чудеса природы»



Предварительный просмотр:

Приложение 1  к уроку «Чудеса природы»

Вручается команде «________________________________»

______________________________

За победу в интеллектуально – познавательной игре

«Чудеса природы»

Председатель жюри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...